Основные признаки модели рынка «чистая монополия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки модели рынка «чистая монополия»



Наряду с совершенно конкурентным рынком в разнообразной практике рыночной экономики существуют структуры, которые не удовлетворяют условиям совершенной конкуренции; в экономической теории они называются моделями рынка несовершенной конкуренции. К ним относятся: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Со значительной долей условности можно сказать, что совершенная конкуренция и монополия — это два противоположных полюса возможных рыночных структур. Такое противопоставление становится более понятным, если рассмотреть возникновение и становление рыночных структур как исторический процесс развития рыночной экономики. На первых этапах становления товарного производства рынок возникал в форме совершенно стихийных, случайных и многочисленных связей и отношений продавцов и покупателей, что и выражает в законченном виде модель совершенной конкуренции.

Монополистическая модель организации товарного производства возникает в процессе постепенного укрупнения фирм и предприятий, главным образом, на основе концентрации и централизации капитала. Иными словами, в условиях свободной конкуренции шел постепенный и длительный процесс объединения и поглощения отдельных предприятий, а именно процесс обобществления производства. Это давало возможность неуклонно повышать производительность общественного труда, осваивать принципиально новые виды производства, которые были бы совершенно невозможны в условиях преобладания мелкого, раздробленного хозяйства. Таким образом, возникали экономические монополии (предприятия — монополисты), т.е. исключительно крупные фирмы, которые были единственными в какой — либо отрасли или сфере производства. Кроме того, монополии могли возникать и основе каких –либо естественных условий производства. Это означает, что естественные (природные), либо административные препятствия не позволяли создавать несколько мелких предприятий для производства какого — либо блага. Поэтому монополию можно рассматривать как закономерный экономический результат свободной конкуренции, которая подводит к возникновению особой модели рыночного хозяйства, получившей название «чистая монополия».

В экономической теории монополией называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист имеет дело с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле тождественно отрасли. Это предопределяет принципиальные отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

Модель чистой монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде характерных признаков (допущений). Такими принципиальными характеристиками чистой монополии являются следующие признаки:

1. Отсутствие совершенных (близких) заменителей товара. Предприятие — монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае это продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Это означает, что продукт монополии в значительной степени уникален и у покупателей нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо очень мала. Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование каких — либо, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.

2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), заблокированное вступление. Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, то монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров (препятствий) является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Основными видами являются следующие препятствия:

- наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

- существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

- контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль (естественная монополия);

- необходимость использования исключительно крупных первоначальных вложений капитала для того, чтобы начать какое-либо производство, что является значительным экономическим препятствием для мелкого и среднего бизнеса;

- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов;

- нечестная конкуренция — соперники монополии могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестких действий (поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала и другие).

Кроме того, и сама монополия может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.

3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей. В условиях данной модели предполагается, что одна фирма является единственным производителем (продавцом) данного продукта или единственным поставщиком услуги. Это приводит к тому, что чистый или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Поэтому в экономическом анализе функционирования монополии фирма и отрасль воспринимаются как синонимы. Это, в свою очередь, определяет содержание и логику всех показателей, характеризующих деятельность монополии.

4. Контроль над ценой товара. Отдельная фирма в условиях совершенной конкуренции практически не оказывает влияния на цену продукта. В противоположность этому, монополия осуществляет значительный контроль над ценой, поскольку она единственный производитель в отрасли и, соответственно, контролирует общий объем предложения. Монополист может вызвать изменение цены товара, маневрируя количеством предлагаемого товара.

5. Совершенная информированность. Единственный поставщик товара стремится обладать совершенным (полным) знанием о ценах, физических характеристиках товаров, других параметрах рынка. Для совершенно конкурентной фирмы, которая является ценополучателем, не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса; достаточно знать свою функцию издержек. Для фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию является одновременно и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т.е. все возможные соотношения между ценой спроса и его объемом. Более того, в некоторых ситуациях, например при проведении ценовой дискриминации, монополии необходимо знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что в практической деятельности фирмам не всегда удается обеспечить совершенный набор необходимой информации и поэтому приходится использовать эмпирические правила.

Таким образом, на основе указанных признаков данной модели можно определить новые задачи, которые должна решить монополия и которых не было у совершенно конкурентной фирмы. Монополия должна определить выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать. Фирма-монополист решает эту задачу в два этапа: во-первых, она определяет объем выпуска и сознательно ограничивает его, т.к. по закону спроса с ростом продаж снижается цена товара, а это невыгодно для монополии; во-вторых, фирма должна разработать и реализовать ценовую стратегию, поскольку имеет возможность манипулировать ценой товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.021 с.)