Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: изучить поведение фирмы при монополистической конкуренции. 1.Дифференциация продукта как источник рыночной власти. 2.Производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти. Литература: 1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с. 2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с. 4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992 Ключевые слова: дифференциация товара, товарный знак, реклама. Допущения, лежащие в основе модели монополистической конкуренции, представляют некоторую смесь допущений, принимаемых для совершенной конкуренции и монополии. Из допущений, сближающих эту модель с моделью совершенной конкуренции, назовем следующие. 1.Сравнительно свободный вход на рынок и уход с него. 2.Наличие множества продавцов и покупателей. 3.Совершенная информированность тех и других об условиях рынка. 4. Продаваемая (выпускаемая) продукция неоднородна, дифференцирована, так что монополистически конкурентный рынок (отрасль) представляет группу продавцов (или предприятий), продающих разные продукты, являющиеся близкими субститутами друг друга. Неоднородность (или дифференцированность) продукции в модели монополистической конкуренции столь же многомерна, как и ее однородность в модели совершенной конкуренции. Иначе говоря, продукт, продаваемый на рынке монополистической конкуренции дифференцирован по любому различаемому покупателями параметру. Нередко различают действительную и искусственную дифференциацию, или неоднородность, продукта. Действительная дифференциация предлагает различия в его физических характеристиках, таких, например, как химический состав различных моющих средств, разных видов пасты для чистки зубов или кремов для бритья и т.п. Искусственная дифференциация предлагает различия в упаковке, торговой марке, ее имидже, обеспечиваемому рекламированием, и т.п. Более того, совершенно однородные продукты могут оказаться неоднородными с точки зрения местоположения источника продажи и\или услуг, дополняющих их или сопутствующих им. Обычно считают, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или адвокатов, разного рода косметические услуги, скажем парикмахерские, и т.п.). Дело в том, что продажа (предоставление) услуг неотделима от их «производства», а последнее действительно происходит в условиях, удовлетворяющих допущениям 1-3. Напротив, основы дифференциации осязаемых, вещественных благ, таких, например, как разные марки мыла или шампуни, формируются предприятиями-производителями, не отличающимися, как правило, своей малостью и множественностью или свободой входа. Поэтому можно допустить, что оптовый рынок осязаемых, или вещественных, благ имеет олигопольное строение, а их розничный рынок имеет строение монополистически конкурентного рынка в смысле, придаваемом этому типу строения Э.Чемберлином в «Монополистической конкуренции». Неоднородность, или дифференциальность, продукта дает продавцу определенную степень монопольной власти на своем рынке. На монополизированном рынке монополист есть отрасль. Поэтому кривая спроса на продукцию монополиста тождественна кривой отраслевого (рыночного) спроса. На совершенно конкурентном рынке кривая спроса на продукцию отдельного предприятия имеет вид прямой, параллельной оси выпуска, тогда как кривая отраслевого спроса имеет отрицательный наклон. Эти различия в конфигурации кривых спроса приводят к разным условиям равновесия на том и другом рынках. Особенность рынка монополистической конкуренции в том, что здесь предприятие сталкивается с двумя разными кривыми спроса: той, что отображает пары цена – количество, когда данное предприятие варьирует цену, а его конкуренты нет, и той, что отображает эти пары, когда продавцы изменяют свои цены соответственно.
На рис. 7.1 РО – текущая цена некоторого товара, при которой предприятие может продать его в количестве qО. Р D d Р0 E Р1 F F/ d D 0 q0 q/1 q1 q Рис. 7.1. Две кривые спроса монополистически конкурентного предприятия
Допустим, что предприятие снижает свою цену до Р1, тогда как его конкуренты сохраняют свои цены неизменными. Теперь количество товара продаваемое снизившим цену предприятием, возрастает, скажем, до q1 . Значит, в пространстве цена – количество точки Е и F принадлежат одной и той же кривой спроса на данный товар, dd. Однако, если одновременно с нашим предприятием цену снизят и его конкуренты, прирост выпуска (продаж) у нашего предприятия будет не столь большим. Допустим, что в этом случае ему удастся продать не q1 , а лишь q'1 единиц продукции. Причина этого понятна. Если снижение цены одним продавцом не находит отклика со стороны других, то продажа продукции снизившим свою цену продавцом увеличится не только благодаря увеличению покупок его традиционными клиентами, но и за счет перетока покупателей к нему от относительно более дорогих источников снабжения. Если же снижение цены одновременно осуществляют все продавцы на данном рынке, увеличение продаж каждого из них будет обусловлено лишь увеличением покупок со стороны традиционного круга покупателей и тех, для кого раньше этот товар представлялся непомерно дорогим. Никакого перетока покупателей от одного источника снабжения к другому не будет. Поэтому на рис. 7.1 точка F', соответствующая объему q'1, лежит на линии цены Р1 левее точки F. Соответственно точки E и F' тоже принадлежат к одной кривой спроса, но не dd, к которой принадлежат точки Е и F, а к DD, отображающей пары цена – количество в случае, когда все продавцы снижают свои цены до Р1. Точно так же в том случае, если одно предприятие повысит цену, тогда как его конкуренты сохранят свои цены на прежнем уровне, величина его продаж сократится за счет оттока покупателей в большей мере, чем если бы были повышены цены всеми продавцами данного рынка. Поэтому при более высокой, чем Р0, цене линия спроса dd лежит левее, а при более низкой, чем Р0, цене – правее линии спроса DD. Для того чтобы наряду с dd существовала еще одна, вторая линия спроса DD, не требуется предложения о равновеликом или хотя бы пропорциональном изменении цен всеми продавцами на данном рынке, важно лишь наличие или отсутствие такого изменения и его направленность. От абсолютного или относительного размера снижения (повышения) ими своих цен зависит лишь конфигурация кривой DD, но не сам факт ее существования наряду с кривой dd. Начнем с ситуации не равновесия отдельного предприятия. На рис. 7.2, а представлены две кривые спроса на его продукцию, DD и dd, охарактеризованные в разделе 7.2. Текущая цена продукции предприятия, по которой продается выпуск q0, - Р0. Обе кривые спроса, как мы знаем, пересекаются в точке Е. Предельные предприятия, МС, уравниваются с предельной выручкой MRd – кривая его предельной выручки, оно не сочтет Р0 своей прибылемаксимизирующей ценой. Такой ценой предприятие будет считать цену Р1, и, если все другие предприятия отрасли не изменяет своих цен, оно сможет, снизив цену с Р0 до Р1, увеличить выпуск (и продажу) продукции до q1. Р,С a P,C б D D d E d/ E/ MC Р0 F MC P1 Р1 E1 d P2 d/ G/ D G D MRd/ MRd 0 q0 q/1 q1 q 0 q0/ q//1 q1 q
Рис. 7.2 Не равновесие монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде
Допустим, однако, что и все другие предприятия не находятся в состоянии равновесия и потому все они также снизят свои цены, хотя и не обязательно в том же размере или пропорции, как и рассматриваемое нами предприятие. Тогда прибылемаксимизирующими выпуском нашего предприятия будет не q1, а q'1, соответствующий точке пересечения линии цены Р1 и кривой спроса DD (точкой Е' на рис. 7.2., а), а не dd. Но тогда текущей ценой для рассматриваемого предприятия станет уже не Р0, а Р1 и, следовательно, точка Е', в которой кривые спроса DD и dd должны пересекаться, сместиться вдоль DD вниз и вправо, заняв положение Е1, соответствующее пересечению линии цены Р1, ставшей теперь текущей ценой, и кривой спроса DD. Иначе говоря, кривая спроса dd «соскользнет» вниз вдоль неподвижной кривой DD. А неподвижной кривая спроса DD останется из-за того, что, как мы предлагаем, общее число предприятий на данном рынке останется неизменным. Новая ситуация представлена на рис.7.2, б, где кривые DD, МС, а также цена Р1 и выпуск q'1 те же, что и на рис. 7.2, а, а линия dd занимает новое положение d'd', пересекая кривую DD в точке Е' (Р1,q'1). Сдвиг dd в положение d'd' влечет за собой и сдвиг MR d в положение MR d', так что теперь (рис. 7.2, б) кривая предельной выручки пересекает не изменившуюся кривую предельных затрат в точке G'. По тем же причинам, что и в предыдущей ситуации, прибылемаксимизирующей ценой окажется теперь не Р1, а более низкая цена Р2. И если соперники не снизят также свои цены, наша фирма сможет выпустить и продать q2 единиц товара. Однако, опасаясь оттока своих покупателей, они, скорее всего, последуют примеру нашего предприятия и тоже снизят цены. И вновь реально продаваемое количество продукции при цене Р2 будет не q2 , а несколько ниже - q''1, кривая спроса d'd' опять «соскользнет» вниз вдоль кривой DD до ее пересечения с линией цены, на этот раз Р2. Этот процесс закончится лишь тогда, когда у нашего предприятия не будет побуждений изменять цену. Такая ситуация равновесия монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде показана на рис. 7.3. Здесь МС и MRd пересекаются в точке G*, а кривые DD и dd - в точке Е*. При цене Р* предприятие сможет продать q * единиц продукции. В этой ситуации у предприятия не будет заинтересованности в изменении цены Р*.
Р,С D MC
d E* Р* d
G* MRd
0 q* q Рис. 7.3 Равновесие монополистически конкурентного предприятия в коротком периоде
Обратите внимание, что в состоянии равновесия, представленном на рис. 7.3, монополистически конкурентное предприятие может иметь как положительную, так и отрицательную и нулевую прибыль. Если при выпуске q * кривая средних затрат короткого периода окажется ниже точки G*, прибыль (экономическая) предприятия будет положительна. Если кривая средних затрат короткого периода при выпуске q * проходит выше точки G*, прибыль будет отрицательна (в этом случае максимум прибыли означает минимум убытков). Наконец, если при выпуске q * кривая средних затрат короткого периода проходит через точку G*, предприятие будет получать нулевую экономическую прибыль. Модель монополистической конкуренции, предлагает отсутствие барьеров на вход, т.е. допускает переход производителей (продавцов) из других сфер деятельности в данную, и наоборот. Это значит, что в состоянии равновесия длительного периода предприятия должны получать нулевую экономическую прибыль. Если бы она была положительна, переход предприятий в данную отрасль продолжался бы, предложение этой группы взаимозаменяемых товаров увеличивалось бы, что вело бы к последующему снижению их цен и исчезновению прибыли. Предположим сначала, что вход на рынок блокирован и, следовательно, выпуск группы взаимозаменяемых товаров фиксирован. Тогда равновесие монополистически конкурентного предприятия не отличается от равновесия монополиста. На рис. 7.4, а кривые LATC и LMC - это кривые соответственно средних и предельных затрат предприятия в длительном периоде, т.е. при неизменном же числе предприятий. Предприятие максимизирует свою прибыль при объеме выпуска q*, при котором выполняется равенство LMC = MRd, т.е. при цене Р*.
Р,С D a Р,С D б d LMC d LMC LACT P* E* LATC P1* E*1
LAC(q*) d d D MRd MRd 0 q* q 0 q*1 q
Рис. 7.4 Монополистически конкурентное предприятие в длительном периоде
Теперь допустим межотраслевой переход предприятий. Поскольку типичное предприятие данной отрасли получает положительную экономическую прибыль, в эту отрасль начнут переходить предприятия других отраслей и общее их число увеличится. Поскольку же рыночный спрос на товары данной группы не изменится, спрос на продукцию отдельного предприятия сократится. Это предполагает сдвиг кривой спроса влево и соответствующий сдвиг кривой предельной выручки, так что в конечном счете установится равновесие длительного периода, представленное на рис. 7.4, б. Типичное предприятие максимизирует прибыль при объеме выпуска q*1, при котором выполняется равенство LMC = MRd. Оно устанавливает цену Р*1, которая в точности равна средним долгосрочным затратам LATC. Таким образом, в условиях долгосрочного равновесия типичное монополистически конкурентное предприятие получает нулевую экономическую прибыль. Чтобы рассмотреть равновесие монополистически конкурентного предприятия, отличающегося неоднородностью продукции и наличием затрат на рекламу, удобно рассматривать в качестве независимых переменных выбора наряду с ценой также качество продукции (услуги) и рекламирование, а выручку и затраты считать зависимыми переменными. Отобразить функции такого количества переменных на двухмерном рисунке невозможно, поэтому мы ограничимся лишь их аналитическим представлением. Примем как показатель качества g (от англ. grade of quality), а как характеристику усилий по рекламированию и продвижению товаров на рынок – а (от англ. advertising). Теперь величину спроса можно представить как функцию цены, качества и усилий по продвижению товара на рынке: q = D (P, g, a). (7.1)
Соответственно и общие затраты, С, можно представить как функцию не только выпуска, но и качества товара и усилий по его продвижению: С = С (q, g, a) (7.2) Тогда прибыль монополистически конкурентного предприятия можно представить как: π = Рq - C (q, g, a), (7.3) а обратную функцию спроса как P = D-1(q, g, a). (7.4) Следовательно, (7.3) можно переписать: π = qD-1 (q, g, a) - С (q, g, a), (7.5) Тогда условиям максимизации прибыли первого порядка будут Мы имеем, таким образом, три уравнения и три переменные (в соответствии с (7.4) является не независимой переменной, а функцией других переменных). Предположив, что условия второго порядка выполняются, можно, решив систему трех уравнений (7.5), найти прибылемаксимизирующие значения q*, g* и a*. Тогда прибылемаксимизирующей ценой будет P * = D-1(q * ,g * ,a * ), (7.7) а максимальная прибыль составит π * = q * P * - C * (q *, g *, a *) (7.8) В зависимости от характера функций спроса, D, и затрат, С, максимальная прибыль, π *, может быть положительной, отрицательной или нулевой в коротком периоде. Однако в длительном периоде она должна быть неотрицательной, в противном случае предприятию придется покинуть данный рынок. Большинство экономистов полагают, что в длительном периоде из-за конкуренции большого количества мелких продавцов каждый из них будет зарабатывать нулевую экономическую прибыль. Хотя отобразить на двухмерном графике функциональную зависимость многих переменных невозможно, мы представим графически поиск предприятием оптимального уровня качества. Как правило, повышение качества продукции сопровождается сдвигом кривой спроса на нее вправо, т.е. при той же цене величина спроса увеличится или тот же объем продукции будет запрашиваться по более высокой цене. Например (рис. 7.5), после сдвига кривой спроса DD в положение D1D1 будет запрашиваться то же количество продукции (q) по более высокой цене (Р1 > Р) либо по прежней цене (Р) будет запрашиваться большее количество товара (q1 > q). Если такого сдвига кривой спроса не произойдет, повышение качества потеряет для предприятия какой – либо экономический смысл, ведь оно, как правило, требует и повышенных затрат. Ясно, что сдвиг вправо кривой спроса повлечет и сдвиг кривой предельной выручки вправо, скажем, от MR до MR1. Такой сдвиг возможен лишь при том условии, что общая выручка является возрастающей функцией качества. Возрастающей функцией качества являются и общие затраты. Р D1 D Р1 P
D D1 0 q q1 q MR MR1
Рис. 7.5 Увеличение спроса при повышении качества продукции. Поскольку предельной выручкой в экономике называют обычно прирост общей выручки при малом приросте выпуска, а предельными затратами – прирост общих (переменных) затрат также при малом приросте выпуска, введем понятия предельной выручки по качеству, MR(g), и предельных затрат по качеству, МС(g). Они характеризуют прирост выручки и соответственно затрат при малом приросте качества. Теперь мы можем представить поиск предприятием оптимального уровня качества, положив последнее переменной выбора. Тогда известные нам условия максимизации прибыли (посредством варьирования уровня качества) монополистически конкурентным предприятием будут: условие первого порядка – MR(g) = MC(g), (7.9) условие второго порядка – МС(g) убывает медленнее, чем MR(g), или МС(g) возрастает быстрее, чем MR(g), (7.10) Оба варианта выполнения условия второго порядка (7.10) представлены на рис. 7.6, где g*- прибылемаксимизирующий уровень качества. Таким образом, при определенной конфигурации MR(g) и MC(g) существует оптимальный уровень качества. На рынке неоднородного товара продавцы, сталкивающиеся с разными функциями спроса и потому имеющие разные кривые MR(g), могут максимизировать свои прибыли, продавая товары разного качества, даже если их затраты одинаковы. Таким же образом можно предоставить и оптимальный объем рекламирования и расходов по продвижению товара на рынок. Для этого достаточно вместо МС(g) и MR(g) ввести понятия предельных затрат на продвижение товара (включая его рекламирование), МС(а) (от анг. аdvertising рекламирование) и предельной выручки от рекламирования, MRа, и других усилий по продвижению товара.
Тесты по теме 1. К рынку монополистической конкуренции можно отнести: А) рынки мыла, шампуней, зубной пасты; В) рынки автомобилей; С) рынки банковских услуг; D) рынки сырьевых товаров; Е) энергетический рынок. 2. Кривая спроса для монополистического конкурента является: А) высокоэластичной; В) совершенно эластичной; С) совершенно неэластичной; D) с нулевой эластичностью; Е) ломаной. 3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: А) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов. В) Выпускаются дифференцированные товары. С) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт. D) Выпускаются однородные товары. Е) Рыночное поведение каждой, фирмы зависит, от реакции ее конкурентов. 4. Что обозначают товары-субституты A) товары заменяющие друг друга; B) товары дополняющие друг друга; C) товары, имеющие равные цены; D) товары первой необходимости; E) товары, произведенные за рубежом. 5. Чтобы другие фирмы не стремились вступить в отрасль необходимо: A) чтобы каждая фирма получала нулевую экономическую прибыль; B) чтобы каждая фирма получала положительную экономическую прибыль; C) чтобы выручка была значительно выше общих издержек; D) чтобы рос объем продаж; E) чтобы цена была выше средних издержек. 6. Нулевая экономическая прибыль означает: A) бухгалтерская прибыль равна альтернативной стоимости имеющегося капитала; B) бухгалтерская прибыль равна нулю; C) доход выше издержек; D) цена выше средних издержек; E) бухгалтерская прибыль меньше затрат на труд. 7.К какому типу рынка можно отнести розничную торговлю стиральными порошками A) монополистическая конкуренция; B) рынок совершенной конкуренции; C) олигополия; D) монополия; E) дуополия. 8. Предприниматель в своей квартире открыл офис. Квартиру он мог сдать в аренду. К какому виду издержек можно отнести издержки, связанные с неполучением арендной платы: A) альтернативные издержки; B) постоянные издержки; C) переменные издержки; D) валовые издержки; E) средние издержки. 9. Основная задача фирмы A) задача максимизации прибыли; B) задача максимизации затрат; C) задача минимизации выпуска; D) задача решения социальных программ; E) задача повышения эффекта от масштаба роста. 10. Чтобы другие фирмы не стремились вступить в отрасль необходимо: A) чтобы каждая фирма получала нулевую экономическую прибыль; B) чтобы каждая фирма получала положительную экономическую прибыль; C) чтобы выручка была значительно выше общих издержек; D) чтобы рос объем продаж; E) чтобы цена была выше средних издержек.
Тема 11. Рынок труда Цель занятия: изучить особенности рынка труда. 1.Спрос на труд 2. Предложение труда Литература: 1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с. 2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с. 4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992 Ключевые слова: труд, заработная плата, профсоюз. Спрос на труд - количество труда, которое работодатель желает и может купить по рыночной цене труда в данный период при прочих равных условиях. Спрос на труд – производный, т.к. порожден спросом на потребительские товары. Взаимозависимость объясняет тем, что производительность одного фактора зависит от количества других факторов. Любая фирма будет увеличивать затраты труда до тех пор, пока дополнительная единица нанятого труда приносит больше дохода, чем ее стоимость. Предельный продукт труда (МР) – это прирост совокупного продукта в результате использования дополнительной единицы труда. Предельный доход продукта труда (MRP) является дополнение к общему доходу фирмы, полученному в результате продажи предельного продукта труда. В условиях абсолютно конкурентного рынка(совершенной конкуренции) фирма может реализовать дополнительный продукт, не влияя на его рыночную цену,следовательно: MRP = MP x P Решение о найме дополнительного работника определяется различием между предельным доходом его продукта и предельными затратами по найму дополнительной единицы труда (МС). В то же время наем дополнительной единицы труда не отражается на заработной плате работника, т.к. фирма действует в условиях совершенной конкуренции, следовательно, предельные затраты, связанные с наймом дополнительной рабочей силы являются по существу заработной платой (W) на данном рынке труда, иначе MC=W. Таким образом: 1) если MRP > W, то фирма будет нанимать дополнительных работников; 2) если MRP <W, то фирма не будет брать работников, даже будет сокращать; 3) если MRP=W, то фирма максимизирует свой доход. Предложение труда проявляется в желании и способности индивида работать определенное количество времени на заработанную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены труда при прочих равных условиях. На предложение воздействуют следующие факторы: - численность населения и его трудоспособная часть; - индивидуальные предпочтения по распределению времени между трудом и досугом; - уровень и структура заработной платы. Индивидуальное предложение труда тесно связано с поведением человека, которое опреляется альтернативой «труд- досуг». Экономисты делят время на работу и досуг. Работа – это наемный труд за оплату в производственном процессе. Досуг- все виды не оплаченной деятельности (отдых, работа на дому, воспитание детей). Люди встают перед выбором: получать полезность от досуга или полезность от труда. Достижение максимума решается как оптимизация процесса потребления. Предельные доходы от досуга и работы должны быть ровны. Индивидуум взвешивает свои предпочтения досуга относительно товаров, которые он может потребить, получив дополнительный доход: MU / MUg, где MU- предельная полезность досуга, MUg- предельная полезность потребительских товаров. Следовательно, сопоставляет это соотношение с ценой досуга Р. Цена досуга- это заработная плата, которая индивид мог бы получить, если бы трудился без отдыха, более того- это сумма потребительских товаров, которые он приобрел бы на доход, полеченный за работу. При условиях, что: 1) MU / MUg > P, индивид получит больше полезности от увеличения досуга; 2) MU / MUg < P, индивиду нужно больше трудится; 3) MU / MUg = P, индивид достигает максимум удовлетворения.
А
В
С
W2 В А
Рис.1 Полезность от досуга и труда При росте W увеличивается общее количество часов работы (L), при падении уменьшается. За пределами известного уровня высокого дохода индивид предпочитает меньше трудиться. "Анализ спроса и предложения на рынках труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от степени конкуренции. Среди них: Чисто конкурентный рынок, на котором: 1) есть большое число фирм, которые конкурируют между собой при найме труда; 2) свой труд предлагают многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; 3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки зарплаты. • Монопсонический рынок: 1) работники сосредоточены па одной фирме; 2) данный вид труда не имеет альтернатив, т.е. работник при данной специальности не может найти другое место работы, не сменив специальность; 3)
4) Монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снижать ставки зарплаты ниже конкурентных. Модель при участии профсоюзов - профсоюзы, представляя интересы работников на рынке труда, преследуют цель - увеличение спроса на труд и повышение заработной платы. На рис. 4 показано, как увеличение спроса на труд за счет действий профсоюзов ведет к росту зарплаты ранее нанятых работников.
Тр Тп
Количество труда Рис. 4. Рынок труда яри участии профсоюзов
Если спрос на труд увеличился с С1-С1 до С2-С2, то ставки заработной платы вырастут с Зр до Зп, а занятость с Тр до Тп. Спрос на труд профсоюзы увеличат с ростом спроса на производимые товары и услуги при помощи рекламы, при требовании к правительству увеличить финансирование производств, интересы работников которых они защищают. Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы путем борьбы за сокращение детского труда, за обязательный выход пенсионеров на пенсию, сокращение рабочей недели (рис. 5).
Рис. 5. Воздействие профсоюзов на рост заработной платы.
Модель двухсторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Схематично это можно изобразить, объединив мопопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на рис. 7. Количество труда Рис. 7. Двухсторонняя монополия на рынке труда
Фирма - монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на уровне Зм, а отраслевой открытый профсоюз будет добиваться установления ставки заработной платы на уровне Зп.
Тесты по теме 1. Почему кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон. A) если растет заработная плата, то фирмы сокращают рабочих B) если растет заработная плата, то фирмы больше нанимают рабочих C) если падает заработная плата, то рабочих увольняют D) если растет заработная плата, то сокращаются издержки E) если заработная плата падает, то совокупный спрос растет. 2. При каком уровне безработицы в экономике имеется полная занятость A) естественном уровне безработицы; B) структурной безработице; 3. Кривая предложения на труд описывается уравнением L=2500+25w/p. Чему равен угол наклона кривой предложения на труд: A) 25; B) 2500; 4. Кривая предложения на труд описывается уравнением L=2500+25w/p. При нулевой номинальной заработной плате чему будет равно предложение труда: A) 2500; B) 250; 5. Кривая спроса на труд описывается уравнением L=3500-35w/p. При какой заработной плате фирмы не будут нанимать рабочих? А) 100; B) 1000; 6. Даны функции спроса на труд Ld =10 – 2w/p и предложения Ls =4 + w/p, где w/р- цена труда. Равновесная заработная плата равна: А) 2; В) 3; С) 2,5; D) 1; E) 6/5. 7. Даны функции спроса на труд Ld =100 – 2w/p и предложения Ls =40 + w/p, где w/р- цена труда. Равновесная заработная плата равна: Если государство установит заработную плату на уровне 25 дол. Что будет на рынке? A) безработица = 15; B) свободные рабочие места =15; C) равновесие; D) безработица=25; E) свободные рабочие места=25. 8. Что такое реальная заработная плата? A) отношение номинальной заработной платы к уровню цен; B) заработная плата в текущих ценах; C) заработная плата в иностранной валюте; D) заработная плата, выдаваемая в кассе; E) заработная плата, не учитывающая инфляцию. 9. Чем определяется спрос на фактор производства на конкурентном рынке: A) предложением факторов производства; B) равновесной ценой; C) уровнем общих затрат; D) себестоимостью продукции; E) предельным доходом продукта (правильный ответ Е) 10. Фирма будет на конкурентном рынке рабочей силы набирать и рабочих до тех пор пока: A) пока зарплата будет равна предельному продукту труда; B) уровень безработицы не приблизится к естественному; C) пока заработная плата не станет равна реальной зарплате; D) пока зарплата будет выше предельного продукта труда; E) пока зарплата будет ниже предельного продукта труда;
Тема 12. Рынок капитала Цель занятия: изучить особенности рынка капитала. 1.Капитал и его формы 2.Инвестирование Литература: 1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с. 2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с. 4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992 Ключевые слова: дисконтирование, рента. На рынке капитала продавец является владельцем капитальных активов (капиталистом), покупатель —предпринимателем, использующим капитал для организации производства. Услуга капитала - способность удовлетворять спрос населения на продукты произведенные с помощью использования данного фактора. Ценой капитальной услуги является рентная оценка (КК) или арендная плата, которую предприниматель выплачивает капиталисту, Таким образом, принцип ценообразования на рынке капитала аналогичен принципу ценообразования на рынке земли. Однако предложение капитала зависит от периода времени. В краткосрочном периоде его величина фиксирована и кривая предложения услуги капитала абсолютно неэластична (рис. 1).
Рис. 1. Абсолютно эластичное и неэластичное предложение
В долгосрочном периоде количество может меняться в зависимости от рентной оценки капитала, которая связана с такими факторами, как: 1. Возмещение затрат капитала на износ. Износ - это утрата капиталом своих первоначальных свойств (износ бывает физический и моральный). Для возмещения износа — амортизация. По постоянным ценам может быть предложено любое количество капитала К и 8К будет абсолютна эластична. Спрос на услуги капитала - количество капитала, которое требуется фирмам для осуществления производства. Цена спроса определяется величиной предельной доходности капитала. Конкурентной фирме будут требоваться капитальные услуги до тех пор, пока предельная доходность таких услуг капитала будет равна их цене, т.е. рентной оценке: MRK = ∆ TR / ∆ К = MR х МРК, где MRK -- предельная доходность услуг капитала' Д ∆TR - прирост общего дохода; ∆ К - прирост капитала; MR -
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.018 с.) |