Экономические системы: основы и механизм функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические системы: основы и механизм функционирования



Введение в экономику

План семинарских занятий

1. Экономика: предмет, функции, структура. Микро- и макроэкономика. Позитивизм и нормативизм.

2. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности.

3. Экономические категории и законы.

4. Потребности, блага, ресурсы, факторы производства.

5. Проблема ограниченности ресурсов и главные вопросы экономики. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

Практические задания

 

Тесты

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 1 - 3.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 1 - 3.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 1.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, §1.1.

5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 1, 2.

6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 1, 2 § 2.1.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 1, 2.

8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 1 - 3.

9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 1, 2.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 1.

 

Рынок: черты, функции, роль

Рыночная система хозяйствования прошла длительный процесс эволюции и как всякая социальная система постоянно развивается.

Первой и простейшей формой общественного хозяйства было натуральное хозяйство. Она оставалась господствующей в течение продолжительного исторического промежутка в силу таких причин, как: медленное развитие процесса разделения труда и прогресса техники, низкой мобильности рабочей силы, замкнутости хозяйств.

Однако внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации произошло обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное. И на протяжении примерно восьми тысячелетий они сосуществовали бок о бок.

Элементы рыночных отношений возникли в период становления товарного хозяйства, отношения обмена именно в рыночной экономике обрели всеобщность и целостность.

Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, т.е. место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями. Эти отношения сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а так же удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции.

Рыночные отношения включают отношения, связанные с арендой, процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда, кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент, процесс функционирования рыночной инфраструктуры, обменные процессы с зарубежными партнерами.

 

План семинарских занятий

1. Натуральная и товарная формы хозяйства.

2. Рынок: понятие, условия формирования, основные черты, функции.

3. Структура и инфраструктура рынка.

4. Экономические субъекты: модель кругооборота.

5. Понятия «товар», «деньги», «цена», их сущность и формы. Товар и его свойства. Деньги: происхождение, сущность, функции, виды. Цена, виды, функции.

6. Конкуренция как элемент рынка.

7. Типы рынков. Модели рыночной экономики.

8. Преимущества и недостатки рыночных отношений, необходимость их государственного регулирования.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

натуральное хозяйство, товарное хозяйство, автаркия, рынок, товар, деньги, цена, конкуренция, домохозяйство, фирма, инфраструктура

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные условия возникновения товарного хозяйства и рынка.

2. Перечислите основные свойства натурального хозяйства.

3. Чем товар отличается от натурального продукта?

4. Что такое рынок? Приведите примеры конкретных форм взаимодействия продавцов и покупателей на различных рынках.

5. Перечислите основные функции рынка?

6. Существовал ли рынок в СССР?

7. Какую роль в развитии экономики играет конкуренция?

8. В чем проявляется ограниченность возможностей рынка?

9. Опишите инфраструктуру рынка и ее основные элементы.

10. В чем вы видите отличие рынка совершенного от несовершенного?

 

Практические задания

1. В России выделяют следующие этапы формирования рыночных отношений: 1861-1914 гг.; период нэпа; 80-90-гг. ХХ в. Можно ли сделать вывод о том, что в России сформировалось рыночное хозяйство?

2. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгоистические интересы частных предпринимателей, стремящихся к получению большего дохода и процветанию, с интересами остальных членов общества.

3. На основе модели кругооборота раскройте взаимосвязь между основными элементами рынка.

Тесты

1. Рынок - это:

а) совокупность актов купли-продажи;

б) взаимодействие спроса и предложения;

в) взаимоотношения между продавцами и покупателями;

г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

д) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

2. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой:

а) продукты труда производятся для обмена на рынке;

б) существует замкнутость производителей;

в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;

г) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредо­ванная;

д) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта;

3. К возникновению товарного производства привело:

а) появление монополий;

б) появление маркетинга и менеджмента;

в) исчезновение натурального производства;

г) изменения в законодательстве развитых стран;

д) общественное разделение труда и обособление произво­дителей как собственников.

4.В какой сфере рынок действует эффективно:

а) в сфере образования;

б) при производстве общественных продуктов;

в) в сфере здравоохранения;

г) в сфере культуры?

5.К преимуществам рынка не относится:

а) эффективное распределение ресурсов;

б) высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

в) способность к удовлетворению разнообразных потреб­ностей;

г) появление организаций, монополизирующих рынок;

д) оптимальное использование результатов НТР.

6. Отдельные проявления элементов натурального хозяй­ства в современной рыночной экономике объясняются:

а) его преимуществами при выполнении отдельных видов работ;

б) его преимуществами при выполнении всех видов работ;

в) традиционным мышлением населения;

г) принципиальными недостатками рыночной экономики;

д) значительным, объемом свободного времени у насе­ления.

7. К «осечкам» рынка относят такие процессы как:

а) производство «общественных» товаров;

б) побочные эффекты от перелива ресурсов;

в) неравномерность в распределении личных доходов;

г) все ответы верны.

8. Укажите, что означает понятие «товар»:

а) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда;

б) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку;

г) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью.

9. К функциям рынка не относится:

а) посредническая;

б) ценообразующая;

в) стимулирующая;

г) социальная.

10. Какие из перечисленных недостатков характерны для свободного рынка:

а) рынок дифференцирует участников по уровню жизни;

б) рынок заставляет производителей выпускать те товары, в которых нуждаются потребители;

в) рынок не в состоянии обеспечить общество товарами, услугами, в которых оно нуждается.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 3.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, §§ 1 - 6.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 2, § 2.2, 2.3.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, §1.10.1.

5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 5.

6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 3, § 3.1.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 5.

8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 4, § 4.4.

9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 3.

11. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 1, § 1.4.

Поведение потребителя

Теория потребления исследует основные принципы потребительского выбора (поведения), в основе которого лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя. Когда потребители делают свой выбор относительно целей и усилий для их достижения, они действуют рационально. Целью потребительского выбора является полезность – удовольствие и удовлетворение, получаемое людьми от товаров и услуг. Добавочная полезность, от единичного увеличения потребление товара и услуги, называется предельной полезностью. Чем интенсивнее потребление блага, тем меньше увеличение полезности, получаемой от каждой дополнительной потребленной единице. В этом заключается сущность первого закона Госсена или закона убывающей предельной полезности. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления его дополнительных единиц снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Этим объясняется убывающий характер кривой спроса.

В ситуации равновесия предельная полезность, приходящаяся на один рубль цены, должна быть постоянна у всех товаров. Этот принцип вошел в экономическую науку как второй закон Госсена.

Для моделирования потребительского поведения используются такие инструменты как кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия – это множество точек, представляющих наборы двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Бюджетная линия – это линия цен и расходов, она отражает множество доступных потребителю товарных наборов. Оптимум потребителя (максимум благосостояния при данном ограничении) достигается в точке касания бюджетной линии кривой безразличия.

 

План семинарских занятий

1. Потребность и полезность. Общая и предельная полезность. Первый и второй закон Г. Госсена. Правило максимизации полезности.

2. Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия. Предельная норма замещения.

3. Потребительский бюджет и бюджетная линия.

4. Проблема потребительского оптимума.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих понятий:

полезность блага, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, кривая Энгеля, линия «доход-потребление», равновесие потребителя, предельная норма замещения, бюджетная линия, уравнение бюджетной линии, бюджетное ограничение.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

2. Дайте определение общей и предельной полезности.

3. Приведите примеры закона убывающей предельной полезности.

4. Каковы подходы к проблеме измерения полезности представителей кардиналистского и ординалистского направления экономической науки?

5. Что собой представляет кривая безразличия и каковы ее свойства?

6. Что собой представляет бюджетная линия и какие причины приводят к изменению угла наклона бюджетной линии?

7. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

 

Практические задачи и ситуации

1.Значения предельных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице. Определите, при каких значениях параметра α потребитель будет находиться в положении равновесия.

Благо MU P
А    
Б α  
В    

2. На рисунке представлена карта безразличия потребителя. Как изменяться потребление каждого из продуктов при изменении дохода и неизменности цен?

3. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия. Цена товара Y равна 12 рублей. Ответьте на вопросы:

а) каков доход потребителя;

б) какова цена товара Х;

в) как изменится положение бюджетной линии при увеличении цены товара Y до 15 рублей, при снижении цены товара Y до 10 рублей?

 

4. Иван тратит часть своего дохода на кофе и чай. Неурожай кофе в Бразилии привел к росту цены на этот напиток в России. Как неурожай кофе повлиял на положение бюджетной линии Ивана?

При потреблении чая и кофе Иваном действует эффект замещения. Как в этом случае изменится положение бюджетной линии?

5. Студент каждую неделю покупает газеты и журналы. В таблице показана полезность, которую он получает от потребления разного количества газет и журналов. Цена газеты – 2 рубля. Цена журнала – 5 рублей.

Количество Газеты Журналы
ТU, ютиль MU, ютиль MU/P ТU, ютиль MU, ютиль MU/P
             
             
             
             
             
             
             
             

При какой комбинации товаров студент получает максимальную полезность? Сколько денег он тратит в этом случае на газеты и журналы? Какова общая полезность от потребления газет и журналов в случае получения максимальной полезности?

 

Тесты

1. Потребительские предпочтения определяют:

а) положение и наклон кривой безразличия

б) положение и наклон линии бюджетных ограничений

в) эффект дохода и эффект замещения

г) положение и наклон кривой безразличия и бюджетной линии

д) максимальное количество товара, которое может купить потребитель.

2. Правило потребительского поведения, предполагающее максимизацию полезности покупаемых товаров, означает:

а) что покупатель извлекает некую разность между общей и предельной полезностью товаров

б) что покупатель уравновешивает расходы так, чтобы последняя денежная единица, затрачиваемая на любой товар, приносила равновеликую полезность

в) что покупатель не должен покупать низкокачественные товары

г) что покупатель стремится купить как можно больше товаров

д) что покупатель стремится разнообразить ассортимент приобретаемых товаров.

3. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) не использует моделей;

б) не рассматривает субъективные предпочтения;

в) считает возможным количественное измерение полезности;

г) связывает цену товара с полезностью, а не с издержками;

д) использует математические методы в исследовании экономических процессов.

4. Наклон линии безразличия в какой-либо точке этой линии равен:

а) наклону бюджетной прямой, проходящей через эту точку;

б) величине совокупной полезности набора продуктов, соответствующего этой точке;

в) норме замещения одного продукта другим в этой точке;

г) предельной норме замещения одного продукта другим в этой точке;

д) соотношению цен товаров.

5. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:

а) первый бутерброд;

б) бутерброд точки насыщения;

в) средний из съеденных бутербродов;

д) последний бутерброд.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 7.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 5, §3.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Тема 5.

4. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 4.

5. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 9, § 2.

6. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 10, 11.

7. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 3.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличительные особенности совершенной и несовершенной конкуренции?

2. Расскажите, при каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

3. При каких условиях фирме следует покинуть отрасль?

4. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую прибыль?

5. Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы совпадает с линией цены и имеет горизонтальный вид?

 

Практические задачи и ситуации

1. Общие издержки конкурентной фирмы при изменении объема выпуска в единицу времени меняются следующим образом:

Выпуск Издержки (долл.)
   
   
   
   
   
   

Каким должен быть выпуск при рыночной цене, равной 5 долл. за единицу продукции?

2. Общие издержки месячного производства (сборки) персональных компьютеров оцениваются 5000 руб. Объем производства - 20 штук. Постоянные месячные издержки фирмы равны 2 000 руб. Требуется подсчитать переменные издержки, средние общие издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки.

3. Функция издержек фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции TC=Q∙(Q+2) + 9. Рассчитать объем, при котором средние переменные издержки минимальны.

4. На графике изображены кривые общих издержек и общего дохода.

Проанализируйте график и ответьте не следующие вопросы:

а) Каши временной период отражает график — краткосрочный или долгосрочный?

б) Какова цена товара фирмы?

в) При каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

г) При каком объеме выпуска фирма получает положительную прибыль?

д) При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

е) Какова величина постоянных издержек продукции фирмы?

4. Рыночная цена единицы выпускаемой продукции составляет 70 руб. Величина средних общих издержек при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 ед. продукции, равна 80 руб. Величина средних переменных издержек при том же объеме выпуска продукции составляет 50 руб. Какое, по вашему мнению, решение в краткосрочном периоде должна принять фирма - совершенный конкурент в данных экономических условиях: уйти с рынка или остаться и почему?

Тесты

1. Найдите определяющий признак модели совершенной конкурен­ции на рынке продукта:

а) непреодолимые барьеры на входе в отрасль;

б) неравный доступ к информации;

в) дифференциация продукта;

г) большое число продавцов, каждый из которых продает весьма незначительную долю от общего объема продаж;

д) уникальный продукт, не имеющий близких заменителей.

2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:

а) имеет отрицательный наклон.

б) горизонтальная линия при данном уровне цен.

в) вертикальная линия при данном объеме предложения.

г) имеет наклон 1/n, где n - число фирм в отрасли.

д) имеет положительный наклон.

3. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен

предельным издержкам.

б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек

в) в точке, соответствующей минимальному значению АТС.

г) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон.

д) кривая средних и предельных издержек имеют U-образную форму.

ж) кривая спроса на продукт фирмы - горизонтальная линия.

4. Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии, если:

а) цена превышает средние издержки;

б) цена больше минимума средних переменных издержек, но меньше минимума средних издержек;

в) общая выручка меньше переменных издержек;

г) цена равна предельным издержкам;

д) убытки фирмы меньше постоянных издержек.

5. В краткосрочном периоде конкурентная фирма прекратит производство, если:

а) убытки больше постоянных издержек;

б) общая выручка не покрывает общих издержек;

в) общий убыток равен постоянным издержкам;

г) цена ниже минимума средних переменных издержек;

д) цена меньше минимума средних издержек.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 13.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 6.

3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004, Темы 7.

4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001, Гл. 2, § 2.6.

5. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 6.

7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 11.

6. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 13.

8. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М.: Издательство «Дело», 2002, Гл. 8.

 

Монополия

В противоположность совершенной конкуренции в условиях абсолют­ной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсо­лютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существо­вание отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологически­ми, экономическими и политическими причинами. Простая монополия (единственная, не прибегающая к ценовой дискриминации, т.е. продаже продукции с одинаковыми издержками по разным ценам) получает максимальную прибыль, производя выпуск продукции в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Если цена, минимизирующая убыток, превосходит средние переменные издержки, фирма будет продолжать функционировать на краткосрочном временном интервале. Если эта цена ниже средних переменных издержек, фирма прекращает производство.

Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рас­сматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.

Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Во-первых, недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции. Во-вторых, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. В-третьих, монополия может не стремиться минимизировать свои издержки. В-третьих, прибыль, полученная за счет монопольной цены, может быть направлена на защиту уже достигнутого положения. В четвертых, монополия создает избыточную концентрацию политической власти. В-пятых, использование монопольной власти может приводить к несправедливому перераспределению национального дохода.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. К таким злоупотреблениям можно отнести: подделку продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей, снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: 1) либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы; 2) либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Герфиндаля-Хиршмана (Н):

Н=(X1)2+(X2)2+(Xn)2,

где Хn – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет монополия как тип рыночной структуры?

2. Дайте определение естественной монополии.

3. Назовите барьеры, которые могут препятствовать входу в отрасль.

4. Почему предельный доход монополиста меньше, чем цена его товара?

5. Как монополия выбирает оптимальный объем производства?

6. Когда монополии следует прекратить производство?

7. Приведите примеры ценовой дискриминации.

8. Какие издержки несет общество от господства монополий?

9. Какие положительные последствия порождает наличие монополий в экономике?

10. Что понимается под недобросовестной конкуренцией?

11. В каких случаях применяется антимонопольное законодательство?

12. Как измеряется монопольная власть?

 

Практические задания

1. Заполните таблицу недостающими данными. При каких значениях цены и объема выпуска прибыль предприятия максимальна? К какому типу рыночной структуры относится данное предприятие?

Q ТVС ТС АТС МС Р ТR МR
о     - -     -
                       
                         
                       
                         
                         
                         

2. Занимаются ли колледжи и вузы ценовой дискриминацией, когда они назначают плату за обучение одним студентам и оказывают финансовую помощь другим? Каковы преимущества и недостатки этой практики?

3. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

4. Объем продаж, цена и общие издержки (в ден. ед.) фирмы-монополиста меняются следующим образом:

Выпуск Цена Издержки Доход П
         
         
         
         
         
         
         

Какую цену следует установить, чтобы максимизировать прибыль?

5. Функции спроса и валовых издержек условного монополиста описываются уравнениями:

Р = 5000 -17QD и TC = 75 000 + 200Q -17Q2 + Q3.

Определите максимальный общий объем прибыли, который может быть получен данным монополистом.

1. Как вы думаете, антимонопольное законодательство надо применять в каждом случае для крупной фирмы?

2. В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2,3,5,10 и 20 % от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Какова степень монополизации отрасли?

3. Как вы думаете, уровень концентрации в развитых странах сегодня растет или падает?

4. В отношении каких из нижеприведенных случаев, с вашей точки зрения, было бы целесообразно применить антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) в ходе рекламной компании косвенным образом было указано, что синтетическое моющее средство фирмы-конкурента вызывает аллергические реакции;

в) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли.

 

Тесты

1. Монополистическая фирма максимизирует свою прибыль, когда:

а) Р=МС=АС;

б) Р>MR=МС;

в) Р> MR=АС;

г) Р>МС=АС.

2. Может ли фирма-монополист увеличить объем продаж при одновременном увеличении цены:

а) может, если спрос на производимый продукт возрастет;

б) может, так как монополия производит любой объем производства и продает по любой цене;

в) может при равенстве предельной выручки и предельных издержек;

г) может на отрезке, где средние издержки меньше предельной выручки;

д) не может, так как цена определяется кривой спроса, которая имеет падающий характер.

3. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором:

МR = $180, МС = $100, АТС = $200. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и увеличить объем выпуска;

д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

4. Ценовая дискриминация - это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным

покупателям;

б) различие в оплате труда по национальности или по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на

потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества;

д) все предыдущие ответы неверны.

5. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначить любую цену на свои продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и

предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой

цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию

цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

6. К барьерам на пути вступления в отрасль нельзя отнести:

а) патент;

б) лицензию;

в) затраты на рекламу;

г) монопольную прибыль;

д) экономию на масштабе.

7. Не существует следующих монополистических объединений;

а) концернов;

б) консорциумов;

в) конвекторов;

г) конгломератов;

д) синдикатов.

8. Определите, какой из перечисленных критериев размера предприятия является наилучшим показателем рыночной власти:

а) доля объема продаж предприятия в общем объеме производства в отрасли;

б) величина финансовых активов предприятия;

в) получаемый чистый доход;

г) численность работающих.

9. Антимонополистическое законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) запрета монополий;

б) экономической свободы;

в) условий конкуренции;

г) регулирования цен;

д) перераспределение доходов.

10. К естественным монополиям государство должно предпринять две из следующих мер:

а) регулирование цен;

б) регулирование объемов производства;

в) снижение налогов;

г) национализацию;

д) политику ускоренной амортизации.

Олигополия

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительными признаками олигополии являются следующие:1)в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти); 2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т. е. осуществлять рыночную власть; 3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным; 4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами; 5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы, поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.225 с.)