Тема 2 Рыночная экономическая система и рыночный механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Рыночная экономическая система и рыночный механизм



Цель и задачи: ознакомить с признаками рыночной системы, ее преимуществами и недостатками, рассмотреть ценообразование на рынках, сущность эластичности.

1.Анализ рыночного спроса.

2.Анализ рыночного предложения.

3.Установление рыночного равновесия:статическая и динамическая модели.

4.Эластичность спроса и предложения.

Литература:

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые понятия: спрос, предложение, рынок, равновесие, эластичность.

Модели рыночного равновесия Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необ­ходимо совместить линии спроса и предложения на одном гра­фике. На рис. 1.1,а DD— линия спроса, SS— линия предложе­ния. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты— цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем qe и цена ре. Их называют соответственно равновесным объ­емом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (PE = РD = РS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у про­давцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его на­рушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, Рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем. P 1. При такой цене объем спроса cоставит, очевидно, Q 1D, тогда как объем предложения — Q 1S.

В этом случае избыток предложения (Q 1S Q 1D) будет оказывать понижающее давление на цену P 1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р 2, объем спроса Q 2D окажется выше объема предложения Q 2S. Здесь избы­ток спроса (Q 2D – Q 2S) будет оказывать повышающее давление на цену P 2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором—через конкуренцию поку­пателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р 2 и как продавец того же товара при цене P 1.

Такой подход к описанию равновесия часто называют рав­новесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давле­ния избытков спроса и предложения, а под влиянием превыше­ния цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соот­ветственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 1.1,б. Если объем предложения ниже равновесного уровня Q E, цена спроса выше цены предложения, например при Q 1 Р1D > Р1S что по­буждает продавцов

Рис. 1.1. Равновесие а – по Вальрасу, б – по Маршалу

увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q 2 Р2S > Р2D, что заставляет продавцов сни­зить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения — РS = РD = Р E.

Различию в этих подходах мы и обязаны «обратным» рас­положением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями «цена спроса» и «цена предложения», поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

РD = PD(Q),

РS = РS (Q),

а условием равновесия являлось равенство

PD(Q) = РS (Q).

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и пред­ложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предло­жения у него имеют вид

QD = QD(P),

QS = QS (P),

а условием равновесия являлось равенство

QD (P)= Q S(P).

1.2 Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные «фотоснимки» ди­намических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому оста­ется как бы «за кадром».

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 1.2, где линии спроса и предложения имеют «нормальный» (соответ­ственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 1.2,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P 1 до Р2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q 1 до Q2. На рис. 1.2,б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Рис. 1.3. Равновесие в мгновенном периоде,а – товары не подлежащие хранению, б – товары подлежащие хранению

Рис. 1.2. Сдвиг равновесия новесия
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства

рассматриваются как постоянные, называют мгно­венным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Дру­гой, в котором одна группа факторов рассматривается как посто­янная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный (или «вековой») период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, нo и характер применяемой технологии. В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку ко­личество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это коли­чество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс.

Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 1.3,б). При цене PЕ 0 продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара Qk - Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень Р E0, например Р E1. Однако при цене ниже Р Eo, например Р E2, объем предложения составит Q E2, тогда как количество товара в размере Qk – QE2 может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры.

В течение короткого периода неизменными считаются про­изводственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы техниче­ской производственной мощности.

Если объем предложения реагирует на изменения цен с неко­торым запаздыванием, анализ стабильности равновесия суще­ственно усложняется. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего

QiD = QiD(Pt),

QiS = QiS (P t-1),

где t— определенный период времени (t = 0,1,2,..., T). Это зна­чит, что производители определяют в период t-1 объем пред­ложения следующего периода t, предполагая, что цены периода t-1 сохранятся и в период t.

Если абсолютный наклон линии спроса превышает наклон линии предложения, отклонение от равновесия ведет к увеличе­нию колебаний цен и объемов, все более удаляющих рынок от равновесного состояния.

Если абсолютные наклоны линий спроса и предложения одинаковы, всякое первоначальное отклонение ведет к колеба­ниям цен и объемов одинаковой амплитуды вокруг равновесного уровня.

Если абсолютный наклон линии предложения выше, чем на­клон линии спроса, колебания постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается.

Рассмотрим подробнее ситуацию, представленную на рис. 1.6,б, когда |b| == |d|. Предположим, начальная цена Р 0. В периоде t = 1 производители, ориентируясь на цену Р 0, предло­жат для продажи продукцию в объеме Q 1, что ниже равновесного уровня QE. Возникший дефицит приведет к повышению цены до P 1. Предполагая, что этот уровень сохранится и в период t = 2, производители увеличат объем предложения до Q 2, что выше равновесного уровня. Избыток предложения приведет к падению цены до P 0 и т. д. Заметим, что все три ситуации, представленные на рис. 1.6, предполагают неизменность функций спроса и предложения во времени.

Таким образом, хотя линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесия. От­сюда следует, что анализ стабильности не может ограничиваться лишь методом сравнительной статики.

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неедин­ственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной за­нятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирова­ние может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государствен­ных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими мето­дами.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равнове­сие так называемых потоварных налогов.

Рассмотрим рис. 1.7. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса зани­мала положение D1D1, а линия предложения— S1S1, Равновес­ная цена составляла P 1, равновесный объем продаж — Q1.

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предло­жения вверх на величину Т. Почему? Ранее производители со­гласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1, если его цена составит P 1; теперь же они согласятся пред­ложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем

Рис. 1.7. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его продавцом.
P 1. В этом случае производители получают цену-нетто (без включе­ния налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2, P+, Р-. Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q1. Цена P+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной P 1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади пря­моугольника Р+АВР-. Обратим внимание на следующий факт.

Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за то­вар цену без потоварного налога

и тут же уплачивают налог при­сутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т (рис. 1.8).

Действительно, если ранее покупатели согласны были при­обрести количество товара Q 1 при цене P 1, то теперь они согла­сятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q 2, цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вно­сится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значе­ния, кто является непосредственным плательщиком потовар­ного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически упла­чиваемой покупателями, и понижение цены, фактически полу­чаемой продавцами.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж за­висит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 1.9,а показана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачи­ваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет авто­мобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий ха­рактер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные ав­томобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчез­новению их с рынка.

На рис. 1.9, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах.

Введение потоварного налога такого же размера, что и в пер­вом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Рис. 1.8. воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его покупателями
Рис. 1.9. Воздействие по товарного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения


Тесты к теме 2.

1. В экономике спрос – это:

А) Количество товара, на приобретение которого у покупателя есть средства и желание его купить.

B) Количество товара, которое люди хотят иметь, независимо от того могут ли они купить его.

С) Связь между количеством товара, которые потребители готовы купить, и ценой этого товара.

D) Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам.

Е) Количество товара, которое покупатели приобретут только при увеличении денежного дохода.

2. Какой термин соответствует понятиям «хочу» и «могу»:

A) Потребность.

B) Спрос.

C) Необходимость.

D) Желание.

E) Полезность.

3. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это - одно из принципиальных положений экономической теории. Можно ли на основании сделать следующие выводы:

A) Если цены на норковые манто снизятся, то объем их продажи увеличится.

B) Если цены на норковые манто упадут, то вы купите не одно, а два манто.

C) Если цены на норковые манто упадут, а все остальные факторы спроса не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.

D) Если в этом месяце было продано норковых манто больше чем, в прошлом месяце, то значит, цены на них были снижены.

E) Все верно.

4. Кривая спроса представляет собой:

A) Вертикальную линию.

B) Линию с отрицательным наклоном.

C) Горизонтальную линию.

D) Линию с положительным наклоном.

E) Все верно.

5. Закон спроса выражает:

A) Зависимость спроса от неценовых факторов.

B) Прямую зависимость величины спроса от цены товара.

C) Зависимость спроса от цены.

D) Обратную зависимость величины спроса от цены товара.

E) Зависимость цены от спроса.

6. Изменение цены позволяет потребителям приобретать большее или меньшее количество товара. Эта зависимость характеризует закон:

A)Спроса.

B)Предложения.

C) Стоимости.

D)Переменного труда.

E) Накопления.

7. Как называют взаимно дополняемые блага и товары:

A) Предметы роскоши.

B) Субституты.

C) Импортные товары.

D) Товары длительного пользования.

E) Комплементарные товары.

8. Уменьшение величины спроса является результатом:

A) Увеличения предложения.

B) Повышения цены.

C) Уменьшения предложения.

D) Снижения цены.

E) Действия неценовых факторов.

9. Ответьте, к чему приведет уменьшение цены на ручки при прочих разных условиях:

А) Увеличению цены на карандаши.

В) Снижению цены на карандаши.

С) Уменьшению спроса на ручки.

D) Росту спроса на карандаши.

Е) Не вызовет никаких изменений.

10. Из-за скачка цен на новые компьютеры, скорее всего, кривая спроса на подержанные компьютеры:

А) Станет горизонтальной.

В) Сместится влево.

С) Сместится вправо.

D) Станет вертикальной.

Е) Останется без изменений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.079 с.)