Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке в закрытой экономике: модель IS-LM



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке в закрытой экономике: модель IS-LM



В отличие от рынка конкретно выбранного товара общее равновесие на всей совокупности товарных рынков зависит не только от таких величин, как предельная склонность к потреблению, мультипликатор, автономные затраты, автономные инвестиции, государственные затраты, но и от процентной ставки, поскольку инвестиции и потребление мгновенно реагируют на изменение процентной ставки.

Условием равновесия на товарном рынке благ является условие равенства инвестиций и сбережений. Кривая IS показывает различные сочетания между ставкой процента и реальным доходом при равновесии между сбережениями и инвестициями. Наклон кривой IS означает, что чем меньше доход, тем выше должна быть ставка процента, чтобы рынок оставался в состоянии равновесия.

Однако макроэкономическое равновесие предполагает равенство совокупного спроса и совокупного предложения на товарном рынке, но равновесие спроса и предложения на денежном рынке. Это равновесие характеризует модель LM. Кривая LM является геометрическим местом множества точек, пред­ставляющих различные комбинации ставки процента и уровня реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии (при задан­ном количестве денег Мs и неизменных ценах).

Модель «IS-LM» позволяет рассматривать процессы, происходящие в реальном и денежном секторах экономики в их взаимосвязи.

 

План семинарских занятий

1. Равновесие на товарном рынке. Модель IS.

2. Равновесие на денежном рынке. Модель LM.

3. Равновесие в закрытой экономике.

4. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

совокупный спрос, совокупное предложение, инвестиции, сбережения, равновесная ставка процента, спекулятивный спрос на деньги, оперативный спрос на деньги, ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что показывает каждая точка на кривой IS?

2. Что показывает каждая точка на кривой LM?

3. Что означает наклон кривых IS и LM?

4. Что представляет собой модель «IS-LM» и как устанавливается равновесие на товарном и денежном рынках?

5. В чем суть эффекта вытеснения?

6. В каком случае при изменении равновесия в модели «IS-LM» имеет место «ликвидная ловушка», и в каком «инвестиционная ловушка»?

 

Практические задания

1. В закрытой экономической системе, где государство не участвует в воспроизводственном процессе, функция потребления имеет вид

С=400+0,8∙Y. Инвестиционный спрос предпринимателей представлен зависимостью вида I=200-20∙i. Уровень цен постоянен: Р=1. Денежная масса в обращен МS = 600 ден. ед. Спрос на деньги выражен функцией

Мd =0.4∙Y+ 400 - 40∙i

а) составьте уравнение кривой IS;

б) составьте уравнение кривой LM.

2. Допустим правительство решило увеличить налоги, чтобы сократить дефицит госбюджета и снизить уровень инфляции. Используя модель IS-LM, покажите графически, какие меры должен предпринять центральный Банк, чтобы уровень выпуска остался неизменным?

3. Как изменится положение кривой IS под влиянием следующих факторов: а) рост государственных расходов; б) уменьшение располагаемого дохода; в) увеличение налогов (ответы проиллюстрируйте графиками).

4. Как повлияют на положение кривой LM следующие факторы: а) рост денежной массы; б) повышение ставки процента; в) сокращение спроса на деньги (ответы проиллюстрируйте графиками).

 

Тесты

1. Условием равновесия на рынке благ является равенство:

а) инвестиций и потребления;

б) сбережений и инвестиций;

в) доходы и суммы потребления и сбережения:

г) инвестиций и прироста дохода.

2. Если инвестиции задаются формулой =10-2i, а сбережения формулой S=0,5Y-10, то:

а) кривая IS задается формулой 0,5Y-2i =20;

б) при доходе 8 и ставке процента 8 % имеет место равновесие на рынке благ;

в) при доходе 24 и ставке процента 2 % следует ожидать увеличение инвестиций;

г) при доходе 14 и ставке процента 3 % имеет место равновесие на рынке благ.

3. На положение кривой IS влияет изменение:

а) дохода;

б) инвестиций;

в) ставки процента;

г) автономных сбережений.

4. Какое из следующих утверждений является правильным?

а) кривая LM имеет положительный наклон и строится для данного уровня дохода;

б) кривая LM имеет отрицательный наклон, и возраста­ние уровня цен сдвигает ее вверх;

в) кривая LM имеет положительный наклон и строится для данного уровня реального денежного предложения;

г) в любой точке кривой LM фактические расходы рав­ны запланированным расходам.

5. В точке пересечения кривых IS и LM:

а) реальное денежное предложение равно реальному спросу на деньги;

б) планируемые расходы равны фактическим расходам;

в) уровни выпуска и процентной ставки удовлетворяют условиям равновесия товарного и денежного рынков;

г) все вышеперечисленное верно.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: «Дело и Сервис», 2005, Гл. 9.

2. Вечканов, Г. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. Вечканов, Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003, Вопрос 22 - 24.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 28.

4. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, с. 542 -552.

5. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Темы 2.1, 2.2.

6. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 3, § 3.9.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 25, § 2.

 

Социальная политика

Произведенный в рыночной экономике национальный доход распределяется между участниками производства в соответствии с их вкладом в выпущенный продукт, а также для предотвращения неконтролируемого социального расслоения между членами общества.

Следует различать два вида дохода: номинальный и реальный. Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный до­ход.Денежный доход с поправкой на изменение уровня цен называется реальным доходом.

Распределение доходов подразделяется на функциональное и персональное. Функциональное распределение дохода характеризует распределение совокупного дохода общества между факторами производства. Функциональное распределение дохода свидетельствует о том, какая доля национального дохода принадлежит соответствующим факторам производства.

Персональное распределение дохода характеризует его распределение по величине между частными лицами и домашними хозяйствами, в результате которого происходит его перераспределение, в котором участвует государство. Персональное распределение дохода характеризуется неравномерностью.

Причинами неравенства доходов служат различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке людей, происхождение, наличие собственности и степень господства на рынке, выбор сферы деятельности, места работы и жительства, просто везение.

Исходя из распределения и перераспределения дохода по его величине можно построить кри­вую, которую называют кривой концентрации или кривой Лоренца,по­зволяющую судить об уровне неравенства. Каждая точка кривой Лоренца показы­вает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода.

Под уровнем жизни понимается совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы, а также поступающие им средства из общественных (государственных) и иных фондов. Уровень жизни измеряется с помощью ряда показателей.

Неравномерность в распределении доходов приводит к тому, что определенная часть граждан общества живет в бедности. Причинами бедности являются низкий уровень экономического развития страны, безработица, войны и военные конфликты, дискриминация по полу, цвету кожи, национальности, низкий уровень пенсионного обеспечения и др.

Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная бедность. Черта абсолютной бедностипред­ставляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддер­живать потребление пищи и других предметов первой необходимости на рассчитываемом особым образом минимально необходимом уровне. Определение относительной бедности основывается на таком понятии, как качество жизни,в которое входят не только представления об уровне питания, здравоохранения, жилищных условий и т. п., достаточ­ных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданийв результате низкого доходного статуса. Например, в США черта относительной бедности принимается на уровне, в 2 раза меньшем, чем величина дохода средней семьи.

В стра­нах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась раз­ветвленная система социального обеспечения граждан. В большинстве стран соци­альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются: 1) программы социального страхования; 2) программы государственной помощи.

 

План семинарских занятий

1 Социальная политика: сущность, функции, инструменты

2 Доходы как основополагающий фактор, формирующий уровень благосостояния Прожиточный минимум в системе оценок благосостояния и проведения политики доходов

3 Неравенство в распределении доходов и его измерение Кривая Лоренца Коэффициент Джини, децильный коэффициент Политика регулирования доходов

4 Система социальной защиты: цели, основные направления, инструменты Социальная направленность экономической политики в переходной экономике России

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов: доход, номинальный доход, реальный доход, трансферт, функциональное распределение дохода, персональное распределение дохода, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику?

2. Какие функции выполняет государство в рыночной экономике?

3. Каковы способы и методы государственного регулирования экономики?

4. Каковы пределы государственного вмешательства в экономику?

5. Каково отношение разных экономических школ к роли государства в экономике?

6. Как формируются доходы в рыночной экономике?

7. Что понимается под функциональным и персональным распределением дохода?

8. Каковы причины неравенства в доходах в рыночной экономике?

9. Что собой представляет кривая Лоренца?

10. Как подсчитывается коэффициент Джини?

11. Что понимается под уровнем жизни?

12. С помощью каких показателей измеряется уровень жизни?

13. Что понимается под чертой бедности?

14. Что понимается под прожиточным минимумом?

15. Что понимается под абсолютной и относительной бедностью?

16. Какие причины порождают бедность?

17. Какие причины вызывают необходимость государственного перераспределения доходов?

18. Каковы последствия чрезмерного вмешательства государства в процесс распределения доходов?

19. Что собой представляет социальная политика и как она реализуется?

20. Какова цель социальной политики?

21. Назовите основные направления государственной социальной политики в России?

22. Почему государство в ХХ веке берет на себя обеспечение людей в старости? Какие трудности вы видите в полностью частном решении проблемы ухода на пенсию?

 

Практические задания

1. Допустим, что область дифференциации доходов населения в стране Альфа равна 1200 денежных единиц. Коэффициент Джини равен 0,3. Определите, какой объем дохода распределяется среди граждан данного государства.

2. Предположим, что первые 20% семей располагают 5 национального дохода страны. Доля следующих 20 % семей составляет 10%. Третьи 20% семей имеют 18% дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20% населения потребляет 28% дохода. На оставшиеся 20% семей приходится 45 % национального дохода. Постройте кривую Лоренца.

3. Студенты Иван, Петр и Юрий имели на первом курсе доходы 10,40 и 50, а на втором курсе – 64,16 и 60 тысяч рублей соответственно. Как изменилось за год неравенство доходов?

4. Децильный коэффициент для современной России составляет - 25, для США - 10, для скандинавских стран - 4. Существует ли взаимосвязь между децильным коэффициентом и историей развития указанных стран?

5. Какая связь между распределением дохода и распределением богатства?

Тесты

1. Кривая Лоренца показывает:

а) степень неравенства в доходах;

б) взаимосвязь инфляции и безработицы;

в) взаимосвязь безработицы и ВНП;

г) взаимосвязь между уровнем цен и ВНП.

2. Экономика современной России характеризуется:

а) существенной дифференциацией доходов населения;

б) невысоким уровнем дифференциации доходов населения;

в) существенным ростом доходов всех слоев населения;

г) ростом доходов социально незащищенных слоев населения более быстрыми темпами по сравнению с ростом доходов наиболее обеспеченных слоев населения.

3. Неравенство в доходах в рыночной экономике возникает в силу:

а) функционального распределения доходов;

б) циклического развития экономики;

в) разницы в потребностях людей;

г) отрицания уравниловки экономическими агентами.

4. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что каждый получает:

а) в соответствии с тем фактором, которым он владеет и предельной производительностью этого фактора;

б) по потребностям;

в) по способностям;

г) по труду

5. Персональное распределение – это распределение, которое:

а) не зависит от владения факторами производства;

б) зависит от владения факторами производства;

в) соответствует потребностям человека;

г) соответствует социальному статусу человека.

6. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем:

а) больше степень неравенства;

б) меньше степень неравенства;

в) более быстрыми темпами растут доходы;

г) медленнее растут доходы.

7. С помощью децильного коэффициента:

а) сравниваются доходы 10% самых богатых с доходами 10% самых бедных;

б) выясняется доля бедных в общей численности населения;

в) выясняется доля наиболее обеспеченных в общей численности населения;

г) сравниваются темпы роста доходов наиболее обеспеченных слоев населения и наименее обеспеченных слоев населения.

8. В ходе проведения социальной политики возникает противоречие между:

а) социальной справедливостью и эффективностью;

б) инфляцией и безработицей;

в) целями и инструментами социальной политики;

г) ростом доходов и инфляцией.

9. Наличие обширных зон нищеты в обществе приводит к таким отрицательным социальным последствиям для общества, как:

а) нарушение правопорядка и морального здоровья;

б) рост безработицы;

в) рост инфляции;

г) падение темпов экономического роста.

10. Бедность – это уровень дохода:

а) не позволяющий купить самое необходимое;

б) не позволяющий купить то, что хочется;

в) не позволяющий приобретать предметы длительного пользования;

г) достаточный для того, чтобы поддержать прожиточный минимум.

11. Проблема «дырявого ведра» социальной помощи (А.Оукен) заключается в том, что:

а) большая часть социальных пособий поглощается бюрократическим аппаратом;

в) социальная помощь любых размеров не делает людей богаче, поскольку не изменяет сознание людей;

г) для расширения социальной поддержки отвлекается много денег из государственного бюджета;

д) рост социальной поддержки ведет к инфляции.

12. Под уровнем жизни понимается:

а) совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы;

б) совокупность материальных благ, которые человек желает иметь

в) стандартные нормы потребления, законодательно устанавливаемые государством;

г) представление человека о том, каким должен быть уровень потребления материальных благ.

13. Наиболее распространенным показателем уровня жизни является:

а) ВВП на душу населения;

б) абсолютная величина ВВП;

в) средняя заработная плата;

г) минимальная заработная плата.

14. Понятие относительной бедности предполагает, что человек имеет достаточно средств для физического выживания, но:

а) страдает морально из-за низкого доходного статуса;

б) не хочет иметь больший доход;

в) в других странах уровень жизни выше;

г) но правительство считает такой уровень жизни недопустимо низким

 

Список рекомендуемой литературы

1. Вечканов, Г. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. Вечканов, Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003, Вопрос 56.

2. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 47.

3. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 24.

4. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 12.

5. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 28.

6. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 25.

7. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 28.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)