Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переходная экономика и ее особенности в России.

Поиск

Страны с переходными экономиками переживают период всесто­ронних и радикальных преобразований. Их успех во многом зависит от того, в какой степени осуществляемые меры позволяют обеспечить рост эффективности экономики и социальный прогресс. Переходная эконо­мика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенден­ции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наи­более общие принципы и формы преобразований. При этом экономиче­ская теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.

Переходная экономика — это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе, включающее ряд характерных черт.

Формирование основы новой экономической системы, т.е формы хозяйственных связей или типа координации деятельности между субъектами экономики, а также господствующего типа собственности. Когда эти элементы экономиче­ской системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного со­стояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной осно­ве.

Многоукладность экономики как элемент основы переходной экономики. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, характеризующийся определенным типом собственности, определенными интересами, способами ведения хозяйства, и существующий на ряду с другими отношениями. В переходной экономике существу­ет и старая и новая основа и еще только формируется новая система связей. Применительно к Российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. Преодоление многоукладности в основе экономики - одна из целей переходной экономики.

Неустойчивость разви­тия как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует: в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отноше­ния, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономиче­ских и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода.

· Относительная длительность преобразований в переходной экономике объясняется не только сложностью и противоречивостью про­цессов, но и прежде всего следствием естественных, не зависящих от политиче­ской власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невоз­можности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и эконо­мические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам.

По форме переходная экономика имеет со смешанной экономикой об­щие черты - соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулиро­вания, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.д. Од­нако за этим скрывается качественное различие типов экономик.

Смешанная экономика — это характеристика современной экономической системы, кото­рая по своей природе, в своей основе соединяет данное противоречие элемента как целостное единство, определяющее другие формы; это устойчивая современная экономическая система, на рубеже XX-XXI ве­ков; преобладающий тип экономических систем в большинстве раз­витых стран мира.

Переходная экономика — это не воспроизводящая по своей основе эко­номическая система, а переход от одной системы к другой; которую отличает от сложившейся смешанной экономики неустойчивость, из­менчивость и ограниченный период времени существования.

В ходе социально – экономической эволюции XX века мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных экономик. Несмотря на то, что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем, которое приводило к коренному преобразованию прежних или возникновению новых систем.

Экономика переходного периода от капитализма к социализму - это крайне ради­кальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой. Исторически она составляла особый период от Великой Октябрьской Социалистической револю­ции 1917 г. до завершения этого периода в 30-х годах. Исторический опыт и уроки такого варианта показывают, что несмотря на концентрацию сил всего общества на цели построения нового общества, на создание отечественной индустрии, форсированное развитие образования из­держки и потери радикального преобразования общества были исключительно велики. Это выразилось в устранении рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой структуре экономики, разрушении производительных сил в сельском хозяйстве. Все эти и другие факторы подорвали потенциал само­совершенствования социальной системы в будущем. шло выражение в положении о диктатуре пролетариата как организаторе пре­образований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.

• Коренные изменения в способах координации всей экономики страны - другая разновидность переходных экономик. Хотя эти изменения осуществля­ются в рамках одной и той же экономической системы, однако они затрагивают ее основу, формы экономической политики и ведут к созданию новых институ­тов. Эти периоды в развитии экономики наступают тогда, когда прежние спосо­бы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать; старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики; нарастают элементы хаотичности и не­предсказуемости в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику. Необходимы замена прежних институтов, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим кон­цепциям развития.

В XX веке примерами переходных экономических изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929-1932 гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической систе­мы ХIХ-начала XX века со всей очевидностью показал несостоятельность преж­него подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании "невидимой руке" рынка. Возникновение методов государственного регулирования всей экономики страны, признание необходимости систематиче­ских мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устра­нение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъ­ектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовал наступление нового этапа капи­талистической системы. Данные изменения охватили достаточно длительный период современной истории и обеспечивали длительное время относительно стабильное развитие стран Запада.

Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 70-х годов. В ка­честве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и госу­дарства, как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках "семерки", роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внут­ренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волне научно-технической революции.

· Экономические преобразования в отдельных странах носят переходный характер, и тогда исторически сложившаяся в них экономическая система, и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть из­менены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических связей. Как правило, такие целенаправленные преобразования связаны с ликвидацией деформаций в экономике стран. Они вы­зываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних при­чин.

В качестве меры таких изменений можно привести преобразование эко­номики бывших колониальных стран. Последние были поставлены перед необ­ходимостью преобразовывать структуру народного хозяйства своих стран, соз­дать базис для независимой экономики, ликвидировать отсталость в области об­разования и колониальную социальную структуру. На более поздних этапах пе­ред странами, которые ранее избрали так называемый "некапиталистический путь развития", встала задача преобразования государственного сектора на ры­ночные основы. Во всех этих странах переходные процессы сопровождались по­литической нестабильностью, частыми изменениями экономического и полити­ческого курса. Сейчас данные страны переживают очередной этап трансформа­ции, связанный с поиском наиболее эффективного места в системе междуна­родного разделения труда в изменившемся мире.

• Еще одной разновидностью переходных экономик является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств. Как прави­ло, такие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях нормирования рыночной системы. Примером пе­реходных процессов подобного рода служит опыт стран Латинской Америки, которые на протяжение более 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы роста, увеличивающийся внешний долг, не­рациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию до­ходов и социальной структуры. Опыт Латинской Америки сделал систематиче­ским и постоянным использование стабилизационных программ различного ти­па. Этот опыт во многом полезен и для переходной экономики России.

Переходная экономика, присущая России и другим постсоциалистическим странам, составляет особый исторический тип переходной экономики, качественно отличный от ее прежних разновидностей. Современная переходная экономика представляет собой:

- межсистемный переход: от прежней экономической системы (огосударствленного социализма) к новой экономической системе (рыночной);

- переход от "чистой" экономической системы (один тип экономических отношений, собственности) к смешанной;

- отказ от форм социально гарантиро­ванного общества: огосударствленный социализм, создав всеобщую систему гарантий, обусловил трудность исходного пункта переходной экономики и сложность восприятия радикальных мер, осуществляемых в ее пределах.

Необходимо отметить, что преобразование экономики Россиисвязано с рядом трудностей: во-первых, оно осуществляется в условиях развала СССР, т.е. разрыва народнохозяйственных связей, что уменьшает возможности для поиска источников расширенного воспроизводства, подрывает возможности для становления новых форм координации; во-вторых, следует иметь ввиду геополитический характер современной переходной экономики, который затрагивает не только отношения между новыми го­сударствами, но и ведет к изменению расстановки сил в мире между различны­ми государствами и центрами силы; происходит формирование новых между­народных связей и отношений, новых центров влияния в мире.

Как свидетельствует мировой опыт и особенности предшествующего развития России, прогрессивные тенденции развития российской экономики связаны с формированием социально-ориентированной смешанной экономики. Ее основные черты могут быть определены следующим образом.

Во-первых, это экономика, развивающаяся на базе развитой рыночной системы отношений в сочетании с последовательным сознательным регулирова­нием экономики, обеспечивающим ее устойчивое развитие и социальную ори­ентацию экономики.

Во-вторых, это экономика предпринимательского типа, ориентирован­ная на активную деятельность во всех сферах экономики и направленная на формирование современной технологической базы народного хозяйства постин­дустриального типа.

В-третьих, это социальная ориентация экономики, предполагающая обеспечение социальной устойчивости положения граждан в сочетании с их со­циальной ответственностью за рост эффективности при приоритетном развитии форм собственности, ориентированных на участие всех граждан в процессе присвоения.

В-четвертых, последовательное формирование постиндустриального тех­нологического типа экономики, используя естественные преимущества России, обладающей необходимыми природными ресурсами, научным и образователь­ным национальным потенциалом и традициями.

В-пятых, формирование адекватного условиям России типа националь­ного воспроизводства, который основывается на использовании интенсивных факторов экономического роста развития комплекса отраслей национальной экономики, обеспечивающих ее независимое развитие, преимуществ России, а также открытости экономики при приоритетном обеспечении интересов отече­ственного национального производства, науки и образования.

У российского типа экономической системы ключевыми являются два взаимодополняющих параметра — смешанная экономика и социальная ориентация. Социальная ориентация, понимаемая не в узком потребительском смыс­ле, а как результат развития экономики, требует учета сложнейшей взаимосвязи всех элементов смешанной экономики. Только это ведет к созданию экономи­чески, социально и экологически устойчивого общества.

В свете сказанного требует уточнения теоретическое положение о соци­альной рыночной экономике. Использование этого понятия отражает взаимо­связь рыночной основы экономики и ее социальной ориентации в националь­ных моделях ряда государств. Вместе с тем реально, с точки зрения экономиче­ского содержания, социальное рыночное хозяйство сегодня — это разновид­ность, модель смешанной экономики. В этой связи и с теоретической и с прак­тической точки зрения более точно содержание прогрессивной российской мо­дели экономически отражает ее определение как социально-ориентированной смешанной экономики. В свете сказанного очевидно, что односторонний перекос в сторону тех или иных отношений в ходе создания на рыночной основе новой экономической системы неизбежно ведет российскую экономику к новому ис­торическому тупику.

Только последовательная реализация закономерных мировых тенденций развития экономики, а также учет национальных особенностей России позволя­ет сформировать прогрессивную экономическую модель социально-ориентиро­ванной смешанной экономики России будущего.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две про­тивостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия» (медицинский термин), удачно описывающий характерные особенности радикальных рыночных преобразований.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношения­ми, что позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания в других государствах и заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать ре­формы с быстрыми темпами роста экономики, которые составляют примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода: поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее пе­ревести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепен­ную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опас­ных экономических и социальных последствий.

Политичес­кая стабильность, способность создать благоприятные условия для пред­принимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Ки­тай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать - десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в Россию. Очень удачным решением ока­залось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производ­ства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобе­левской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности, который способен к самоорганизации. Поэто­му монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис нео­классической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предпри­ниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организа­ции (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товар­ные биржи и посреднические компании, многие частные компании и бан­ки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключитель­но по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная те­ория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, самораз­витие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии», В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

В России радикальную экономическую реформу начало в 1992 г. либе­ральное правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой те­рапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось выше, «шоковая терапия» предполагает бездефицит­ный бюджет, тогда как на протяжении 1992-1998 гг. бюджет ежегодно сво­дился с дефицитом 5-10% ВВП. Кроме того, правительство не ограничива­ло заработную плату, что привело к возникновению классической инфля­ционной спирали «цены - заработная плата». С середины 1992 г. государ­ство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хо­зяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года, что, естественно, совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На на­чальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стреми­тельная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются рас­падом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Толь­ко немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыноч­ных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных, средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и пос­ледовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы обществен­ной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива). Слабость государственного управления в России явилась одной из главных причин неудачного хода реформ, первоначально опиравшихся на либераль­ные принципы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.131 (0.011 с.)