Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Поиск

Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной. Основными чертами несовершенной конкуренции являются: 1) количество фирм может сократиться до одной, а сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия; 2) характер продукции разнообразный, даже уникальный; 3) предприятия не имеют равного доступа к информации; 4) при входе на рынок и выходе из него испытываются препятствия или даже непреодолимые барьеры; 5) главной чертой является господство производителя над ценой и объемом продаж.

К числу рыночных структур несовершенной конкуренции относятся монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

План семинарских занятий

1. Монополия: понятие, основные черты и виды. Монопольные барьеры. Монопольные цены. Предложение, спрос, издержки и прибыль в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. Максимизация прибыли, минимизация убытков по критериям валовых величин.

2. Регулирование монополии.

3. Естественная монополия.

4. Монополистическая конкуренция и ее особенности. Неценовая конкуренция. Максимизация прибыли и минимизация убытков.

5. Олигополия и ее характерные признаки. Ломаная кривая спроса. Издержки цены, предложение и спрос в условиях олигополии. Основные модели поведения фирмы: ценовое лидерство, картель «игра по правилам».

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация, антимонопольная политика, недобросовестная конкуренция, индекс Герфиндаля, индекс Лернера, олигополия, дуополия, несовершенная конкуренция входные барьеры, «ломаная кривая» спроса, «дилемма заключённого», картель, монополистическая конкуренция, дифференциация.

 

Монополия

В противоположность совершенной конкуренции в условиях абсолют­ной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсо­лютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существо­вание отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологически­ми, экономическими и политическими причинами. Простая монополия (единственная, не прибегающая к ценовой дискриминации, т.е. продаже продукции с одинаковыми издержками по разным ценам) получает максимальную прибыль, производя выпуск продукции в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Если цена, минимизирующая убыток, превосходит средние переменные издержки, фирма будет продолжать функционировать на краткосрочном временном интервале. Если эта цена ниже средних переменных издержек, фирма прекращает производство.

Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рас­сматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.

Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Во-первых, недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции. Во-вторых, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. В-третьих, монополия может не стремиться минимизировать свои издержки. В-третьих, прибыль, полученная за счет монопольной цены, может быть направлена на защиту уже достигнутого положения. В четвертых, монополия создает избыточную концентрацию политической власти. В-пятых, использование монопольной власти может приводить к несправедливому перераспределению национального дохода.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. К таким злоупотреблениям можно отнести: подделку продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей, снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: 1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы; 2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Герфиндаля-Хиршмана (Н):

Н=(X1)2+(X2)2+(Xn)2,

где Хn – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет монополия как тип рыночной структуры?

2. Дайте определение естественной монополии.

3. Назовите барьеры, которые могут препятствовать входу в отрасль.

4. Почему предельный доход монополиста меньше, чем цена его товара?

5. Как монополия выбирает оптимальный объем производства?

6. Когда монополии следует прекратить производство?

7. Приведите примеры ценовой дискриминации.

8. Какие издержки несет общество от господства монополий?

9. Какие положительные последствия порождает наличие монополий в экономике?

10. Что понимается под недобросовестной конкуренцией?

11. В каких случаях применяется антимонопольное законодательство?

12. Как измеряется монопольная власть?

 

Практические задания

1. Заполните таблицу недостающими данными. При каких значениях цены и объема выпуска прибыль предприятия максимальна? К какому типу рыночной структуры относится данное предприятие?

Q ТVС ТС АТС МС Р ТR МR
о     - -     -
                       
                         
                       
                         
                         
                         

2. Занимаются ли колледжи и вузы ценовой дискриминацией, когда они назначают плату за обучение одним студентам и оказывают финансовую помощь другим? Каковы преимущества и недостатки этой практики?

3. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

4. Объем продаж, цена и общие издержки (в ден. ед.) фирмы-монополиста меняются следующим образом:

Выпуск Цена Издержки Доход П
         
         
         
         
         
         
         

Какую цену следует установить, чтобы максимизировать прибыль?

5. Функции спроса и валовых издержек условного монополиста описываются уравнениями:

Р = 5000 -17QD и TC = 75 000 + 200Q -17Q2 + Q3.

Определите максимальный общий объем прибыли, который может быть получен данным монополистом.

1. Как вы думаете, антимонопольное законодательство надо применять в каждом случае для крупной фирмы?

2. В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2,3,5,10 и 20 % от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Какова степень монополизации отрасли?

3. Как вы думаете, уровень концентрации в развитых странах сегодня растет или падает?

4. В отношении каких из нижеприведенных случаев, с вашей точки зрения, было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) в ходе рекламной компании косвенным образом было указано, что синтетическое моющее средство фирмы-конкурента вызывает аллергические реакции;

в) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли.

 

Тесты

1. Монополистическая фирма максимизирует свою прибыль, когда:

а) Р=МС=АС;

б) Р>MR=МС;

в) Р> MR=АС;

г) Р>МС=АС.

2. Может ли фирма-монополист увеличить объем продаж при одновременном увеличении цены:

а) может, если спрос на производимый продукт возрастет;

б) может, так как монополия производит любой объем производства и продает по любой цене;

в) может при равенстве предельной выручки и предельных издержек;

г) может на отрезке, где средние издержки меньше предельной выручки;

д) не может, так как цена определяется кривой спроса, которая имеет падающий характер.

3. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором:

МR = $180, МС = $100, АТС = $200. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и увеличить объем выпуска;

д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

4. Ценовая дискриминация - это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным

покупателям;

б) различие в оплате труда по национальности или по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на

потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества;

д) все предыдущие ответы неверны.

5. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначить любую цену на свои продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и

предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой

цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию

цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

6. К барьерам на пути вступления в отрасль нельзя отнести:

а) патент;

б) лицензию;

в) затраты на рекламу;

г) монопольную прибыль;

д) экономию на масштабе.

7. Не существует следующих монополистических объединений;

а) концернов;

б) консорциумов;

в) конвекторов;

г) конгломератов;

д) синдикатов.

8. Определите, какой из перечисленных критериев размера предприятия является наилучшим показателем рыночной власти:

а) доля объема продаж предприятия в общем объеме производства в отрасли;

б) величина финансовых активов предприятия;

в) получаемый чистый доход;

г) численность работающих.

9. Антимонополистическое законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) запрета монополий;

б) экономической свободы;

в) условий конкуренции;

г) регулирования цен;

д) перераспределение доходов.

10. К естественным монополиям государство должно предпринять две из следующих мер:

а) регулирование цен;

б) регулирование объемов производства;

в) снижение налогов;

г) национализацию;

д) политику ускоренной амортизации.

Олигополия

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительными признаками олигополии являются следующие:1)в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти); 2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т. е. осуществлять рыночную власть; 3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным; 4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами; 5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы, поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд решений, в частности: сколько продукта производить, какую установить цену, в каких масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок и т. д. Все это делает процесс принятия решений очень трудным. Не менее легким представляется и теоретический анализ поведения фирмы в условиях олигополии. В экономической теории на сегодняшний день существует достаточно большое количество моделей, объясняющих олигополию. Рассмотрим основные из них.

Модель картеля. Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы-олигополисты производят однородную продукцию и выравнивают цены, как в случае понижения, так и в случае их повышения, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут максимизировать прибыль подобно чистой монополии. Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции. При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рn (см. рис. 1).

На рис. 1 LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде. Qn – объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рс - цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, a Qc – объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчается в том случае, если фирмы-олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается в обход других увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на монопольно установленную цену. Таким образом, нарушитель сможет продать больше продукции по монопольно высокой цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать – не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».

Однако картельные объединения недолговечны, поскольку, во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, как мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Модель ценового лидерства. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли.

Модель дуополии Курно, основанная на трех посылках: 1) в отрасли существует лишь две фирмы; 2) каждая фирма воспринимает объем производства дру­гой как данность; 3) обе фирмы максимизируют прибыль.

Логика рассуждения здесь такова. В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена «старой» фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Старая фирма мирится с возросшим объемом производства и ценой новой фирмы и снова сокращает свой объем производства и свое присутствие на рынке. Так, постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.

Модель ломаной кривой спроса предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты вынуждены будут сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение цены и в ответ на понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется «излом» (рис. 2).

Соответственно, кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают так же, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла.

Модель теории игр рассматривает поведение на рынке как игру, в которой участвуют игроки, принимающие решения; имеются определенные правила игры; по результатам игры начисляются призы или штрафы. Принимая игровое решение, участник не знает определенно, какую стратегию выберет его противник, он может только строить прогнозы.

Аналогом игровой ситуации вообще и на рынке в частности, служит так называемая дилемма заключенного. Рассмотрим следующую матрицу призов-штрафов для двух заключенных, обвиняемых по одному делу (табл. 1).

Таблица 1.

Выбор узника В Выбор узника А Не сознаваться Сознаться
Не сознаваться А: 1 год В: 1 год А: 10 лет В: свобода
Сознаться А: свобода В: 10 лет А: 5 лет В: 5 лет

Предположим, что узники не могут сговориться и выбрать наиболее выгодную для обоих стратегию поведения – не сознаваться в содеянном и получить на основании лишь косвенных улик по 1 г. заключения. Каким же может быть поведение (и его результаты) узника, когда реакция второго участника игры неизвестна.

Современные модели олигополистического поведения. Как показывают все модели олигополии, за исключением последней (конкурентных рынков), при данной структуре рынка отсутствуют аллокативная эффективность (олигополистическая цена выше предельных издержек) и производственная эффективность (олигополистическая цена выше минимального уровня долгосрочных средних издержек производства). При олигополии высока степень монополизации рынка и ограничения конкуренции. В силу вышесказанного олигополия считается не самой желательной формой организации рынка, с точки зрения общества.

Нежелательны для общества и многочисленные прочные барьеры, которые существуют для межотраслевого перелива капитала, для притока свежих сил в ту или иную отрасль. Дифференциация продукта поощряет многообразие и нововведения, но, с другой стороны, она может означать неэффективность и нерациональное использование ресурсов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

3. Перечислите основные разновидности олигополии.

4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?

6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

10. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

 

Практические задания

1. Если спрос является линейным, а предельные издержки действующих в отрасли фирм постоянны. Как изменится общественное благосостояние в случае образования картеля, следствиями которого станут сокращение объема продаж на 120 тыс. единиц продукции и рост цены на 3 руб. за единицу?

2. Две фирмы контролируют рынок цитрусовых. Продавая апельсины по 2000 руб. за ящик, они реализуют 40 ящиков апельсинов в день. Каким будет равновесное предложение фирм при конкуренции по Бертрану, если средние издержки каждой фирмы равны 1000 руб. и остаются неизменными для любого объема выпуска?

3. Фирмы действуют в условиях дуополии Курно. Рыночный
спрос задается функцией QD=300-Р. Если предельные издержки
производства у фирм одинаковы и равны 10. Рассчитайте объем продаж фирмы.

4. Спрос в отрасли описывается функцией QD = 450 - 3∙Р. В отрасли действуют две фирмы, которые конкурируют по Курно. Предельные издержки фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы и цену для равновесия Курно.

5. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. единиц в год захватили две фирмы. Каким бу­дет выпуск каждой из них в случае получения ими нулевой эконо­мической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек для любого объема выпуска?

Тесты

1. Определяющей особенностью олигополистического рынка является:

а) наличие монопольной власти у одного из участников;

б) отсутствие дифференциации продукции;

в) наличие непреодолимых отраслевых барьеров;

г) реагирование фирм на поведение друг друга;

д) все перечисленное.

2. Стратегическое поведение фирмы – это:

а) принятие решений с учетом реагирования конкурентов;

б) проведение неизменной ценовой политики в долгосрочном периоде;

в) координация целей краткосрочного и долгосрочного периодов;

г) стремление к сохранению доли рынка;

д) все перечисленное.

3. Какой из перечисленных отраслевых рынков следует отнести к чистой олигополии?

а) рынок сахара;

б) рынок пассажирских самолетов;

в) рынок сырой нефти;

г) рынок обуви;

д) все перечисленное.

4. Реализуемые при олигополистическом взаимодействии кооперативные стратегии отличаются от некооперативных стратегий тем, что:

а) фирмы координируют свою деятельность посредством неконкурентных способов;

б) фирмы координируют свою деятельность посредством соглашения в отношении рыночных цен и объема выпуска;

в) фирмы совместно используют имеющиеся у них производственные мощности и разрабатывают новые технологии и продукты;

г) верно а) и б);

д) верно б) и в).

5. Если действующие на олигополистическом рынке фирмы реализуют стратегию блокирующего ценообразования, то можно утверждать, что они:

а) будут получать максимальные прибыли;

б) будут продавать по ценам, близким к средним издержкам производства;

в) будут снижать степень дифференциации продукта;

г) установят самые высокие цены на свой продукт;

д) будут активно проводить ценовую дискриминацию.

6. Если отрасль характеризуется наличием доминирующей фирмы, то это свидетельствует о том, что:

а) отраслевая цена будет выше цены совершенно конкурентного рынка;

б) фирмы-аутсайдеры не смогут получать прибыль;

в) цены фирм-аутсайдеров будут сопоставимы с ценой доминирующей фирмы;

г) только у доминирующей фирмы прибыль будет максимизирована;

д) на рынке возникнет «ценовая война».

7. Принципиальной особенностью модели дуополии Курно является:

а) равенство предельных издержек фирм;

б) однородность продукции фирм;

в) заданность выпуска конкурента;

г) заданность цены конкурента;

д) заданность подведения конкурентов.

8. В соответствии с моделью Курно фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками:

а) делят рынок пополам;

б) снижают цену до уровня предельных издержек;

в) увеличивают выпуск до уровня совершенной конкуренции;

г) образуют картель, сокращая выпуск до монопольного уровня;

д) верно а) и г).

9. Если фирмы стратегически взаимодействуют между собой, то результатом такого взаимодействия будет:

а) максимизация отраслевой прибыли;

б) усиление однородности продукции;

в) прекращение конкуренции;

г) снижение издержек производства;

д) усиление конкуренции.

10. Если картель сформирован, то при прочих равных условиях причиной его разрушения в будущем может стать:

а) стремление участников картеля к максимизации прибыли;

б) наличие различий в издержках производства;

в) наличие различий в качественных параметрах продукта;

г) наличие различий в контролируемых долях рынка;

д) наличие несговорчивых фирм.

11. Вероятность сохранения картеля будет тем выше, чем:

а) более активно фирмы внедряют достижения научно-технического прогресса;

б) более эластичным является рыночный спрос;

в) более ограниченным является число мест отгрузки продукции;

г) менее эффективными являются способы обнаружения нарушения соглашения;

д) жестче санкции за нарушение антимонопольного законодательства.

12. Вероятность образования картеля будет тем выше, чем:

а) более разнообразной является продукция фирм;

б) более близкими являются их издержки производства;

в) более высокими темпами растет спрос;

г) верно б) и в);

д) все перечисленное верно.

13. Что из перечисленного представляет собой барьер для проникновения на отраслевой рынок новых фирм?

а) патентное законодательство;

б) лояльность торговой марке;

в) эффект масштаба;

г) проведение фирмами согласованной ценовой политики;

д) все перечисленное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.014 с.)