Теория равновесия фирмы в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория равновесия фирмы в долгосрочном периоде



ВВЕДЕНИЕ

 

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка.

В условиях совершенной конкуренции у фирм возникает очень много проблем и препятствий в перспективе долгосрочного существования. Для дальнейшего существования фирмам приходится искать всевозможные пути и решения для преодоления данной проблемы. Однако, зачастую предприятия делают это не изучив все необходимые аспекты, принимая решения на интуитивном уровне. Для существования фирмы в долгосрочном периоде необходим четкие, продуманные и скоординированные решения. Это и обуславливает актуальность исследуемой темы.

Цель работы – выявить основные проблемы существования фирмы в долгосрочном периоде.

Объект исследования – субъекты экономической деятельности и их долгосрочная деятельность

Субъект исследования – проблема существования фирмы в долгосрочном периоде на примере ООО «Аллант».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теорию равновесия рынка в долгосрочном периоде;

2. Проанализировать деятельность ООО «Аллант» и ее действия для преодоления проблем долгосрочного существования

3. Предложить основные мероприятия для преодоления проблем возникающих в процессе существования фирм в долгосрочном периоде

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 40 страницах машинописного текста, и включает 4 рисунка, 2 таблиц. Список использованных источников включает 19 наименований.


 

Теория равновесия фирмы в долгосрочном периоде

 

По самому общему определению конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке; во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция возникает при следующих условиях:

· существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

· доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении и (или) понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

· вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

· нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономике принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

 

Равновесие фирмы и отрасли

 

Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.

Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

Подобные решения принимает не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Смит. Свободная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

Одновременно данная цена будет и равновесной ценой рынка (фирмы не приходят в отрасль и не выходят из нее).

В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эффективные масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может иметь положительные и отрицательные последствия для фирмы. Эффект масштаба может, в свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы. Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба.

По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменяется число фирм. При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек. В этом случае эффективность производства снизится, т.к. при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек) нарушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства.

Долговременные изменения средних издержек в деятельности фирмы или предприятия обычно рассматривают как изменения в масштабе производства. Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

· по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

· на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

· больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

· снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится неповоротливой, теряет гибкость;

· затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

· в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

· с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т.п.

На рис. 2. показаны несколько вариантов долгосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба. Основная закономерность, действующая для фирмы в долгосрочном периоде – это рост отдачи от масштабов производства. Источник роста отдачи от масштабов производства – специализированное использование ресурсов при расширении производства. Рост отдачи выражается в увеличении показателя средней суммарной отдачи всех факторов производства. Рост отдачи от масштабов производства в долгосрочном периоде не является беспредельным: в какой – то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к потере эффективности и к снижению отдачи от масштабов производства.

При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4). U – образная линия LAC, огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее исходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок – убывающей отдаче от масштаба. При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC.

Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

На рис.3 показано условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде, которое выражается следующим образом:

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.

Условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам.

Условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Поскольку рассмотренная закономерность выражается в снижении издержек производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономии от масштабов производства. Выделяют два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю.

· Внутренняя экономия связана с удешевлением производства продукции вследствие расширения деятельности фирмы. На основе такой экономии фирма, снижая в долгосрочном периоде средние издержки производства до минимума, достигает оптимального размера своих предприятий и оптимизирует масштабы всей своей деятельности.

· Внешняя экономия от масштабов производства связана с размещением ресурсов в экономике в целом. Ее источник – комплексное экономическое развитие регионов. Этот тип экономии также выражается в снижении средних издержек производства фирмы. Однако причина такого снижения – уменьшение расходов на наем и подготовку работников, транспорт, связь и т.п. Внешняя экономия от масштабов производства служит основой оптимизации размеров центров деловой активности.

Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы.

Фирмы, которые уже не новички в бизнесе, серьезно беспокоятся о прибылях, даже если действия их менеджеров вызывают сомнения в этом. Поскольку кривая спроса для конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной прямой, так что MR = P, общее правило для максимизации прибыли в этом случае можно упростить. Совершенно конкурентная фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене:

 

MC (q) = MR = P.

 

Поскольку конкурентные фирмы принимают цены как данность, это правило используется для установления объема производства, а не цены.

Доминирующая концепция поведения фирмы исходит из посылки, что основной целью фирмы является прибыль. Стремление максимизировать прибыль пронизывает все помыслы и действия предпринимателя.

Существует два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй – на предельных и средних.

Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками TN = TR – TC.

Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины, графически это проиллюстрировано на рис. 2, где интервал АВ – наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС – означает величину прибыли.

Данный график позволяет наглядно показать, что фирма заинтересована сокращать свои издержки и наращивать выпуск продукции, т.е. совокупную выручку.

Метод средних и предельных показателей. Итак, прибыль максимизируется при равенстве предельной выручки и предельных издержек. Можем ли мы определить, какова величина этой прибыли?

Теоретически анализ позволяет нам не только определить объем производства, при котором прибыль максимизируется, но и установить величину этой прибыли. Для этого найдем величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: AN = AR – AC. В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: AN = P – AC. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:

 

TN = AN * Q.

 

Покажем это графически на рис. 3, где изображены кривые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), средних общих издержек и средних переменных издержек.

Рыночная цена Р показывает, на каком уровне проходит горизонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же – кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек – это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка Е на рис. 3 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АVС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.

 

Заключение

 

В первой главе проделанной работы нами были рассмотрены теоретические основы существования фирмы в долгосрочном периоде.

Во второй главе нами проведен анализ фирмы ООО «Аллант» как пример преодоления проблемы существования фирмы в долгосрочном существования, а также выявлены основные проблемы на разных фазах. Таковыми явились:

· у предпринимателя появляется потребность в новых знаниях о том, как организовать эффективное производство на базе новой идеи;

· рост производства требует новых методов учета и финансового контроля;

· выросшее количество сотрудников затрудняет применение неформальных методов управления;

· новые работники не готовы идентифицировать себя с компанией и идти на жертвы во имя будущего, подобно "пионерам движения";

· предприниматель обнаруживает себя погрязшим в многочисленных управленческих задачах;

· предприниматель не может допускать, чтобы неограниченное число людей имело доступ к информации и участвовало в выработке решений.

· по мере развития и укрупнения бизнеса ограниченные в своих возможностях функциональные менеджеры теряют способность управлять более сложными системами, находящимися у них в подчинении;

· сотрудники ощущают противоречие между ограниченным правом принятия решений и потребностью в оперативном реагировании на ситуации;

· необходимость согласования с высшим руководством любого шага, отклоняющегося от стандартных процедур, требует слишком много времени;

· утрачивается мотивация среднего звена менеджеров на достижение успехов как с точки зрения возглавляемых ими подразделений, так и с точки зрения всей компании.

· высшее руководство компании теряет контроль за ситуацией в подразделениях;

· самостоятельно действующие менеджеры на местах управляют, не координируя свои действия с другими подразделениями компании;

· отдельные подразделения не используют потенциал, возможности, человеческие ресурсы всей компании, предпочитая действовать, исходя из собственных интересов;

· подразделения компании вступают в конкуренцию друг с другом.

В третьей главе нами предложены мероприятия по преодолению проблем долгосрочного существования фирм:

1) Интенсивный рост и увеличение продаж.

2) Развитие продукта.

3) Развитие рынка.

4) Диверсификация

5) Интеграция

6) Стабильность, поддержание сложившегося паритета на рынке.

Конкурентные стратегии

1. Нацеливаться на широкий сегмент рынка, обеспечивающий большой объем продаж и, соответственно, достижение экономии за счет эффекта масштаба.

2. Предлагать ограниченный ассортимент относительно простых продуктов.

3. Использовать любые конкурентные преимущества, связанные с минимальными затратами, например, низкой заработной платой.

4. Контролировать и минимизировать издержки на всех этапах производства и сбыта, сокращать управленческие расходы за счет использования плоских управленческих структур.

5. Добиваться минимизации закупочных цен на сырье и полуфабрикаты, используя преимущество в переговорах с поставщиками, получаемое за счет объема закупок.

6. Создание характерного, отличного от других, имиджа компании и/или продукта, создании так называемого "brand-name".

7. Ориентация на узкую часть рынка, определенную рыночную нишу.

Принятие соответствующего решения, должно быть обусловлено исследованиям с учетом специфики деятельности той или иной фирмы, а также всех опосредованных факторов.


Список использованных источников

 

1. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, –2009.

2. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. – М.: Логос, 2008. – 368 с.

3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, - 2008. – 752 с.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», – 2007

5. Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2007.

6. Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2009

7. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студ. высших уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, – 2003.

8. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2010г.

9. Основы микроэкономики: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2010.

10. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.- М.: Финансы и статистика, – 2008.

11. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009.

12. Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2009.

13. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под ред. В.И. Видянина, Г. П. Журавлевой. – М.: РЭА, 2008.

14. Курс экономики. Учебник / Под ред.Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2008.

15. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2009.

16. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видянина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2010.

17. Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2008.

18. Курс экономической теории: учебник – 4-е доп. и переработанное издание / Под редакцией проф. Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 2007. - 752 с.

19. Носова О.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М., Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 864 с.

20. http://www.allant.ru


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка.

В условиях совершенной конкуренции у фирм возникает очень много проблем и препятствий в перспективе долгосрочного существования. Для дальнейшего существования фирмам приходится искать всевозможные пути и решения для преодоления данной проблемы. Однако, зачастую предприятия делают это не изучив все необходимые аспекты, принимая решения на интуитивном уровне. Для существования фирмы в долгосрочном периоде необходим четкие, продуманные и скоординированные решения. Это и обуславливает актуальность исследуемой темы.

Цель работы – выявить основные проблемы существования фирмы в долгосрочном периоде.

Объект исследования – субъекты экономической деятельности и их долгосрочная деятельность

Субъект исследования – проблема существования фирмы в долгосрочном периоде на примере ООО «Аллант».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теорию равновесия рынка в долгосрочном периоде;

2. Проанализировать деятельность ООО «Аллант» и ее действия для преодоления проблем долгосрочного существования

3. Предложить основные мероприятия для преодоления проблем возникающих в процессе существования фирм в долгосрочном периоде

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 40 страницах машинописного текста, и включает 4 рисунка, 2 таблиц. Список использованных источников включает 19 наименований.


 

Теория равновесия фирмы в долгосрочном периоде

 

По самому общему определению конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке; во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция возникает при следующих условиях:

· существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

· доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении и (или) понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

· вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

· нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономике принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.083 с.)