Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Общие проблемы экономики.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. И. И. МЕЧНИКОВА
Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права
Селезнев В.Д
Конспект лекций для студентов
лечебного факультета факультета
Экономика Часть 1 (темы 1-3)
Санкт-Петербург 2011г. УДК 33. (075. 8) (06)
Селезнев В.Д. Конспект лекций по экономике. Предназначен для студентов лечебного факультета
Учебное пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.
Введение
Термин «экономика» ввел в оборот выдающийся греческий философ Аристотель. Этот термин происходит от слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон, норма), что в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Сегодня термин экономика имеет два значения. Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения является понятие «хозяйство». Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Как наука экономическая теория сложилась в ХУ11 – ХУ111 веках под названием политическая экономия. В центре внимания этой науки был вопрос, что такое богатство народа и каковы источники этого богатства. Первым экономическим учением стал меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Представители этой школы считали, что богатство – это деньги, а увеличение богатства – это увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли. Богатство создается и преумножается в сфере движения товаров, денежных операций. Постепенно научный интерес перемещается из сферы обращения в сферу производства, и следующей теоретической школой, возникшей в XYIII в., стало учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого – «власть природы»), которые создали целостную систему взглядов на экономическую структуру общества, исходя из примата земледелия как основы жизни общества. Во второй половине XYIII в. происходит становление классической политической экономии. Особая роль принадлежит здесь Адаму Смиту, который в 1776 г. издал сочинение «Исследование о природе и причинах богатства народов». А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес и что процветание общества возможно только на путях индивидуального благополучия. Человек, стремясь к удовлетворению частного интереса, "невидимой рукой" направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. Он выступал за свободное развитие рыночных механизмов. В XIX веке в рамках классической политической экономии сложились два направления. Основоположниками одного явились Ж. Б. Сэй (1767 – 1832 гг.), Т. Р. Мальтус (1766 – 1834 гг.), Д. С. Миль (1806 – 1873 гг.). Они отрицали эксплуатацию одного класса другим, рассматривали получаемый доход как результат взаимодействия трех факторов производства: земли, труда и капитала. Другое направление развивал К. Маркс. В марксистской концепции продолжено исследование трудовой теории стоимости. Для К. Маркса главным являлся вопрос производства и присвоения прибавочной стоимости, которая выражает отношения эксплуатации капиталистами рабочего класса. Во второй половине XIX века была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или маржинализма. Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта. В начале ХХ века возникло новое направление – неоклассическое. Его основоположник Альфред Маршалл ввел в оборот вместо термина «политическая экономия» термин «экономикс». Неоклассики, исповедуя принцип невмешательства в экономику, полагают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономическую жизнь. В 30-е гг. ХХ в. возникло направление, связанное с именем английского экономиста Джона Кейнса. Д. Кейнс в 1936 г. опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой были изложены идеи активного вмешательства государства в экономические процессы, заложены основы современной макроэкономики. В это же время начинает развиваться институциональное направление, сторонники которого рассматривают экономику как систему отношений между хозяйствующими агентами, складывающуюся под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Объектами их исследований являются «институты», к которым относятся как корпорации и профсоюзы, так и различного рода правовые, морально-этические и психологические явления. К концу ХХ века произошло определенное сближение трех основных направлений (неоклассическое, кейнсианство, институционализм) в современной экономической науке, что нашло отражение и в изменении их названий: кейнсианство перешло в неокейнсианство, институционализм – в неоинституционализм, сложился неолиберализм – как среднее между неоклассическим направлением и кейнсианским. Объектом изучения экономической науки является экономика как особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание и элементы определяют границы экономической науки в целом и экономической теории как ее основной части. Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к общественным (социальным) наукам. Существует разветвленная система наук, изучающих экономическую жизнь общества. Это наука об общих законах экономического развития (общая экономическая теория), отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства, экономика здравоохранения и т.д.), функциональные науки (маркетинг, финансы и кредит и т.д.), история экономики страны, история экономической мысли. Общая экономическая теория занимает центральное место в этой системе. Общая экономическая теория – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства различных благ и распределения их среди людей. Это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Предмет этой науки – исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. Суть рационального экономического поведения – минимизация затрат и максимизация выгоды. Микроэкономик а – раздел экономической теории, изучающий поведение и выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (индивид, семья, фирма). Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий крупномасштабные явления на уровне всей страны, рассматривающий совокупные показатели доходов, занятости, динамики цен. Наиболее характерные функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Цель последней – формулировка экономических проблем и определение путей их решения; в этом качестве экономическая наука выступает теоретической основой экономической политики. Метод – это путь, способ, орудие теоретического исследования предмета, отраженного в системе категорий и законов. Важнейший метод – метод научной абстракции. Он состоит в очищении объекта от случайного, временного, второстепенного и определении постоянных, характерных черт. С помощью этого метода строятся экономические модели. Также используются методы индукции и дедукции. Применяется принцип «при прочих равных условиях». В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отражающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта. Принято различать позитивный и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, т. е. что есть, что было или что может быть. Спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, как должно быть. Здесь выносятся оценки: справедливо или несправедливо, плохо или хорошо. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. Роль экономической науки в современном мире постоянно возрастает. Это, в частности, нашло отражение в том, что с 1968 года присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в этой области. Изучение экономики студентами медицинских вузов призвано помочь им повысить уровень своей общей культуры, показать им, как можно применять экономические идеи для анализа социальных, политических и экономических проблем. К тому же известная экономизация здравоохранения, широкое использование медицинского страхования, формирование сложной системы экономических отношений в системе охраны здоровья населения обуславливают новые специфические требования к профессиональной подготовке специалистов здравоохранения.
Типы экономических систем
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Это особым образом организованный способ связи между производителями и потребителями благ. Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). Во-первых, экономическая система может быть представлена как совокупность функциональных связей в экономике, отражающих деятельность по использованию ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей. Во-вторых, экономическая система может быть представлена как система социально-экономических отношений, центральное место среди которых занимают отношения собственности. В-третьих, экономическая система может быть представлена как совокупность институтов с присущим им экономическим поведением. При этом в качестве институтов выступают такие субъекты экономики, как государство, фирмы, профсоюзы, а также права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие влияние на экономическое поведение. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов и скоординировать свои действия с действиями других субъектов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Есть два способа координации экономической деятельности: стихийный порядок и иерархический порядок. Стихийный порядок – экономические субъекты в своих действиях приспосабливаются к условиям, основываясь на информации, которая передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цен на экономические ресурсы и производимые блага показывает субъектам, что, как и для кого производить. Этот порядок возник естественным путем; его проявлением как раз и является рынок. В данном случае рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом. Иерархический порядок – экономические субъекты получают информацию о том, что, как и для кого производить посредством директив, указаний, приказов от некоего центра. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя или управляющего государственного органа. При прочих равных условиях оценивать эффективность того или иного экономического порядка следует с точки зрения минимизации трансакционных издержек. Если исходить из критериев, определяемых преобладающим типом отношений собственности и способов координации экономической деятельности, то можно выделить следующие типы экономических систем. Рыночная экономика (чистый капитализм) – это форма организации экономики, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием стихийного порядка для координации экономической деятельности. В этой системе существует множество продавцов и покупателей, экономическая власть которых широко рассеяна. Командная экономика – это форма организации экономической системы, которая характеризуется государственной собственностью практически на все ресурсы и использованием иерархического порядка для координации экономической деятельности. В «чистом» виде ни рыночная, ни командная экономика не существовали ранее и не существуют в современном мире, хотя человечество знает различные варианты устройства хозяйственных систем разных стран очень близкие к этим типам. (Так, британская экономика середины XIX в. – классический пример рыночной экономики почти в «чистом» виде. Советская экономика сталинского периода, китайская – времен Мао-Цзэдуна – наиболее типичные варианты командной экономики). Смешанная экономика – такая форма организации экономической жизни, которая характеризуется и частной, и государственной собственностью на ресурсы, а для регулирования используются и стихийный и иерархический порядки. Реально в разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. д. В рамках смешанной экономики в зависимости от той роли, которую играют государства в хозяйственной жизни различных стран, можно выделить американскую, японскую, шведскую экономические модели, социальное рыночное хозяйство Германии и т. д. Под «современной рыночной экономикой» понимается смешанная экономическая система, в которой доминируют рыночные механизмы, но целый ряд важнейших экономических функций замыкается на государство. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная система. Производство, распределение, обмен базируются главным образом на освященных временем традициях и обычаях. В России и в ряде других стран в последние годы осуществляются экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, разгосударствлением экономики. Страны, совершающие переход к современной рыночной экономике, могут быть отнесены к отдельному типу – переходной экономике. В рамках этой системы можно выделить восточноевропейскую, прибалтийскую, среднеазиатскую и т. д. модели. Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системе к другой. Можно выделить ряд важных черт переходной экономики: а) если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной основе, то переходная экономика призвана сформировать такую основу; б) многоукладность экономики – свойство переходной экономики; в) переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство; г) относительная длительность преобразований в переходной экономике, которая объясняется сложностью и противоречивостью происходящих процессов. Выделяют три основных направления становления рыночных отношений: 1. Либерализация экономики – это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики. 2. Структурные преобразования – это изменение структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности. 3. Институциональные преобразования – это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа.
Основные термины: Капитал, труд, земля, предприимчивость, эффективность производства, производительность труда, кривая производственных возможностей, трансформационные издержки производства, альтернативные издержки, трансакционные издержки, собственность, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, переходная экономика.
Предложение и его факторы
Предложение можно определить как совокупность благ, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать. Величина предложения (quality of supply – Qs) - это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах. Цена предложения (price of supply – Ps) показывает минимальную цену, на которую продавец готов согласиться. Выделяют рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения является объединенной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. Для производителя (продавца) особую роль играют затраты ресурсов на производство. Эти затраты, представленные в денежном виде, являются издержками производства. Именно они определяют минимальную цену, которая будет возмещать производителю его затраты. Повышение цены данного блага делает производство более выгодным и дает возможность вовлекать большее количество ресурсов. При этом могут предлагаться на рынке дополнительно блага, производство которых в силу действия закона убывающей производительности обходится дороже. Количественная зависимость величины предложения от различных параметров называется функцией предложения. Функциональная зависимость также может быть представлена тремя способами: - табличным; - аналитическим (в виде уравнения); например, уравнением Qs = a + bP, где Qs - количество благ, P - цена блага, a, b - соответствующие коэффициенты; например, экспертная оценка некоторого рынка медицинской услуги «Х» дает основания представить зависимость предложения от цены следующим образом: Qs = 4 + 3P
- графическим (Рис.3);
бражают в виде линии, имеющей положитель- ный наклон. Закон предложения: при прочих равных условиях, если цена увеличивается, то увеличивается и предложение, если цена снижается, то уменьшается и предложение.
Рис.3 Кроме цены данного блага на его предложение оказывают влияние и другие факторы: 1. Количество продавцов. При прочих равных условиях, чем больше на рынке окажется продавцов (производителей), тем больше будет предложение данного блага. 2. Цены на используемые ресурсы. Повышение цен на ресурсы приведет к увеличению издержек производства и сделает менее выгодным данное производство. Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, выгода возрастет, а это привлечет новых производителей. 3. Технология. Улучшение технологии означает, что данное блага можно производить эффективней, т.е. с меньшей затратой ресурсов. 4. Налоги и дотации. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот» и они увеличивают предложение. 5. Цены на сопряженных рынках. Рост цен на другие товары и услуги, которые близки по технологии производства, может побудить производителей перевести свои ресурсы в другое производство. А может, наоборот, побудить изъять из других производств и направить их в данное производство. 6. Ожидания производителей (продавцов). Ожидание изменения цен в будущем может повлиять на желание производителей поставить товары на рынок в настоящее время. Под воздействием перечисленных факторов и при неизменной цене на рынке будет изменяться предложение товаров и услуг. На графике кривая предложения (S) при увеличении предложения будет передвигаться вправо, при уменьшении предложения будет передвигаться влево.
Функции и «провалы» рынка. К основным функциям рынка следует отнести следующие. 1. Посредническая функция. Рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности, способствует установлению эффективных взаимовыгодных хозяйственных связей. 2. Регулирующая функция. Изменение рыночных цен регулирует соотношение спроса и предложения, направляет ресурсы в наиболее эффективные отрасли, способствует установлению рыночного равновесия. 3. Стимулирующая функция. Конкуренция стимулирует производителей уменьшать затраты, повышать качество продукция, обновлять ассортимент, осваивать производство новых товаров. 4. Информационная функция. Свободное движение цен, отражая изменение конъюнктуры рынка, дает производителям и потребителям объективную информацию об удовлетворенности спроса на те или иные товары и услуги, о ценности различных благ, о том, что и в каких объемах следует производить. 5. Санирующая функция. Благодаря действию рыночного механизма происходит вытеснение с рынка производителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего экономика «очищается» от неэффективно работающих производителей. Рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему. Он обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет фирмам успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую приспособляемость к быстро меняющимся условиям. Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным. Есть ситуации, когда он дает сбой. Подобные ситуации называют «провалы» рынка. «Провалы» рынка – это ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов. Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечивать в необходимых объемах производство общественных благ, обеспечивать защиту окружающей природной среды. Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает стабильное экономическое развитие.
В современной экономике для повышения эффективности рыночного механизма государство выполняет две важнейшие функции: 1) законодательная, т.е. государство принимает соответствующие законы, нормативные акты, устанавливает необходимые «правила игры»; 2) защита конкуренции, т.е. государство проводит мероприятия, направленные на развитие конкуренции и устранение монополизации рынка. Особая роль принадлежит конкуренции между производителями и производителями, между продавцами и покупателями. Для развития в стране добросовестной конкуренции необходимы экономические, технологические, социальные предпосылки. Среди экономических предпосылок следует выделить такие, как рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований, создание условий для массового создания новых фирм, их образование и регистрацию. Доступность новых технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формируемых предпринимательских структур. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации поведения хозяйствующих субъектов. В то же время государство выполняет и другие функции, направленные на преодоление недостатков, присущих рыночному механизму. Таких функций можно назвать три. Первая - перераспределение доходов и богатства в целях устранения значительного неравенства в доходах и богатстве. За счет сбора налогов и осуществления социальных программ правительство пытается снизить уровень неравенства в обществе и добиться более справедливого распределения богатства. Данная функция во многом определяется этическими принципами, существующими в обществе. Вторая функция - это стабилизация экономического развития. Стабилизационная функция предполагает деятельность правительства в области регулирования макроэкономических процессов – уменьшение циклических колебаний, стимулирование экономического роста, уменьшение безработицы и инфляции. В ряде случаев правительство в целях стабилизации может пытаться воздействовать непосредственно на рынок. Третья функция, порожденная провалами рыночного механизма – производство общественных благ и преодоление внешних эффектов. Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ, используя различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает производство и потребление общественного блага с частными благами (пакетирование) и т.д. Конкретный метод зависит от того, насколько сильно проявляются признаки конкурентности и исключаемости данного блага. Провалы рынка (внешние эффекты, общественные блага) требуют государственного участия. Но в связи с этим возникают новые проблемы. В частности, насколько государство правильно осознает общественные потребности и насколько эффективно оно будет использовать ресурсы. Покупка частного блага – дело индивидуального выбора. Появлению общественного блага, будь то строительство дамбы, защищающей от наводнений, или системы очистных сооружений, почти всегда предшествует коллективное решение, общественный выбор через процедуру голосования. К сожалению, эта процедура часто приводит к принятию не самых эффективных решений.
Виды рыночных структур Существуют два различных понимания термина «конкуренция». Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке и конкуренция как характеристика рыночной структуры. Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка – количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Чем ниже способность отдельной фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль. Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур может быть большим. Однако принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Три последних называют также рынками несовершенной конкуренции. В основе классификации рыночных структур лежит использование следующих критериев. 1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик. Фирм считается мало, когда они достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Коэффициент Херфиндаля – Хиршмана: H = S1 + S2…+ Sn, где удельный вес фирмы в объеме производства отрасли. Если Н > 1800, то степень монополизации высокая. 2 Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный). Если одна единица продукта не отличается от других, то продукт является однородным. Если одна единица продукта может заменить другие, но между ними есть некоторые отличия, то продукт является дифференцированным. Если нет близких заменителей, то продукт (услуга) является уникальным. 3. Степень влияния фирмы на рыночные цены. Коэффициент Лернера: L = (P – MC)/P. 4. Возможности входа на рынок новых фирм и издержки выхода из него. Это определяется наличием в отрасли барьеров.
Характерные черты основных рыночных структур
Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Монополист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же использует свою рыночную силу, чтобы покупать большее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса. Монополист имеет возможность установить высокую цену (Р), а чтобы цену удерживать, он вынужден при прочих равных условиях сократить производство. Переход от рынка совершенной конкуренции к рынкам несовершенной конкуренции означает усиление монопольной власти. Доводы против предпринимательской монополии: а) неэффективность распределения ресурсов. Ограничивает выпуск продукции и повышает цены; б) не способствует научно-техническому прогрессу; в) чрезмерное неравенство доходов. Существующие барьеры для других фирм приносят монопольную прибыль. г) политические опасности. Экономическая власть дает возможность влиять на правительственные органы. Аргументы в пользу предпринимательской монополии: а) как правило, продукты монополий лучшего качества; б) существует межотраслевая конкуренция, иностранная конкуренция, потенциальная конкуренция; в) эффект масштаба. Крупные фирмы за счет больших объемов производства имеют возможность уменьшать расходы; 4) крупные фирмы имеют больше ресурсов для научно-технического прогресса. В реальном мире конкуренция иногда весьма далека от идеала. На некоторых рынках один покупатель или продавец имеют возможность контролировать рыночные цены. Эта возможность влияния на цены называется властью над рынком. Власть над рынком может привести к неэффективности рынков, поскольку позволяет удерживать цену и объем предложения на уровнях, далеких от равновесия спроса и предложения. В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна (ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один и тот же продукт), конкурентные отношения неизбежно приведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Ценовая дискриминация может осуществляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке. Ее проведение предполагает: - наличие существенных различий в ценовой эластичности спроса у отдельных групп потребителей; - исключение перепродажи товаров, их свободного перемещения с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для рынка услуг. Различают три степени ценовой дискриминации: а) для каждого покупателя устанавливается своя цена; б) устанавливаются скидки с цены партии товара; в) дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена. В конце Х1Х века монополизация производства нарастала как снежный ком. В 1890 году в США был принят первый антимонопольный закон – Акт Шермана. С тех пор во многих странах приняты соответствующие антимонопольные законы. Обычно в этих законах обозначены следующие признаки монополизации: 1) монополизация рынка явным образом (фирма или несколько фирм сосредотачивают в своих руках значительную долю производства данного товара); 2) фиксирование цен (цены остаются неизменными в течение определенного периода); 3) слияние конкурирующих фирм; 4 ) переплетающиеся директораты (одни и те люди входят в состав совета директоров конкурирующих фирм); 5 ) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным ценам разным покупателям); 6 ) связанные контракты (покупка или продажа оговоренные определенными условиями). Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что государство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, а также проводит структурную политику, в ходе которой изменяется структура отрасли – крупная компания разделяется на ряд независимых фирм. Во многих странах мира законы возлагают ответственность не только на фирмы, но и персонально на их руководителей. К числу наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся: а) предельное упрощение процедуры создания новых фирм; б) снятие барьеров во внешней торговле; в) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм. В некоторых случаях монополия может считаться нормальным явлением и монополист не подлежит наказанию, если он сумеет захватить значительную долю рынка за счет: создания уникального товара; эффективного маркетинга; разработки и освоения новой технологии, что позволяет снизить затраты и продавать продукцию по более низким ценам (такое снижение цены не является демпингом, который преследуется по закону). Особое место принадлежит естественной монополии. Естественная монополия – это такая ситуация на рынке, когда наличие одной фирмы обеспечивает весь рыночный спрос и при этом существенно снижаются затраты на единицу продукции, что выгодно всему обществу. Обычно естественные монополии присутствуют в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, услуги по передаче тепловой и электрической энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов. Государственное ре
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.015 с.) |