Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы



В условиях совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она не имеет возможности (в экономическом смысле) изменять цену своего товара. Она может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и к обусловленным технологией собственным издержкам производства. Задачей анализа является определение объема выпуска, который обеспечивает максимум прибыли совершенно конкурентной фирмы при заданных условиях рынка и технологии. В строго экономическом смысле слова максимум прибыли представляет собой как максимум положительной разности между выручкой и издержками производства, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если положительную прибыль получить невозможно.

Далее следуют конкретные расчеты валового дохода (выручки) и валовых (общих) издержек (постоянных и переменных) и их сопоставление. Прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход (ТR) превышает валовые издержки (ТС) на максимальную величину (рисунок 48), т.е. разность ТR — ТС максимальна.

Рисунок 48 — Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

На рисунке 48 валовой доход изображен прямой линией, потому что при совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции добавляет одну и ту же величину (цену товара) к валовому доходу, т.к. цена постоянна. Валовые издержки возрастают с ростом производства и степень их увеличения изменяется в зависимости от эффективности производства. Динамика издержек отражает действие закона убывающей отдачи, согласно которому первоначально имеет место медленный рост издержек, а затем они увеличиваются все более возрастающим темпом.

Равенство валового дохода и валовых издержек представлено на графике в точке безубыточности (точка критического объема производства), причем их может быть две. Любое производство за пределами этих точек повлечет за собой убытки и, наоборот, любое производство в пределах этих точек принесет экономическую прибыль. Объем производства в точке безубыточности при постоянном значении средних переменных издержек может быть определен по формуле:

при AVC const.

При снижении цены и неизменности издержек производства фирма не получает экономическую прибыль, а производство приносит убытки. Но это еще не значит, что фирма должна прекратить производство и закрыться. Потому что, продолжая производство, фирма может понести убыток меньше, чем величина постоянных издержек при производстве нулевого объема производства. Следовательно, когда валовой доход превышает совокупные переменные издержки, фирма будет продолжать производство в объеме минимизирующем убытки. Таким образом, складываются параметры, определяющие условия продолжения процесса производства: ТС>ТR>TVC. И, наоборот, если TR<TVC, то фирма закрывается.

Альтернативным подходом к определению оптимального объема производства фирмы является предельный анализ. Его содержание заключается в том, чтобы выполнить расчет и сопоставление экономических показателей, которые каждая дополнительная единица продукции (∆Q) будет добавлять к валовому доходу (∆ТR) и к валовым издержкам (∆ТС). Иными словами, фирма сравнивает показатели предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС) каждой последующей единицы продукции. При этом сравнении любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, т.е. при условии МR>МС, фирма будет производить. Такое состояние выгодно для фирмы, т.к. на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. В противном случае фирме следует воздержаться от увеличения объема производства.

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, для фирмы выгодно производить в этих пределах. Но на последующих стадиях производства начинает проявляться закон убывающей отдачи переменного фактора и предельные издержки значительно возрастают. Подобное соотношение приводит к тому, что предельные издержки сначала сравняются с предельным доходом, а затем будут превышать предельный доход. Очевидно, что фирме следует избегать производства продукции в последнем интервале. На стыке этих интервалов возникает объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Таким образом, в процессе изменения объемов производства складывается правило МR=МС. Это означает, что фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем производства, при котором предельный доход равен ее предельным издержкам. Данное правило применимо для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными монополистическими, олигополистическими или действуют в модели монополистической конкуренции. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции и поэтому оно является универсальным правилом определения оптимального объема производства.

Для фирмы в условиях совершенной конкуренции данное правило можно сформулировать в несколько ином виде. Поскольку в этой модели рынка цена товара равна предельному доходу, т.е. Р=МR, то эта фирма может максимизировать прибыль или минимизировать убытки при условии Р=МС. Таким образом, для совершенно конкурентной фирмы имеем:

Р = МR = МС

Это правило является просто частным случаем правила МR = МС.

На основе этих принципов фирма производит необходимые расчеты и определяет рациональный объем производства и величину прибыли или убытков (рисунок 49).

Рисунок 49 — Максимизация прибыли конкурентной фирмы

Объем максимальной прибыли, полученной фирмой при данных условиях, на графике обозначен прямоугольником. Необходимо иметь в виду, что фирма стремиться максимизировать свою совокупную прибыль (массу прибыли), а не величину прибыли в расчете на единицу продукции (среднюю прибыль). При расчете этих показателей объемы производства будут различаться.

В том случае, если рыночная цена продукции будет понижаться, а издержки фирмы не изменяются, то экономическое положение фирмы будет принципиально изменяться. В результате этих изменений фирма получит либо меньшую прибыль, либо даже убытки. Предельный анализ минимизации убытков также помогает ответить на прежние вопросы: следует ли фирме производить? Сколько единиц продукции производить? Какие при этом будут величины убытков? (рисунок 50).

Рисунок 50 — Минимизация убытков конкурентной фирмы

На графике показана ситуация, при которой фирма имеет убытки, но продолжает производство продукции. Убытки, которые на графике обозначены прямоугольником, возникают вследствие того, что цена продукции меньше средних валовых издержек (АТС) при соблюдении равенства МR=МС. Но в данном случае фирме выгоднее производить указанный на графике объем продукции, чем прекратить производство, т.к. цена превышает средние переменные издержки (АVC), хотя валовая прибыль при этом является отрицательной величиной. Следовательно, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором соблюдается равенство Р=МR=МC, но при условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек (АVC min). В противном случае фирме будет более целесообразно прекратить производство.

Предельный анализ рационального объема производства позволяет определить кривую предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (рисунок 51). Фирма будет увеличивать выпуск продукции до некоторой точки на графике, при которой цена равна предельным издержкам, но прекращает производство, если цена будет ниже минимума средних переменных издержек. Следовательно, для любого ненулевого объема производства кривая предложения фирмы совпадает с той частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Иными словами, график ПРЕДЛОЖЕНИЯ конкурентной фирмы в краткосрочном периоде — это отрезок кривой предельных издержек фирмы, расположенный выше кривой ее средних переменных издержек. Таким образом, при любой цене (Р), большей чем минимум средних переменных издержек (АVC), объем производства фирмы, при котором она получает максимальную прибыль, может быть рассчитан по соответствующему графику.

Рисунок 51 — Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Расположение графика предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде и его возможные перемещения зависят от тех же самых факторов, которые определяют величины и изменения предельных издержек. Главным из этих факторов является действие закона убывающей производительности переменного фактора.

В модели рынка совершенной конкуренции функционирует большое количество фирм (предприятий), производящих однородные товары, т.е. действующих в одной отрасли. Поэтому совокупный объем производства отрасли складывается как сумма показателей производства всех фирм, действующих в данной отрасли. Иными словами, в условиях конкурентного рынка цена равновесия определяется общим, или рыночным, объемом предложения и общим объемом спроса. Таким образом, хотя каждая фирма, поставляющая незначительную часть от общего объема предложения, не может воздействовать на цену, сумма кривых предложения всего множества фирм в отрасли составляет кривую отраслевого предложения, и эта кривая имеет важное значение для определения цены. Это означает, что в условиях конкуренции цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве (предложении) всех фирм, взятых как группа (отрасль).

На основе анализа деятельности фирмы в краткосрочном периоде становится возможным перейти к характеристике долгосрочного периода с учетом новых условий. Долгосрочный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. Например, в долгосрочном периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы изменить свои производственные мощности (расширить или сократить). Более того, число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. Эти долговременные приспособления в значительной степени меняют выводы, сделанные для краткосрочного периода.

Для теоретического анализа деятельности фирмы в долгосрочном периоде используются некоторые упрощающие допущения, которые не изменяют основного экономического содержания анализа. Во-первых, единственным долгосрочным приспособлением принимается вступление фирм в отрасль или их массовый отток из отрасли. Во-вторых, все фирмы в отрасли имеют одинаковые кривые издержек. Это позволяет анализировать среднюю или типичную для данной отрасли фирму.

Поскольку совершенная конкуренция является полностью открытой моделью рыночной экономики, т.е. имеет место совершенно свободное, лишенное каких-либо ограничений передвижение (приход и уход) любой фирмы в данную отрасль и из данной отрасли, то устанавливается новое состояние равновесия. После того, как все долговременные приспособления завершены, т.е. когда долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности равняться минимальному показателю средних валовых издержек фирмы и оптимальный объем производства будет соответствовать данному соотношению. Таким образом, складывается новое соотношение основных показателей деятельности фирмы в долгосрочном периоде:

Этот вывод основывается на двух основных фактах в деятельности фирмы: во-первых, фирмы стремятся получить прибыль и, естественно, избегают убытков; во-вторых, фирмы свободно вступают в отрасль, которая позволяет им получать более высокую норму прибыли, и так же легко покидают отрасль, если она становится менее прибыльной.

Процесс выполнения данных условий в рыночной экономике происходит непрерывно. Допустим, если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать в отрасль новые фирмы, новых участников, желающих получить высокую прибыль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками. Напротив, если цена первоначально меньше средних валовых издержек, то неизбежность получения убытков обусловит отток фирм из отрасли. Это приведет к тому, что общий объем предложения продукции будет уменьшаться, а это, в свою очередь, при неизменном спросе снова вызовет тенденцию к повышению цены до равенства со средними валовыми издержками.

Таким образом, конкуренция, которая проявляется во вступлении и оттоке фирм из отрасли, в конечном итоге уравнивает цену товара с минимумом средних валовых издержек производства в долгосрочном периоде и каждая фирма производит объем продукции в точке минимума валовых средних издержек долгосрочного периода.

Практические задания

1. Используя следующую шкалу спроса, определите: 1) валовые и предельные доходы для каждого объема продаж; 2) в какой отрасли действует фирма.

 

Цена продукта Величина спроса
   
   
   
   
   
   

 

2. В таблице представлены данные о фирме, производящей продукцию в условиях совершенной конкуренции. Определите, будет ли фирма производить продукцию в краткосрочном периоде при цене а) в 41 долл? б) 32 долл; в) 56 долл. Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки? Определите величину экономической прибыли.

 

Q AFC AVC ATC TC MC TR MR Прибыль
  - - -   -      
                 
    42,5 72,5          
                 
    37,5 52,5          
                 
    37,5 47,1          
  8,6 38,5 47,5          
  7,5 40,6 48,1          
  6,7 43,3            

 

3. Используя данные предыдущей задачи, определите: 1) краткосрочное предложение фирмы; 2) прибыль или убыток для каждого объема производства; 3)равновесную цену и равновесный объем продаж для отрасли и для каждой фирмы.

 

Цена, в долл. Величина совокупного спроса, в ед. Величина предложения 1500 фирм, в ед. Величина предложения одной фирмы, в ед. Прибыль или убытки
         
         
         
         
         
         

 

4. Деятельность фирмы характеризуется графиком:

 

а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна.

б) Определите на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы.

5. По данному графику определите:

а) цену товара, выпускаемого фирмой;

б) величину постоянных издержек фирмы

в) объемы выпуска продукции, которые соответствуют нулевой и максимальной экономической прибыли

 

 

 

 

6.Определите объем выпуска продукции и прибыль фирмы при Р1=3, Р2=5, Р3=7, Р4=9.

Выпуск продукции              
Общие издержки              

 

7.В отрасли функционируют 1000 фирм. Каждая фирма имеет:

Q=5 MC=2; Q=6 MC=3; Q=7 MC=5.

Определите отраслевой выпуск продукции при Р=3.

 

Тесты

1. Если фирма является совершенным конкурентом, то в состоянии краткосрочного равновесия у нее:

а) ATC=P;

б) AVC=P;

в) P>MC;

г) P=MC;

д) P>ATC.

2. Условиями совершенной конкуренции являются:

а) наличие большого числа продавцов;

б) стандартный характер продукта;

в) единственный продавец продукции;

г) легкий вход на рынок;

д) вход на рынок огражден барьерами;

е) полный доступ к экономической информации;

ж) никто не может влиять на рыночную цену;

з) верны а), б), г), е), ж);

и) верны в), д).

3. Кривая предложения фирмы — совершенного конкурента в краткосрочном периоде представляет собой:

а) восходящий участок кривой средних общих издержек;

б) восходящий участок кривой средних переменных издержек;

в) участок кривой предельных издержек, лежащий выше кривой средних переменных издержек;

г) участок кривой средних переменных издержек, лежащий ниже кривой предельных издержек.

4. Для рынка совершенной конкуренции выполняется условие:

а) кривая спроса на продукт фирмы горизонтальна;

б) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

в) кривая спроса на продукт фирмы имеет положительный наклон.

  1. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, прекратит производство, если:

а) цена продукта ниже минимальных средних постоянных затрат;

б) цена продукта ниже минимальных средних переменных затрат;

в) цена продукта ниже предельных затрат;

г) общий доход покрывает общих затрат фирмы.

7. В долгосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, прекратит производство, если:

а) общие средние затраты меньше предельных затрат;

б) цена на товар ниже предельных затрат;

в) выручка не покрывает общие затраты;

г) предельные затраты выше средних переменных.

  1. Если цена на продукцию конкурентной фирмы превышает ее предельный доход, а предельный доход превышает предельные издержки, то в целях максимизации прибыли фирма должна:

а) сократить выпуск;

б) увеличить выпуск;

в) конкурентная фирма не может оказаться в такой ситуации.

  1. Кривая средних издержек производства пересекает кривую спроса в точке, где:

а) прибыль максимальна;

б) нормальная прибыль равна нулю;

в) бухгалтерская прибыль равна нулю;

г) фирма находится на уровне нормальной прибыли.

  1. Если рынок яблок конкурентен, то в точке краткосрочного равновесия:

а) цена яблок равна предельным издержкам их производства;

б) цена равна их предельной полезности для покупателей;

в) цена яблок всегда равна средним издержкам производства;

г) верно а) и г).

  1. Определите, как меняется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:

а) не изменяется;

б) возрастает;

в) снижается быстрее цены;

г) снижается медленнее цены.

  1. Какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:

а) однородность продукции;

б) мобильность ресурсов;

в) реклама;

г) большое число покупателей.

  1. Для рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде верно, что:

а) величина отраслевого предложения фиксирована и не зависит от цены;

б) при изменении цены на рынке фирмы могут менять объем производства;

в) эластичность предложения по цене равна нулю;

г) невозможны никакие изменения в спросе;

д) верно а) и в).

  1. Если в результате увеличения спроса на рынке совершенной конкуренции цена выросла, то:

а) возникнет необходимость вмешательства государства;

б) в отрасли наблюдается приток новых фирм;

в) начнется конкуренция между производителями;

г) у фирм возникнет экономическая прибыль;

д) верно а) и г).

  1. Если цена на продукцию отрасли не изменилась в результате увеличения или уменьшения количества фирм в отрасли, то:

а) не действует закон убывающей отдачи;

б) это отрасль с постоянными издержками;

в) долгосрочная кривая предложения этой отрасли — горизонтальная прямая;

г) верно б) и в).

  1. Распространение сведений, ложных или порочащих товары конкурента, это элемент:

а) свободной (совершенной) конкуренции;

б) несовершенной конкуренции;

в) недобросовестной конкуренции;

г) неценовой конкуренции.

  1. Если владельцы фирм в условиях совершенной конкуренции получают доход от использования в своем производстве собственных ресурсов в точности равный доходу, который они могли бы иметь при их наилучшем альтернативном использовании, то:

а) рыночная цена продукта является нормальной;

б) отрасль начнет расти;

в) отрасль начнет сокращаться;

г) издержки в этой отрасли начнут расти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.067 с.)