Тема 15 «Провалы» рынка и государственное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15 «Провалы» рынка и государственное регулирование



Цель занятия: изучить проблемы рынка и способы вмешательства государства.

1.Ассиметрия информации

2. Рыночная не определенность

Литература:

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые слова: общественные товары, внешние эффекты, ассиметрия информации.

Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества - это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выяснится позже, в процессе использования покупки.

Простым примером такой ситуации служит покупка электрической лампочки. Отдельные экземпля­ры имеют различный срок службы. Вы сможете вы­яснить, сколько проработает купленная вами лампочка, только тогда, когда она перегорит.

При обсуждении дифференциации продукта мы отмечали, что продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, раз­личаются ли они «на самом деле». И vice versa, если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере на момент покупки, то это - единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар. Неполнота информации о товаре означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

Как нам уже известно, отсутствие совершенных и полных рынков ведет к рыночным провалам. Аналогич­ным образом провалы государства возникают из-за не­достатков нерыночного механизма согласования частных издержек и выгод принимающих политические решения с издержками и выгодами общества в целом. При этом дальнейший анализ покажет, что возможность создать такой нерыночный механизм, который был бы в состо­янии функционировать без провалов, ничуть не выше, чем перспективы обеспечить всегда и везде условия совершенной конкуренции.

Политика, направленная на компенсацию провалов рынка, обычно выражается в наделении законодательными или административными полномочиями тех или иных государственных органов (агентств) с тем, чтобы позволить им выпускать специфическую «нерыноч­ную» продукцию, которая предназначена «заполнить» эти провалы. С известной степенью условности можно подразделить эту продукцию на четыре вида. Во-пер­вых, услуги по регулированию (например, штрафы за загрязнение окружающей среды, лицензирование теле­визионных и радиотрансляций, контроль за качеством пищи и лекарств и т. п.); во-вторых, чистые общественные блага (оборона, фундаментальные научные исследования); в-третьих, квазиобщественные блага (об­разование, здравоохранение); в-четвертых, управление трансфертными платежами (социальное обеспечение, социальные субсидии и т. п.). Ценность этой продук­ции учитывается при подсчете валового национально­го продукта страны просто как ценность потраченных на ее создание ресурсов.

Однако такой метод учета этой продукции ничего не говорит нам о ее реальной ценности, которая, разу­меется, только для удобства учета может быть сведена к ценности израсходованных ресурсов. Также мы не получаем никакого объяснения тому, почему ее про­изводство сопровождается провалами государства. Объяснение последнему можно найти, если начать рас­смотрение со специфических особенностей спроса и предложения перечисленных выше видов нерыночной продукции. Эти особенности обобщены и систематизи­рованы в работе Ч. Вулфа.

Условия формирования спроса на нерыночную продукцию (нерыночного спроса) обычно бывают такими, что он оказывается существенно завышенным.

Искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном счете происходит из-за того, что имеет место несовпадение между теми, кто получает выгоды от решения государства, и теми, кто эти выгоды оплачивает. Это несовпадение может имени место как на микро-, так и на макроуровне..

На микроуровне указанный разрыв присутствует, когда выгоды от существующих или планируемых государственных услуг распространяются на определенную, сравнительно узкую группу населения, в то время как издержки их осуществления ложатся на всех на­логоплательщиков. Выигрывающая сторона имеет в результате гораздо более сильные стимулы к поддержке этих услуг государства, чем проигрывающая сто­рона к противодействию им. Если бы они покупались на обычном рынке, то их свободная цена, с учетом потерь проигравшей стороны, была бы столь высока, что вряд ли бы они оказались проданными. Усилия же, затрачиваемые на лоббирование, далеко не полностью отражают все общественные затраты, а потому в случае успеха лоббирующие группы приобретают «товар» по цене с существенной «скидкой».

Таким образом, здесь мы имеем своеобразный отрицательный внешний эффект от деятельности государства, который затрагивает гораздо более широкий круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности. Ситуация весьма напоминает ту, которая имеет место при производстве загрязняющей окружающую среду продукции. Только здесь в роли загряз­нителя выступает избыточная государственная активность, например определенные формы государственного регулирования или осуществления государственных расходов.

Тесты по теме

1. Несостоятельность рынка и необходимость государственного вмешательства вызвана:

A) Неэффективностью распределения ограниченных ресурсов.

B) Неспособностью стимулировать капиталовложения.

C) Неспособностью производить «общественные блага».

D) Неспособностью стимулировать получение дохода.

E) Отсутствием экономической демократии.

2. Из ниже перечисленных внешних эффектов отрицательным является:

А) Строительство железной дороги в труднодоступном и отдаленном районе страны.

В) Флюорография грудной клетки с целью профилактики заболевания населения туберкулезом.

С) Вакцинация населения.

D) Реализация программы по озеленению городов.

Е) Загрязнение окружающей среды химическим комбинатом.

3. Неконкурентность и неисключаемость является характеристиками:

A) Нормальных товаров.

B) Факторов производства.

C) Общественных благ.

D) Недоброкачественных товаров.

E) Дефицитных товаров.

4. Что можно отнести к минусам рынка:

A) Наличие внешних издержек.

B) Дифференциация доходов людей.

C) Не производятся общественные блага.

D) Все ответы верны.

E) Нет правильного ответа.

5. Защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний показывает такую функцию государства, как:

A) Экономическую.

B) Военную.

C) Политическую.

D) Международную.

E) Верны ответы В) и С).

6. Укажите виды вмешательства государства в экономику:

А) Областное и муниципальное.

В) Функциональное.

С) Территориальное.

D) Прямое и косвенное.

Е) Районное и региональное.

7. Что явилось главной причиной кризисных явлений в экономике капиталистических стран в середине 70-х годов ХХ в.

А) Резкое удорожание топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.

В) Разбалансированность экономики в связи с новым витком научно-технического прогресса.

С) Ослабление роли регуляторов рыночных отношений.

D) Усиление государственного вмешательства в экономику.

Е) Научно-технический прогресс.

8. Несостоятельность рынка и необходимость государственного вмешательства вызвана:

A) Неэффективностью распределения ограниченных ресурсов.

В) Неспособностью стимулировать капиталовложения.

С) Неспособностью производить общественные блага.

D) Неспособностью стимулировать получение дохода.

Е) Отсутствием экономической демократии.

9. Демократизация хозяйственной деятельности относится к функции:

A) Правительства.

B) Плана.

C) Предприятия.

D) Учреждения.

E) Рынка.

10. Для решения какой из перечисленных проблем требуется государственное регулирование экономики:

А) Спад производства и безработица.

В) Высокий уровень инфляции.

С) Создание общих условий для функционирования частной собственности и рыночного механизма.

D) Циклических колебаний экономики.

Е) Определения потребностей в товарах.

 

Вопросы второго рубежного контроля

1. Условия чистой монополии.

2. Кривая спроса для монополии.

3. Взаимосвязь кривой спроса и предельной выручки для монополии.

4. Понятие мопопольной власти.

5. Сравнение цены и объема выпуска монополии и чистой конкуренции.

6. Ценовая дискриминация.

7. Совершенная ценовая дискриминация.

8. Условие равновесие для монополии в длительном периоде.

9. Условия монополистической конкуренции.

10. Кривая спроса для монополистической конкуренции.

11. Отличие монополистической конкуренции и чистой конкуренции.

12. Условия олигополии.

13. Способы ценообразования при олигополии.

14. Спрос на ресурс, влияние неценовых факторов.

15. Предельный продукт в денежном выражении (MRP).

16. Номинальная и реальная заработная плата.

17. Условия конкурентного рынка труда.

18. Предельные издержки на ресурс (MRC).

19. Правило максимизации прибыли на рынке ресурсов.

20. Условия монопсонии.

21. Реальная и номинальная заработная плата.

22. Сравнение занятости и объема выпуска при монопсонии и на конкурентном рынке.

23. процент как цена за пользование деньгами.

24. спрос и предложение денег.

25. Реальная и номинальная процентная ставка.

26. Рынок земли.

27. Рента как плата за пользование землей.

28. Дифференциальная рента.

29. Цена за землю.

30. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

31. Частичное и общее равновесие.

32. Положительный внешний эффект.

33. Отрицательный внешний эффект.

34. Частное благо, его свойства.

35. Общественное благо, его свойства.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (ТРАДИЦИОННЫЕ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ)

Основными формами изучения студентами цикла ГЕД являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студентов (СРС). Описание этих форм и методов работы с ними дано в различных разделах этого пособия. В этом разделе представлены методические рекомендации по лекционным занятиям, самостоятельной работе и индивидуальной работе студентов.

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий

Лекции - это форма приобретения знаний, в процессе которой обучаемый воспринимает излагаемую лектором информацию, выступая в качестве пассивного участника учебного процесса. Несмотря на внешнюю пассивность обучающихся, одним из главных элементов этой формы учебного процесса является активная мыслительная деятельность студентов по восприятию излагаемого материала. Студент имеет право задавать преподавателю возникающие в процессе изложения лекционного материала вопросы, выяснять вызывающие у него трудность проблемы. Важным аспектом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества, составления которого в значительной степени зависит усвоение знаний студентами. В конспекте студент записывает основные сведения, изложенные ему на лекции преподавателем, отмечает возникшие у него вопросы. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы с ним, содержать необходимые сведения о студенте.

Лекция - это не просто способ представить информацию преподавателем. В руках опытного педагога лекции становятся динамичным и универсальным методом обучения. Эффективные, сосредоточенные на обучаемом субъекте, лекции выделя­ются такими характеристиками:

· принимают во внимание количество информации по изучаемому предмету, которое обучаемые способны воспринять и отложить в памяти;

· применяют разнообразные приемы активного вовлечения участни­ков в процесс обучения.

Если цель лектора - достичь лучших знаний студента, он должен дать им возможность полностью усвоить какую-либо одну истину (по­нять принцип ее работы, практиковать ее применение, построить планы, как применять эту истину) до того, как ему будет дано больше инфор­мации. Еще одна задача преподавателя - построить лекции таким образом, чтобы ключевые пункты были повторены различными путями несколь­ко раз.

Главный принцип - построить лекцию так, чтобы она обеспечила ов­ладение и применение на практике одного нового навыка. Это более эффективно, чем ставить своей целью изучение 10 новых навыков, ко­торые будут усвоены поверхностно и не принесут желаемого результа­та.

Структура лекции долж­на содержать интересное начало, убедительную середину и насыщен­ный конец.

Провокационное начало лекции вызывает интерес обучающихся и желание больше узнать об изучаемом предмете, оно позволяет сфоку­сировать внимание аудитории на предмете лекции. Преподаватель мо­жет дать краткий обзор материала: почему данный предмет стоит изу­чать и какова его ценность лично для каждого, каким образом его по­знание может помочь студентам достичь важных целей или преодолеть препятствия, каким образом практические задания помогут им лучше усвоить этот материал.

Убеждающая средняя часть лекции поддерживает основную мысль лекции, которая была представлена в начале. Это «мясо» презентации - вещество, дающее студентам основу для развития определенных навы­ков или изменения образцов поведения. Самое важное во время лекции - следовать принципу KISS. Это означает: использовать знакомые сло­ва, избегать двусмысленные термины и утверждения, использовать ил­люстрации, мысленные картинки, факты и примеры. Статистика явля­ется убедительным способом изложения фактических отношений. При­ведите цитаты, которые подчеркнут сущность сказанного.

Лекцию можно использовать вместе с другими методами обучения, например, вопросы-ответы, использование средств массовой информа­ции, графиков, проекционного аппарата и фильмов. Все это поможет разнообразить занятие и улучшить восприятие информации студентами. Раздача и изучение материалов, касающихся предмета занятия, помогает вовлечь обучающихся в дискуссию.

Завершающая часть лекции подчеркивает ключевые слова и предла­гает участникам методы, с помощью которых они могут улучшить про­цесс воплощения изученного в жизнь. На этом этапе полезно остано­виться и попросить участников поделиться, будь то индивидуально или в группе, основными извлеченными ими из занятий мыслями. Завер­шение лекции служит повторением, обеспечивает обратную связь и подводит к следующим заданиям.

Успешные лекции - это те, которые тщательно спланированы и со­держат в себе три принципа:

во-первых, они кратки, сфокусированы на новых идеях и разработаны таким образом, чтобы новая информация была преподнесена «по кусочкам»;

во-вторых, успешные лекции со­держат провокационное начало, убедительную середину и сильное завершение;

в-третьих, лекции должны давать слушателям возможность быть активными участниками процесса обучения.

 

Методические особенности организации семинарских занятий

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников.

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой – умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Особенность семинарского занятия - возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Могут использоваться различные активные методики проведения занятий.

Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы.

Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т.д.

Семинар - это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару.

При разработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана.

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия:

I. Вводная часть.

а. Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II. Основная часть.

а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия

б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в. Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III. Заключительная часть.

а. Подведение итогов

б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем

в. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

 

Методические рекомендации по проведению занятий срсп

СРСП - формы аудиторной работы студентов по самостоятельному овладению учебным материалом под руководством преподавателя в объеме часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Преподаватель определяет задания и даёт рекомендации по её выполнению, а также проверяет её результаты. Управляемая самостоятельная работа используется обычно для изучения более важных вопросов курса. В процессе проведения любой формы самостоятельной работы студент может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам.

Функции СРСП:

1) функция дополнения и компенсации (консультативная) через: понимание, дополнение, расширение, углубление, уточнение, систематизация, закрепление учебного материала;

2) функция подготовки к текущему, модульному и итоговому контролю знаний (контролирующая) через: повторение, выполнение практических задач и упражнений, тренировочных тестов, построение логических схем с учетом новой дополнительной информации и т.д.

Формы проведения СРСП тоже могут быть самыми различными. Вот перечисляем некоторые из них:

Ø вопрос-ответная форма (традиционная)

Ø дискуссия

Ø выполнение практических заданий (задач и упражнений) и их обсуждение

Ø консультация

Ø выборочный контроль знаний (в форме тестирования)

Ø составление тестовых заданий

Ø ролевая игра

Ø методы: «малых групп», «круглого стола», «пресс-конференции»

Ø написание рефератов по проблемным вопросам

Ø конспектирование и комментирование первоисточников

Ø видеопрезентации и их обсуждение

Ø составление кроссвордов, ребусов и т.д.

Ø изложение заданной темы в таблицах и схемах

Ø написание сочинения и др.

 

Обзор интерактивных форм и методов обучения

применяемых кафедрой экономики, менеджмента и туризма

В кредитной технологии особое значение отводится интерактивному обучению. В аудиторных часах, вне зависимости от того, лекция это или се­минарское занятие, СРСП должны использоваться наряду с традиционными методами и интерактивные формы ведения занятий. Интерактивное обучение развивает способности студентов:

· тщательно изучать учебный материал;

· формировать собственное мнение и высказывать его;

· уважать чужое мнение;

· вырабатывать креативный подход к выполнению материала;

· выступать перед большой аудиторией и аргументировать свою точку зрения;

· анализировать полученную информацию;

· развивать навыки самостоятельной и плодотворной работы;

· уметь показать свою индивидуальность;

· обогащать жизненный опыт путем постановки различных ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.1 с.)