Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предельные затраты и предельный доход.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономические решения всегда предполагают предельные сопоставления. Они всегда связаны с движением вдоль границы производственных возможностей: с положительными или отрицательными приращениями затрат и выручки. При использовании не бухгалтерского, но предпринимательского (экономического) подхода к определению объема выпуска, при котором прибыль максимизируется (или минимизируются убытки), предполагается переход от валовых и средних затрат и дохода к категориям ПРЕДЕЛЬНЫХ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ, МАРЖИНАЛЬНЫХ) затрат и дохода. Предельные затраты (MC) - Marginal Costs - дополнительные (предельные) издержки на производство каждой последущей дополнительной единицы продукции; Предельный доход (MR) - Marginal Revenue - дополнительный (предельный) доход от реализации каждой последующей (дополнительной) единицы продукции.
Сопоставление предельных и средних затрат фирмы обнаруживает, что предельные издержки могут быть как больше, так и меньше средних. Однако производитель, принимая решение об объеме выпуска, должен руководствоваться именно предельными расходами. Это порождает ПРАВИЛО ПРЕДЕЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК: предельные затраты должны равняться средним в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума. Или иначе: кривая предельных затрат пересекает кривую средних издержек в точке ее минимума. Правило предельных и средних издержек таким образом отвечает на два вопроса: 1. Каковы издержки производства еще одной единицы продукции? Ответ: Эти издержки равны предельным затратам (МС). 2. Как соотнести эти дополнительные издержки (МС) со средними? Ответ: Если предельные затраты меньше валовых средних затрат, фирме целесообразно производить продукцию, поскольку это снижает общие издержки производства. Не целесообразно производить товар (услугу), если предельные затраты больше средних, поскольку в этом случае валовые издержки фирмы (а, значит, и цена товара) повышаются. Сопоставление ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ И ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА позволяет сформулировать ряд важнейших правил для деятельности фирмы:
1. Фирма получит максимальную прибыль (или минимизирует убытки) при таком объеме выпуска (Qопт.) продукции (услуги), при котором МС ее дополнительные затраты(МС) равны ее Р дополнительному доходу (МR): MC = MR (См. рис.10). До этой точки объема выпуска прибыль еще сохраняется, MR=P=D а после нее - нет. На практике это означает, что предприятию выгодно увеличивать объем выпуска до тех Qопт. пор, пока его предельные издержки не превысят его Рис.10 предельный доход.
Правило равенства предельных затрат и предельного дохода действует для фирм на ЛЮБЫХ рынках, однако на каждом из них имеет свои особенности. Так как на рынке совершенной конкуренции все производители являются ЦЕНОПОЛУЧАТЕЛЯМИ, то от каждой проданной в соответствии с имеющимся спросом (d) дополнительной единицы продукции они могут получить лишь ее ЦЕНУ (P). Поэтому для них правило оптимизации объема производства выглядит следующим образом: MC = MR (= P = D). Монополист имеет возможность изменять цену, но обязательно должен учитывать параметры потребительского спроса. Для таких предприятий правило МС = МR действует, но его графическая интерпретация иная (Рис.11): цена устанавливается Р как перпендикуляр от точки равенства предельных за- P* МС трат (МС) и предельной выручки (МR) до пересечения с D кривой спроса (D). Это иллюстрирует ПРАВИЛО УСПЕШНОГО ПОИСКА ЦЕН: в поисках максимальной прибыли устанавливайте цену МR на уровне равенства предельных затрат и предельной Qопт. Q выручки. Рис. 11. Монополист получает дополнительную (экономическую) прибыль вследствие того, что цена на его продукцию больше предельной выручки.
Фирмы на олигополистическом рынке имеют ломаную кривую спроса и «рваную» кривую предельного дохода с продолжительным вертикальным отрезком. Особенности их поведения изучаются в подвинутых курсах экономики. Более детально сравнить различные типы затрат фирмы вам поможет следующая таблица 5. Вы также можете использовать ее как пособие при решении задач, предложенных в конце этого раздела. Таблица 5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ ЗАТРАТ И ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ в условиях совершенной конкуренции объем!цена за 1!полные!предельные! средние! валовой!предельный!совокупная выпуска!продукта!издержки!издержки!издержки! доход! доход!прибыль/ Q! P! TC! MC! ATC! TR! MR!убытки ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 2 3 4 5=3:1 6 =1х2 7 8 = 6 - 3
0 500 2000 0 - - --- - 2000 ----- 380 - 1 500 2380 2380 500 --- - 1880 ----- 340 --- 500 2 500 2720 1360 1000 - 1720 - ---- 305 ---- 500 3 500 3025 1009 1500 - 1525 ........................................................................... 9 500 4400 488 4500 100 ----- 205 ---- 500 10 500 4605 5000 395
Прибыль - главная цель деятельности фирмы. В экономической теории не существует целостной теории прибыли и единого подхода в ее определении. Так, марксистская теория считает, что прибыль - форма проявления прибавочной стоимости, маскирующая источник возрастания стоимости капитала - живой труд наемных рабочих, и выступающая как порождение всего авансированного капитала. Социально - институциональное направление трактует прибыль, исходя из внеэкономических факторов. В «рисковых» теориях считается, что прибыль может появиться только в условиях неопределенности предпринимательской деятельности как «плата за риск». Более того, сам риск рассматривается как источник прибыли. Неоклассические теории дают разные толкования прибыли в зависимости от типа конкуренции на рынке. Наиболее широкое и общее понятие прибыли состоит в ее определении как разницы между валовым доходом и издержками производства товара в течение всего его жизненного цикла. Несколько сложнее для понимания категория «нулевой» или «нормальной» прибыли. Нормальная прибыль включается в полные издержки производства и рассматривается либо как комплексный доход предпринимателя от всех имеющихся в его собственности факторов производства, либо как доход от четвертого фактора производства - предпринимательской деятельности и предпринимательских способностей. Нормальная прибыль - это цена капитала и предпринимательской деятельности; это та прибыль которая необходима для того, чтобы побудить людей к организации и управлению фирмой. По Марксу, это - средняя прибыль на капитал, получаемая в любой отрасли хозяйства вследствие перелива капиталов, без получения которой предприниматель не будет инвестировать свой капитал в конкретное дело. Экономическая («чистая») прибыль - это излишек сверх нормальной прибыли. Ее возникновение объясняется неопределенностью и риском, нововведениями, осуществляемыми конкретным предпринимателем, а также несовершенством конкуренции и появлением на рынке монополистов. Именно в условиях монополии возможно длительное извлечение экономической прибыли (в трактовке марксистов - «сверхприбыли») вследствие существования высоких входных барьеров в отрасль. На рынке совершенной конкуренции из-за низких входных барьеров и широкой информации о ценах никто не может достаточно длительное время удерживать лидерство и получать экономическую прибыль. Экономическая прибыль характеризует положительный эффект от предпринимательской деятельности. Она шире понятия «бухгалтерская прибыль» и определяется как разница общей выручки и экономических издержек. Экономические издержки включают в себя: а) бухгалтерские издержки как денежные выплаты за примененные внешние ресурсы, например, оплата за сырье, топливо; б) внутренние издержки, которые несет предприниматель и которые при этом не имеют явной денежной оценки, например, недополученная зарплата, поскольку человек пре- кратил работу по найму и занялся своим собственным делом; в) нормальную прибыль как своеобразную «зарплату предпринимателя», как минималь- ную плату, необходимую для удержания предпринимателя в данном деле. Несмотря на кажущуюся абстрактность понятия «экономические затраты» на практике их необходимо учитывать, чтобы определять целесообразность конкретного бизнеса или предпринимательской деятельности. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: 1. Предприятие выбирает объем производства, исходя из выбранной стратегии бизнеса на соответствующем рынке и руководствуясь следующими правилами: - рентабельное производство возможно в случае, когда валовая выручка превышает валовые затраты (TR > TC); - средние затраты достигают минимума при их равенстве с предельными; - максимум прибыли или минимум убытков фирма получает, когда ее дополнительные затраты равны дополнительной выручке (МС = МR). 2.Суммировать все вышеизложенные подходы к определению оптимального объема выпуска фирмы Вы сможете, изучив следующую таблицу: Таблица 6. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
! Принцип сопоставления !----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ! валового дохода (TR) с валовыми! предельного дохода (MR) с ! издержками (ТС)! предельными издержками (MC)
1. Следует ли! Да, если TR > TC, или если ТС>TR на! Да, если цена равна или больше производить! величину, меньшую, чем общие постоянные! чем минимум средних переменных фирме?! издержки! издержек (AVC)
2.Какое количество! Производить в тех случаях, когда превы-! Производить в тех случаях, продукции произ-! шение TR над TC максимально или когда! когда MR (=P) = MC водить, чтобы! превышение ТС на TR минимально! прибыль = mах! (и меньше,чем TFC)! или убытки = min!!
3.Принесет ли про-! Да, если TR > TC! Да, если P (цена) > ATC изводство прибыль! Нет, если TC > TR! Нет, если АТС > Р
3. «Золотое правило бизнеса», с учетом равенства МС и МR, гласит: экономически производить и продавать целесообразно те и только те единицы товара, по которым дополнительная выручка превышает дополнительные затраты. В этом - условие достижения успеха. 4. В долгосрочном плане производство на предприятии прекращается, когда цена опускается ниже точки предельного минимального объема производства (точки безубыточности). В краткосрочном периоде фирма прекращает производство, если цена опускается ниже точки банкротства, в которой цена на товар меньше средних переменных затрат (P < AVC).
5. Кривая предложения конкурирующей фирмы - это часть кривой предельных затрат (МС) выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек (AVC). 6. При решении вопроса о целесообразности конкретного бизнеса следует учитывать не только внешние бухгалтерские издержки и бухгалтерскую прибыль (рассчитанную как разницу валовой выручки и общих затрат), но и экономические издержки использования внутренних ресурсов, а также экономическую прибыль как превышение над нормальной прибылью, характеризующее эффект предпринимательской деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОЛЯ: 1. Почему в долгосрочном временном периоде бессмысленно делить затраты на постоянные и переменные? Нарисуйте и охарактеризуйте кривые постоянных и переменных затрат. 2.Почему изделия, выпускаемые в единичных экземплярах или малыми партиями, стоят гораздо дороже товаров, выпущенных крупными сериями? Какой эффект масштаба производства реализуется при этом? 3. Можно ли в долгосрочном периоде вести производство на уровне ниже точки безубыточности? Почему? 4. Может ли фирма на рынке совершенной конкуренции долгое время получать экономическую прибыль в результате внедрения какого-либо новшества? Почему? 5. Почему у монополиста кривая предельного дохода не совпадает с кривыми спроса и цены?
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ: 1. Приведите пример использования в жизни «золотого правила бизнеса». 2. Для выяснения специфики так называемых «невозвращаемых» затрат рассмотрите пример из учебника П. Хейне «Экономический образ мышления»: Министерство обороны заключает с Вами контракт на условиях «затраты + 10%», чтобы Вы делали ракеты в своем гараже. Какие из следующих статей затрат Вы можете на законном основании включить в свои затраты? а) Исходные затраты на строительство гаража с учетом инфляции; б) Износ автомобиля, связанный с тем, что он стоит у Вас на улице, так как гараж заставлен оборудованием для производства ракет; в) Затраты на удлинение гаража на 4м для того, чтобы ракеты не высовывались наружу, где соседские дети могут нечаянно осуществить запуск одной из них; г) Затраты на курс, который Вам пришлось прослушать в местном университете, чтобы получить квалификацию мастера по ракетам, необходимую для получения контракта; д) Затраты на курс по математике, который Вы прослушали много лет назад, но который оказался необходим для курса по ракетному делу; е) Затраты на образование в средней школе, так как Вы не могли бы изготавливать ракеты, если бы не умели читать; ж) Затраты на укол от столбняка, который был сделан Вам в трехлетнем возрасте и спас Вашу жизнь, позволив тем самым стать процветающим военным подрядчиком; з) Затраты на психотерапевта, помогающего Вам преодолеть депрессию, возникшую из-за того, что дели презирают Вас как члена военно-промышленного комплекса. Действительно ли все затраты необходимо включать в себестоимость продукции? 3. Используя понятия явных и неявных, бухгалтерских и «экономических издержек», объясните: а) почему очереди состоят в основном из пенсионеров и неработающих граждан? б) почему в «Макдональдсе» используют в основном труд студентов? 4. Мини-завод по производству кирпичей стоит 12 тыс. руб. Нормативный срок его службы 10 лет. Его производительность 1000 шт. кирпичей в день. Цена 1 кирпича на рынке 5 руб. Для производства 1 кирпича требуются следующие затраты: глины - 0,5 руб.; наполнитель - 1 руб.; вода - 0,2 руб.; электроэнергия - 0,3 руб.; на реализацию - 0,5 руб. Кроме того ежемесячно необходимо оплатить аренду помещения, его отопление и освещение - 2 тыс. руб., обеспечить зарплату двум наемным работникам, исходя из оклада 1000 тыс. руб. каждому. Ежеквартальные налоговые отчисления составляют 3 тыс. руб. По законодательству в месяце 26 рабочих дней. Анализ рынка показал, что ожидаемый объем продаж (портфель заказов) составляет 2 млн. шт. кирпича. Каков минимально необходимый объем выпуска кирпичей, обеспечивающий безубыточное производство? При выполнении заказа целиком какая может быть получена прибыль и когда? 5. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат (ТС) предприятия от выпуска продукции (Q) в краткосрочном периоде представлена в таблице: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ выпуск продукции,Q, шт.! общие затраты, ТС, руб. 0 4 1 8 2 10 3 14 4 20 5 28
Определите: а) величину переменных затрат по всем вариантам выпуска, если известно, что при выпуске 1 шт. постоянные затраты составляют 4 руб.; б) средние переменные и средние общие затраты; в) предельные затраты; Если цена продукции 5 руб.: г) валовой доход фирмы; д) предельный доход фирмы; е) по всем вариантам полученную прибыль или убытки. При цене товара на рынке 5 руб. какой объем производства выберет предприятие? Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы производство прекратилось? При решении пункты а)-е) представьте в табличной форме; пункты а)-д), а также кривую ТС изобразите на графике в осях «количество (Q) – цена (Р), затраты (С)».
6.Предприятие работает в условиях несовершенной конкуренции. Информация о функции спроса монополиста и его общих затратах приведена в таблице: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ объем выпуска продукции,(Q),шт.! Цена(Р),руб.! Общие затраты (ТС), руб. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 10 20 2 9 21 3 8 22 4 7 23 5 6 24 6 5 26 7 4 29 8 3 31 Задания и вопросы: а) Изобразите кривые общей выручки и общих затрат. б) Рассчитайте и представьте в табличном виде предельные затраты, предельную выручку и прибыль/убытки предприятия. Начертите кривые предельных затрат и предельной выручки. в) При каком объеме выпуска продукции монополист максимизирует прибыль? Какую цену на продукцию он назначит? 7. Предприниматель вложил в свой бизнес 5 тыс. руб. По итогам года его балансовая прибыль составила 1 тыс. руб. При этом он использует в качестве офиса свою квартиру, арендная цена на рынке которой составляет 500 руб. в месяц. Норма банковского процента - 20% годовых. Выгодно ли распорядился предприниматель своими деньгами? 8. Рассчитайте норму рентабельности и выберите наиболее выгодный вариант капитальных вложений при следующих условиях:
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.) |