Предприятие и рынок в коротком периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие и рынок в коротком периоде



В теории рынков понятия периодов несколько уточняются. Мы можем дать им следующие определения.

Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано.

Коротким периодом называется такой период, в течение ко­торого производственные мощности каждого предприятия (раз­меры и число заводов, фабрик, других производственных еди­ниц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.

Длительным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособле­ны к условиям спроса и затрат. В предельном случае (если ус­ловия деятельности совершенно неблагоприятны) предприятие может полностью прекратить деятельность (уйти из отрасли или с рынка). С другой стороны, новые предприятия могут войти в отрасль (на рынок) в случае благоприятных рыночных усло­вий. Таким образом, число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может варьировать.

В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рын­ка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией соб­ственным затратам — с другой. Но оно не может оказать вли­яние на цену продукции. Определим выпуск, обеспечивающий максимум прибыли совершенно конкурентного предприятия при заданных условиях рынка и технологии. Заметим лишь предварительно, что экономисты называют максимумом при­были как максимум положительной разницы между выруч­кой и затратами производства продукции, так и минимум от­рицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум при­были, если получить положительную прибыль невозможно.

Пусть условия товарного рынка таковы, как показано на рис. 4.2, а, где D и S рыночные кривые спроса и предложе­ния; Р* и Q* — соответственно рыночная цена равновесия и рав­новесный объем выпуска (продаж) отрасли в единицу времени. Пусть, далее, кривые SMC, SATC и STC на рис. 4.2, б, в представ­ляют кривые предельных, средних общих и общих затрат типич­ного предприятия в коротком периоде. Поскольку предприятие является ценополучателем, линия AR = MR на рис. 4.2, б явля­ется линией спроса на продукцию предприятия, тогда как луч TR на рис. 4.2, в — линия его общей выручки. Наклон линии TR неизменен на всем ее протяжении, поскольку цена не зависит от объема выпуска данного предприятия, и потому TR = P*q.

Прибыль предприятия представляет разность между общей выручкой и общими затратами короткого периода:

π(q) = TR(q) – STC(q).

Условием максимизации прибыли первого порядка (необ­ходимым) будет, очевидно, а поскольку dTR(q}/dq = MR(q) и dSTC(q}/dq =MC(q),

услови­ем первого порядка является равенство предельной выручки предельным затратам:

MR(g*)=MC(g*)

Но для совершенно конкурентного предприятия Р ≡ AR = MR, и, следовательно, условие первого порядка может быть пред­ставлено и как равенство предельных затрат цене:

МС(q*)=Р

В ситуации, представленной на рис. 4.2, б, условие первого порядка выполняется дважды, в точках А и С, которым соот­ветствуют объемы выпуска q1* и q2*. Однако, как видно на рис. 4.2, г, в первом случае максимальны убытки, во втором — прибыль. Для различения этих случаев

используется условие второго порядка (достаточное):

 

 

Левая часть характеризует наклон кривой MR, правая — наклон кривой SMC. Следовательно, условие второго поряд­ка требует, чтобы наклон кривой предельных затрат был больше наклона кривой предельной выручки, или, иначе, что­бы кривая SMC пересекала кривую MR снизу (как в точке С, но не в А на рис. 4.2, б).

Поскольку же для совершенно конкурентного предпри­ятия цена не зависит от объема выпуска, наклон кривой пре­дельной выручки

условие второго порядка можно представить неравенством

Последнее означает, что прибыль будет максимальна, если в точке пересечения с MR кривая SMC имеет положительный наклон.

Другими словами, прибыль (положительная) будет мак­симальна, если MR = SMC и кривая SMC восходящая. На­против, отрицательная прибыль (убытки) будет максималь­на, если MR = SMC и кривая SMC нисходящая. На рис. 4.2, б максимальная положительная прибыль при выпуске q2* со­ответствует площади заштрихованного прямоугольника.

Условие первого порядка можно переформулировать и таким образом: общая прибыль максимальна при таком объе­ме выпуска, когда предельная прибыль равна нулю. Предель­ной прибылью называют прирост прибыли в результате изменения объема выпуска на одну единицу продукции, т. е.

Mπ(q) = MR(q)- SMC(q)

или, в непрерывном случае,

Геометрически предельная прибыль характеризуется наклоном кривой прибыли при определенном выпуске (q). Когда прибыль достигает максимума, наклон ее кривой становится нулевым. Так, в точках А» и С» на рис. 4.2, г касательные к кривой прибыли π имеют нулевой наклон:

M π(q1*) = 0, Mπ(q2*) = 0

Отметим также две точки переломного уровня вы­пуска (англ. break-even level): q1 и q2. Это точки безубыточного (или бесприбыльного) выпуска. Заметим, что в соответствую­щихим на рис. 4.2, б точках В и D AR = MR = SATC, а в точ­ках В' и D’ на рис. 4.2,б TR = STC. Наконец, на рис. 4.2, г точки q1 и q2 соответствуют нулевой прибыли.

Таким образом, рост выпуска от 0 до q1* сопровождается ростом отрицательной прибыли (убытков). В дальнейшем убытки сокращаются, а достигнув выпуска q1 предприятие начинает получать все возрастающую (вплоть до q2*) прибыль. Дальней­ший рост выпуска будет сопровождаться снижающимся рос­том прибыли. Наконец, увеличение выпуска сверх точки вто­рого перелома (q2) вновь сделает предприятие убыточным (SATC>P=AR=MR).

На рис. 4.3 представлена ситуация, в которой предприятию безразлично, выпускать ли продукцию в объеме q2* или закрыть­ся. Рыночная цена продукции (наклон луча TR на рис. 4.3, в) равна минимуму средних переменных затрат предприятия (ли­ния AR=MR на рис. 4.3, б касается кривой SAVC в точке минимума последней). При таком уровне цены, как следует из рис. 4.3, г, максимум прибыли, π =|ON|, одинаков и при вы­пуске q2*, и при нулевом выпуске. При этом |ON| в точности равен сумме постоянных затрат (ОМ на рис. 4.3, в). Таким обра­зом, ясно, что и при нулевом выпуске, и при производстве про­дукции в объеме q2* предприятие получит убытки, равные об­щим постоянным затратам. При любом другом объеме произ­водства сумма (отрицательной) прибыли, как следует из рис. 4.3, г, будет выше.

 

 

4 Предложение совершенно конкурентной отрасли в коротком периоде

Предложение совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде.

Функцией предложения о цены называют зависимость величины предложения от данного товара. Можно показать, что кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде тождественна части его кривой предельных затрат.

На рис. 4.4, а представлены кривые предельных (SMC). Средних общих (SATC) и средних переменных (SAVC) затрат. При цене Р1 максимум положительной прибыли достигается при выпуске q1; значит, точка А на кривой SMC принадлежит кривой предложения данного прибылемаксимизирующего пред­приятия. При более низкой цене, Р2, прибыль будет макси­мальна при выпуске q2; значит, и точка В на кривой SMC при­надлежит кривой предложения. Заметим, что в этом случае мак­симум (положительной) прибыли равен нулю, поскольку цена Р2 равна минимуму средних общих затрат (Р2 = AR = MR = minSATC).

Но, с другой стороны, Р3 > SAVC(q3). А это значит, что выруч­ка от продажи выпуска q3 возместит все переменные и, кро­ме того, часть постоянных затрат предприятия. Таким обра­зом, убытки от выпуска q3 будут меньше, чем сумма общих постоянных затрат (TFC) в коротком периоде. Поэтому по сравнению с нулевым выпуском выпуск q3 будет прибылемаксимизирующим. Следовательно, и точка С принадлежит кривой предложения предприятия.

При еще более низкой цене Р4 = minSAVC выпуск q4 удов­летворяет обоим условиям максимизации прибыли. Это зна­чит, что TR(q4) = q4 (SAV C(q4)) = TVC(q4) и, следовательно, убыт­ки предприятия равны сумме постоянных затрат. В этих усло­виях предприятию безразлично, производить ли q4 единиц про­дукции или закрыться. Поэтому точку D на

Рис. 4.4. Кривые предельных затрат (а) и предложения (б) предприятия в коротком периоде.

 

кривой SMC часто называют точкой закрытия {англ. schutdown point). Эта точка может принадлежать кривой предложения предприятия, а может и не принадлежать.

Наконец, при цене P5 = minSMC выпуск q5 также удов­летворяет условиям максимизации, но цена не возмещает средних переменных затрат ( P5 < SAVC(q5)), и при любом от­личном от нуля выпуске убытки окажутся выше постоян­ных затрат. Следовательно, в этом случае нулевой выпуск окажется оптимальным. Иначе говоря, при Р < minSAVC прибылемаксимизирующее предприятие предпочтет за­крыться, Поэтому точка Е на кривой SMC определенно не принадлежит кривой предложения совершенно конкурент­ного предприятия.

Кривая предложения совершенно конкурентного предпри­ятия представлена на рис. 4.4, б. Здесь точки А', В', С', D' соответствуют точкам А, В, С, D кривой SMC на рис. 4.4, а. Множество подобных точек формирует участок кривой пред­ложения, лежащий выше точки D', соответствующей миниму­му SAVC на рис. 4.4, а. Заметим, что участок кривой SMC, лежащий ниже SAVC, не входит в кривую предложения, по­скольку прибылемаксимизирующее поведение диктует закры­тие предприятия, если цена продукции окажется ниже сред­них переменных затрат.

Таким образом, кривая предложения совершенно конку­рентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, ко­торая лежит выше минимума средних переменных затрат. При более низком, чем minSAVC, уровне рыночной цены кри­вая предложения сливается с осью цен (участок ОР4 на рис.4.4, 6).

Тесты к теме 7

1. Любая фирма максимизирует прибыль при условии:

A) MR=MC;

B) MR<MC;

C) MR>P;

D) P<ATC;

E) R=TC.

2. Какой вид имеет форма кривой индивидуального спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы:

A) горизонтальная;

B) вертикальная;

C) кривая спроса имеет положительный наклон;

D) U – образную форму;

E) форму, близкую к вертикальной;

3. Фирма будет работать с убытками и не уйдет с рынка, пока:

A) цена выше минимальных средних переменных издержек;

B) цена равна предельным издержкам;

C) цена выше общих издержек;

D) цена выше средних издержек;

E) цена равна общим издержкам;

4. На каких допущениях строится модель совершенной конкуренции:

A) B, C, D;

B) однородность товара;

C) малость и множественность;

D) свобода входа на рынок и выхода из него;

E) отсутствие информированности;

5. Условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции:

A) P=MR=MC;

B) P>MC;

C) MC<P;

D) MR>MC;

E) P>MR;

6. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде описывается

A) частью кривой предельных издержек, расположенной выше min AVC(минимальных средних переменных издержек);

B) частью кривой предельных издержек, расположенной ниже min AVC;

C) частью кривой средних издержек, расположенной выше min AТC (минимальных средних издержек);

D) частью кривой общих издержек, расположенной выше переменных издержек;

E) классической кривой предложения.

7. На рынке совершенной конкуренции фирма воспринимает как заданную:

A) цену товара;

B) объем спроса;

C) кривую средних издержек;

D) стратегию поведения;

E) кривую постоянных издержек;

8. Что из ниже перечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

A) цена равна предельной выручке фирмы;

B) фирма не обладает рыночной властью;

C) имеется информация об условиях рынка;

D) фирма максимизирует прибыль;

E) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной перспективе.

9. Что означает признак конкурентного рынка «малость и множественность»:

A) много покупателей и продавцов, доля продаж каждой фирмы мала;

B) мало покупателей и много продавцов;

C) множество покупателей, малый доход фирм;

D) много товаров, мало продавцов;

E) мало товаров, много продавцов.

10. Как определяется выручка фирмы:

A) R=PQ;

B) R=P+Q

C) R=Q-P;

D) R=P-Q;

Е) R=Q.

Вопросы 1 рубежного контроля:

1. Предмет изучения микроэкономики как науки.

2. Методы познания.

3. Предельные величины в микроэкономике.

4. Экономические интересы и их ограничен­ность.

5. Проблема ограниченности ресурсов в экономике.

6. Понятие спроса.

7. Закон спроса.

8. Кривая спроса, ее вид.

9. Неценовые факторы спроса: мода, сезон, цены на другие товары и т.д.

10. Влияние неценовых факторов на график спроса.

11. Понятие предложения.

12. Закон предложения.

13. Кривая предложения, ее вид.

14. Неценовые факторы предложения: издержки, налоги, число конкурентов и т.д.

15. Влияние неценовых факторов на график предложения.

16. Эластичность спроса

17. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения

18. Рыночное равновесие, сущность, вид на графике.

19. Изменение равновесных цены и количества во времени.

20. Рыночный и индивидуальный спрос.

21. Рыночное и индивидуальное предложение.

22. Понятие эластичности.

23. Ценовая эластичность спроса.

24. Эластичность спроса по доходу.

25. Перекрестная эластичность.

26. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: число заменителей, необходимость в товаре и т.д.

27. Определение эластичности спроса по показателю общей выручки.

28. Коэффициент эластичности спроса по цене: эластичный, неэластичный и спрос с единичной эластичностью.

29. Эластичность предложения по цене.

30. Сущность количественной теории потребительского поведения.

31. Понятие полезности.

32. Понятие общей и предельной полезности.

33. Закон убывающей предельной полезности – 1 закон Госсена.

34. Правило максимизации общей полезности – 2 Закон Госсена.

35. Сущность порядковой теории потребительского поведения.

36. Кривая безразличия.

37. Карта кривых безразличия.

38. Бюджетная линия.

39. Равновесие для потребителя на карте кривых безразличия и бюджетной линии.

40. Предельная норма замещения MRS.

41. Сущность производства.

42. Производственная функция.

43. Общий (TP), средний (AP) и предельный (MP) продукт, их исчисление.

44. Закон убывающей отдачи.

45. Изокванта, карта изоквант.

46. Изокоста.

47. Равновесие для производителя на карте изоквант и изокосте.

48. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба.

49. Сущность издержек.

50. Экономические и бухгалтерские издержки.

51. Постоянные издержки (FC), переменные издержки (VC), примеры.

52. Общие издержки (TC), их исчисление.

53. Средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC), средние общие издержки (ATC), их исчисление.

54. Предельные издержки (MC), исчисление.

55. Издержки в долгосрочном периоде.

56. Понятие концентрации рынков.

57. Индекс Хиршмана-Герфиндаля.

58. Условия совершенной (чистой) конкуренции.

59. Кривая спроса для фирмы-конкурента.

60. Предельная выручка (МR), исчисление.

61. Кривая предельной выручки для конкурента.

62. Правило максимизации прибыли для любой фирмы.

63. Правило максимизации прибыли для фирмы-конкурента.

64. Исчисление прибыли на единицу и общей прибыли.

65. Условие производства для конкурента в краткосрочном периоде.

66. Равновесие для конкурента в длительном периоде.

67. Производственная эффективность.

68. Эффективность распределения ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.082 с.)