Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие

Поиск

Совокупный спрос и факторы, его определяющие

Совокупный спрос (AD) — это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рисунок).

Рисунок 73 — Кривая совокупного спроса

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые — ее сдвиг.

Закон совокупного спроса: чем ниже уровень цен в экономике (P), тем больше при прочих неизменных условиях величина спроса всех потребителей на реальный ВВП (Y).

Обратная зависимость между уровнем цен и объемом совокупного спроса определяется следующими ценовыми факторами:

Эффект богатства — при повышении уровня цен снижается покупательная способность активов общества. Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров на тот же денежный доход.

Эффект процентной ставки — при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведет к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, банки повышают ставку процента, возможности для финансирования инвестиций сокращаются.

Эффект импортных закупок — при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса. При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле и спрос на них возрастает, а спрос на нашу экспортную продукцию снижается. Соответственно чистый экспорт, как разница между экспортом и импортом снижается, что ведет к сокращению совокупного спроса.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством:

MV=PY,

где M — денежная масса в экономике, V — число оборотов каждой денежной единицы в течение данного времени, P — уровень цен в экономике, Y — реальный ВВП.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис.).

Каковы причины сдвига? Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

Y=C+I+G+Xn

Изменение любого из четырех компонентов при P приводит к изменению Y.


Рисунок 74 — Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (С) — когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах (I) — когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных расходах (G);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта (Xn): национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

 

Рисунок 75 — Последствия роста спроса в краткосрочном периоде Рисунок 76 — Последствия роста спроса в долгосрочном периоде

 

В краткосрочном периоде рост совокупного спроса приходит к увеличению выпуска и увеличению занятости, не оказывая влияния на уровень цен (рис. 44). Такое воздействие оказала в период кризиса 30-х годов государственная политика стимулирования совокупного спроса. Но если состояние экономики близко к состоянию полной занятости в долгосрочном периоде рост совокупного спроса вызовет не увеличение выпуска, так как возможности уже на пределе, а отразится на уровне цен, т.е. вызовет инфляцию (рис. 45).

Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике. Можно сказать, что совокупное предложение — это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и количеством предлагаемого продукта (Y).

На уровень предложения влияют цены на продукцию и затраты на факторы производства.

Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

На графике совокупное предложение имеет несколько необычный вид. Можно выделить три участка кривой (рис. 46).

Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде. Кейнс, именем которого назван участок, дал следующее объяснение горизонтального характера этого участка. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства.

Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде — классический участок — имеет вид вертикальной прямой. Представители классической школы считают, что в долгосрочном периоде в экономике всегда будет естественный уровень занятости, и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью.

На графике имеется промежуточный участок, который говорит о том, что здесь уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

Рисунок 77 — Кривая совокупного предложения

Мы рассмотрели кривую совокупного предложения как зависимость уровня цен и реального национального производства. Но на совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию (неценовые факторы). Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх (рис. 47).

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя:

— изменения цен на ресурсы: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности;

— изменения в производительности;

— изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

Изменения в совокупном предложении в виде сдвижек кривой могут оказывать существенное воздействие на экономику. Так называемые шоки предложения (рис. 47) могут приводить к резкому сокращению выпуска и росту цен, как это было, скажем, в 70-х годах во время нефтяного кризиса.

Экономическая политика, ориентированная на совокупное предложение, например, на рост производительности факторов, способна привести к увеличению объема выпуска и сокращению инфляционного давления на экономику.


Рисунок 78 — Влияние неценовых факторов на совокупное предложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.006 с.)