Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Что и как изучает экономикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи изучения темы: выяснить, что такое современная экономическая теория, какие основные направления в ней существуют и чем они отличаются друг от друга. План: 1. Краткая история экономической науки. 2. Состав, структура, предмет и функции современной экономической теории. 3. Как экономическая теория изучает экономическую действительность.
Изучив тему, Вы будете ЗНАТЬ определения и содержание - предмета политической экономии и экономикса, - функций экономической науки, - макро- и микроэкономики, - позитивной и нормативной экономики, - экономических законов; ПОНИМАТЬ значение экономической теории в современной жизни и в будущей профессиональной деятельности архитектора /проектировщика; ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об этапах развития экономической теории и ее современной структуре; - об особенностях методов и подходов различных экономических школ к иссле- дованию экономических процессов; - об экономических целях общества и возможных способах их достижения; УМЕТЬ различать и критически оценивать результаты практического применения раз- личных экономических концепций на макро- и микроуровнях.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ происходило в процессе поэтапного совершенствования хозяйственной деятельности людей: перехода от натурального хозяйства к обмену, от преимущественно сельскохозяйственного производства - к промышленному и затем к современному - информационному. Термин "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ" в переводе с древнегреческого ("полис" - государство, "номос" - учение, наука, "ойкос" - хозяйство) означает "наука о ведении хозяйства". Одними из первых экономистов были МЕРКАНТИЛИСТЫ, считавшие политэкономию наукой о торговом балансе. ФИЗИОКРАТЫ трактовали предмет своих исследований как науку о прибавочном продукте в сельском хозяйстве. Основоположники КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ А. Смит и Д. Рикардо рассматривали политэкономию как НАУКУ О БОГАТСТВЕ ВООБЩЕ. Марксистская шкОЛА (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) предметом политэкономии считала производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. "Вульгарная" политэкономия и мелкобуржуазные критики капитализма трактовали предмет экономических исследований как науку о поисках справедливого распределения богатства. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, обобщенно называемые "ЭКОНОМИКС"(economics), изучают “формы человеческого поведения при распоряжении редкими благами”, определяют свой предмет как науку об удовлетворении человеческих потребностей. Варианты определения предмета экономикс в западных учебниках разнообразны различны: - наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми; - НАУКА ВЫБОРА: как люди выбирают способ использования ограниченных производительных ресурсов (земли, труда, оборудования, технических знаний) для производства различных товаров и распределения их между различными членами общества; - наука о деньгах, проценте, капитале и богатстве; - ПОИСК ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДКИХ РЕСУРСОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (Дж. Макконнелл, С.Брю. Экономикс. - Т. 1, С. 27); - исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; - ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ (читай - рыночной!) СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА = ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Экономическая наука выявляет закономерности развития хозяйственных систем и формулирует экономические законы. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН (закономерность) - объективная, устойчивая постоянно повторяющаяся причинно-следственная зависимость между явлениями экономической жизни. Различные экономические школы выявляют и формулируют экономические законы, базируясь на разных методологических основаниях. Так, марксистская школа изучает глубинные, сущностные, генетические, причинно-следственные зависимости между массовыми явлениями экономической жизни на длительном временном интервале их развития, основывается на анализе объективных процессов. Западные экономические школы выявляют экономические закономерности на основе текущего субъективного поведения отдельных людей и общественных институтов, предполагая в действиях людей и институтов рациональность и целеустремленность; анализируют более поверхностные, функциональные связи на относительно краткосрочных интервалах времени, ставя во главу угла динамический анализ выбора, альтернатив экономического роста на базе сопоставления затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Функции экономической теории: 1. Гносеологическая (познавательная,); 2. Практическая (прагматическая); 3. Идеологическая (мировоззренческая). Для разных экономических школ и различных социально - политических систем сочетание и “удельные веса” этих функций различны в каждый данный момент исторического времени.
В современной экономической теории выделяют несколько "срезов": ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКС изучает ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ и свободна от субъективных оценочных суждений; ОПИСЫВАЕТ факты, условия, отношения в сфере экономики. Отвечает на вопрос: ЧТО ЕСТЬ? НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИКС предполагает оценочные, СУБЪЕКТИВНЫЕ мнения людей относительно того, какой ДОЛЖНА БЫТЬ экономика. Отвечает на вопрос: КАК ДОЛЖНО БЫТЬ? Изучение экономических процессов ведется на разных уровнях: МАКРОЭКОНОМИКА (макроэкономический анализ) - изучает экономику в целом или ее крупные агрегаты: правительственный (государственный) или частный сектора экономики, домохозяйства, отрасли и прочее. МИКРОЭКОНОМИКА (микроэкономический анализ) имеет дело с конкретными экономическими людьми, фирмами, с детальным изучением их экономического поведения. Экономическая теория служит основой для выработки экономической политики. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА, достаточно широко признанные во всем мире, формулируются следующим образом: 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - желательно обеспечить производство большего количества товаров и услуг, то есть более высокий уровень жизни и рост производительности; 2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать; 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - мы хотим получить максимальную отдачу при минимальных издержках от имеющихся ограниченных производительных ресурсов; 4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН - без инфляции и дефляции; 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - предприниматели, наемные работники и потребители должны в своей экономической деятельности обладать высокой степенью свободы; 6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ - ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие купаются в роскоши; 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ И НЕТРУДОСПОСОБНЫХ; 8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: 1. ПРЕДМЕТ современной экономической науки - результат противоречивого исторического развития; это - синтез политической экономии, экономикса, истории экономических учений, эконометрики (экономико-математических методов), экономической истории, экономической социологии, экономической психологии, экономической географии, конкретных экономик, объединенных СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗОМ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ предмета - ЭКОНОМИКС - теория оптимального функционирования рациональной (рыночной) системы хозяйства. 2. МЕТОД современной экономической науки - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Он включает: - многофакторный подход к развитию экономики (экономические + внеэкономические факторы); - не только борьбу противоположностей, но и их единство; - ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ, а не только формационный подход к анализу развития общества и его экономического фундамента; - не только генетический (сущностный, причинно-следственный), но и функциональный подход к анализу экономических явлений. 3. Экономическую теорию изучают по ряду причин: а) она дает ценные знания об окружающей нас социальной среде и экономическом поведении каждого индивида и их групп; б) она вооружает демократическое гражданское общество способностью разумно принимать фундаментальные решения; в) НЕ ЯВЛЯЯСЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ, она, тем не менее, обеспечивает производителей и потребителей ценной информацией, необходимой для осуществления узкопрофессиональной деятельности. Пол Самуэльсон писал, что политическая экономия - Королева Общественных Наук, старейшая из искусств, новейшая из наук. “Люди, которые никогда систематически не изучали экономикс, похожи на глухих, которые пытаются оценить оркестр. Ее изучают ради света, который она проливает”.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Чем позитивная экономика отличается от нормативной? 2. Что изучает современная экономическая наука? Макроэкономика? Микроэкономика? 3. Зачем архитектору изучать экономику? 4. В чем сходства и различия законов природы и экономических законов?
УПРАЖНЕНИЯ: 1. Какие из перечисленных выше целей общества согласуются между собой, а какие находятся в противоречии? Какие, по Вашему мнению, цели наиболее значимы в современной России? 2. Определите, какие из следующих ситуаций относятся к макроэкономике, а какие - к микроэкономике: а) темпы роста валового внутреннего продукта России в 2002 составили 4,5%; б) на Ростсельмаше уволены 500 человек; в) кривая Филлипса описывает зависимость между инфляцией и безработицей; г) удвоение объема ВВП – задача развития экономики России на 10 лет; д) работникам предприятия N задерживают выплату зарплаты. 3.Определите, какие из следующих высказываний относятся к нормативной, а какие к позитивной экономике: а) темпы роста инфляции в России в 2003 году составили 12%; б) безработица в стране по официальным данным не превышает 3%; в) дефицит государственного бюджета не должен превышать 50% его величины; г) повышение цен вызывает уменьшение величины потребительского спроса. 4. Прочитайте и покоммментируйте следующие высказывания. Распределите данные цитаты по соответствующим им блокам дисциплин экономического цикла: 1.общие экономические, 2.специальные, 3.дисциплины специализации «Менеджмент в архитектуре и дизайне» а). «Управлять – значит выбирать. Экономическая логика, правильно применяемая, может быть средством достижения большей осознанности и уверенности современным управляющим, когда он делает трудный выбор по широкому спектру вопросов, включая технологию, финансы, маркетинг, а также общественные и этические обязательства» (Ш.Майталь. Экономика для менеджеров. – М., 1996. - С.28); б). Управленческая экономика - это инструмент, с помощью которого менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов таким образом, чтобы достичь поставленной цели наиболее эффективным образом. (См.: Майкл Р.Байе. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. – М., 1999. – 22.); в). «Если я, директор, смотрю на баланс – тот, который ведет бухгалтерия, - хорошо если я там вижу процентов пять из того, что мне надо. Между тем, когда я работаю в условиях рынка, мне надо иметь оперативную информацию по таким показателям: где у меня убытки, где прибыль, где я ошибся - и так далее. Пользоваться данными обычной бухгалтерской системы в режиме, нужном менеджеру, невозможно» (Грамотно управлять ничуть не сложнее, чем запускать ракеты // Семь нот менеджмента. – М., 1998. – С. 21); г). «Единственным общим критерием многообразной деятельности фирмы являются ее экономические результаты в форме доходов, расходов и капиталовложений. Таким образом, решающую роль в управлении предприятием играет именно экономическое управление» (Й. Ворст, П. Ревентлоу. Экономика фирмы. – М., 1994. – С.6); д). «Особый случай товарной строительной продукции – возведение подрядчиком объекта без заказчика… непосредственно для реализации на рынке. Для этой продукции особо сложен вопрос установления продажной цены, обеспечивающей ее сбыт, и нормальное экономическое существование подрядчика… Количественная оценка рыночной составляющей продажной цены жилья (включающей не только площадь, конструкции, планировку, но и местоположение) требует учета тонких и многочисленных нюансов спроса на этот специфический товар» (Маркетинг в строительстве /Под ред. И.С. Степанова, В.Я. Шайтанова. – М.,2001. – С. 197); е). «Результаты анализа транспортно-ориентированной фирмы позволили выработать простое правило предсказания решений фирмы о месте размещения их производств. Если вес сырья в денежном выражении превосходит вес конечной продукции в денежном выражении, то фирма будет находиться рядом с источником сырья… Выбор места размещения ресурсно-ориентированной фирмы ведет к развитию сырьевых и портовых городов…У рыночно-ориентированной фирмы относительно высокие затраты на транспортировку конечной продукции, в связи с чем она располагается рядом с рынками сбыта. Выбор мест размещения рыночно-ориентированных фирм способствует появлению портовых городов и росту существующих городов». (Артур O`Салливан. Экономика города. – М., 2002. – С. 52, 76). ж). «Для экономической теории в гораздо большей степени, чем, например, для физики, справедливо положение, что современные проблемы, методы и результаты исследований не могут быть полностью поняты, если мы не знаем о том, как экономисты пришли к нынешнему образу мыслей». (Шумпетер Й. «История экономического анализа»// Истоки. Вып. 1. - М.,1989. - С. 251).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.01 с.) |