Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов



Национальное счетоводство — это, с одной стороны, система национальных счетов (СНС), с другой — один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.

Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопления в масштабах государства и уровень национального богатства.

Идея СНС имеет свою историю. Видный российский специалист Б.Л.Исаев еще в 1969 г. в своей книге "Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики" писал, что зачатки "национального счетоводства можно видеть уже в глубокой древности".

Например, известно, что Ф.Кенэ и А.Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчеты Г.Кинга, выполненные в 1696 г. и опубликованные в его работе "Природа и политика. Наблюдения и выводы о состоянии и условиях в Англии".

Основоположником метода национального счетоводства считается французский экономист, физиократ Ф.Кенэ, который осуществил анализ общественного воспроизводства с позиции установления балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта.

В методологии национального счетоводства важную роль и по настоящее время играет теоретическое положение, согласно которому стоимость товара определяется суммой трех видов дохода — заработной платы, прибыли и земельной ренты. На эту теорию и опирается весь анализ процессов формирования стоимости в СНС.

Но, несмотря на эти открытия, многие годы национальное счетоводство не применялось в хозяйственной практике. Сводные экономические показатели исчислялись вне системы хозяйственных взаимозависимостей. И лишь в 30-е годы XX в. после мирового экономического кризиса стало ясно что необходимо активное участие государства в управлении экономикой с целью смягчения последствий экономического кризиса. На первый план выдвигается задача комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования, которую можно решить с помощью СНС.

Теоретическим фундаментом национального счетоводства явились работы Д.Кейнса, А.Боули, К.Кларкса, С.Кузнецова, Дж.Стемпа, занимавшихся проблемами национального дохода. Первая СНС была создана для Палестины по данным за 1936 г. Огромная работа по национальному счетоводству в этот период велась во Франции, Англии, Голландии. В статьях голландского статистика Эван Клиффа (1941) содержится одно из первых упоминаний о национальных счетах.

Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления разрушенной экономики потребовала огромных централизованных государственных инвестиций, резкого увеличения национализированного сектора и на этой основе — соответствующей оценки экономической деятельности в стране в целом с целью подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией. Анализируя экономическую мысль этого периода, Б.Т.Рябушкин, один из ведущих русских исследователей методологии и практики применения национального счетоводства, в своей книге "Система национальных счетов в зарубежной статистике" особо отмечал настойчивость экономистов Запада в работе по созданию СНС. Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 г., Великобритании — к 1946 г. Интересно отметить, что французская система национальных счетов, возникшая в числе первых, прошла путь от опубликованной в 1946 г. Дюмонтье, Фроманом, Гаванье СНС для Франции (за 1938 г.) до современной системы, получившей название Расширенной системы национального счетоводства (РСНС), впервые опубликованной в 1976.

Эта система и сегодня используется во Франции не только для макроэкономического моделирования, но и для прогнозною политической работы Министерства экономики, финансов и бюджета Генерального комиссариата по планированию, а также различных научных центров. Французское национальное счетоводство отличалось большой самобытностью и чрезмерной привязанностью к специфичности. И в настоящее время особенность французских счетов — интенсивное использование бухгалтерских данных по предприятиям с помощью фискальных источников и ежегодное статистическое обследование предприятий, а также сохранение сводной экономической таблицы, не вошедшей в Международную систему.

Переход от прежней французской системы к РСНС был интерпретирован некоторыми современниками как триумф государственных влияний, близких к социализму, другими — как триумф международного либерализма. Так, Р.Скарзони в книге "Реформа национального счетоводства Франции: эволюция идеологии. Тетради по политэкономии № 5" писал, что организация РСНС показывает полный отказ от либеральной идеологии и замену ее глубоко социалистическим анализом экономической реальности.

Возрастающая интернационализация экономики стран и перспектива европейской интеграции послужили главной причиной решительного поворота к созданию международной системы национального счетоводства как важнейшего инструмента координации статистических международных рекомендаций в области экономики. В 1947 г. статистическое бюро ООН опубликовало доклад "Измерение национального дохода и организации национального счетоводства". В 1953г. группа специалистов под руководством Р. Стоуна разработала Систему национального счетоводства, учитывающую опыт в области составления национальных счетов в развитых странах. Эта система неоднократно пересматривалась. Так, в 1968 г. она была дополнена таблицами затрат и выпуска, финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; стали различаться рыночное и нерыночное производство и т.д.

Последующее совершенствование методами СНС позволило создать современную Систему национального счетоводства Объединенных наций. В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с Делением финансовых активов, а также введение балансов имущества.

Традиционно страны с централизованным планированием до недавнего времени использовали собственную систему национальных счетов — систему балансов национальной экономики, более известную под названием Система баланса народного хозяйства (СБНХ). И при переходе к рыночной экономике для них встала проблема — отказаться от СБНХ и присоединиться к СНС.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Л.Столярю, выделяет следующие функции СНС:

1) экономической политики;

2) экономического прогнозирования;

3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;

4) связи экономической теории с практикой.

Первые две функции — основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем. Определение налоговых поступлений и государственных расходов содействует разработке мероприятий экономической политики, тогда как межотраслевые и межсекторные сравнения материальных затрат на производство продукции облегчают экономическое прогнозирование. Причем, разработка правительственных мер должна выполняться не с точки зрения воздействия этих мер на экономику.

Вторые две функции — более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Таким образом, национальное счетоводство является одновременно инструментом лучшего познания прошлого, инструментом экономической политики и инструментом планирования.

Национальные счета — это вид балансовых построений, представляющих собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование продукта и национального дохода.

Национальные счета с точки зрения формализованной системы представляют определенный способ упорядочения информации об экономических операциях — элементарных актах хозяйственной деятельности, одном из базовых понятий в системе показателей. Операцией называют перемещение, создание или разрушение благ, услуг, прав.

На этом основании банковская ссуда есть такая же операция, что и производство картофеля. Все экономические операции классифицируются по целевому направлению, объектам, видам оценки и другим категориям. Номенклатура операций включает:

1) операции с товарами и услугами;

2) операции распределения;

3) финансовые операции.

Операции с товарами и услугами характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или получены по импорту) и использование (промежуточное или конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение определенного периода.

Операции распределения делятся на два вида: распределение дохода и передача капитала. К первому виду относятся операции, связанные с заработной платой, выплатой дивидендов, налогов, страхования и выплатами социального характера. Ко второму виду операций относятся бесконтактные передачи капитала — трансферты, т.е. передача права владения ценными именными бумагами одним лицом другому или перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.

Финансовые операции отражают изменение активов и пассивов, потоки дебиторской и кредиторской задолженности и связаны с движением наличных денег, различных видов кредита и иностранной валюты.

Экономические операции осуществляют хозяйственные единицы (экономические субъекты, агенты). В качестве базовой единицы учета в СНС используется также понятие институциональной единицы, под которой понимается новая экономическая единица, которая обладает единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика в целом выступает как совокупность всех институциональных единиц — резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. Сюда включаются территориальные анклавы — посольства, научные и военные базы в других странах и исключаются экстерриториальные анклавы — посольства других стран и представительства международных организаций.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются: производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса.

На базе СНС рассчитываются следующие макроэкономические показатели.

Валовой национальный продукт, представляющий рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных внутри страны и за ее пределами с использованием национальных факторов производства в течение года. В странах СНГ расчет ВНП по методологии ООН начал осуществляться с 1988 г.

Валовой внутренний продукт — рыночная стоимость конечных благ, произведенных внутри страны с использованием как отечественных так и иностранных факторов производства в течение года.

ВВП является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов, независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычисляется сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.). С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране. Например, дивиденды, получаемые иностранными инвесторами, учитываются в ВНП страны их постоянного проживания и ВВП страны, акции корпораций которой приобретены иностранцами.

Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счета и добавленной стоимости.

Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.

Промежуточное потребление товаров и услуг — это дальнейшее использование приобретенных товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.

Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.

При подсчете ВВП возникают различные проблемы. Главная из них — это проблема повторного счета. Дело в том, что многие произведенные продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведенных продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный валовой продукт будет меньше на сумму повторного счета, тот есть меньше на 4 млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд. руб. (4 + 6 = 10).

Точно так же проблема повторного счета решается при подсчете ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счета, из стоимости произведенной продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остается стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.

На практике стоимость конечного продукта называют добавленной стоимостью. В нашем примере стоимость автомобилей (10 млрд. руб.) включает стоимость металла, из которого они изготовлены (4 млрд. руб.). Эти 4 млрд. руб. составляют стоимость промежуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшиеся 6 млрд. руб. — это стоимость конечного продукта, или добавленная стоимость.

Добавленная стоимость — это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведенной продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.

Существуют три метода измерения ВВП и ВНП:

1. по добавленной стоимости (производственный метод);

2. по расходам (метод конечного использования);

3. по доходам (распределительный метод).

При расчете ВВП производственным методом суммируются добавленные стоимости, произведенные на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства. При этом, как мы видели выше, из стоимости продаж вычитается промежуточный продукт, то есть стоимость использованных предметов труда. Производственный метод называют также методом определения ВВП по добавленной стоимости. ВВП, рассчитанный производственным методом, дает представление об отраслевой структуре народного хозяйства.

Подсчет ВВП методом конечного использования — это, по существу, определение ВВП по расходам. ВВП используется членами общества лишь тогда, когда осуществлены расходы на приобретение товаров и услуг. В принципе все расходы можно сгруппировать в зависимости от того, кто их осуществляет, — домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранцы.

Поэтому все расходы в экономике делятся на четыре группы:

- потребительские расходы домашних хозяйств (С),

- инвестиционные расходы предприятий (I),

- государственные расходы (G),

- расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

Разница между этими частям ВВП определяется тем, кто покупает. Например, автомобиль, приобретенный вашей семьей, включается в состав потребительских расходов (С), но автомобиль, приобретенный предприятием, включается в состав его инвестиционных расходов (I). Исключение составляют расходы на приобретение жилья. Они включаются в инвестиционные расходы независимо от того, кто приобретает жилье — домашние хозяйства, предприятия или муниципалитет (государство). Впоследствии в этой же теме, анализируя состав совокупного спроса, мы более подробно рассмотрим каждую группу расходов.

Таким образом, ВВП по расходам можно представить следующим образом:

где C — личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I — валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (товарно-материальные ценности — ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин «частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация: Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

G — государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты — это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX — чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

Определение ВВП по доходам, то есть распределительным методом, осуществляется путем суммирования всех видов первичных доходов.

Первичные доходы включают:

- заработную плату наемных работников;

- доход самостоятельно занятых;

- прибыль предприятий (в ней выделяются дивиденды, нераспределенная прибыль, налоги на прибыль);

- процент;

- рентные доходы.

К ним добавляются две величины, которые не являются доходами. Это амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги (налоги минус субсидии).

Из рассмотренных методов определения валового национального продукта в наибольшей степени используются производственный метод и метод конечного использования.

Чистый национальный продукт — это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.

Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги — это, если можно так выразиться, искусственный доход, возникающий в результате государственного вмешательства в экономику. Они не являются платой за использование того или иного фактора производства и не входят в состав произведенного национального дохода. В результате в составе национального дохода остаются: заработная плата наемных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент, рентные доходы.

Национальный доход представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.

Если представить, что национальный доход распределен между домашними хозяйствами — владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи, то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения.

Личный доход (ЛД) показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения и как таковой отражает пере распределительные процессы в движении НД. При расчете личного дохода из НД вычитаются налоги на прибыль корпораций, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия).

Располагаемый доход — это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.

Соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:

1. ВВП = C + I + G + NX

2. ВНП = ВВП + чистый доход из-за рубежа

3. ЧНП = ВВП — амортизация

4. НД = ЧНП — косвенные налоги

5. РД = НД — чистые индивидуальные налоги

6. Чистые индивидуальные налоги = налоги — трансфертные платежи

7. Чистый экспорт (NX) = экспорт — импорт

Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объём выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

Реальный ВНП соизмеряет физический объём выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных).

Наиболее часто для измерения стоимости жизни используются 2 показателя:

1. Дефлятор ВНП (индекс Пааше)

2. Индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса)

Дефлятор ВНП (Ip) = Номинальный ВНП/ Реальный ВНП.

Реальный ВНП = Номинальный ВНП/ Дефлятор ВНП.

Если величина дефлятора меньше 1, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения, которая называется инфлированием. Если величина дефлятора больше 1, то происходит корректировка в сторону снижения (дефлирование).

Индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает изменение среднего уровня цен потребительской корзины товаров и услуг. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. ИПЦ есть отношение цены корзины в текущем году к ее цене в базисном году.

Различия. Во-первых, дефлятор измеряет цены по более широкой группе товаров, поскольку включает все производимые товары, а не только товары потребительского назначения. Во-вторых, ИПЦ базируется на фиксированной корзине товаров, дефлятор ВНП измеряет цены каждый раз по новой корзине товаров. Важное различие состоит и в том, что ИПЦ включает цены импортных товаров, а дефлятор ВНП включает только товары и услуги, созданные отечественными факторами производства. ИПЦ не учитывает изменения в структуре потребления в текущем периоде, например, замену более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни.

Индекс Фишера устраняет недостатки этих 2 индексов:

Имеется еще один показатель изменения уровня цен, называемый индексом цен производителей. Он определяется аналогично индексу потребительских цен с той лишь разницей, что в качестве корзины товаров используются товары производственного назначения (то есть, товары на ранних стадиях процесса производства), в результате он включает сырьё и полуфабрикаты. Изменение цен в экономике в первую очередь сказывается на индексе цен производителей и, лишь потом находит отражение в индексе потребительских цен.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показать, как национальное богатство (НБ). НБ — это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на данный момент времени. НБ пополняется и обновляется ежегодно за счет произведенного продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определенные периоды времени, если выбывающие элементы НБ меньше их прироста. К составным элементам НБ относятся: имеющиеся в обществе средства производства, функционирующие как в материальном, так и в духовном производстве, имущество населения, материальные и культурные ценности, являющиеся общественным достоянием (музейные экспонаты, все недра, леса и водоемы), а также нематериальные духовные ценности (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации). Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технической революции, сопровождается не только увеличением НБ, но и повышением доли нематериального богатства в его общем составе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.238.222 (0.064 с.)