Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Денежно-кредитная система и монетарная политикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По поводу сущности денег имеются различные взгляды. В настоящее время многие экономисты определяют деньги через присущие им функции: счетной единицы, средства обращения, средства сбережения. Анализ денежного рынка включает вопросы, связанные с предложением денег, спросом на них и их ценой. Структура денежной массы представлена в виде трех денежных агрегатов: M1 (наличность и чековые вклады), M2 (M1, нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады) и М3 (M2 и крупные срочные вклады). Ценность денег определяется соотношением их предложения и спроса на них. При данном уровне спроса реальная ценность денег определяется их покупательной способностью. Общий спрос на деньги включает спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Так как количество денег для сделок зависит от общей денежной ценности реализуемых товаров и услуг, то существует прямая зависимость между номинальным объемом ВНП и величиной спроса на деньги для сделок. Объем спроса на деньги со стороны активов зависит от уровня процентной ставки и находится в обратной зависимости от его динамики. Соотношение спроса и предложения на денежном рынке определяет ставку процента. Тенденция к неравновесному состоянию денежного рынка устраняется в результате изменения цен на облигации. Цены на облигации и процентные ставки изменяются в обратном направлении. При равновесной ставке процента цены на облигации неизменны, а спрос на деньги и их предложение равны. Банковские системы, как правило, характеризуются двухуровневой или трехуровневой структурой. Банковская система США состоит, из Совета управляющих Федеральной резервной системы, 12 федеральных/ резервных банков и сети коммерческих банков. Банковская система России включает Банк России (центральный банк страны), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензии на осуществление банковских операций. Коммерческие банки выполняют активные (предоставление ссуд) и пассивные (привлечение вкладов) операции. Кроме того, они оказывают различные банковские услуги. Коммерческие банки составляют основу кредитной системы. Они выступают в качестве посредников между теми, кто сберегает деньги и теми, кто их инвестирует. Вклады, привлекаемые банками, — это долговые обязательства, которые с их собственным акционерным капиталом включаются в пассивы. Банк размещает сконцентрированные у себя средства в различные активы (ссуды, ценные бумаги, денежную наличность и резервы). Состав и структура активов и пассивов банка отражаются в балансовых отчетах, составляемых на определенную дату, в которых активы равняются сумме обязательств и собственного капитала. Современное банковское дело основано на системе частичных резервов. Центральный банк устанавливает) для коммерческих банков норму обязательных резервов, то есть долю активов, которые в виде наличных денег и средств на счете в центральном банке представляют собой резерв коммерческого банка. Фактические резервы равны сумме обязательных и избыточных резервов. Используя систему резервов, центральный банк может контролировать объем банковских депозитов, динамику обращающейся денежной массы и условия кредитования. Коммерческий банк, предоставляя ссуды, создает деньги, но его возможности делать деньги ограничены. Выпуск дополнительных денег в обращение возможен до тех пор, пока размеры обязательного резерва по сумме вновь созданных чековых счетов не окажутся равными величине избыточных резервов банка. Созданные банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые также создают деньги. Чем меньше норма обязательных резервов, тем больше совокупный объем ссуд, предоставляемых всеми коммерческими банками, и их инвестиций. Тем самым избыточные резервы порождают цепь последовательно совершаемых операций, в результате которых возникает мультиплицирующий эффект, то есть происходит многократное расширение объема кредитования. Поэтому размеры увеличения денежной массы в стране зависят не только от суммы избыточных резервов, но и от величины денежного мультипликатора, которая обратна норме обязательных резервов. Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие макроэкономические процессы. Она проводится Центральным банком, который регулирует денежную эмиссию через кредитную политику. Тем самым воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса, на уровень цен. В кредитно-денежном регулировании могут использоваться, в основном, три инструмента: изменение ставки процента, регулирование нормы банковских резервов и операции на открытом рынке. Возможность воздействовать на ссудный процент возникает потому, что Центральный банк предоставляет ссуду коммерческим банкам и его ставка становится базовой для всей кредитной системы. Можно выделить следующие виды денежно-кредитной политики: - политика дешевых денег, осуществляемая с целью ограничения спада и выхода экономики из депрессии; - политика дорогих денег, осуществляемая с целью ограничения инфляционного подъема в условиях высокой конъюнктуры. Механизм реализации политики дешевых денег следующий. Центробанк осуществляет расширенную покупку ценных денег, снижает учетную ставку процента по централизованным кредитам, в случае необходимости снижает норму обязательных резервов. Механизм политики дорогих денег заключается в противоположном применении основных методов денежно-кредитного регулирования. Центробанк осуществляет расширенную продажу ценных бумаг, повышает учетную ставку процента по централизованным кредитам.
План семинарских занятий 1. Денежно-кредитная политика: сущность, функции, основные инструменты Политика «дешевых» и «дорогих» денег. 2. Деньги: сущность, виды, функции. Денежное обращение и денежные системы. Денежные агрегаты. 3. Спрос на деньги. 4. Предложение денег. Денежный мультипликатор. 5. Роль государства и банков в создании денег. Эмиссия. Банковские резервы. 6. Структура кредитной системы. Функции центрального и коммерческих банков. Проблемы денежного обращения.
Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: деньги, функции денег, товарные деньги, денежная масса, денежная база, наличные деньги, кредитные деньги, «квази-деньги», ликвидность, трансакционный спрос на деньги, спекулятивный спрос на деньги, резервы, норма обязательных резервов, Центральный банк, коммерческий банк, денежный мультипликатор, монетарная политика, учетно-процентная ставка, операции на открытом рынке. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение денег и характеристику их функций. 2. Раскройте содержание денежной массы; ее агрегатов. 3. Что понимается под наличными и безналичными деньгами? 4. Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения? 5. Дайте определение кредита, охарактеризуйте его формы и функции. 6. Что собой представляет трансакционный спрос на деньги? 7. Что собой представляет спекулятивный спрос на деньги? 8. От чего зависит предложение денег? 9. Как выглядят кривые спроса на деньги и предложения денег? 10. Когда достигается равновесие на денежном рынке? 11. Какова структура банковской системы? 12. Почему коммерческие банки называют «нервными узлами» экономики? Каковы их функции и операции? 13. Назовите функции Центрального банка. Почему Центральный банк называют банком банков? 14. Что понимается под мультипликативным расширением денежной массы? 15. Каковы цели денежно-кредитной политики? 16. Каковы инструменты денежно-кредитной политики? 17. Что понимается под политикой «дешевых денег»? 18. Что понимается под политикой «дорогих денег»? Практические задания 1. На основе данных, приведенных в таблице, проанализируйте процесс расширения кредита и роль коммерческих банков в увеличении предложения денег. Заполните строки последнего столбца, рассчитав количество денег, которое банк может предоставить в кредит (или вновь создаваемые деньги).
2. На рисунке приведены четыре ситуации, в которых спрос на деньги изменяется с величины М до величины М1. Укажите, какая из приведённых ситуаций иллюстрирует следующие процессы: а) увеличение номинального объема ВНП при неизменных процентных ставках; б) увеличение ставки процента; в) сокращение цен, которое не отражается на величине процентных ставок; г) сокращение уровня процентных ставок, которое не отражается на изменении совокупного спроса.
3. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10% номинального объема ВНП, предложение денег составляет 450 млрд. долл., а спрос на деньги со стороны активов показан в таблице. Номинальный объем ВНП равен 3000 млрд. долл. Определить равновесную процентную ставку.
4. Предположим, что связь между ставкой процента и. величиной спроса на деньги выражается как: i = 20 - 2М, где i - ставка процента (в процентных пунктах), М - количество денег (в трлн. долл.). Ответьте на следующие вопросы. а) что представляет эта функция, заданная графическим способом; б) какова величина процентной ставки, если величина спроса на деньги равна 5 трлн. долл.; в) предположим, что объем ВНП вырос. Останется ли зависимость между i и М прежней? Если нет, то, в каком направлении она изменится. 5. На рисунке приведены кривые совокупного спроса и совокупного предложения. Как изменится положение кривых, если увеличится предложение денег? Уменьшится предложение денег? 6. Функционирование условной экономической системы характеризуется следующими макроэкономическими показателями: потребительские расходы С = 10 + 0,5∙ВНП; инвестиционные расходы I= 100; государственные расходы G=150; чистый экспорт Xn=40; спрос на деньги для сделок Md t = 0,25∙ВНП; спекулятивный спрос на деньги Mda=150 - 15∙i (i - ставка процента); предложение денег Ms =225. Определите равновесную ставку процента. 7. Если Центральный Банк продает на открытом рынке коммерческим банкам государственные облигации на сумму 20 млн. долл., то на сколько может максимально сократиться предложение денег при норме обязательных резервов 12,5%? 8. Номинальное предложение денег увеличивается на 15% в год, уровень цен на 12%, а скорость обращения денег на 6%. На сколько возрастет объем выпуска? 9. Проводя политику «дешевых» денег, Центральный банк выкупает облигации на сумму 10 млрд. ден. ед., в том числе у коммерческих банков на 5 млрд. и у населения на 5 млрд. Пятую часть полученных денег население превращает в наличность и хранит вне банковской системы. Норма обязательных резервов составляет 20%. Определите, как изменится предложение денег, если возможности банковской системы по созданию денег используются полностью. 10. При помощи операций на открытом рынке Центральный банк может увеличить объем предложения денег максимум на 600 млрд. ден. ед. Что должен для этого сделать Центральный банк при норме резервирования, равной 25. Тесты 1. Денежная система – это: а) форма организации денежного обращения; б) денежная единица; в) форма организации банковской системы; г) система эмиссии денег. 2. Денежные агрегаты отличаются друг от друга: а) степенью ликвидности: б) размерами; в) датой выпуска; д) способом обращения. 3. В качестве трансакционного спроса на деньги можно назвать: а) покупку буханки хлеба; б) покупку акции частной компании; в) покупку облигации частной компании; г) покупку государственной облигации. 4. Спекулятивный спрос на деньги зависит от: а) нормы процента; б) темпов роста валового внутреннего продукта; в) уровня занятости; г) темпов экономического роста. 5. Денежный мультипликатор показывает: а) какое количество денег может произвести банковская система из каждого рубля резервов; б) с какой скоростью растет количество денег на руках у населения; в) сколько денег надо дополнительно выпускать государству каждый год; г) с какой скоростью движется денежная единица в стране. 6.Термин «операции на открытом рынке» означает: а) деятельность коммерческих банков по кредитованию фирм и населения; б) деятельность центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам; в) влияние на уровень процентных ставок, оказываемое ростом или снижением общего размера ссуд, предоставляемых коммерческим банкам; г) ооперации центрального банка, приводящие к увеличению или снижению общей величины текущих счетов коммерческих банков; д) деятельность центрального банка по покупке или продаже государственных ценных бумаг. 7. При продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке достигается цель: а) уменьшение общей массы денег в обращении; б) обеспечение большей доступности кредита; в) увеличение общей массы денег в обращении; г) стимулирование совокупного спроса. 8. Количество денег в экономике увеличивается в результате: а) покупки Центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков; б) повышения Центральным банком нормы обязательных резервов; в) продажи Центральным банком государственных облигаций населению и банкам; г) повышения учетной процентной ставки. 9. К инструментам мягкой кредитно-денежной политики не относится: а) повышение нормы обязательных резервов; б) снижение учетной процентной ставки; в) снижение нормы обязательных резервов; г) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. 10. К инструментам жесткой кредитно-денежной политики не относится: а) снижение учетной процентной ставки; б) повышение учетной процентной ставки; в) повышение нормы обязательных резервов; г) продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. 11. Для сокращения уровня инфляции правительству необходимо: а) повысить процентную ставку; б) повысить норму обязательных резервов; в) продать государственные облигации; г) увеличить объем денежной массы.
Список рекомендуемой литературы 1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: «Дело и Сервис», 2005, Гл. 7, 8. 2. Вечканов, Г. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. Вечканов, Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003, Вопрос 49, 50. 3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 26, 27. 4. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 20. 5. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 9. 6. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 3, §§ 3.7, 3.8. 7. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 29 - 31. 8. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 23. 9. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 21. 10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 25.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.012 с.) |