Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление, сущность и функции современного рынка.

Поиск

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ - совокупность форм, методов хозяйствования, применяемых в конкретном обществе на определенной ступени его исторического развития. Несмотря на то, что способы ведения хозяйства субъективно выбираются людьми в зависимости от их потребностей и целей, хозяйственный механизм каждой формации имеет объективную основу: уровень и характер развития производительных сил (в том числе степень разделения и обобществления труда) и производственных отношений.

В структуре хозяйственного механизма можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимообусловливающих элементов:

- экономические формы производства;

- экономические связи;

- экономические стимулы;

- управление (планирование).

"В принципе существуют лишь два способа координации экономической деятельности миллионов. Первый - это централизованное руководство, сопряженное с принуждением: таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй - это ДОБРОВОЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИНДИВИДОВ; таков метод, которым пользуется рынок" (М. Фридман.)

Происходящая с середины 80-х годов в России перестройка центрально и жестко управляемой административно-хозяйственной системы объективно призвана привести формы производства и собственности в соответствие с современным уровнем разделения и обобществления труда (=> множественность форм собственности) и воссоздать экономические стимулы хозяйственной деятельности людей на основе развития и укрепления естественных и взаимовыгодных связей между ними (=> развитие рыночных отношений), косвенно (экономически) координируемых государством. Такая перестройка хозяйственной системы объективно означает создание рыночной экономики.

 

Исторически производство существовало первоначально в натуральной форме.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - форма организации производства при которой все необходимое человеку (семье, общине) для его существования он производит сам.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ПРОСТОЕ) - такая форма организации хозяйства, при которой производители относительно обособлены друг от друга и специализируются на выпуске определенной продукции. Продукцию они производят не для личного потребления, а для продажи. При этом продукты становятся ТОВАРАМИ, которые продаются и покупаются на рынке. Глубокий научный анализ товара дан К. Марксом в "Капитале". С некоторыми аспектами этого анализа Вы можете познакомиться в Приложении 2.

ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ существования товарного производства (рынка) - ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА - ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСОБЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, которые, тем не менее, косвенно связаны между собой отношениями обмена продуктами своей деятельности.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - такая форма организации хозяйства, когда товарами становятся не только результаты человеческого труда, но и сама рабочая сила человека, то есть его способность к труду. Это - более сложная форма товарного производства, по сравнению с простой, базирующаяся на частной собственности на средства производства. Она носит всеобщий характер при капитализме.

РЫНОК - совокупность социально - экономических отношений продавцов и покупателей; обмен, организованный по законам товарного производства.

Рынок предполагает:

- свободный эквивалентный обмен производимыми благами и свободный выбор хозяйственных партнеров;

- экономическую самостоятельность хозяйственных субъектов;

- прямую, не опосредованную централизованным распределением связь между производством и потреблением;

- необходимость ЭКОНОМИЧЕСКОГО, а не внеэкономического принуждения к труду и эффективному хозяйствованию;

- оплату по РЕЗУЛЬТАТАМ живого и овеществленного труда;

- использование ЭКОНОМИЧЕСКИХ (косвенных, индикативных) методов управления и регулирования хозяйства;

- экономическое взаимодействие и, следовательно, КОНКУРЕНЦИЮ (экономическое соревнование) между производителями и между потребителями.

ДВЕ ЗАПОВЕДИ РЫНОЧНОГО КАТЕХЕЗИСА: ВСЯКАЯ МОНОПОЛИЯ ВО ВРЕД! ВСЯКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ВО БЛАГО!

Рынок как механизм координации интересов продавцов и покупателей, предложения и спроса формирует информацию о ЦЕНАХ на товары и услуги, осуществляя при этом РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНУЮ, СТИМУЛИРУЮЩУЮ и ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩУЮ ФУНКЦИИ.

Прообраз идеи рынка как самоорганизующейся сложной системы был сформулирован А. Смитом в 1776 г. в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он считал, что богатство нации не есть результат накопления золота или серебра. Скорее это богатство происходит от деятельности простых людей, торгующих на свободных рынках. Причем, наиболее интересная черта богатства, произведенного рыночной экономикой, в том, что оно есть не следствие выполнения некоторого организованного плана, а непредвиденный результат стихийных, несогласованных действий многих и многих людей, каждый из которых на рынке стремится к реализации своих собственных (и часто эгоистических!) интересов. Этот феномен А. Смит назвал "невидимой рукой провидения".

В современных трактовках идея индивидуальных экономических стимулов, направляющих индивидуальную хозяйственную деятельность людей так, что она выгодна всем, трактуется как "невидимая рука" рынка.

 

В отличие от ранних отношений обмена, которые насчитывают много тысяч лет, современный рынок:

- основан на промышленном поточном производстве товаров и услуг на базе пооперационного и подетального разделения труда;

- носит ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР и предопределяет тем самым очень тесную зависимость любого человека от рынка;

- имеет ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР и постепенно стирает национально - государственные границы.

 

Классификация рынков. Основные типы рыночных

Структур.

При классификации рынков, выделяют, используя разные критерии:

1) рынки товаров и услуг (потребительских и промышленных), капиталов, рабочей силы, интеллектуальных разработок и идей;

2) внутренние и внешние рынки;

3) организованные и неорганизованные;

4) рынок продавца и рынок покупателя;

5) рынки совершенной, монополистической и олигополистической конкуренции, чистой монополии.

В современной экономике выработана развернутая классификация рыночных структур в соответствии с преобладающим типом конкуренции. Ее критерии: насколько дифференцирован продукт и сколько продавцов действует на рынке, каковы условия входа на рынок и выхода из него, наличие и полнота информации о ценах, а также степень и значимость неценовой конкуренции. При этом выделяют:

- РЫНОК "ЧИСТОЙ" КОНКУРЕНЦИИ,

- РЫНОК АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ,

- ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК,

- МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК.

СОВЕРШЕННАЯ ("ЧИСТАЯ") КОНКУРЕНЦИЯ - число продавцов велико; производимая продукция полностью однородна; нет ограничений для перелива капиталов из отрасли в отрасль; полная информированность участников рыночных отношений и практически мгновенное распространение информации.

Все остальные типы характеризуют "НЕСОВЕРШЕННУЮ" КОНКУРЕНЦИЮ.

АБСОЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ - диаметрально полярна "чистой" конкуренции: отрасль состоит из ОДНОЙ фирмы, что обеспечивает ей полный контроль над производством и ценами. Потенциально угроза конкуренции есть из-за возможности перелива капиталов и необходимости создавать мощный "входной барьер" на своем рынке.

Чистая (абсолютная) монополия - ситуация, когда на рынке существует единственный производитель продукта, не имеющего близких заменителей.

Характерные черту монополии:

1. один производитель;

2. уникальный продукт или товар, не имеющий близких заменителей;

3. полный контроль над ценами (монополист = «pricemaker»);

4. высокие входные и выходные барьеры двух типов:

- легальные - лицензии, патенты, частная собственность на ограниченный ресурс;

- нелегальные.

На практике различают несколько видов монополий, например:

- естественные монополии образуются предприятиями общественного пользования (напрмер, метро, маяк), а также предприятиями, которые эксплуатируют уникальные природные ресурсы;

- искусственная монополия – обусловлена созданием для одного предприятия исключительных условий хозяйствования;

- простая монополия продает все единицы продукта по одной и той же цене.

Общественное мнение имеет доводы за и против монополий в экономике:

За:

1. Эффект масштаба производства минимизирует издержки.

2. Возможность финансирования НИОКР.

3. Возможность осуществления крупномасштабных проектов.

Против:

1. Ограничение объема производства -> нерациональное использование ресурсов Р> MC (цена больше предельных затрат).

2. Ценовая дискриминация.

3. Ограничение конкуренции.

4. Возможность торможения НТП.

5. Усиление неравенства доходов.

Показатель монопольной власти: L = (p - MC)/p

Его значения находятся в диапазоне от 0 до 1: чем больше величина показателя, тем больше монопольная власть.

ОЛИГОПОЛИЯ - НЕСКОЛЬКО достаточно крупных КОМПАНИЙ производят практически одинаковую или частично дифференцированную продукцию. Полный контроль над объемом предложения плюс частичный - над ценами.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - ситуация в отраслях, где многие конкуренты способны целиком или значительно видоизменять свою продукцию. Сосредоточивают свое внимание на различных отдельных сегментах рынка. Полный контроль над объемом предложения, слабый - над ценами.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих функции связи между продавцами и покупателями. Как элементы в инфраструктуру рынка обычно включают биржи, банки, предприятия торговли, посреднические и сервисные фирмы и проч.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1. Определение рынка можно дать с разной степенью широты:

- самое узкое - как отношения обмена, купли - продажи;

- более широкое - как совокупность социально - экономических отношений продавцов и покупателей;

- самое широкое - как систему САМОрегулирования и САМОнастройки хозяйства через взаимодействие спроса и предложения и формирование равновесной рыночной цены.

2. Идея "невидимой руки" рынка, принадлежащая А. Смиту, является его весомым вкладом в экономическую теорию и начертана на знаменах современных сторонников либерализации экономических отношений и ослабления государственного вмешательства в действие рыночного механизма (Ф. Фон Хайек, М. Фридман и др.).

3. В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА ПЕРЕХОДА ОТ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ К РЕГУЛИРУЕМОМУ РЫНКУ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ:

-переход от централизованного распределения к прямым горизонтальным связям покупателей и продавцов, к свободному выбору партнеров по хозяйственным связям, к экономическому соревнованию между производителями;

- переход от затратного к противозатратному эффективному механизму хозяйствования, основанному на ЭКОНОМИЧЕСКОМ принуждении к эффективному производству;

- переход от монополии и монопсонии государства и производителей к учету интересов потребителей;

- переход от "среднепотолочных" цен, искажающих пропорции и стимулы хозяйствования, к равновесным рыночным ценам;

- переход от уравниловки к оплате по РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДА;

- переход от командно-административных и волевых методов управления к ЭКОНОМИЧЕСКИМ;

- ПЕРЕХОД ОТ ВОЛЮНТАРИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ.

4. Рынок - жесткая система, предполагающая конкуренцию во всех видах хозяйственной деятельности. Это порождает негативные явления и противоречия в экономической (монополии), социальной, психологической сферах жизнедеятельности человека. Для их преодоления государство и общество в целом должны вырабатывать систему "противовесов".

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое рынок? Каковы его функции в экономике?

2. Как Вы понимаете высказывание А.Смита о "невидимой руке" рынка?

3. Каковы особенности современного рынка по сравнению со средневековым? Всякий ли обмен продуктов является рынком?

 

4. Какие проблемы Вы видите на пути развития рынка в нашей стране?

5. Какие социальные и морально-нравственные проблемы и явления порождает рынок (позитивные и негативные)? Как их можно и нужно разрешать?

 

УПРАЖНЕНИЕ

1.Из нижеперечисленных явлений выделите те, которые строятся (организуются) по рыночному принципу:

- заполнение учебной аудитории перед контрольной работой;

- распределение мест для машин на автостоянке;

- работа детского летнего лагеря;

- организация дорожного движения;

- распределение мест в общежитии для студентов;

- выстраивание очереди в кассу за стипендией;

- организация строительных работ.

Объясните свой выбор.

2. В чем состоят основные входные барьеры в отрасль для молодых архитекторов - выпускников РААИ, желающих создать свою собственную проектную фирму?

 

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ:

1. Заполните следующую таблицу для рынка архитектурной (дизайнерской) продукции:

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода(барьеры) Доступность информации о ценах
совершенная конкуренция        
монополистическая конкуренция        
олигополия        
монополия        

 

Каким Вы видите рынок проектной продукции в Ростове с точки зрения конкуренции: свободным, монополистическим, олигополистическим, монополистическим? Обоснуйте свои выводы.

2. Дайте характеристику любого конкретного рынка, описав его территориально-национальную принадлежность; степень организованности; тип товара, продаваемого на нем; условия функционирования; преобладающий тип конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.007 с.)