Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельные затраты и предельный доход.

Поиск

Экономические решения всегда предполагают предельные сопоставления. Они всегда связаны с движением вдоль границы производственных возможностей: с положительными или отрицательными приращениями затрат и выручки. При использовании не бухгалтерского, но предпринимательского (экономического) подхода к определению объема выпуска, при котором прибыль максимизируется (или минимизируются убытки), предполагается переход от валовых и средних затрат и дохода к категориям ПРЕДЕЛЬНЫХ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ, МАРЖИНАЛЬНЫХ) затрат и дохода.

Предельные затраты (MC) - Marginal Costs - дополнительные (предельные) издержки

на производство каждой последущей

дополнительной единицы продукции;

Предельный доход (MR) - Marginal Revenue - дополнительный (предельный) доход

от реализации каждой последующей

(дополнительной) единицы продукции.

 

Сопоставление предельных и средних затрат фирмы обнаруживает, что предельные издержки могут быть как больше, так и меньше средних. Однако производитель, принимая решение об объеме выпуска, должен руководствоваться именно предельными расходами. Это порождает ПРАВИЛО ПРЕДЕЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК: предельные затраты должны равняться средним в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума. Или иначе: кривая предельных затрат пересекает кривую средних издержек в точке ее минимума.

Правило предельных и средних издержек таким образом отвечает на два вопроса:

1. Каковы издержки производства еще одной единицы продукции?

Ответ: Эти издержки равны предельным затратам (МС).

2. Как соотнести эти дополнительные издержки (МС) со средними?

Ответ: Если предельные затраты меньше валовых средних затрат, фирме целесообразно производить продукцию, поскольку это снижает общие издержки производства. Не целесообразно производить товар (услугу), если предельные затраты больше средних, поскольку в этом случае валовые издержки фирмы (а, значит, и цена товара) повышаются.

Сопоставление ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ И ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА позволяет сформулировать ряд важнейших правил для деятельности фирмы:

 

1. Фирма получит максимальную прибыль (или минимизирует убытки) при таком

объеме выпуска (Qопт.) продукции (услуги), при котором

МС ее дополнительные затраты(МС) равны ее

Р дополнительному доходу (МR): MC = MR (См. рис.10).

До этой точки объема выпуска прибыль еще сохраняется,

MR=P=D а после нее - нет. На практике это означает, что

предприятию выгодно увеличивать объем выпуска до тех

Qопт. пор, пока его предельные издержки не превысят его

Рис.10 предельный доход.

 

Правило равенства предельных затрат и предельного дохода действует для фирм на ЛЮБЫХ рынках, однако на каждом из них имеет свои особенности.

Так как на рынке совершенной конкуренции все производители являются ЦЕНОПОЛУЧАТЕЛЯМИ, то от каждой проданной в соответствии с имеющимся спросом (d) дополнительной единицы продукции они могут получить лишь ее ЦЕНУ (P). Поэтому для них правило оптимизации объема производства выглядит следующим образом: MC = MR (= P = D).

Монополист имеет возможность изменять цену, но обязательно должен учитывать параметры потребительского спроса. Для таких предприятий правило МС = МR действует, но его графическая интерпретация иная (Рис.11): цена устанавливается

Р как перпендикуляр от точки равенства предельных за-

P* МС трат (МС) и предельной выручки (МR) до пересечения с

D кривой спроса (D). Это иллюстрирует ПРАВИЛО

УСПЕШНОГО ПОИСКА ЦЕН:

в поисках максимальной прибыли устанавливайте цену

МR на уровне равенства предельных затрат и предельной

Qопт. Q выручки.

Рис. 11.

Монополист получает дополнительную (экономическую) прибыль вследствие того, что цена на его продукцию больше предельной выручки.

 

 

Фирмы на олигополистическом рынке имеют ломаную кривую спроса и «рваную» кривую предельного дохода с продолжительным вертикальным отрезком. Особенности их поведения изучаются в подвинутых курсах экономики.

Более детально сравнить различные типы затрат фирмы вам поможет следующая таблица 5. Вы также можете использовать ее как пособие при решении задач, предложенных в конце этого раздела.

Таблица 5.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ ЗАТРАТ И ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ

в условиях совершенной конкуренции

объем!цена за 1!полные!предельные! средние! валовой!предельный!совокупная

выпуска!продукта!издержки!издержки!издержки! доход! доход!прибыль/

Q! P! TC! MC! ATC! TR! MR!убытки

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 2 3 4 5=3:1 6 =1х2 7 8 = 6 - 3

 

0 500 2000 0 - - --- - 2000

----- 380 -

1 500 2380 2380 500 --- - 1880

----- 340 --- 500

2 500 2720 1360 1000 - 1720

- ---- 305 ---- 500

3 500 3025 1009 1500 - 1525

...........................................................................

9 500 4400 488 4500 100

----- 205 ---- 500

10 500 4605 5000 395

 

Прибыль - главная цель деятельности фирмы. В экономической теории не существует целостной теории прибыли и единого подхода в ее определении.

Так, марксистская теория считает, что прибыль - форма проявления прибавочной стоимости, маскирующая источник возрастания стоимости капитала - живой труд наемных рабочих, и выступающая как порождение всего авансированного капитала.

Социально - институциональное направление трактует прибыль, исходя из внеэкономических факторов.

В «рисковых» теориях считается, что прибыль может появиться только в условиях неопределенности предпринимательской деятельности как «плата за риск». Более того, сам риск рассматривается как источник прибыли.

Неоклассические теории дают разные толкования прибыли в зависимости от типа конкуренции на рынке. Наиболее широкое и общее понятие прибыли состоит в ее определении как разницы между валовым доходом и издержками производства товара в течение всего его жизненного цикла. Несколько сложнее для понимания категория «нулевой» или «нормальной» прибыли.

Нормальная прибыль включается в полные издержки производства и рассматривается либо как комплексный доход предпринимателя от всех имеющихся в его собственности факторов производства, либо как доход от четвертого фактора производства - предпринимательской деятельности и предпринимательских способностей. Нормальная прибыль - это цена капитала и предпринимательской деятельности; это та прибыль которая необходима для того, чтобы побудить людей к организации и управлению фирмой. По Марксу, это - средняя прибыль на капитал, получаемая в любой отрасли хозяйства вследствие перелива капиталов, без получения которой предприниматель не будет инвестировать свой капитал в конкретное дело.

Экономическая («чистая») прибыль - это излишек сверх нормальной прибыли. Ее возникновение объясняется неопределенностью и риском, нововведениями, осуществляемыми конкретным предпринимателем, а также несовершенством конкуренции и появлением на рынке монополистов. Именно в условиях монополии возможно длительное извлечение экономической прибыли (в трактовке марксистов - «сверхприбыли») вследствие существования высоких входных барьеров в отрасль. На рынке совершенной конкуренции из-за низких входных барьеров и широкой информации о ценах никто не может достаточно длительное время удерживать лидерство и получать экономическую прибыль.

Экономическая прибыль характеризует положительный эффект от предпринимательской деятельности. Она шире понятия «бухгалтерская прибыль» и определяется как разница общей выручки и экономических издержек.

Экономические издержки включают в себя:

а) бухгалтерские издержки как денежные выплаты за примененные внешние ресурсы,

например, оплата за сырье, топливо;

б) внутренние издержки, которые несет предприниматель и которые при этом не имеют

явной денежной оценки, например, недополученная зарплата, поскольку человек пре-

кратил работу по найму и занялся своим собственным делом;

в) нормальную прибыль как своеобразную «зарплату предпринимателя», как минималь-

ную плату, необходимую для удержания предпринимателя в данном деле.

Несмотря на кажущуюся абстрактность понятия «экономические затраты» на практике их необходимо учитывать, чтобы определять целесообразность конкретного бизнеса или предпринимательской деятельности.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1. Предприятие выбирает объем производства, исходя из выбранной стратегии бизнеса на соответствующем рынке и руководствуясь следующими правилами:

- рентабельное производство возможно в случае, когда валовая выручка превышает валовые затраты (TR > TC);

- средние затраты достигают минимума при их равенстве с предельными;

- максимум прибыли или минимум убытков фирма получает, когда ее дополнительные затраты равны дополнительной выручке (МС = МR).

2.Суммировать все вышеизложенные подходы к определению оптимального объема выпуска фирмы Вы сможете, изучив следующую таблицу:

Таблица 6.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОБЪЕМА

ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

 

! Принцип сопоставления

!-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

! валового дохода (TR) с валовыми! предельного дохода (MR) с

! издержками (ТС)! предельными издержками (MC)

 

1. Следует ли! Да, если TR > TC, или если ТС>TR на! Да, если цена равна или больше

производить! величину, меньшую, чем общие постоянные! чем минимум средних переменных

фирме?! издержки! издержек (AVC)

 

2.Какое количество! Производить в тех случаях, когда превы-! Производить в тех случаях,

продукции произ-! шение TR над TC максимально или когда! когда MR (=P) = MC

водить, чтобы! превышение ТС на TR минимально!

прибыль = mах! (и меньше,чем TFC)!

или убытки = min!!

 

3.Принесет ли про-! Да, если TR > TC! Да, если P (цена) > ATC

изводство прибыль! Нет, если TC > TR! Нет, если АТС > Р

 

 

3. «Золотое правило бизнеса», с учетом равенства МС и МR, гласит: экономически производить и продавать целесообразно те и только те единицы товара, по которым дополнительная выручка превышает дополнительные затраты. В этом - условие достижения успеха.

4. В долгосрочном плане производство на предприятии прекращается, когда цена опускается ниже точки предельного минимального объема производства (точки безубыточности). В краткосрочном периоде фирма прекращает производство, если цена опускается ниже точки банкротства, в которой цена на товар меньше средних переменных затрат (P < AVC).

 

5. Кривая предложения конкурирующей фирмы - это часть кривой предельных затрат (МС) выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек (AVC).

6. При решении вопроса о целесообразности конкретного бизнеса следует учитывать не только внешние бухгалтерские издержки и бухгалтерскую прибыль (рассчитанную как разницу валовой выручки и общих затрат), но и экономические издержки использования внутренних ресурсов, а также экономическую прибыль как превышение над нормальной прибылью, характеризующее эффект предпринимательской деятельности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОЛЯ:

1. Почему в долгосрочном временном периоде бессмысленно делить затраты на постоянные и переменные? Нарисуйте и охарактеризуйте кривые постоянных и переменных затрат.

2.Почему изделия, выпускаемые в единичных экземплярах или малыми партиями, стоят гораздо дороже товаров, выпущенных крупными сериями? Какой эффект масштаба производства реализуется при этом?

3. Можно ли в долгосрочном периоде вести производство на уровне ниже точки безубыточности? Почему?

4. Может ли фирма на рынке совершенной конкуренции долгое время получать экономическую прибыль в результате внедрения какого-либо новшества? Почему?

5. Почему у монополиста кривая предельного дохода не совпадает с кривыми спроса и цены?

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ:

1. Приведите пример использования в жизни «золотого правила бизнеса».

2. Для выяснения специфики так называемых «невозвращаемых» затрат рассмотрите пример из учебника П. Хейне «Экономический образ мышления»:

Министерство обороны заключает с Вами контракт на условиях «затраты + 10%», чтобы Вы делали ракеты в своем гараже. Какие из следующих статей затрат Вы можете на законном основании включить в свои затраты?

а) Исходные затраты на строительство гаража с учетом инфляции;

б) Износ автомобиля, связанный с тем, что он стоит у Вас на улице, так как гараж заставлен оборудованием для производства ракет;

в) Затраты на удлинение гаража на 4м для того, чтобы ракеты не высовывались наружу, где соседские дети могут нечаянно осуществить запуск одной из них;

г) Затраты на курс, который Вам пришлось прослушать в местном университете, чтобы получить квалификацию мастера по ракетам, необходимую для получения контракта;

д) Затраты на курс по математике, который Вы прослушали много лет назад, но который оказался необходим для курса по ракетному делу;

е) Затраты на образование в средней школе, так как Вы не могли бы изготавливать ракеты, если бы не умели читать;

ж) Затраты на укол от столбняка, который был сделан Вам в трехлетнем возрасте и спас Вашу жизнь, позволив тем самым стать процветающим военным подрядчиком;

з) Затраты на психотерапевта, помогающего Вам преодолеть депрессию, возникшую из-за того, что дели презирают Вас как члена военно-промышленного комплекса.

Действительно ли все затраты необходимо включать в себестоимость продукции?

3. Используя понятия явных и неявных, бухгалтерских и «экономических издержек», объясните:

а) почему очереди состоят в основном из пенсионеров и неработающих граждан?

б) почему в «Макдональдсе» используют в основном труд студентов?

4. Мини-завод по производству кирпичей стоит 12 тыс. руб. Нормативный срок его службы 10 лет. Его производительность 1000 шт. кирпичей в день. Цена 1 кирпича на рынке 5 руб. Для производства 1 кирпича требуются следующие затраты: глины - 0,5 руб.; наполнитель - 1 руб.; вода - 0,2 руб.; электроэнергия - 0,3 руб.; на реализацию - 0,5 руб. Кроме того ежемесячно необходимо оплатить аренду помещения, его отопление и освещение - 2 тыс. руб., обеспечить зарплату двум наемным работникам, исходя из оклада 1000 тыс. руб. каждому. Ежеквартальные налоговые отчисления составляют 3 тыс. руб. По законодательству в месяце 26 рабочих дней.

Анализ рынка показал, что ожидаемый объем продаж (портфель заказов) составляет 2 млн. шт. кирпича.

Каков минимально необходимый объем выпуска кирпичей, обеспечивающий безубыточное производство? При выполнении заказа целиком какая может быть получена прибыль и когда?

5. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат (ТС) предприятия от выпуска продукции (Q) в краткосрочном периоде представлена в таблице:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

выпуск продукции,Q, шт.! общие затраты, ТС, руб.

0 4

1 8

2 10

3 14

4 20

5 28

 

Определите:

а) величину переменных затрат по всем вариантам выпуска, если известно, что при выпуске 1 шт. постоянные затраты составляют 4 руб.;

б) средние переменные и средние общие затраты;

в) предельные затраты;

Если цена продукции 5 руб.:

г) валовой доход фирмы;

д) предельный доход фирмы;

е) по всем вариантам полученную прибыль или убытки.

При цене товара на рынке 5 руб. какой объем производства выберет предприятие?

Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы производство прекратилось?

При решении пункты а)-е) представьте в табличной форме; пункты а)-д), а также кривую ТС изобразите на графике в осях «количество (Q) – цена (Р), затраты (С)».

 

6.Предприятие работает в условиях несовершенной конкуренции. Информация о функции спроса монополиста и его общих затратах приведена в таблице:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

объем выпуска продукции,(Q),шт.! Цена(Р),руб.! Общие затраты (ТС), руб.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 10 20

2 9 21

3 8 22

4 7 23

5 6 24

6 5 26

7 4 29

8 3 31

Задания и вопросы:

а) Изобразите кривые общей выручки и общих затрат.

б) Рассчитайте и представьте в табличном виде предельные затраты, предельную выручку и прибыль/убытки предприятия. Начертите кривые предельных затрат и предельной выручки.

в) При каком объеме выпуска продукции монополист максимизирует прибыль? Какую цену на продукцию он назначит?

7. Предприниматель вложил в свой бизнес 5 тыс. руб. По итогам года его балансовая прибыль составила 1 тыс. руб. При этом он использует в качестве офиса свою квартиру, арендная цена на рынке которой составляет 500 руб. в месяц. Норма банковского процента - 20% годовых.

Выгодно ли распорядился предприниматель своими деньгами?

8. Рассчитайте норму рентабельности и выберите наиболее выгодный вариант капитальных вложений при следующих условиях:

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Капитальные вложения, млн. руб.      
Плановая прибыль, млн. руб.      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.)