Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция



Теоретические истоки современных западных концепций государственных финансов следует искать в работах западных экономистов XIX — начала XX в. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных государств. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х — начала 30-х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М.Кейнса исходит из следующих основных положений.

1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно.

Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.

3. Экономические кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов — государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором достижения "эффективного спроса". Правитель— ственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Так же как государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.

Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом дефицитного финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности к инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению "склонности к потреблению". Со времени Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.

Таким образом, Дж.Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-монополистического капитализма. Финансовая политика была осуществлена на практике последователями Дж.Кейнса (в США — Р.Харродом, А.Оукеном, У.Хеллером, в Великобритании — Дж. Вайсманом, во Франции — Ф.Перру, в Японии — К.Эми, X.Ито и другими)" В 40-60-е годы она имела успех и определенные положительные результаты.

Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский постулат о необходимости роста государственных расходов. В ряде стран Западной Европы были внедрены социал-реформистские формы государственного регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование, здравоохранение, сформировалась эффективная система социального обеспечения. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих западных государств лежали исходные положения теории Дж.Кейнса.

Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной жизни показали несостоятельность модели функционирования государственных финансов Кейнса в новых условиях. Потребовались иные теории государственного регулирования.

Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция "неоклассического синтеза" — теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж.Хикса и американца П.Самуэльсона. Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и т.п.). П.Самуэльсон вводит в оборот термин "общественный товар", под которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством. "Общественный товар" сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, всеобщую доступность и предоставление государством (т. е. минуя рынок — например, информация). В идее "общественного товара" ставится вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами — на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль. По мнению П.Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения общественного товара. Основная цель вмешательства государства в микромир — достижение оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными членами общества.

С конца 70-х годов в основу финансовой политики Великобритании, США, ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно в социальную область. В числе мероприятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, перенесение центра тяжести в экономике на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности. Главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны вырабатываться стимулы, повышающие его активность и про— изводительность. В интересах индивидуального производителя должно быть приспособлено вмешательство государства в экономику.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения размеров социальных расходов, стимулирования роста сбережений как источника производственного ин— вестирования. Важная роль отводится налогам — ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом и порождаемой им инфляцией.

Теоретики из неоклассической школы рассматривают категорию государственных расходов с точки зрения соотношения факторов производства. Они предлагают сократить общий объем государственных инвестиций и изменить их структуру: увеличить удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки; особое место должны занять "инвестиции в человека".

Особое место в теории неоконсервативной школы занимают налоги. В ней приоритет отдан налогам как средству воздействия на формирование сбережений, определяющих размер капитальных вложений и, в конечном итоге, предложение, т.е. производство товаров. Налоговая политика должна быть "нейтральной" для развития экономики, дающей простор для развития рыночных сил.

Неоконсерваторы восстанавливают принцип "здоровых" финансов, т.е. обязательного ежегодного равновесия между бюджетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государственного бюджета — серьезное препятствие для устойчивого развития экономики, причина роста государственных долгов и инфляции.

В целом финансовая политика неоконсерваторов, по их замыслам, преследует цель создания долгосрочных стимуляторов экономического роста, получения долговременной эффективности общественного развития.

Тесты

1. Финансовые ресурсы — это:

А) количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период времени;

Б) денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление;

В) объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.

2. Цели развития экономической системы, реализуемые с помощью финансов:

А) максимизация национального дохода;

Б) максимизация инвестиционных расходов;

В) минимизация инфляции;

Г) минимизация дефицита;

Д) все перечисленное верно.

3. Централизованные финансы включают:

А) бюджетную систему;

Б) государственный кредит;

В) финансы домашних хозяйств;

Г) финансы хозяйствующих субъектов;

Д) все перечисленное.

4. Финансовая политика преследует цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения в рамках:

А) классической теории;

Б) планово-директивной теории;

В) регулирующей теории.

5. Финансы — это:

А) определенные экономические отношения, возникающие в процессе движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем, и формирования и использования денежных фондов;

Б) совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства;

В) это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями и домохозяйствами.

Г) все перечисленное.

6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:

А) хозяйствующие субъекты;

Б) физические лица;

В) государство;

Г) все перечисленное.

7. К функциям финансов относятся:

А) перераспределительная;

Б) фискальная;

В) регулирующая;

Г) контрольная;

Д) все перечисленное.

8. Эффективными являются финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется:

А) простое воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

Б) простое воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении;

В) расширенное воспроизводство ВВП и НД в номинальном выражении;

Г) расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении.

9. Бюджетная система:

А) является составным элементом бюджетного устройства;

Б) включает в себя бюджетное устройство;

В) существует автономно от бюджетного устройства.

10. Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на:

А) первой стадии процесса воспроизводства;

Б) второй стадии процесса воспроизводства;

В) третьей стадии процесса воспроизводства;

Г) четвертой стадии процесса воспроизводства.

11. Экономическая роль сектора домашних хозяйств зависит в первую очередь от:

А) уровня жизни населения;

Б) механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов на взаимовыгодной основе для всех участников перераспределения;

В) деятельности финансовых посредников;

Г) все перечисленное.

12. Результаты финансовой глобализации:

А) защита финансовых структур от риска резких изменений курсов валют;

Б) защита финансовых структур от риска резких изменений ставок процента;

В) денежная стабильность;

Г) финансовая стабильность.

13. Основной источник финансовых ресурсов общественных объединений:

А) вступительные и членские взносы;

Б) доходы от деятельности хозяйственных предприятий;

В) доходы от проведения платных мероприятий;

Д) специальные денежные отчисления из прибыли предприятий.

14. Применение ведомственного принципа распределения ресурсов и ведомственного канала финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры вызывается:

А) экстенсивным путем развития экономики;

Б) интенсивным путем развития экономики

В) все перечисленное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.029 с.)