Тема 12. Налоги и налоговая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Налоги и налоговая система



 

Цель и задачи темы: изучив общие методологические и теоретические вопросы построения налоговой системы и ее родовые признаки, понять роль и функции налоговой политики государства

План

  1. Необходимость, сущность и функции налогов.
  2. Принципы налогообложения.
  3. Способы изъятия налогов. Кривая Лэффера.
  4. Налоговая система. Виды налогов.

 

Изучив денную тему, Вы будете:

ЗНАТЬ:

- что такое налоги и почему их надо платить;

- основные категории налогообложения: трансакционные издержки, экономиче

ская проблема "безбилетника", источник и объект налогообложения, налоговая

база, налоговая ставка, налоговая система;

- функции налогов;

- принципы налогообложения;

- способы взимания налогов;

- виды налогов (прямые и косвенные);

- способы построения налоговых ставок и отличия

прогрессивных, пропорциональных и регрессивных налогов;

- содержание кривой Лэффера и запретной зона шкалы налогообложения;

ПОНИМАТЬ:

- специфику общественных товаров и причины необходимости взимания нало-

гов в обществе;

- достижения, проблемы и перспективы развития современной российской

налоговой системы;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о правах и обязанностях налогоплательщика.

 

 

Необходимость, сущность и функции налогов.

НАЛОГИ - это обязательные платежи физических и юридических лиц (соответственно, отдельных граждан и предприятий, организаций), взимаемых государством.

В марксистской экономической науке налоги рассматриваются как "взносы граждан", необходимых для существования публичной власти. Они связываются с возникновением государства и разделением общества на антагонистические классы и имеют, соответственно, эксплуататорский характер. К.Маркс писал, что "... в налогах воплощено ЭКОНОМИЧЕСКИ выраженное существование государства" (К.Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. 2-е изд. - Т.4. - С.308).

В современной западной экономической науке широко распространен иной подход. Он основывается на концепции ОБЩЕСТВЕННЫХ (государственных) ТОВАРОВ и вытекающих из нее проблем снижения так называемых ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК и экономических " БЕЗБИЛЕТНИКОВ".

Суть и особенности ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ рельефно проявляются при их сопоставлении с обычными (ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ) товарами:

1) индивидуальные товары, как правило, удовлетворяют индивидуальные потребности человека или небольших групп людей (семей). Эти потребности воплощаются в платежеспособном спросе населения и охотно удовлетворяются рынком, заинтересованным в получении прибыли. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ выражают общественные (государственные) потребности. Они жизненно необходимы для существования государства и выполнения им своих функций (обороны, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения и др.), но бесприбыльны или малоприбыльны для рынка. Рынок не заинтересован в их производстве;

2) индивидуальные товары ДЕЛИМЫ, то есть выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны покупателям. ОБЩЕСТВЕННЫЕ товары НЕДЕЛИМЫ: они состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям (например, содержание армии);

3) индивидуальные товары подвержены ПРИНЦИПУ ИСКЛЮЧЕНИЯ: кто желает иметь и платить - тот получает данный товар, кто не имеет денег или желания - тот ИСКЛЮЧАЕТСЯ из числа получателей выгод, которые обеспечиваются данным товаром. На ОБЩЕСТВЕННЫЕ товары ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, так как не существует эффективных способов отстранения отдельных индивидов от пользования выгодами общественных благ (например, невозможно исключить использование отдельными кораблями в море благ, получаемых ими от работы маяков);

4) получение выгоды от индивидуального товара основано на его ПОКУПКЕ. Получение выгоды от ОБЩЕСТВЕННЫХ товаров достается обществу в результате их ПРОИЗВОДСТВА (например, усиление правопорядка в результате работы полиции). Выгоды от использования ОБЩЕСТВЕННЫХ товаров достаются ВСЕМ членам общества: это так называемые «положительные экстерналии». При этом снижаются издержки каждого члена общества и общества в целом на производство каждым самостоятельно и только для себя ряда товаров и услуг (например, содержание пожарной команды, частной армии, собственной школы и т.п.), то есть издержки, связанные с обменом людьми своей деятельностью и информацией (ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, англ. - transaction costs). Но одновременно создается ситуация, когда люди могут пользоваться выгодой некоего продукта, НЕ НЕСЯ никаких издержек на его производство. Они становятся своего рода экономическими "БЕЗБИЛЕТНИКАМИ" (the Free-Rider problem). Для общества трансакционные издержки по отстранению неплательщиков ("безбилетников") от потребления общественных товаров, оплаченных другими людьми, чрезвычайно велики. Однако "безбилетники" могут уничтожить у других членов общества стимулы предоставлять и оплачивать общественные товары. Это опасно. Поэтому государство использует ПРИНУЖДЕНИЕ. Оно ВСЕМ (!) предоставляет эти услуги (товары) и оплачивает их с помощью обязательных взносов со всех физических и юридических лиц, которые и называются НАЛОГАМИ.

 

Анализ методологии построения налоговой системы предполагает знание определенных терминов или ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГА:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

ОБЪЕКТ НАЛОГА - предмет, подлежащий налогообложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта, например, поземельный налог;

ИСТОЧНИК НАЛОГА - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог;

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - величина налога на единицу обложения; выражается в процентах;

НАЛОГОВЫЙ ОКЛАД - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с налоговым законодательством. Самая важная налоговая льгота - НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ в обществе не сводятся лишь к собиранию части доходов его граждан, но учитывают также их (доходов) распределение и роль в стимулировании или торможении экономического роста:

 

1. ФИСКАЛЬНАЯ - с ее помощью государство образует денежные фонды и создает материальные условия для своей деятельности;

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - налоги как экономический инструмент оказывают активнейшее воздействие на процесс индивидуального и общественного воспроизводства, стимулируя или сдерживая его. Повышение ставок налогов за определенный уровень, чрезмерное их количество, нечеткость и нестабильность налогового законодательства препятствует экономическому росту;

3. Социальная. Система налогообложения в ее воздействии на внутренний рынок не только обеспечивает устойчивость финансово-кредитной системы государства и доходность бюджета, но способствует достижению социальной справедливости, созданию возможности разложения налогов по налогоплательщикам, формированию специальных фондов для малоимущих групп населения и урезанию социально несправедливых доходов.

НАЛОГИ - ФОРМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА МЕЖДУ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ.

 

Принципы налогообложения.

К Принципам налогообложения существуют различные подходы. Так, если в СССР ставки и налоговые льготы дифференцировались по категориям плательщиков, исходя из их социально-классовой и профессиональной принадлежности, (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, кустари, военные и т.п.), то в рыночной экономике подходы к налогообложению строятся на иных основаниях. Сравните, например, что писал о принципах налогообложения А.Смит, и каковы подходы современной экономикс к решению этих вопросов.

Принципы налогообложения А.Смита:

1. Подданные государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства по возможности сообразно тем доходам, которые получаеткаждый под охраной государства;

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произволен. Время его уплаты, способы и размер взноса должны быть ясны и известны каждому;

3. Каждый налог должен взимать в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;

4. Налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

П.Самуэльсон в «Экономикс» из множества принципов налогообложения выделяет:

1. Принцип выгоды (benefit principl), предполагающий, что разные люди должны облагаться налогом пропорционально той вы

2. Принцип платежеспособности ((ability-to-pay-pricipl): размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика. Иначе говоря, налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3. Справедливость по горизонтали (horizontal equity) - равные по доходам и по степени использования правительственных программ люди должны платить равные налоги;

4. Справедливость по вертикали

(vertical equity) - если равные по доходам лица платят равные налоги, то неравные социально и экономически плательщики должны платить неравные налоги.

В мировой практике признаны и приняты к реализации принципы налогообложения, которые должно соблюдать государство:

1. обязательность, то есть принудительность и неотвратимость уплаты налогов;

2. стабильность, то есть устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок на протяжении ряда лет;

3. равнонапряженность, то есть равномерное распределение налогового бремени среди налогоплательщиков, чтобы относительная налоговая нагрузка была равнозначной для субъектов с разными уровнями доходов;

4. социальная справедливость. Налоговые ставки и льготы должны устанавливаться так, чтобы все налогоплательщики были приблизительно в равных условиях, а налогоплательщики с низким уровнем дохода - в более щадящих условиях.

К сожалению, в налоговой системе современной России эти принципы не реализованы: далеко не всегда удается собрать налоги с наиболее крупных плательщиков; ставки налогов изменяются ежегодно, а порой и чаще; большинство граждан платит налоги (косвенные налоги) в самое неудобное для себя время, в неизвестных размерах и даже не догадывается об этом; налоговое бремя распределено очень неравномерно и не способствует выравниванию доходов населения.

Справедливости ради отметим, что названные принципы налогообложения в полном объеме не реализованы ни в одной стране мира, но служат как бы ориентирами при совершенствовании налоговой системы.

 

Знание функций и принципов изъятия налогов позволяет выделить основные отличия налогов от всех иных видов поборов, определить «родовые признаки» налогов:

- законный и легальный характер платежей;

- принудительность и обязательность взимания;

- количественная определенность (для прямых и части косвенных налогов);

- хозяйственная и личная самостоятельность плательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.019 с.)