Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии

Поиск

Цель занятия: ознакомить с особенностями ценообразования при монополии.

1.Экономическая природа и виды монополии.

2. Предложение на монопольных рынках.

3.Экономические последствия монополизации рынка.

Литература:

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые понятия: естественная монополия, уникальный товар.

Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.

 

1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференциро­ванную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов.

2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль). Моно­полия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие вход­ных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочис­ленны и разнообразны. Среди них:

- наличие у предприятия-монополиста патентов на про­дукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

- существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

- контроль монополистом источников поступления необ­ходимого сырья или других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускаю­щей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получаю­щего положительную прибыль;

- высокие транспортные расходы, способствующие фор­мированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять мно­жество локальных монополистов.

3. Одному продавцу противостоит большое число покупа­телей. Если на данном рынке единственному продавцу проти­востоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

4. Совершенная информированность. И покупатели, и един­ственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка.

Основная разница в поведении совершенно конкурентного пред­приятия и монополиста обусловлена, раз­ным характером кривых спроса. Если функция спроса на про­дукцию совершенно конкурентного предприятия графически отображается прямой, параллельной оси выпуска, то кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный на­клон. А это ведет к различиям в характере кривых предельной выручки (MR) и в их соотношении с кривыми спроса (D) и средней выручки (AR). Когда кривая спроса представлена го­ризонтальной прямой, как это имеет место для совершенно кон­курентного предприятия, линия цены одновременно является и линией средней, и линией предельной выручки (AR ≡ MR ≡ Р). Напротив, когда кривая спроса имеет отрица­тельный наклон, она также является кривой средней выручки, однако кривая предельной выручки лежит ниже ее.

Допустим, что спрос на продукцию монополиста задан ли­нейной функцией

Q=a-bP,

где а, b положительные константы. На рис. 6.1, а функция спроса, D, отобра­жена прямой АВ, обратной:

а отрезки ОА и на коор­динатных осях соответству­ют константам а и а/b.

TR(Q) = QP(Q),

Это значит, что при линейной функции спроса функция пре­дельной выручки также линейна.

Рис. 5.1. Спрос (а) и выручка(б) монополиста.

Сравнив обратную функцию спроса и функцию пре­дельной выручки, заметим, что обе они содержат кон­станту a/b. Это значит, что кривая предельной выручки исхо­дит из той же точки А на вертикальной оси, что и кривая спро­са. При этом наклон кривой предельной выручки (- 2/b) вдвое круче наклона кривой спроса (-1/b). Поэтому при линейной функции спроса линия предельной выручки делит любую ли­нию цены, например Р E,, и отрезок на оси выпуска пополам (рис. 6.1, а).

При данных функциях спроса и затрат предприятие-монопо­лист может максимизировать прибыль, выбирая либо объем выпуска, либо цену. Назовем оптимальным такой объем вы­пуска Q*, при котором прибыль монополиста максимальна:

max π(Q*) = TR(Q*) – STC(Q*).

Поскольку dTR(Q)/dQ = MR(Q), a dSTC(Q)/dQ = MC(Q), усло­вием первого порядка является равенство предельной выручки предельным затратам:

MR(Q*) = MC(Q*).

Условия перво­го порядка для монополиста и для совершенно конку­рентного предприятия одинаковы. Однако за этим сходст­вом скрыто и важное различие. Для совершенно конкурентно­го предприятия предельная выручка равна цене, тогда как у монополиста она меньше цены, т. е. MR(Q*) < Р(0*).

Монополист никогда не будет функцио­нировать при малоэластичном спросе. Если еi < 1, то, как оче­видно, MR < 0, тогда как предельные затраты всегда положи­тельны, МС > 0. Следовательно, при неэластичном спросе усло­вие первого порядка невыполнимо. Прибыль монопо­листа может быть максимальной, лишь если еi ≥ 1. Возвраща­ясь к рис. 5.1, заметим, что максимум прибыли монополиста возможен при выпуске, не большем QE, при котором общая выручка монополиста достигает максимума, а предельная па­дает до нуля.

Это важный вывод. Ведь при линейной функции спроса на колоколообразной кривой общей выручки (рис. 5.1, б) возмож­но множество симметричных относительно точки Е' пар рав­ных значений TR.

Левая часть характеризует наклон кривой MR, правая — наклон кривой МС. Следовательно, условие второго порядка требует, чтобы наклон кривой предельных затрат был больше наклона предельной выручки, или, иначе, чтобы кривая МС пересекала кривую MR снизу.

Таким образом, условия второго порядка для монополис­та и совершенно конкурентного предприятия со­впадают. Но и здесь есть различие. Для монополиста цены и выпуск (продажи) заданы кривой спроса, имеющей отрицатель­ный наклон. Отрицателен также и наклон кривой предельной выручки. Поскольку кривая MR монополиста имеет отрицательный наклон, она может и не пересечь восходящей ветви

Рис. 5.2. Условие максимизации прибыли монополиста первого порядка

 

 

кривой МС. Поэтому равенство MR = МС может выполняться для монополиста и при возрас­тающих, и при убывающих предельных затратах, но убываю­щих медленнее, чем снижается предельная выручка.

Обратимся к рис. 5.2. Условие первого порядка, MR = МС, выполняется и в точке F, и в точке Е. Условие же второго порядка выполняется лишь в точке E, но не выполняется в точке F. Действительно, на рис. 5.2, а в точке Е кривая MR пересекает восходящую ветвь кривой МС, а на рис. 5.2, б в точке Е предельные затраты снижаются, но снижаются мед­леннее, чем уменьшается предельная выручка. Напротив, в точ­ке F и на том, и на другом рисунке предельные затраты убыва­ют быстрее, чем уменьшается предельная выручка. Очевидно, что в интервале от QF до QE прирост выручки, приносимый каждой дополнительной единицей продукции, превышает при­рост затрат. Таким образом, выпуск QE максимизирует при­быль, является оптимальным, выпуск Q F— нет.

Обратимся к рис. 5.3, на котором последовательно пред­ставлены положительная (5.3, а), нулевая (5.3, б) и отрица­тельная (5.3, в) прибыль

при одном и том же оптимальном, т. е. Максимизирующем прибыль, выпуске Q*. Заметим, что во всех трех случаях оптимальный выпуск определяется абсцис­сой точки пересечения убывающих кривых предельных затрат и предельной выручки Е. Цена Р* определяется ординатой точки пересечения А кривой спроса с перпендикуляром, вос­становленным из точки Q*, а средние общие затраты — орди­натой точки пересечения В того же перпендикуляра с кри­вой SATC. В память о Курно, первым указавшем на точку Е как оптимум монополиста, ее обычно называют (но не в англо­язычной литературе!) точкой Курно.

Очевидно, общая выруч­ка от продажи оптимального объема выпуска составит (по определению)

TR(Q*)=Q*P*(Q*),

а общие затраты на производ­ство

STC(Q*)= =Q*SATC(Q*)

Разность между ними харак­теризует величину прибыли:

π(Q*)=TR(Q*) – STC(Q*).

На рис. 5.3 общая выруч­ка соответствует площади прямоугольника OP*AQ*, а общие затра­ты — площади прямоуголь­ника OC*BQ*. (Поскольку на рис. 5.3, б АВ, пло­щадь OP*AQ* характеризу­ет как общую выручку, так и общие затраты). Разность этих площадей графически характеризует прибыль. За­штрихованный прямоуголь­ник на рис. 5.3, а пред­ставляет положительную, а на рис. 5.3, в — отри­цательную прибыль. В си­туации, показанной на рис. 5.3, б, монополия при оптималь­ном выпуске получает нулевую прибыль. ^

Рис. 5.4. Монополист не имеет кривой предложения

 

Функция предложения от цены характеризует

 

 

зависимость объема предложения не­коего товара от его цены при прочих равных условиях, т. е. При неизменной технологии, постоянных ценах производствен­ных ресурсов. Но, как следует из предыдущего раздела, коли­чество продукции, которое будет согласен выпускать и прода­вать монополист, зависит от изменений в спросе. Эту зависи­мость иллюстрирует рис. 6.4. Рассмотрим представленную на нем модель.

Кривая МС на рис. 5.4, а является кривой предельных затрат предприятия-монополиста. Допустим, что первоначаль­ный спрос на его продукцию характеризует кривая спроса D1 которой соответствует кривая предельной выручки MR1. В этом случае оптимальный выпуск монополиста будет Q1, a цена единицы продукции Р 1. Точка Е 1 (Q1,P1) показана так­же на рис. 5.4, б. Допустим теперь, что спрос на продук­цию монополиста изменился так, что кривая спроса сдвину­лась вправо вверх и заняла положение D 2. Очевидно, что при этом оптимальный выпуск увеличится до Q2, а цена воз­растет до P2. Точка Е 2 (Q2, P1) также показана на рис. 5.4, б. Можно предположить, что линия, соединяющая точки Е 1 и E2, будет представлять множество комбинаций выпуск—цена, максимизирующих прибыль монополиста. Эта линия (S1 на рис. 5.4, б), казалось бы, могла рассматриваться как кри­вая предложения монополиста при изменении спроса на его продукцию.

Однако при ином характере изменения спроса иной ока­залась бы и кривая предложения. Если бы, например, спрос вырос в меньшей степени и кривая спроса сместилась бы из положения D 1 в положение D 3, а не D 2, объем выпуска так­же составил бы Q2, поскольку MR3 пересекает МС в той же точке, в какой ее пересекает MR2. Но цена продукции со­ставила бы в этом случае Р 3, что заметно ниже P2. Поэтому на рис. 5.4, б точка Е 3 имеет координаты Q 2 и P2. Кривая S 2, соединяющая точки Е 1 и E3, имеет отрицательный на­ клон, тогда как наклон кривой S 1 положителен. Как видим, конфигурация кривых S 1 и S 2 на рис. 5.4,б существенно зависит от характера сдвига кривой спроса. Но из разде­ла 2.2 мы знаем, что кривые предложения не зависят от функций (кривых) спроса.

Поэтому концепция кривой предложения, как взаимоодно­значного соответствия между ценами и объемами выпуска, в теории монополии, как и в теории рынков несовершенной кон­куренции в целом, не используется. Говорят, что монополия не имеет кривой предложения.

Монополист действует на рынке в отсутствие соперников. Поэтому монополист может получать положительную эконо­мическую прибыль и в длительном периоде. С другой сторо­ны, как и в случае совершенной конкуренции, экономичес­кая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной.

Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что мо­нополист может покинуть данный рынок и найти за его преде­лами иной способ использования своих ресурсов, который обес­печивал бы ему положительную или по крайней мере нулевую прибыль. Другая возможность связана с тем, что размеры про­изводственной мощности монополии не оптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, по­лучая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль. Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.

Обратимся к рис. 5.5, где D и MR — кривые спроса и предельной выручки монополиста, LATC и LMC — кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода. На­личные мощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATC1 и SMC1. В этой ситуации, очевидно, оптимальный объем выпуска Q1 Однако при таком объеме производства удельные (средние) об­щие затраты оказываются выше цены (C 1 (Q 1 ) > P 1 (Q 1 )) и моно­полия имеет убытки, размеру которых соответствует площадь прямоугольника Р 1 С 1 Е 1 А.

Из рисунка явствует, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную эконо­мическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рас­смотрите внимательно

соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного пе­риода. Обратите внима­ние, что на оси выпус­ка существует участок Q'’"” в пределах кото­рого кривая средних общих затрат длитель­ного периода оказыва­ется ниже кривой спро­са, являющейся и кривой средней выручки/Иначе говоря, су­ществует участок, в пределах которого

LATC(Q) < AR(Q) ≡ P(Q).

Вспомним теперь, что кривую LATC можно рассматривать как огибающую семейства кривых SATC. Следова­тельно, осуществимо такое расширение производственной мощ­ности монополии, оптимальное использование которой позволи­ло бы монополисту получать положительную экономическую при­быль. Из всех возможных размеров производственных мощнос­тей, удовлетворяющих, лишь тот позволит получать мак­симальную долгосрочную прибыль, который соответствует пере­сечению кривых LMC и MR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SMC2 бу­дет пересекать кривую MR в той же точке Е. Иначе говоря, опти­мальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SATC2 и SMC2. Ис­пользуя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объе­ме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SATC2 (Q2) < Р2 (Q2). Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника С 2P2 ВЕ 2.

Таким образом, в длительном периоде монополист макси­мизирует прибыль, производя и продавая такой объем продук­ции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат ко­роткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, Е 2. Ей соответствует точка Курно - Е, где краткосрочные пре­дельные затраты равны предельной выручке.

Обратите внимание, что точка Е 2 лежит на нисходящей ветви кривой SATC2, характеризующей оптимальную для дан­ного монополиста производственную мощность. Значит, его оп­тимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности.

Тесты по теме

1. Введение монополии

А) сокращает выпуск и увеличивает цены;

В) увеличивает выпуск и сокращает цены;

С) увеличивает выпуск и налоги;

D) сокращает выпуск и сокращает цены;

Е) увеличивает общественное благосостояние.

2. Какой наклон имеет кривая предельной выручки в условиях монополии:

А) положительный;

B) отрицательный;

C) она горизонтальна;

D) она вертикальна;

E) наклон изменяется от отрицательного к положительному.

3. Фирма-монополист имеет положительную прибыль если:

A) цена меньше переменных издержек;

B) цена равна фиксированным издержкам;
C) цена выше средних издержек;

D) цена меньше постоянных издержек;

E) цена выше переменных издержек;

4. Что из ниже перечисленного является признаком только монопольного рынка:

A) большие постоянные издержки;

B) информированность об условиях рынка;

C) дифференциация продуктов;

D) один продавец или один покупатель;

E) цена равна предельным издержкам.

5. Свобода входа и выхода с рынка отсутствует на рынке:

A) монополистической конкуренции.
B) труда;
C) совершенной конкуренции;
D) олигополистической конкуренции;
E) монополии.

6. В музеях плата за вход для иностранных граждан значительно выше, чем для казахстанцев. Такое положение служит примером:

A) ценовой дискриминации;

B) монополии в данной сфере;

C) отсутствием государственного регулирования;

D) нефинансированием данной сферы со стороны государства;

E) отсутствием контроля правительства.

7.Предельные издержки монополиста 20 тенге. Доход с дополнительной единицы продукции 60 тенге. Какова дополнительная прибыль:

A) 20;

B) 40;

C) 60;

D) 80;

E) - 40.

8. Примером естественной монополии является:

А) Компания IBM;

В) ОПЕК — международный нефтяной картель;

С) Городской метрополитен;

D) банк «Центр-кредит»;

Е) Издательство «Караван».

9. Ценовая дискриминация — это:

А) Повышение цены на товар более высокого качества.

В) Различия в оплате труда по национальности или по полу.

С) Эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потреби­тельские товары.

D) Продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям.

Е) Все предыдущие ответы неверны.

10. Чтобы обладать монопольной властью, фирма должна:

А) первой снижать цену.

В) устанавливать цену ниже переменных издержек.

С) вступить в сговор с другими фирмами;

D) вести ценовые войны.

Е) устанавливать цену выше предельных издержек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.171 (0.011 с.)