Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тов-геогр стр-ра внешн торговли РБ. Влияние эк кризиса на внешн-торг пол-ку РБ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Кризисные явления в н. 90-х, связанные с распадом СССР, негативно сказались на мат-х и инт-х возможн-х участия РБ в междун-й торг-эк, произв-техн сотрудничестве. Но РБ выбрала успешн. путь по преодолению слож-ся ситуации. Сегодня осн торг патрнером РБ по экспорту явл: 1. Russia - 46%, 2. др страны СНГ. Налаживаются конт-ты со странами Востока (Иран, Венес-ла, Ливия, Индия). Тов-я стр-ра: Экспорт: Импорт: машины, обор-е - 23% минер-е прод-ты – 28 минер-е прод-ты - 28% машины, трансп ср-ва - 24 хим – 15.5% пищев пр-ть – 11 чер, цв мет – 14 Но! недост-но эфф-я стр-ра экспорта: малый удельный вес наукоемкой прод-и! Сложность для РБ: зав-ть эк-ки т импорта сырья и энергоносителей (газ - 100%, нефть - 93%, чер и цв мет - 99%) >ОСЛОЖНЕНИЕ ЭКОН СИТ-И! !!! РБ имеет потенциальные возм-ти для усил-я внеш торг оборота, в перв очередь, экспорта. Геопол пол-е спос-т вкл-ю страны в междун-е разд-е труда. Перспективы по разв-ю туризма, соц услуг, созд-ю наукоемких производств. II. Миров экон кризис, к сож-ю, задел и нашу эк-ку, тк она явл-ся частью мир эк-ки, но это лишь явл-ся дополнит стимулом к поиску путей его преод-я: поск нов рынков сбыта, налаж-е контактов с нов партнерами, внедр-е нов техн-й. 48. Сущность, пр-ны, формы междун миграции капитала. Инвестиц-й климат в РБ. Вывоз капитала – одностороннее перемещение за границу стоимости в товарной или ден-й форме с целью получ-я прибыли или процентов. Пр-ны вывоза: стрем-е к увел-ю прибыли, сохр-е и расш-е рынков сбыта, желание преодолеть тамож. барьеры и выиграть на курсов-й разнице. Класс-я: по источникам происх-я: гос и частн; по хар-ру исп-я: предпр-й (долгоср-е инвестиции с целью получ-я девидентов) и частный. Капиталовлож-я в заруб предпр-я, обеспечив-е контроль над ними со стороны инвестора, наз прямыми инвистициями. Портфельные инвестиции – вложения кап-ла в иностр цен бумаги с целью получения дохода, а не уст-я контроля за хоз деят-ю заемщика. Движ-е ссудного кап-ла в сфере внешэкон связей выст в виде междун-го кредита- ссуды в ден или товарн форме, кот предост-ся кредитором 1-й страны заемщику из другой на усл-х сроч-и, возвр-ти и платности. Сущ-т мировой р-к ссуд-х кап-в. По врем-му критерию: краткосрочн-е капиталовлож-я (до 1 г), среднеср (1-5), долгоср(болле5). Вывоз кап-ла связ с ТНК(транснац корп) – межд корп-я, головная комп-я которой прин-т кап-лу одной страны, а дочерние – нах-ся в др странах. По данным ООН в сер 90-х на 100 крупн-х ТНК приходилось 1/3 всех иностр инвестиций. Инв-й климат в РБ благоприятный! страна открыта для переговоров и заинтересована в иностр-х инвестициях. Проводится политика налоговых льгот по отн-ю к новосозданным препр-м с целью привлечения инвесторов в РБ. 49. Международная миграция рабочей силы. Это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Этот процесс включает в себя эмиграцию (перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы), иммиграцию (приток трудовых ресурсов из-за рубежа) и реэмиграцию (возвращение на родину ранее эмигрировавших лиц). Основные причины трудовой миграции в настоящее время- экономические, и прежде всего это безработица и национальные различия в уровнях зарплаты. Использование иностранной рабочей силы на данном этапе является одним из условий нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранную рабочую силу, целые отрасли экономики находятся в зависимости от ее импорта. Так, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, более 30%- в автомобилестроении; в Бельгии половина горняков, в Швейцарии 2/5 занятых в строительстве- иностранные рабочие. Импорт рабочей силы воздействует на экономику принимающих стран многосторонне. Более низкие издержки приводят к повышению конкурентоспособности товаров. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов. Однако вместе с экономической выгодой принимающие страны сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов. Противоречивы последствия трудовой миграции и для стран- доноров. С одной стороны, международная трудовая миграция способствует поступления в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2-3 млрд долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости. В целом, по оценкам зарубежных специалистов, экспорт рабочей силы в 4-5 раз выгоднее для страны, чем экспорт товаров. Следует учитывать и то, что выезд части трудоспособного населения за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. В тоже время в связи с высокими масштабами эмиграции для стран-доноров могут возникать серьезные осложнения. Эти станы лишаются более мобильной и прогрессивной части национальных трудовых ресурсов. Через определенный период времени часть из них возвращается на родину, и возникает проблема реадаптации этой категории работников, уже отвыкших от местных условий работы и жизни. В силу этого правительства ряда стран начинают проводить политику сдерживания оттока квалифицированных работников за границу. Из основных мировых центров трудовой миграции следует назвать Западную Европу (только в странах ЕС сегодня проживает более 15 млн мигрантов и членов их семей); нефтедобывающие страны Ближнего Востока (в средине 90 гг прошлого века иностранная раб. Сила здесь по численному показателю в 2 раза превосходила местную);США; Австралию; страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Традиционно велик приток иммигрантов в Израиль. Процессы преимущественно внутренней миграции активно происходят в Латинской Америке и Африке. 50. Понятие и роль мировой валютной системы. По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран. Интеграция стран в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных из национальных денег в иностранную валюту, и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно- финансовых операциях. В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения- совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Участниками валютных отношений выступают государства (в лице правительств, центральных банков), международные организации, юридические лица (коммерческие банки, предприятия: импортеры и экспортеры, биржи) и физ. лица (брокеры, спекулянты, туристы). Международные валютные отношения и их межгосударственно- правовая форма организации представляют собой мировую валютную систему. Различают национальную, региональную (международную) и мировую валютные системы. Исторически в зависимости от степени развития товарно- денежных отношений вначале возникали национальные валютные системы, режим которых закреплялся национальным законодательством с учетом норм международного права. Под национальной валютной системой понимается совокупность способов, инструментов и национальных органов, с помощью которых реализуется определенный порядок денежных расчетов конкретного государства с другими странами. Национальная система является составной частью кредитно- денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна, а ее деятельность выходит за национальные границы. Особенности национальной валютной валютной системы определяются степью развитию и состоянием экономики и внешнеэкономических связей отдельно взятой страны. Промежуточным элементом между национальной и мировой валютными системами являются региональные валютные системы, которые обслуживают региональные интегральные группировки государств. Мировая валютная система выступает механизмом, связывающим отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Правовой основой мировой валютной системы являются международные соглашения, многосторонние и двусторонние договоры и акты. Главная задача мировой валютной системы- эффективное опосредование движения товаров, капитала, услуг и других видов деятельности с помощью организации международных расчетов и платежей за экспорт и импорт, создание благоприятных условий в отношениях между отдельными странами для развития международного разделения труда. Мировая валютная система выступает одним из мощных звеньев, которое в значительной степени может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономических отношений(МЭО). Посредством мировой валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую или, наоборот, блокируется этот процесс, расширается или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, «перемещаются» экономические трудности(например, безработица, инфляция и др) из одних стран в другие. Развитие МЭО в значительной степени предопределено характером определенной валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными и регулирования, она тесно связана с национальными и региональными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Мировая валютная система должна выполнять определенные требования, предъявляемые к ней со стороны всемирного хозяйства: обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно- расчетных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой валютной арене, в результате чего периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающейся ее крушением и созданием новой валютной системы. №53. Торговый и платежный балансы страны и методы их урегулирования.Гос. политика регулирования валютного курса и платежного баланса в РБ в условиях мир экон кризиса. Платежный баланс-статистич.документ, в котором в систематизиров.виде отражены все внешнеэконом.операции страны с др.гос-вами за опред.период. Платежный баланс и его структура. Платежный 6аланс- соотношение между суммой платежей, поступ. из-за границы, и суммой платежей, идущих за границу. Если поступающие в страну платежи превышают выплаты другим странам и международным организациям, плат. баланс является активным, если же наоборот, — плат. баланс пассивный. Важн. элементами плат. баланса явл-ся поступления по внешнеторговым операциям; доходы по итогам фрахтования судов, страхованию перевозок; доходы от инвестиций за границей и выплаты процентов и дивидендов; расчеты по туризму и созд-ию дипломат. корпуса и торговых представительств; платежи и поступления по различным неторговым переводам (переводы от эмигрантов в свою страну; разного рода благотворит. перечисления); расчеты по предоставляемым кредитам и займам. Разделы платежного баланса: 1 раздел-торговый баланс. Он хар-ет экспорт и импорт товаров и выступает основой платежного баланса,отражает товарные потоки,пересекающие границу гос-ва за его пределы или в страну. Торговый баланс -соотношение между суммой цен товаров,вывезенных страной за пределы гос-ва, и суммой цен товаров, ввезенных в пределы своего гос-ва.Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, торговый баланс(сальдо торгового баланса) является активным, если ввоз превышает вывоз- пассивным. Сальдо торгового баланса рассчит-ся обычно по итогам года,но промежут подсчеты ведутся также по рез-там обмена за квартал или месяц.В том случае,если сумма экспорта совпадет с суммой импорта,образуется нетто-баланс.Нетто-баланс, если он складывается по итогам хоз.года –оптимальный вариант сальдо внешней торговли. торговли. В таком случае у стран друг перед другом задолженности нет, они имеют воз-сть спокойно разв-ся и осуществлять торгово-экон операции дальше. 2 раздел плат.баланса-баланс движения капиталов. Он хар-ет куплю и продажу активов,предост-е и получ-е кредитов займов.По времени размещения активов можно выделить приток-отток краткосрочного и долгосрочного капитала.К первому направ-ю относ-ся счета иностранцев в данной стране,а также их высоколиквидные активы(н-р,казначейкие векселя),ко второму-покупка ценных бумаг нац.компаний и институтов,долгосроные займы,прямые портфельные инвестиции.Приток капитала в страну свидетельствует о приобретении нац.фин.активов иностранцами,а отток-о приобретении иностр.активов фирмами и домохоз-вами.Активное сальдо баланса дивж-я капиталов возн.при превышении притока капиталов над оттоком.Это ведет и к притоку валюты.В обратном случае возникает пассивное сальдо и отток валюты. Третий раздел плат.баланса-счет офиц.резервов. Сюда включ-ся операции по купле-продаже иност валюты,золота и др.активов,осущ.центр.банком и правит.органами.Эти операции произв-ся не с целью получ-я прибыли,а с целью урегулир-я несбалансиров-сти платежных балансов или поддержания курса опред.валют.За счет офиц.резервов покрывается дефицит или пассивное сальдо по таким статьям платежного баланса,как счета текущих операций и движ-я капиталов.Происходит это путем продажи центр.банком накопленных запасов иностр.валюты,золота и получ-я гос-вом валютных кредитов в др.банках.Уменьшение резервов центр.банка приводит к увелич-ю предл-я на рынке и отражается со занком плюс.Активное сальдо по счетам текущих операций и движ-я капиталов приводит к росту офиц.валютных резервов и отображается в балансе со знаком минус.В рез-те итоговый баланс дает по свеем позициям ноль. №54.понятие,причины и этапы экон.интеграции. Региональные интеграцион. группировки (СНГ,ЕврАзЭС,ШОС,НАФТА) -это процесс эконом.взаимодействия стран,приводящий к сближению,взаимоприспособлению и сращиванию нац.хоз.систем,и согласованно регулируемый меж- и надгосуд.органами.Матер основа междунар.эконом.интеграции-прогрессирующая интернацион-я хоз.жизни. Условия интеграции: -близость уровней эконом.развития интегрирующихся стран -развитая инфрастр-ра для перемещения производственных факторов -общность решаемых макроэкономич.задач -геогр.близость интегрирующихся стран. Формы междунар.эконом.интеграции: 1. Преференциальные торговые соглашения. Страны,заключ.их,предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим,чем третьим странам,н-р путем снижения таможенных пошлин. 2 .Зоны своб торговли. Страны-участницы ограничив-ся отменой тамож. пошлин во взаимной торговле,но сохр.национ.таможен.тарифы в отношениях с третьими странами. 3. Таможенный союз, в кот-ом свободное перемещение товаров и услуг дополняется единым тамож.тарифом по отношению к третьим странам.Предполагается также созд-е межгос.органов для проведения согласованной внешнеторговой политики. 4 .Общий рынок,в кот-ом ликвидируются барьеры не только по взаимн. торговле товарами и услугами,но и в перемещении раб.силы и капитала. 5. Экономич.союз,в кот-ом странами-участницами проводится едина эконом.политика и созд-ся наднац.органы,кот-ые наделяются полномочиями принимать оперативн. решения от лица всей интегрирующей группировки. Европейский союз:15 гос-в,создание единого внутр.рынка(ЕВР),устранены тариф. И нетариф.ограничения во взаимн. торговле товарами и услугами,вкл.транспортные и фин.услуги,ликвидиров.все огранич-я на межгос.передвиж-я капитала внутри ЕС.Разраб-ся проект созд-я валютно-эконом.союза.Переход к единой валюте завершился к 1 января 2002г. 1992г.-созд-е Североамерик.ассоциации своб.торговли (НАФТА):между Канадой,США и Мексикой.На долю НАФТА приходится около 20%всего объема мировой торговли. Нач 90ых- создан Южноамерикан.общий рынок(МЕРКОСУР): Аргентина,Парагвай,Бразилия и Уругвай. Азия- Ассоциация гос-в Юго-Восточной Азии(АСЕАН) Евразия: СНГ (Содружество Независимых республик) и ЕврАзЭС (Евразийское экономич.сообщество) ШОС -созд в 2001г.Шанхайская Организац.Сотруд- ва: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан,Китай. Цель-борьба с междунар.террор-мом и наркобизнесом.Осн вопросы сотр-ва:1)регион.эконом.интеграция;20взаимодействие в обл.транспорта;3)взаим-е в сфере деят-сти органов внутр.дел и прокуратуры. Интеграция происх. на 3 уровнях: 1)микроэкон. уровень интеграции-торгово-эконом.отнош-я и совместн.произ-во экон.субъектов участв.стран 2) институциональный уровень интеграции:нац.институты,институты регион.интеграции,межгос.органы власти 3)макроэконом.уровень- взаимодействие нац.хозяйств,эконом.конвергенция Такой мех-м хар-н для развитых стран,но не всегда для развив.стран,где интеграция может инициироваться сверху-со стороны гос-ва и тк.нет интеграции на микро и макро уровнях это ведет к вялотекущих процессам. Интеграция связ.с подпис.регион.интеграц.соглашений. Сейчас наблюд-ся тенденция роста темпов вовлечения нац.хоз-в в интеграц.процессы(1948-90- было только 64 торговых блока,в 2003 -189)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.011 с.) |