Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции.



Хотя совершенная конкуренция — явле­ние редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема произ­водства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, предлагается 1 % от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.

Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эла­стичным. Если цена 1 кг яблок составляет Ро, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии d, показыва­ющей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Ро (рис. 6.18,а). Напротив, график рыночно­го спроса на яблоки D будет наклонным, отражая готовность потре­бителей приобрести различное количество яблок при всех возмож­ных уровнях цен (рис. 6.18,6): при цене Ро будет приобретено Qo яблок.

а
P0=MR=AR
р
 
Q
p0
d=¥
D
p
б
p0
 
Q
Q0

Рисунок 6.18. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и

отраслевой спрос (б)

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий (валовой) доход фирмы (TR) будет равен произведению цены на количество продукции/ При этом предельный доход (MR) будет равен цене продукции (MR=P0). Средний доход (AR) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене (AR=P0).

Например,,было продано на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 700 руб. за 1 кг. Тогда TR составит 3500 руб. (5x700), AR и MR будут равны 700 руб. На графике кри­вые AR и MR совпадают между собой, а также с горизонталью спроса на продукцию конкурентной фирмы; TR линейно зависит от объема проданной продукции (рис. 6.19).

TR
MR=P
 
 
 
 
Q,шт
 
 
 
Р,руб
Рисунок 6.19. График валового TR и предельного MR доходов конкурентной фирмы
 
При каких условиях фирма максимизирует свою прибыль, т.е. какой объем производства должен быть достигнут при ограничениях в принятии решений, наложенных динамикой издержек фирмы и спросом на продукцию?

Отвечая на эти вопросы, прежде всего, следу­ет вспомнить о различиях в рассматриваемых временных интервалах: краткосрочном периоде, недостаточном для вхождения но­вых производителей в отрасль или выхода из нее; долгосрочном периоде, который является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли, и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.

У фирмы на краткосрочном вре­менном интервале существуют два пути определения объема производства. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствую­щими каждому из возможных объемов (рис. 6.20,а). Фирма выберет вариант, ког­да разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальный объем прибыли: max(TR-TC).

Однако на практике, когда фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос, что ей даст производство еще одной допол­нительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать пре­дельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по срав­нению с ростом издержек (MR>MC), фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к из­держкам, чем к доходу (MR<MC), фирма прекратит расширять объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). То количество продук­ции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 6.20,6).

P
Q
Q1  
Q0
Q2
TR
TC
MC
Q
P
MR=P

б
а
Рисунок 6.20. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления вало­вых (а) и предельных (б) дохода и издержек: ТС — валовые издержки; TR — валовой доход; МС — предель­ные издержки; MR — предельный до­ход

Объем производства, при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

Используя либо первый подход (сравнение валовых дохода и из­держек), либо второй (сравнение предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства Qo, который обеспечит ей макси­мальную прибыль.

Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль (см. рис. 6.20,а), однако лишь в точке Qo эта прибыль будет мак­симальной. Именно при Qo предельный доход будет равен пре­дельным издержкам (см. рис. 6.20,6). На участке Q1Q0 фирма бу­дет недополучать возможную прибыль, а на промежутке Q0Q2 пре­дельные издержки превысят предельный доход и эффективность снизится.

Сравнение предельных дохода и издержек является способом оп­ределения объема производства не только в условиях совершенной конкуренции. Как только прирост издержек начнет превышать при­рост дохода, фирма перестанет производить дополнительную про­дукцию.

Выше предполагалось, что фирма работает успешно, получая прибыль, и занимается вопросом, сколько продукции надо произве­сти, чтобы эта прибыль была максимальной, т.е. MC=MR=P=minAC=AR - уравнение равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде, которое свидетельствует, что фирма удовлетворена объемом производства и размерами предприятия.

Однако в краткосрочном периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков, например при снижении рыночной цены. Поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит свою деятельность и закроется. Будем исходить из того, что фирма предпочтет производить даже в случае возникновения временных убытков, при этом ее задачей ста­нет их минимизация. Закрытие — крайне нежелательный вариант.

Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде из-за изменения цены:

Рисунке 6.21. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции
·Максимизация прибыли (maxPЭ): MC=MR=P>minAC. Производя продукцию в количестве Qo, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложив­шаяся на рынке цена Ро превышает минимальные средние валовые издержки (рис. 6.21).
Q
P
P0
MC
MR=P0
AVC
ATC
 
Заштрихованный прямоугольник показывает размер прибыли.

Рисунке 6.22. Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции
Q
P
P1
MC
MR=P0
AVC
ATC
Q1
·Минимизация убытков MC=MR=P, где minAVC<P<minAC. Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции упала до уровня P1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения, оборудование и т.п.). Потери показаны заштрихованным прямоугольником на рисунок 6.22.

ATC
MC
AVC
 
P
P2
Q2
MR=P2
 
Рисунок 6.23. Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности  
Q
·Ситуация банкротства: MC=MR=P, где P<minAVC, если рыночная цена снизится до уровня Р2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек. В этом случае фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства. Подобная ситуация отражена на рисунке 6.23.

Следует обратить внимание, что на рис. 6.22 и 6.23 при более высокой рыночной цене равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства дан­ной фирмы. Учитывая это обстоятельство, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рис. 6.24).

 

Рисунок 6.24. График предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции
Фирма начнет производство при цене не ниже минимума средних переменных издержек (P1) и будет продолжать увеличивать выпуск до Q3 при цене Р3, минимизируя убытки, затем при росте цены до Р4 и далее до Р5 будет производить от Q3 до Q5, максимизируя прибыль. Кривая Х1Х2 будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от P1 до P5.

 

Обратимся к примеру с фирмой X и рассмотрим ее действия в каждом из приведенных трех вариантов (табл. 6.5). По­скольку в условиях совершенной конкуренции предельный доход ра­вен цене продукции, он составляет для фирмы соответственно 500 (вариант I), 400 (вариант II) и 300 руб. (вариант III). Выравнивая предельный доход и предельные издержки, фирма будет производить 16 единиц продукции при цене 500 руб. за единицу и максимизиро­вать прибыль, 13 единиц при цене 400 руб. и минимизировать убыт­ки, а при цене 300 руб. откажется от производства.

Прибыль фирмы рассчитана как разница между выручкой и вало­выми издержками. При цене 500 руб. прибыль будет максимальной при производстве 16 единиц продукции и составит 960 руб. При цене 400 руб. минимальные убыт­ки составят 480 руб. при выпуске 13 единиц продукции. При цене 300 руб. не существует варианта, когда убытки меньше суммы посто­янных издержек фирмы (постоянные издержки приняты 1000 руб.). Если рыночная цена выше 436 руб. (минимальных валовых издер­жек), фирма максимизирует прибыль. Если цена в интервале 353,3 — 436 руб.— минимизирует убытки, ниже 353,3 руб.— прекращает де­ятельность.

 

Таблица 6.5 Динамика издержек и доходов фирмы Х

 

Выпуск продук- ции, шт. Издержки, руб. Вариант I Вариант II Вариант III
средние пере мен- ные средние валовые предельные выруч-ка, руб. при-быль, руб. выруч-ка, руб. при-быль, руб. выруч-ка, руб. при-быль, руб.
  _ 421,7 371,7 362,1 356,3 353,3 353,5 354,5 356,6 364,6 370,1 377,5 385,3 393,9 403,4 413,8 _ 538,4 481,3 464,4 453,5 445,4 439,9 436,9 436,8 444,1 449,5 463,8 _ _ -1000 -970 -890 -765 -600 -420 -230 -35 _ -1000 -1070 -1090 -1065 -1000 -920 -830 -735 -650 -580 -535 -500 -480 -480 -505 -560 -640 -750 -890 -1065 -1275 _ -1000 -1170 -1290 -1365 -1400 -1420 -1430 -1435 -1450 -1480 -1535 -1600 -1680 -1780 -1885 -2060 -2240 -2450 -2690 -2965 -3275

 

В краткосрочном периоде, как отмечалось выше, при определен­ных условиях фирма может продолжать производство в случае его убыточности. Стабильные убытки в течение длительного времени скорее заставят фирму отказаться от выпуска данной продукции и перенести свою деятельность в другие, более выгодные сферы. С другой стороны, высокие прибыли привлекут новых производителей, которые, войдя в отрасль, увеличат объем предложения данной про­дукции.

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянны­ми), решение фирмы об объеме выпускаемой продукции будет при­ниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокра­щается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фир­мам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей при­быльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена сни­зится, при совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет. Если фирма планирует остаться на данном рынке, то она должна определить при каком объеме продукции максимизирует свою прибыль. В долгосрочном периоде LMC=minLATC, то уравнение равновесия фирмы на конкурентном рынке в долгосрочном периоде: MR=LMC=P=minLATC, при PЭ=0, так как TR-TC=0. Это означает, что при данном уровне техники и технологии фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимальный объем продукции с минимальными издержками.

Графическое решение представлено на рис. 6.25. При цене Ро объем производства фирмы составит Qo. При таком объеме предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние вало­вые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях фирма удовлетворена объемом производ­ства и размерами предприятия.

MC
ATC
MR=P
P
Q
Q0  
P0
 

Рисунок 6.25. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной

конкуренции

В условиях совершенной конкуренции равновесие достигается, когда экономическая прибыль равна нулю. При такой ситуации нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, а также у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых — для выхода из нее.

Рассмотрим изменение предложения в конкурентной отрасли при условии изменения спроса. Для этого предположим, что до изменения спроса на рынке существовало равновесие. График предложения на рис. 6.26 представляет собой кривую предло­жения всех фирм, производящих данную продукцию, иными слова­ми, кривую предложения отрасли; D - кривая рыночного спроса на взятый нами в качестве примера товар; Ро - равновесная рыночная цена, a Qo - равновесный объем производства отрасли.

Если по каким-либо причинам (например, при изменении вкусов потребителей или увеличении их доходов) спрос на данную продукцию возрастет, то кривая спроса сдвинется вправо до уровня D1. Рынок отреагирует на увеличение спроса повышением цены. Цена возрастет и станет P1. Для отдельных фирм и отрасли это будет означать, что цена окажется выше минимума средних валовых издержек, а равенство цены и предельных издержек будет достигать­ся при большем объеме производства. Фирмы начнут получать экономическую прибыль, что создаст стумулы для расширения производства и вступление новых

 

Рисунок 6.26. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде: D,D1 – отраслевой спрос до и после изменения; S,S1 – отраслевое предложение до и после изменения; Sдолг – долгосрочное предложение отрасли
производителей в отрасль.

Вступление новых фирм, привлеченных возможностью получе­ния экономической прибыли, сдвинет кривую предложения отрас­ли до S1. В результате цена снизится и возникнет новое равнове­сие при цене Р2 и объеме производства Q2. Если предположить, что увеличение объема производства в отрасли не приведет к росту из­держек, то кривая долгосрочного предложения будет горизонталь­ной. Однако в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в про­изводственный процесс все большего и большего их количества вы­зовет рост цен на них, поэтому Р2о, и кривая долгосрочного предложения будет восходящей.

Анализ модели рынка совершенной конкуренции используется для оценки эффективности использования ресурсов в реальной действительности. Экономическая наука рассматривает совер­шенную конкуренцию как эталон эффективно­сти. Чисто конкурентные рынки решают две основные задачи:

1. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потре­бителей.

2. Производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными, т.е. товары производятся с на­именьшими возможными издержками.

Фирмы в условиях совершенной конкуренции быстро реагируют на изменение потребительского спроса. Так, если спрос на какой-то вид товара возрастает, фирмы, выпускающие его, начнут получать эко­номическую прибыль за счет разницы между возросшей ценой и издержками. Экономические прибыли привлекут новые фирмы к производству данной продукции, предложение увеличится, и спрос будет удовлетворен. Поскольку нет ограничений для входа в отрасль, производство реагирует на спрос максимально гибко.

Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции наступает, когда цена и предельный доход равны минимальным сред­ним издержкам фирмы. А это означает, что при данном уровне тех­ники и технологии производство осуществляется с минимально воз­можными издержками. Другими словами, фирмы в условиях совер­шенной конкуренции производят максимально возможное количество продукции с минимальными издержками.

Конкурентная модель выбора оптимального объема производства может быть использована не только применительно к фирмам, дей­ствующим в условиях совершенной конкуренции. Рассмотренный принцип применим во всех случаях, когда фирма «соглашается с ценой»: например, если фирма принимает как данную цену, установленную ведущим конкурентом, лидером в отрасли, а также в случае, если цена установлена государством, и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.027 с.)