Социальная политика и социальная защита населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика и социальная защита населения



Понятие "политика" (от греч. "государство") означает сферу деятельности государственных и общественных структур по подготовке и реализации решений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определения направлений и путей развития общества. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами людей, принадлежащих к различным социальным группам. Это предопределяет высокую степень ответственности при подготовке и принятии политических решений.

Предметом социальной политики являются проблемы отношений между двумя взаимосвязанными группами граждан, одна из которых представляет трудоспособную часть населения, а другая — нетрудоспособную. Естественно, что сферой социальной политики должны быть обе эти группы.

Политика государства в вопросах труда, занятости, заработной платы и др. является составной частью социальной политики. В литературе она часто именуется как социально-трудовая политика. Социально-трудовая политика и социальная политика государства соотносятся как часть и целое.

Одной из главных задач социальной политики является реализация социальных программ, однако для этого нужны огромные ресурсы, создание которых — дело экономики, а преодоление спада производства, стабилизация и рост экономики невозможны без квалифицированного, эффективного, приносящего доход труда. Социальная политика не может быть реальной и полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только так называемыми социально уязвимыми группами (детей, подростков, многодетных матерей, инвалидов и пенсионеров, а также безработных), т.е. направлена только на тех, кто по праву требует постоянного внимания, заботы и поддержки со стороны государства.

Главными целями социальной политики являются повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей для всех социальных групп на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности граждан, усиление социальной справедливости, совершенствование механизма социальных гарантий и социальной защиты.

Основные направления государственной политики в области труда включают в себя:

- создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда;

- создание системы регулирования ставок и окладов работников независимо от форм собственности;

- разработка государственных программ повышения производительности и эффективности труда на основе рационального использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов;

- совершенствование трудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот и компенсаций в области труда и его оплаты;

- развитие социального партнерства государства с профсоюзами и другими организациями трудящихся, предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов);

- разработка и осуществление государственной политики занятости населения;

- прогнозирование развития народонаселения, формирование трудового потенциала общества с учетом демографических и социально-экономических факторов.

Социальная защита населения — это система прямых целевых гарантий государства населению, обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности.

Наличие эффективной системы социальной защиты является неотъемлемой чертой современной экономики, базирующейся на труде квалифицированного работника. Иначе эффективной экономики на рубеже XXI века просто не создать.

Под эффективной социальной защищенностью подразумевается система экономических отношений, обеспечивающих каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающих его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, инвалиды, больные, дети и т.д.).

При таком подходе к определению социальной защиты ее слагаемыми становятся следующие гарантии:

- защита от безработицы трудоспособных граждан;

- обеспечения пособиями уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально уязвимых групп населения;

- нормального уровня жизни на основе дохода от трудовой деятельности или пособия (включая потребление основных материальных благ, прежде всего продуктов питания);

- минимального равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры;

- получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.

Соответственно государство и его структуры гарантируют решение следующих задач. Во-первых, общество гарантирует право на труд, включая гарантии получения рабочего места или необходимых ресурсов и оплаты по труду. Государство гарантирует социально допустимые условия труда, минимальные условия оплаты труда, а также создает гарантии равноправия субъектов на рынке труда (в той мере, в какой он существует в смешанной экономике), гарантии свободного выбора профессии, рода занятий, места работы, сферы и места приложения труда. Такая система предполагает не только деятельность государственных органов, но и развитую систему организации и самоорганизации трудящихся в лице профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов и других органов, представляющих интересы наемных работников или трудящихся, являющихся хозяевами своих предприятий.

Во-вторых, общество через систему государственных органов и иные общественные структуры гарантирует законодательную и иную социальную защиту режима рабочего дня, рабочей недели, рабочего года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособности при высокой эффективности труда.

В-третьих, общество гарантирует развитие социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищенности населения. В частности, эта задача реализуется на основе благоприятных условий ежедневного, еженедельного и ежегодного отдыха путем развития необходимой системы учреждений, инфраструктуры отдыха.

Следующим направлением является охрана здоровья, развитие просвещения, образования и высокий уровень культуры, предполагающий общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в общественной собственности.

Социальная защита населения обеспечивается следующими видами социальной помощи:

— пенсии;

— пособия;

— льготы, преимущества и услуги;

— единовременная (несистематическая) материальная помощь.

Объектами социальной защиты являются:

— лица пенсионного возраста;

— инвалиды;

— дети, потерявшие кормильца;

— дети из малообеспеченных семей;

— безработные;

— беременные женщины и неработающие матери, осуществляющие уход за малолетними детьми;

— временно неработающие по болезни;

— учащаяся молодежь;

— трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными.

Социальная защита населения обеспечивается через систему страхования старости, потери трудоспособности или утраты кормильца (пенсионное обеспечение, в том числе частное пенсионное обеспечение), социальных выплат малообеспеченным семьям (пособие на детей), социальной поддержки временно неработающим (пособия по безработице), предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям населения с учетом их материальной обеспеченности и заслуг (социальная помощь в виде патронажных услуг, предоставление продуктов, топлива и др.), охраны материнства (предоставления дородовых и послеродовых отпусков), страхования здоровья (медицинское страхование, пособие по временной нетрудоспособности), материальной поддержки учащейся молодежи (стипендии), предупреждения инвалидности и восстановления трудоспособности (реабилитация инвалидов, протезно-ортопедические центры).

Государство регулирует уровень социальной защиты населения через систему законодательных актов, определяет уровень прожиточного минимума и с учетом его устанавливает минимальные размеры оплаты труда, социальных выплат, страховых взносов и виды социальной помощи (льготы), координирует деятельность служб, задействованных в социальной защите. Однако наиболее эффективная роль государства в регулировании уровня социальной защиты населения заключается в стимулировании создания дополнительных рабочих мест, в том числе для инвалидов, в помощи населению в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении уровня квалификации.

Учитывая, что система социальной защиты должна быть направлена на предотвращение падения уровня жизни до полного обнищания, вводится понятие "бедности", определяется черта бедности и исходя из этого — критерия "нуждаемости" в социальной помощи.

Бедность определяется как уровень жизни ниже установленного стандарта, преобладающего в обществе в целом. Черта бедности варьирует в зависимости от времени и места. Нижним пределом бедности (абсолютная бедность) является уровень, за которым человек не может существовать. Этот предел не подлежит регулированию.

Верхним пределом бедности (относительная бедность) является уровень, не превышающий средний уровень жизни в данном конкретном обществе в целом. Этот предел может регулироваться и устанавливаться государством.

Разница между абсолютной и относительной бедностью определяет степень социальной защищенности населения, то есть чем больше это расстояние, тем благополучнее общество, как в экономическом, так и в социальном плане. Следовательно, относительная бедность представляет собой официально установленный государством минимальный прожиточный уровень.

Виды социальной защиты, а также размеры материальной поддержки устанавливаются с учетом экологической обстановки на местности, связи с сельским хозяйством и промышленностью. При этом порядок предоставления и ее размеры не должны способствовать развитию иждивенчества.

Социальная защита населения, не достигшего трудоспособного возраста, должна обеспечить нормальное физическое и духовное развитие личности, позволяющее адаптироваться в условиях рынка.

Практические занятия

1.Используя следующие данные, рассчитайте а) величину рабочей силы и б) официальный уровень безработицы.

Всё население составляет 500 чел.: 120 чел. — дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях; 150 чел. Выбыли из состава рабочей силы; безработные — 23 чел., рабочие, занятые неполный рабочий день, и ищущие работу — 10 чел.

2. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень — 9%. Пользуясь законом Оукена, определите величину отставания объема ВВП в процентах. Если номинальный ВВП в том же году равнялся 5000 млрд. долл., какой объем продукции был потерян из-за безработицы?

3.Численность занятых 90 млн. чел., численность безработных 10 млн. чел.

1) рассчитайте уровень безработицы;

2) через месяц из 90 млн., имевших работу были уволены 0,5 млн. чел; 1 млн. чел из числа, официально зарегистрированных прекратили поиски работы. Определите численность занятых, количество безработных, уровень безработицы теперь.

4.Экономика в 2001 г развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%. По данным таблицы, используя закон Оукена, определите уровень фактической безработицы в 2002 и 2003 гг.

 

Год Потенциальный ВВП, в млрд. долл Фактический ВВП, в млрд. долл.
     
     
    3712, 5

 

 

Тесты

1. Кривая отраслевого спроса на труд находится под влиянием:

а) изменений цены выпуска отрасли;

б) заменяемости капитала и труда;

в) эластичности спроса на продукт отрасли;

г) всего вышеперечисленного.

2. Кривая спроса на труд на конкурентном рынке совпадает с кривой:

а) альтернативных издержек труда;

б) предельного продукта труда;

в) предельного продукта труда в денежном выражении;

г) предельных издержек производимого продукта.

3. Кто из следующих людей является безработным:

а) студент, который хотел бы работать, но еще не начал поиски работы;

б) пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы;

в) менеджер, который условился приступить к работе через 6 недель и прекратил поиски работы;

г) инженер, который искал работу в течение 6 месяцев, а теперь прекратил поиски, решив дождаться улучшения экономической ситуации.

4. Фрикционная безработица это:

а) безработица, связанная с несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее;

б) разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования;

в) форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу;

г) безработица, возникающая и растущая во время циклического спада, и уменьшающаяся в ходе циклического подъема.

5. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает отставание фактической величины ВНП от потенциального возможного уровня на:

а) 2%;

б) 4%;

в) 5%;

г) 7%.

6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:

а) увеличение пособий по безработице;

б) увеличение налогов на корпорации;

в) государственные программы по профессиональной переподготовке;

г) увеличение размеров минимальной заработной платы.

7. При росте ставки заработной платы индивидуальное предложение труда:

а) всегда увеличивается;

б) всегда уменьшается;

в) всегда остается неизменным;

г) сначала растет, а затем может и сократиться.

8. Что из нижеперечисленного неверно:

а) естественный уровень безработицы относительно стабилен в краткосрочном периоде и изменяется в долгосрочной перспективе;

б) NAIRU включает в себя фрикционную, структурную и циклическую безработицу;

в) реальный ВВП равен потенциальному, когда уровень безработицы равен NAIRU;

г) повышение минимума заработной платы является фактором увеличения NAIRU в долгосрочном периоде.

9. Если правительство преследует цель снизить уровень безработицы в экономике, все перечисленные меры макроэкономической политики будут одобрены в парламенте, за исключением:

а) повышения уровня пособий по безработице;

б) функционирования государственных служб занятости;

в) введения государственных программ профессиональной переподготовки;

г) все перечисленные меры способствуют увеличению естественного уровня безработицы.

10. Кейнсианская кривая предложения труда сдвинется вправо, если:

а) повысится уровень цен;

б) снизится реальная заработная плата;

в) увеличится число занятых;

г) повысится естественный уровень безработицы.

11. Равновесие труда в соответствии с кейнсианской теорией занятости возможно:

а) в условиях полной занятости;

б) при наличии безработицы;

в) при рациональных решениях рабочих и работодателей;

г) все верно.

12. Безработица, отражающая временную потерю работы людьми, меняющими место жительства, связанная с трудоустройством вновь вовлекаемого населения, но не требующая переобучения и повышения квалификации, — это безработица:

а) структурная;

б) фрикционная;

в) конъюнктурная;

г) временная.

13. Закон Оукена устанавливает зависимость между:

а) естественной нормой безработицы и уровнем занятости;

б) уровнем дохода, величиной совокупного спроса и уровнем структурной и фрикционной безработицы;

в) динамикой ВВП и уровнем полной занятости, а также уровнем циклической безработицы и конъюнктурного разрыва.

14. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

а) возникнет дефицит рабочей силы в отрасли;

б) возникнет избыток рабочей силы в отрасли;

в) спрос на труд увеличится;

г) предложение труда сократится.

15. Каков уровень естественной безработицы на Западе:

а) 4%;

б) 5%;

в) 6%;

г) 7%.

16. Необходимо в течение короткого времени резко увеличить производство продукции. Какая форма вознаграждения работников будет в этом случае целесообразна:

а) повременная заработная плата;

б) сдельная заработная плата;

в) процент от прибыли;

г) процент от суммы реализованного товара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.94 (0.067 с.)