Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие рынка и его субъектовСодержание книги Поиск на нашем сайте
Рыночное хозяйство формировалось на протяжении многих столетий в результате постепенного разложения натурального хозяйства. Обмен результатами хозяйственной деятельности становится необходимой и единственно возможной связью между экономическими субъектами. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Условия возникновения и существования рынка: 1) Общественное разделение труда. 2) Частная собственность, порождающая экономическую обособленность производителей и потребителей. Эффективность функционирования рыночного хозяйства зависит от степени свободы производителей и потребителей, а также в определенной степени от величины трансакционных издержек. Товар – благо, предназначенное для обмена. Товар (услуга) обладает двумя свойствами: потребительной ценностью и меновой ценностью. Потребительная ценность (стоимость) – это способность товара (услуги) удовлетворять определенные потребности людей. Меновая ценность (стоимость) – это пропорция, в которой одно благо обменивается на другое. Меновая ценность (стоимость) товаров и услуг, выраженная в деньгах, называется ценой. Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор как товаров, так и способов их производства. Главная функция рынка – ценообразование. Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения и, в свою очередь, цены выполняют ряд функций: информационную, стимулирующую, распределительную. В истории экономической мысли существовали разные подходы к объяснению меновой ценности товара. Меновая ценность товара, согласно точке зрения сторонников трудовой теории стоимости, определяется затратами труда, что составляет стоимость товара. Сторонники теории предельной полезности утверждают, что меновая ценность товара (стоимость) определяется «предельной», т.е. наименьшей полезностью данного товара для покупателя. Обособленность производителей и потребителей порождает конкуренцию. Изменение цен и конкуренция являются организующими и движущими силами рыночного механизма. Функционирование рыночного механизма, во-первых, стимулирует совершенствование производства и снижение индивидуальных затрат по сравнению с общественными, во - вторых, осуществляет распределение производителей по различным сферам деятельности, в-третьих, ведет к дифференциации производителей - сильные становятся сильнее, слабые разоряются и вынуждены покинуть рынок. Субъектами современной рыночной экономики являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Домашнее хозяйство – это субъект рынка, который является собственником экономических ресурсов, самостоятельно принимает решения и стремится максимально удовлетворить свои потребности. Фирма – экономический субъект, который использует ресурсы для производства товаров и услуг, самостоятельно принимает решения и максимизирует получаемую выгоду. Под государством понимается совокупность различных государственных учреждений, принимающих соответствующие управленческие решения. Экономические субъекты действуют рационально. Рациональное поведение – это поведение, направленное на получение максимального результата (максимальной прибыли для фирм или максимальной полезности для домашних хозяйств) при имеющихся ограничениях в ресурсах. Данное предположение является научной абстракцией, поскольку в реальной жизни люди не всегда действуют рационально. Тем не менее принцип рациональности используется в экономической науке как главный основополагающий принцип экономического анализа. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Прежде всего выделяют рынок товаров и услуг и рынок ресурсов (факторов производства). Каждый из названных рынков в свою очередь может быть разделен на отдельные субрынки. Соответственно на первом можно выделить продовольственный рынок, автомобильный, рынок медицинских услуг и т. д. На рынке ресурсов можно выделить соответственно рынок Труда, рынок Капитала, рынок Земли. Отдельно выделяют финансовый рынок. Степень развития рынка определяет и его масштаб. Первоначально – при простом товарном хозяйстве - возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно предметы потребления, в дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и факторы производства. К началу XX века в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок. Выделяют структуру и инфраструктуру рынка. Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как: биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли, банки, страховые компании, информационные центры и т.д. Экономика состоит из миллионов людей, занимающихся разнообразными видами деятельности: покупкой, продажей, наймом, производством и т.д. Все многообразие этих взаимодействий упрощенно может быть представлено в виде экономической модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов ( Рис.1)
Рис.1
Домашние хозяйства продают Труд, Землю и Капитал фирмам, которые используют их для производства товаров и услуг. Эти товары и услуги, в свою очередь, приобретаются домашними хозяйствами на соответствующих рынках. Государство приобретает ресурсы, товары и услуги на соответствующих рынках, получает налоги с фирм и домашних хозяйств. На рынке товаров и услуг домашние хозяйства предъявляют спрос. На ресурсном рынке осуществляют предложение, а фирмы, наоборот, - на товарном осуществляют предложение, а на ресурсном предъявляют спрос. Важную роль в кругообороте играет государство. Процесс постепенного повторения и возобновления производства называется воспроизводством. Как показывает исторический опыт, рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему. Он обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему их ограниченности, позволяет производителям успешно работать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую приспособляемость к быстро меняющимся условиям. В условиях рыночной экономики предприятия во многих случаях стремятся использовать достижения науки и техники, чтобы получить преимущества в конкурентной борьбе. Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным. В ряде случаев возникают ситуации, которые экономисты называют провалами рынка (фиаско рынка). Провалы рынка – экономическая ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.006 с.) |