Достоинства и недостатки фискальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достоинства и недостатки фискальной политики



К достоинствам фискальнойполитики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

· проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

· проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики — монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) — т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Практические задания

1. Государство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке — 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличить национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. ежегодно. Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга, если да, то в каком размере? Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

2. ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. Фактический ВНП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составила 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долл. Определите, сводится бюджет с дефицитом или профицитом. Каков его размер? Как изменится сальдо государственного бюджета в условиях полной занятости?

3. Экономика характеризуется следующими данными: фактический доход Y=4000 долл., предельная склонность к потреблению равна 0,8, равновесный доход Y*=4200 долл.

1) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях), чтобы экономика достигла равновесного состояния.

2) Как должна измениться величина налоговых поступлений для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния.

4. По данной таблице определите объемы потребления и ЧНП после уплаты налогов:

 

ЧНП до уплаты налогов, ден.ед. Потребление до уплаты налогов Ставка налога, % налогов, ден.ед.
     
     
     
     
     

 

Тесты

1. Переход от косвенного налогообложения к прямому, скорее всего, приведет к:

а) сдвигу кривой Лоренца влево;

б) сдвигу кривой Лоренца вправо;

в) росту спроса на предметы роскоши;

г) ухудшению положения беднейших слоев населения.

2. Сократить дефицит госбюджета можно с помошью:

а) увеличения налогов;

б) сокращения расходов госбюджета;

в) одновременного увеличения налогов и сокращения средств гос­бюджета;

г) все вышеперечисленное верно.

3. Увеличение ставки налога на прибыль:

а) всегда влечет за собой увеличение поступлений в казну;

б) уменьшает совокупный инвестиционный спрос;

в) уменьшает правительственные закупки;

г) уменьшает безработицу.

4. Дефицит госбюджета имеет место в том случае, если:

а) госрасходы превышают доходы, получаемые путем налогообложения;

б) госрасходы увеличиваются по сравнению с прошлым годом;

в) национальный долг уменьшается;

г) сокращаются налоги.

5. Функции налогов заключаются в:

а) стимулировании производства определенной отрасли;

б) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

в) перераспределении доходов граждан;

г) достижении всего вышеперечисленного.

6. Увеличивая акцизный налог, государство стремиться к росту пос­туплений от налогообложения, поэтому вводить этот налог целесообразно на товары:

а) спрос на которые эластичен;

б) спрос на которые неэластичен;

в) эластичность спроса которых равна 1;

г) эластичность спроса которых больше 1.

7. Если налоги станут более прогрессивными, то при неизменной сумме налогов это:

а) уменьшит спрос на дорогие автомобили;

б) увеличит спрос на дешевые автомобили;

в) увеличит спрос на картофель;

г) увеличит спрос на специалистов по налоговому законодательству.

8. Закон, определяющий механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов:

А) закон Лэффера;

Б) закон Фалетта;

В) закон Регера;

Г) закон Мэйо.

9. К федеральным прямым налогам с населения относятся:

А) налог на доходы физических лиц;

Б) налог на имущество с физических лиц;

В) налог с владельцев автотранспортных средств;

Г) земельный налог;

10. Земельный налог является:

а) местным налогом;

б) региональным налогом;

в) федеральным налогом.

11. Налог на игорный бизнес является:

а) местным налогом;

б) региональным налогом;

в) федеральным налогом.

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию госдолга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) таможенные пошлины;

г) расходы на охрану и защиту природной среды.

Экономика находится в состоянии равновесия. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличит свои закупки на 2 млрд долл, не изменяя налоговые поступления?

а) Уменьшится на 4 млрд долл;

б) Увеличится на 2 млрд долл;

в) Увеличится на 8 млрд долл;

г) Уменьшится на 8 млрд долл.

14. Одна из реальных проблем государственного долга заключается:

а) сокращается неравенство в доходах;

б) возрастают стимулы к повышению эффективности производства;

в) часть национального продукта уходит из страны;

г) все предыдущие ответы верны.

15. Показатель долгового бремени Долг/ВВП увеличивается, если:

а) снижается фактический дефицит госбюджета;

б) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП;

в) снижается темп роста занятости и выпуска;

г) возрастает номинальная ставка процента.

16. Реструктуризация — это:

а) основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств;

б) погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

в) превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

г) соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.


Глава 5. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.039 с.)