Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, значение, формы и методы конкуренции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНКУРЕНЦИЯ - состязание, борьба. С экономической точки зрения - соперничество на рынках, проявление соревновательности в экономических процессах. Объективные истоки конкуренции - общественное разделение и КООПЕРАЦИЯ ТРУДА, совместное производство людей. В условиях частной собственности и формирования индивидуальности человека конкуренция получает своеобразную двойственность: во-первых, с точки зрения ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ, она выражает стремление человека к самореализации в труде, к общественному признанию и одобрению своего труда; во-вторых, с ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ конкуренция выражается в состязательности за максимизацию дохода (прибыли), за улучшение имущественного и социального положения. В ортодоксальной марксистской литературе подчеркивался и во много абсолютизировался именно ВТОРОЙ аспект. Макс писал, что "Конкуренция - есть соревнование ради прибыли". При капитализме конкуренция рассматривалась: - как конкретная форма проявления абстрактного понятия " соревнование"; - как конкуренция не людей, а КАПИТАЛОВ; - следствиями конкуренции считались усиление эксплуатации и ухудшение положения трудящихся масс. Таким образом, сложился остро негативный образ конкуренции как ОТКРОВЕННОЙ ВРАЖДЫ. Экономика, основанная на конкуренции, представлялась джунглями, где человек человеку волк (причем не только капиталист - рабочему, но и рабочий рабочему. Соответственно, социализм мыслился без конкуренции в таком понимании. Какую же роль играет конкуренция в рыночной экономике? Рынок основан на свободных относительно обособленных хозяйствующих единицах, для которых ЕСТЕСТВЕННЫМ и НАИБОЛЕЕ ПРОСТЫМ способом является НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ взаимодействие без давления центрального управляющего органа. Взаимодействие нескольких производителей, специализирующихся на выпуске одного и того же товара, приводит к конкуренции, то есть к соперничеству производителей на рынке за деньги покупателя. Это, во-первых. Во-вторых, в условиях РЕДКОСТИ или ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА к товарам - к соперничеству покупателей за получение товара по наименьшей цене. Таким образом, в ходе конкуренции хозяйственные единицы как бы взаимно контролируют друг друга, причем с пристрастием! Конкуренция - общее свойство товарного производства, естественный способ его развития в условиях ограниченности благ, необходимых людям, и снятия внеэкономических ограничений на путях движения товаров, денег, капиталов и рабочей силы. Конкуренция имеет определенные ПОЗИТИВНЫЕ СВОЙСТВА: 1) она является следствием и одновременно предварительным условием ВЫБОРА; 2) она обеспечивает РАВНЫЕ СТИМУЛЫ для ВСЕХ; 3/ конкуренция создает на рынке автоматический механизм заполнения экономических "ниш". Обычно ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ конкуренции считают: - недоиспользование производственных мощностей и рабочей силы; - всепроникающую рекламу; - коммерциализацию многих межчеловеческих отношений; - дифференциацию производителей и разорение некоторых из них. Однако недоиспользование производственных мощностей часто диктуется закономерностями повышения эффективности производства, дает импульс для улучшения качества продукции и обслуживания, а реклама является частью маркетинговой системы ПОИСКА покупателя. Безусловно, конкуренция поощряет сильнейших и реализует ЭКОНОМИЧЕСКОЕ уничтожение слабейших, то есть неприбыльных, затратных и неэффективных предприятий. Но объективно КОНКУРЕНЦИЯ РАБОТАЕТ В ИНТЕРЕСАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ВЫЯВЛЯЯ НА РЫНКЕ ЧЕГО, СКОЛЬКО, КОГДА ПРОДАВАТЬ И КАКОГО КАЧЕСТВА. Государственное вмешательство в экономику, уменьшая конкуренцию, часто наносит вред именно потребителям. Конечно, централизованное планирование позволяет плановикам видеть ОБЩУЮ картину в целом, но при этом теряются детали. Децентрализация подразумевает ясность на МИКРОУРОВНЕ экономики, но за счет утраты долгосрочной перспективы. Наилучшим решением является определенный компромисс непосредственно рыночного /конкурентного/ и государственного воздействия на экономику.
Конкуренция выполняет ряд важных общественных ФУНКЦИЙ: - выявление и установление общественной (или рыночной) стоимости товаров; - сведение индивидуальных затрат труда к общественно необходимым; - выравнивание индивидуальных стоимостей и последующая дифференциация размеров прибыли на основе различия в затратах, способах организации и управления производством и проч.
ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. 1. Внутри- и межотраслевая конкуренция: ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - между производителями на рынке ОДИНАКОВЫХ товаров или ТОВАРОВ-СУБСТИТУТОВ /заменителей/. За получение добавочной прибыли в результате снижения индивидуальных издержек и захвата боль-шего сегмента рынка. Приводит к образованию РЫНОЧНОЙ 9 ОБЩЕСТВЕННОЙ) ЦЕНЫ товара, основанной на общественно необходимых затратах труда. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - между производителями РАЗНЫХ отраслей за максимизацию индивидуальной нормы прибыли. Приводит к образованию СРЕДНЕЙ НОРМЫ ПРИБЫЛИ в результате перелива капиталов из отрасли в отрасль.
2. Для фирм, работающих на ОДНОМ рынке товаров, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГА, выделяют 3 вида конкуренции: - ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - возникает потому, что любую потребность человека можно удовлетворить РАЗНЫМИ способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами (даже если фирма производит уникальный товар); - ВИДОВАЯ - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся какими-либо существенно важными параметрами (например, легковые одноместные автомобили с разными по мощности двигателями); - ПРЕДМЕТНАЯ - результат выпуска разными фирмами практически одинаковых или совсем идентичных товаров.
3. В современной западной экономике выработана развернутая классификация рыночных структур в соответствии с типом конкуренции (см. также тему «Основы теории рынка»). Сейчас обычно используют классификацию, данную П. Самуэльсоном. Ее критерии: насколько дифференцирован продукт и сколько продавцов действует на рынке. В соответствии с преобладающим типом конкуренции РЫНОК ДЕЛЯТ НА - РЫНОК "ЧИСТОЙ" КОНКУРЕНЦИИ, - РЫНОК АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ, - ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК, - МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК.
МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ - очень разнообразны. 1).В индустриальную эпоху (капитализм конца Х1Х- начала ХХ в.), когда рынки были не насыщены и преобладало крупносерийное производство стандартизованных товаров (стадия массового потребления), господствовала ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - снижение цены на свой товар за счет сокращения затрат труда на его производство и реализацию. 2) В настоящее время (по западным трактовкам - в постиндустриальную эпоху) преобладает НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ за качество, своеобразие своей продукции, ее высшие технико-экономические параметры, за современный дизайн, за наибольшее удовлетворение потребностей КАЖДОГО покупателя, вледовательно, резко возрастает роль рекламы. При этом изменяется КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМ: фирма становится ОТКРЫТОЙ СИСТЕМОЙ, для которой "быть может лучший способ вести конкуренцию сегодня - это налаживать сотрудничество". Возникает качественно новый вид конкуренции - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС! (Можно сравнить с экологической системой, в которой используется не только борьба за существование, но и симбиоз).
В индустриально развитых странах существует целая система юридических мер, обеспечивающих функционирование "честной", "цивилизованной" конкуренции и ограничивающих влияние монополий на развитие рыночной среды. Так, в США еще с конца прошлого века действует Антитрестовский закон Шермана; сейчас он логически дополнен и продолжен законом Клейтона. Рыночную активность регулируют Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Робинсона-Пэтмена. Права потребителей защищаются Комиссией по гарантиям потребительских товаров и многочисленными и чрезвычайно активными обществами потребителей. В июле 1991 года в нашей стране принят Закон Российской Федерации "Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции". В нем даются характеристики монополистической деятельности, определяется недобросовестная конкуренция, предусматриваются меры по предупреждению и устранению доминирующего положения хозяйственных субъектов на рынке (административные и финансовые). По этому закону на рынке запрещается монополистическая деятельность. К ней относится злоупотребление доминирующим положением, соглашения о ценах и разделе рынка, ограничение свободной конкуренции органами власти и управления. Для ограничения монополистической деятельности создан Антимонопольный комитет. Демонополизация хозяйства тесно связана с процессом приватизации государственной собственности. Поэтому к нормативный актам, регулирующим в нашей стране конкуренцию, можно отнести все законы и документы, касающиеся приватизации госсобственности, а также Закон о правах потребителей. К НЕЗАКОННЫМ МЕТОДАМ КОНКУРЕНЦИИ законодательства большинства стран относят: - промышленный шпионаж; - переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; - фальсификация /подделка/ товаров и фирменных знаков; - закупка образцов с целью их копирования; Обратите внимание! Маркетинговые методы управления фирмой, по сути, также можно отнести к неценовым методам конкуренции.
Основные понятия теории конкуренции. Итак, конкуренция определяется как "соперничество, или борьба, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками". На понятии конкуренции строятся различные концепции и модели деятельности фирм. Но все они используют ряд ОБЩИХ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - согласно этой концепции производство товаров характеризуется относительными преимуществами или недостатками, которые различны в разных странах. Поэтому странам выгодно специализироваться на производстве одних товаров и импортировать другие /сравните: теория сравнительных издержек производства/. При этом страна и отдельный человек или предприятие может извлечь выгоды, концентрируя свои ресурсы в тех областях, где ее/его сравнительные преимущества выше. КОНКУРЕНТНОЕ СЕЧЕНИЕ - это график, позволяющий сопоставить структуру себестоимости продукции различных хозяйственных подразделений. Он позволяет выявить участки, где подразделение имеет те или иные преимущества. СИЛЫ КОНКУРЕНЦИИ (по Портеру) - это факторы, определяющие состояние конкуренции в той или иной отрасли. Их пять: 1. конкуренция между действующими компаниями; 2. влияние покупателей; 3. влияние поставщиков; 4. угроза появления новых конкурентов; 5. угроза появления товаров-субститутов. КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ - это позиция, которую та или иная компания занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами. Конкурентные преимущества предприятий с сильной конкурентной позицией обычно защищены высокими входными барьерами. Норма прибыли у таких предприятий, как правило, превышает среднеотраслевой показатель. Доля на рынке или относительная доля на рынке (для компании по сравнению с двумя-тремя ее сильнейшими конкурентами) зачастую является важнейшим фактором, определяющим конкурентную позицию. КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ - это синоним деловой стратегии. Речь идет о совокупности правил, которым должно следовать любое хозяйственное подразделение, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Более подробно вопросы выработки стратегий изучаются в курсе «Стратегический менеджмент». КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - это то, на что направлены все конкурентные стратегии в области бизнеса. Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами: - эффективностью производства, - обладанием патентами, - хорошей рекламой, - грамотным менеджментом, - хорошим отношением с потребителем и проч. Несколько выше упомянут термин "БАРЬЕРЫ". В бизнесе он используется для обозначения препятствий для проникновения на рынок новых конкурентов и попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение конкурентных преимуществ. Характер барьеров может быть различным. Как правило, возможность создания барьеров обусловливается высоким уровнем капиталоемкости. Барьеры, создающие для фирмы определенные преимущества и затрудняющие жизнь ее конкурентов, называют ВХОДНЫМИ. Они удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться на данном рынке. Их смысл в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена сама окупаемость инвестиций. Входные барьеры существуют для того, чтобы повысить "вступительный взнос" или увеличить риск для новичков. ВЫХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Они могут иметь как экономический, так и социально-политический и эмоциональный характер. УМЕТЬ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ВХОДНЫЕ И ВЫХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ КРАЙНЕ ВАЖНО!
Конкурентоспособность товара на рынке:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.252 (0.009 с.) |