Государственное регулирование национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование национальной экономики



Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан, экономики: возможности и пределы.

План семинарских занятий

1. Объективная необходимость вмешательства государства в экономические процессы Основные направления деятельности государства по регулированию национальной экономики

2. Определение пределов государственного вмешательства в экономику Внешние эффекты рыночной экономики Эффекты общественных (нерыночных) благ

3. Модели государственного регулирования экономики Кейнсианская и монетаристские модели регулирования рынка

4. Оценка эффективности государственного регулирования экономики Инструментарий государственного регулирования

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

интерналии, общественные блага, частные блага, «фиаско» рынка, чистое общественное благо, теорема Коуза, внешние эффекты.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

2. По какой причине производством общественных благ должно заниматься именно государство?

3. Какими инструментами государство компенсирует обществу ущерб от отрицательных внешних эффектов?

4. К появлению каких общественных благ должна привести глобализация экономики?

5. К каким последствиям может привести применение налогов в качестве способа регулирования внешних эффектов?

 

Практические задания

1. На представленном рисунке даны предельные общественные выгоды (MSB) и предельные частные издержки (МРС). Если внешние предельные издержки постоянны и равны 12, то общественно оптимальный выпуск в сравнении с рыночным будет равен…


 

2. Предположим, частные предельные издержки производства цемента описываются функцией МРС=4∙Q, а внешние предельные издержки производства цемента - функцией МЕС=2∙Q. Функция спроса на цемент задается как Р=420–Q. На сколько рыночный объем производства цемента превысит общественно оптимальный объем при совершенной конкуренции (AQCK) на рынке цемента и при монополии (AQM)?

3. Две действующие в городе фирмы выбрасывают в атмосферу по 6 т загрязняющих веществ в день каждая. Городской совет решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из вариантов ограничения вредного воздействия - введение ограничения на выбросы или налог - обеспечит наиболее эффективное решение этой задачи, если издержки по сокращению на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 700 руб. в день, а у второй фирмы - 300 руб. в день?

4.Два друга-студента рассматривают варианты найма комнаты. Каждый из них может взять в наем отдельную комнату, оплачивая по 5000 руб. в месяц. Но они могут взять в наем комнату на двоих, оплачивая за нее 7000 руб. в месяц. Проблема, однако, состоит в том, что один из друзей – заядлый курильщик, а другой не курит и оценивает ущерб от проживания с курильщиком в 2000 руб. В то же время курильщик готов оплачивать совместное проживание в размере 4500 руб., но при условии, что он сможет курить в комнате. Если предположить, что кроме указанного никаких других эффектов при совместном и раздельном проживании не возникает, то каким будет решение друзей в отношении формы проживания – совместно или раздельно, и при каких условиях они смогут пройти к соглашению о совместном проживании?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 19, 20.

2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 15.

3. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 1, § 1.7.

4. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 26.

5. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 24.

6. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002, Гл. 29.

Мировая экономика

Национальные экономики, сохраняя свою индивидуальность и самостоятельность, широко вовлекаются в международные экономические отношения и становятся открытыми макроэкономическими системами. Степень их взаимовлияния, сближения настолько высока, что без рассмотрения закономерностей развития мирового хозяйства невозможно оценить и спрогнозировать дальнейшее развитие национальных экономик многих стран. Результатом функционирования мирового хозяйства являются повышение эффективности использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире.

Мировое хозяйство – это противоречивая целостность национальных хозяйств, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

Основные элементы международных экономических отношений: мировая торговля, международное движение капиталов и трудовых ресурсов, валютные отношения.

Мировая торговля является исторически первой формой международных экономических отношений. Мировая торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Осуществление международных расчетов предполагает использование валют. Под валютой понимается: во-первых; любая национальная денежная единица (рубль, доллар, йена и т.п.); во-вторых; денежные знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства (переводов, чеков, векселей).

Валютный курс – это цена иностранной валюты; выраженная в национальной денежной единице. Различают номинальный и реальный обменный курс.

Существуют две системы организации валютного курса: система гибких (плавающих) курсов и фиксированных курсов.

При системе гибких курсов обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения; без какого-либо вмешательства государства. Свободно плавающий обменный курс используется в основном в странах с переходной экономикой. Этот выбор объясняется рядом факторов: низким уровнем валютных резервов у центробанков, развалом рублевой зоны и введением собственной валюты, политической нестабильностью в условиях высокой инфляции и т.д. Все это в условиях фиксированного валютного курса привело бы к разгулу спекулятивных операций и росту инфляции. При системе фиксированных курсов ЦБ устанавливает курс национальной валюты, т.е. устанавливает пределы свободных колебаний курса.

План семинарских занятий

1. Международное разделение труда, интернационализация производства.

2. Преимущества мирового рынка.

3. Международная торговля: основные понятия (внешнеторговой оборот, экспорт, экспорт, сальдо внешнеторговых операций).

4. Национальная и мировая валютные системы. Валютный курс, факторы, определяющие валютный курс.

5. Платежный баланс и торговый баланс

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

валютный рынок, валютный курс, девальвация валюты, ревальвация валюты, валютная интервенция, конвертируемость валюты, платежный баланс, кредит платежного баланса, дебет платежного баланса, официальные резервы, паритет покупательной способности, экспорт, импорт, абсолютное преимущество, сравнительное преимущество, мировая торговля, импортная пошлина, импортная квота, экспортная доля, импортная доля, демпинг, протекционизм, интернационализация экономики.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику основным этапам развития мировой экономики.

2. Что такое международные экономические отношения? Перечислите основные элементы системы международных экономических отношений.

3. В чем суть относительных и сравнительных преимуществ?

4. Каковы особенности внешней торговли на современном этапе?

5. Назовите основные методы и формы нетарифного регулирования внешней торговли?

6. Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранным товарам и услугам на внутренний рынок?

7. Какие сравнительные преимущества в международной торговле имеет российская экономика? Следует ли их сохранять?

8. В чем сущность валютного курса как экономической категории?

9. Какова взаимосвязь ППС и валютного курса и в чем причина их несовпадения?

10. Какие этапы в своем развитии прошла мировая валютная система и каковы качественные различия в этапах ее становления?

11. Назовите составляющие международной валютной системы.

12. Охарактеризуйте основных участников международных валютных отношений.

13. В чем состоят задачи международных валютно-кредитных организаций?

14. Что такое международная валютно-финансовая система и каковы ее ключевые элементы?

15. Как влияет падение курса национальной валюты на объем экспорта и импорта страны?

Практические задания

1. Найдите верный ответ о тенденциях развития современного мирового хозяйства (к терминам из левой колонки подберите соответствующие понятия из правой):

1. Открытая экономика А. Отношения, которые входят в мировую экономическую систему
2. Автаркия Б. Транспортная система и информационные коммуникации в мировом хозяйстве
3. Мировое хозяйство В. Хозяйство страны, осуществляющее экспорт и импорт товаров и услуг.
4.Интернационализация производства Г. Разделение между странами операций по изготовлению сложных изделий
5. Мирохозяйственные связи Д. Сотрудничество между странами по объединению производства и потребления благ.
6. Международная подетальная специализация Е. Хозяйственная система, охватывающая всю планету.
7. Глобальная инфраструктура Ж. Замкнутость экономики

2.На рисунке представлен внутренний рынок металлопроката.

 

 


1) Какой объем проката будет производиться в стране в условиях открытой экономики. Является ли в данных условиях страна экспортером или импортером проката? Какова величина экспорта или импорта?

2) Какой объем проката будет выпускать страна, если правительство введет тарифную ставку, равную 50% по отношению к мировой цене?

3. Функции внутреннего спроса и предложения бумаги в России имеют вид: QD=400–2P и QS= 200+2P. Объем внутреннего предложения бумаги в условиях таможен­ной пошлины составлял 50 ед. При отмене таможенной пошлины объем импорта бумаги в страну вырос на 140 %. Рассчитайте размер отмененной импортной пошлины.

4. В двух странах мира - А и В, ранее между собой не торговав­ших, рынки некоторого товара характеризуются следующими функциями спроса и предложения:

QDA= 180 – PA и QSA= -20 + PA

QDВ= 60 – 0,5PA и QSВ= -20 +1,5PВ

Предположим, что страны вступают в торговые отношения друг с другом, но импортирующая страна решает ввести таможенную импорт­ную пошлину в размере 10 тыс. ден. ед. за каждую единицу продукции. Рассчитать объем импорта.

 

5. Два одинаковых по своим потребительским свойствам товара стоят соответственно в России 28 руб., в Украине – 14 гривен. 1 гривна равна 5 руб. Исходя из соотношения стоимости данного товара на российском и украинском рынках, определите реальный обменный курс валют. Как изменится реальный обменный курс, если в России в результате инфляции стоимость гарнитура возросла на 25% (номинальный курс остался без изменения)?

6. На рисунке представлен рынок долларов в России. Равновесный курс установился на уровне 1 долл. = 26 руб. Перечислите причины, приведшие к росту спроса. Дайте характеристику состояния платежного баланса России при гибком и фиксированном валютной курсах.

7. Обменный курс японской йены и доллара США установился на уровне 1 долл. = 200 йен. Американец приобрел облигации на сумму 200 000 йен с вы­платой 12,5 % годовых. Если за год йена дорожает относительно доллара на 25 %. Какую сумму в долларах составят теперь доходы американца.

 

Тесты

1. В какой период зародились международные экономические отношения:

а) в период древних цивилизаций;

б) в период средневековья;

в) в период индустриализации?

2. Политика протекционизма направлена на:

а) расширения импорта из-за рубежа:

б) защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов;

в) сокращение отечественного экспорта;

г) ограничения ввоза иностранных товаров.

3. Принцип абсолютного преимущества страны проявляется:

а) в более высокой производительности;

б) в меньшей по сравнению с другими странами цене;

в) в более низких затратах на производство товара;

г) все ответы верны.

4. Интернационализация производства представляет собой процесс экономических взаимосвязей между странами на основе:

а) обмена готовыми продуктами;

б) различиями в природно-климатических условиях;

в) специализация и кооперирование;

г) международного разделения труда.

5. В результате вступления в международный обмен, при благоприятном исходе, страна имеет возможность:

а) сместиться вверх по исходной кривой производственных возможностей;

б) сместиться вниз по исходной кривой производственных возможностей;

в) сместиться внутрь сектора, ограниченного кривой производственных возможностей;

г) выйти за пределы данной кривой производственных возможностей.

6. Импортная квота - это:

а) налог, устанавливаемый на импортируемый товар;

б) количественный лимит (предел) на ввоз товара из других стран;

в) отношение экспортных цен к импортным ценам;

г) товары и услуги, которые мы покупаем у граждан и фирм других стран.

7. Страна обладает абсолютным преимуществом, если:

1) способна производить товары или услуги с меньшими альтерна­тивными затратами;

2) способна производить товары или услуги с меньшими затрата­ми на единицу продукции;

3) способна производить товары или услуги больше другой;

4) производит товар, который не может быть из­готовлен в другой стране (например; из-за отсутствия ресурсов).

8. Согласно принципу сравнительного преимущества, товар производился страной, которая:

а) имеет наибольшие альтернативные издержки, связанные с его изго­товлением;

б) располагает более совершенными технологиями его производства;

в) производит большее количество товара на единицу затрат ре­сурсов;

г) имеет наименьшие альтернативные издержки, связанные с его изго­товлением.

9. Лидерами экспорта капиталоемкой продукции являются:

а) развитые страны;

б) развивающиеся страны;

в) страны с переходной экономикой.

10. Одним из конкретных проявлений закономерностей, описанных теоремой Рыбчинского, является:

а) голландская болезнь;

б) бельгийская болезнь;

в) кессонная болезнь;

г) синдром приобретения атипичной пневмонии.

11. Международная валютная система сложилась…

а) в середине 18 в.;

б) в середине 19 в;

в) в конце 19 в;

г) в начале 20 в.

12. Как изменятся цены экспорта и им­порта после девальвации национальной валюты?

а) на импорт повысятся, а на экспорт снизятся;

б) повысятся как на экспорт, так и на импорт;

в) и на экспорт, и на импорт понизятся;

г) на экспорт вырастут, а на импорт снизятся.

13. Определите паритет покупательной способности россий­ского рубля и американского доллара. Условная потребительская корзина из трех товаров А, В и С приведена в табл.

Товар Страны Цена товара Количество товара, шт
A B C A B C
Россия 5 руб. 10руб. 100 руб.      
США 0,1 долл. 1 долл. 2 долл.      

а) 28 руб./долл.; б) 34 руб./долл.; в) 30 руб./долл.; г) 36 руб./долл.

14. Как изменятся цены экспорта и им­порта в результате ревальвации национальной валюты?

а) на импорт повысятся, а на экспорт снизятся;

б) повысятся как на экспорт, так и на импорт;

в) и на экспорт, и на импорт понизятся;

г) на экспорт вырастут, а на импорт снизятся.

15. Удешевление доллара на валютных рынках означает, что…

а) импортируемые в США товары обходятся дешевле для американ­ских граждан;

б) на зарубежных рынках доллар обладает большей покупательной способностью;

в) экспорт США становится менее дорогостоящим для иностранцев;

г) экспорт США становится более дорогостоящим для иностранцев.

16. Полная конвертируемость национальной валюты означает…

а) возможность покупки иностранной валюты без ограничения;

б) возможность свободного вывоза и ввоза национальной валюты;

в) возможность свободного вывоза и ввоза иностранной валюты;

г) возможность свободного обмена денежной единицы данной страны на на­циональную валюту любой другой страны.

17. Реальный валютный курс отличается от номинального тем, что он характеризует…

а) относительную цену национальных валют двух стран;

б) относительную цену товаров, произведенных в разных странах;

в) количество иностранной валюты, которое можно получить в обмен на еди­ницу национальной.

18. Повышение реального обменного курса приводит к…

а) относительному удорожанию иностранных товаров;

б) относительному удорожанию отечественных товаров;

в) увеличению чистого экспорта;

г) уменьшению чистого экспорта

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: «Дело и Сервис», 2005, Гл. 13 -16.

2. Кочергина, Т.Е. Мировая экономика/ Т.Е. Кочергина – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. Тема 1, 2, 6,7.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича.- М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 32-35.

4. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004. Гл. 18, 27

5. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.:КНОРУС, 2004. Темы 14 - 17.

6. Международные экономические отношения/ под ред. Б. М. Смитиенко. – М., 2005. Разд. 5, 6.

7. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 4.

8. Шкваря, Л. В. Мировая экономика в схемах и таблицах/ Л. Шкваря. – М.: «Эксмо», 2006. Тема 1, 2, 12, 13, 15.

9. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. Гл. 26, 33, 34.

10. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002. Гл. 26.

10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2002. Гл. 30.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.088 с.)