Верно ли утверждение, что современная мировая торговля растет быстрее производства? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верно ли утверждение, что современная мировая торговля растет быстрее производства?



а) Да;

б) Нет.

9. Под «невидимым товаром» в международном товарообороте понимается:

а) ноу-хау;

б) технологии;

в) транспортные услуги;

г) туристические услуги;

д) финансовые услуги.

10. Установить соответствие:

1) факторные услуги;

2) нефакторные услуги;

а) услуги, для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность);

б) услуги, связанные с пересечением границ, и классические услуги (предоставление капитала, туризм, образование, медицина).

11. Отметьте пять основных субъектов мирового рынка информационных услуг в начале ХХI века:

а) США;

б) Япония;

в) Россия;

г) Австрия;

д) Великобритания;

е) Канада;

з) Франция;

и) Гонконг;

ж) Германия;

к) Ирак.

12. Отметьте основные составляющие международных транспортных услуг в международной торговле:

а) перевозка;

б) международная транзитная перевозка;

в) транспортировка от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара;

г) доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала;

д) погрузка груза на магистральные транспортные средства;

е) перегрузка товара на другие виды транспорта в промежуточных пунктах;

ж) переоформление перевозочных документов.

13. Установите соответствие:

1) страхование транспорта;

2) страхование грузов.

а) карго;

б) каско

14. Мировые цены на _______________ — это ___________(установите соответствие):

1) алюминий;

2) каучук;

3) пушнина;

4) нефть;

5) чай;

а) цены аукционов в Лондоне и Нью-Йорке;

б) экспортные цены Канады;

в) цены сингапурской биржи;

г) цены аукционов в Лондоне и Коломбо;

д) биржи в Лондоне и Роттердаме.

15. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран, — это:

а) международный рынок;

б) международная торговля;

в) мировое экономическое пространство;

г) внешнеторговый оборот.

16. Разность стоимостных объемов экспорта и импорта — это:

а) торговое сальдо;

б) торговый оборот;

в) внешнеторговый баланс;

г) мировой спрос.

Тема 5.2 Мировой рынок

Сущность мирового хозяйства. Этапы формирования мировой экономики

Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика — это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Различие между определениями становится все менее и менее заметным, т.к. почти все отрасли взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Классификация международных экономических отношений:

1. Международная торговля товарами и услугами.

2. Международное движение капитала.

4. Международная миграция рабочей силы.

5. Торговля знаниями (передача технологий).

6. Валютно-расчетные отношения.

7. Кредитные отношения.

8. Кооперация производства.

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли.

Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира — вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV — XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).

Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении — из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения.

1-й период — с начала Первой мировой войны до начала 50-х гг. XX в. Характеризуется сворачиванием мирохозяйственных связей (войны, революции, кризис 30-х гг.) в сочетании с частичным восстановлением их в 20-е гг. и после Второй мировой войны.

2-й период — 50-70-е гг. Возникновение интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.

3-й период — 80-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.

Структура мирового рынка

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия.

В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.

Рынок базовых товаров и рынок готовых изделий — это разные этажи мирового рынка.

Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

I. Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус — низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус — среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус — высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II. Средний «этаж» — это рынок средне— и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

III. Нижний «этаж» — это рынок ресурсо— и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.013 с.)