Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1 Социальная политика России: сущность, основные положения↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научно-методическое пособие «Региональная и муниципальная социальная политика» Аннотация
В данном учебном пособии представлен анализ проблем социальной политики на региональном и муниципальном уровнях. Представлены теоретические основы социальной политики, рассмотрены основные направления государственной социальной политики, выявлены особенности реализации социальной политики на разных уровнях федеративного государства, обобщены и проанализированы нормативно-правовые основы социальной политики в Российской Федерации. Содержание пособия учитывает основные положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предназначается для студентов и слушателей, изучающих проблемы социальной политики, государственных и муниципальных служащих субъектов РФ, повышающих квалификацию.
Содержание Введение. Раздел 1 Социальная политика России: сущность, основные положения. 1.1. Понятие социальной политики. 1.2. Субъекты и объекты социальной политики. 1.3. Основные задачи и функции социальной политики. 1.4. Механизмы социальной политики. 1.5. Аспекты формирования и развития социальной политики в России. 1.6. Правовые основы социальной политики в России. Вопросы для самоконтроля. Вопросы для обсуждения. Литература. Раздел 2 Региональная социальная политика государства. 2.1. Определение региональной социальной политики. 2.2. Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики. 2.3. Социальные аспекты государственной бюджетной региональной политики 2.4. Дифференциация социального развития субъектов Российской Федерации и значение социальной политики в ее сглаживании. Вопросы для самоконтроля. Вопросы для обсуждения. Литература. Раздел 3 Социальная политика в муниципальных образованиях. 3.1. Роль муниципального образования в реализации социальной политики 3.2 Социальные функции органов местного самоуправления. 3.3. Муниципальное управление отраслями социальной сферы.. 3.3.1. Образование. 3.3.2. Работа с детьми и молодежью.. 3.3.3. Опека и попечительство. 3.3.4. Здравоохранение. 3.3.5. Культура, спорт, досуг. 3.3.6. Занятость и трудовые отношения, социальная поддержка населения 3.4. Особенности формирования и перспективы развития партнерства в системе согласования социальных интересов на муниципальном уровне. Вопросы для самоконтроля. Вопросы для обсуждения. Литература. Приложения.
Введение В последние десятилетия системный кризис достаточно сильно ударил по социальной сфере, последствиями чего стали поляризация и деградация социальной структуры, обеднение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни, превращение российского общества в общество противостояния. В связи с этим в последнее время заметен отчетливый разворот государства в сторону социальной политики, реализация значительного числа социальных проектов, повышенное внимание к вопросам реформирования социальной сферы со стороны власти и общества. Это говорит об актуальности проблемы формирования оптимальной для России модели социальной политики. Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер. Научно-методическое пособие освещает круг вопросов, позволяющих дать целостное представление о социальной политике России, реализуемой на всех уровнях управления. Рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с формированием и реализацией социальной политики государства на федеральном уровне, а также конкретизируются в региональном и муниципальном разрезе. Особое место в структуру занимают вопросы сущности и содержания социальной политики как действенного инструмента социального развития страны. Данное пособие опирается на федеральные законы и другие нормативные акты, касающиеся социальной сферы, данные социальной статистики. Оно может представлять определенный интерес для студентов, слушателей, преподавателей, изучающих проблемы социальной политики, государственных и муниципальных служащих субъектов РФ, повышающих квалификацию.
Раздел 1 Социальная политика России: сущность, основные положения Понятие социальной политики Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества. В последнее время на фоне процессов развивающегося мирового кризиса стабилизация ситуации в данной сфере становится одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства, что выражается в социальной политике государства. В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом – отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики, так как приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека[2], а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом. Концентрация усилий государственных органов, реализующих социальную политику, только на поддержании минимального уровня социальных благ и защите социальноуязвимой части населения, выводит основную часть общества из поля зрения социальной деятельности государства. То есть государство снимает с себя ответственность в целом за протекание социальных процессов в своем обществе, за распределение социальной справедливости, за формирование социальных отношений между его членами, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. Такое понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий. Принципиально иной подход к раскрытию сущности социальной политики, трактующий ее в широком контексте, позволяет рассматривать социальную политику, как систему целенаправленных действий государства по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. В широком смысле социальная политика также понимается и как система определенных взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом. В рамках данного подхода специалисты обозначают, что социальная политика[3]: · является одним из направлений государственной политики; · определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством; · формируется в контексте социальной структуры общества; · представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны; · неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики); · состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом; · разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом. Изучение подходов к пониманию социальной политики позволяет целесообразно и логично рассматривать ее через деятельность государства, направленную на регулирование, стабилизацию и развитие социальных отношений в обществе и определять сущность социальной политики через специфику социальных отношений, то есть тех отношений, которые она и призвана регулировать. Таким образом, социальная политика – это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни. Социальная политика – это также система взаимодействия и взаимоотношений социальных групп общества по жизнеобеспечению населения, росту уровня и качества его жизни[4].
Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность понятия «социальная политика»? 2. Какова роль и возможности субъектов социальной политики в ее выработке и реализации? 3. Назовите основную цель социальной политики. При помощи решения каких задач она реализуется? 4. Рассмотрите основные механизмы социальной политики. Каким образом, на ваш взгляд, они должны применяться? Как вы считаете, в чем состоят их возможности и ограничения? 5. Какие факторы повлияли на формирование социальной политики в России? Назовите основные направления ее развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Можете ли вы их дополнить? 6. На какой нормативно-правовой базе основывается социальная политика Российской Федерации?
Вопросы для обсуждения 1. Какое место должна занимать социальная политика в системе приоритетов Российского государства? 2. Что в первую очередь надо делать государству после его поворота лицом к социальной сфере? 3. Какой должна быть оптимальная для условий нашей страны модель социальной политики?
Литература
1. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2008. 2. Быков С.В. Социальная политика государства. Учебное пособие. – Хабаровск, 1997. 3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 4. Социальная политика / Под общ.ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. 5. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. 6. Территориальные проблемы социальной политики // Под ред. Э.Б. Гилинской, С.Н. Смирнова. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность региональной социальной политики? 2. Каковы, на ваш взгляд, особенности формирования социальной политики на региональном уровне? 3. Назовите основные полномочия региональных органов государственной власти. 4. В чем специфика финансирования социальной политики на региональном уровне? 5. Приведите основные факторы, обусловливающие дифференциацию социального развития регионов. 6. Каким образом влияет региональная социальная политика на выравнивание такой дифференциации? Вопросы для обсуждения 1. Какими должны быть стратегия и тактика государственной социальной политики в вопросе сглаживания дифференциации социального развития регионов? 2. Каким образом соотнести основные интересы общества и власти в сфере региональной социальной политики? 3. Предложите оптимальные формы диалога вокруг социальной политики на региональном уровне. Литература 1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 2. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2008. 3. Алиева Э.Б. Региональный бюджет в системе экономических отношений федерализма // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №8. С.151-156. 4. Баранов С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №6. С.98-108. 5. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития // Вопросы статистики. 2008. №2. С.56-64. 6. Гневко В.А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления асимметрии в развитии российских регионов // Экономика и управление. 2006. №2. С.23-25. 7. Денисов Н.А. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России // Общество и экономика. 2007. №8. С.72-82. 8. Единое социально-экономическое пространство как фактор регионального развития / Под ред. С.В. Кузнецова. – Спб.: РАН, ИРЭ, 2007. 9. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 10. Саблина Е.А. Анализ субфедеральных бюджетов как фактора социально-экономического развития регионов России // Вопросы статистики. 2007. №9. С.74-80. 11. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 12. Социальные факторы экономического развития регионов России / Н.В. Васильева и др. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 13. Территориальные проблемы социальной политики // Под ред. Э.Б. Гилинской, С.Н. Смирнова. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. 14. Федотовская Т.А., Роик В.Д., Иваненко С.И. Социальная сфера Российской Федерации: региональные аспекты. // Аналитический вестник №21 (338) «Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения. – М., 2007.
Раздел 3 Социальная политика в муниципальных образованиях 3.1. Роль муниципального образования в реализации Одной из первостепенных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования[34]. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Как уже неоднократно отмечалось, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный характер, т.е. определяет основные направления социальной политики в государстве, на уровне субъекта федерации – эти направления конкретизируются с учетом региональных особенностей. Особую роль именно в практической реализации социальной политики играют муниципальные органы. Это обусловлено тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики. Муниципальный же уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Местное сообщество — не только территориально-хозяйственное объединение, но и культурно-историческая общность, способная как субъект управления на основе совместных ценностей (сопричастности к малой родине, ответственности перед сообществом) преобразовать местное хозяйство, улучшить социальные условия проживания в соответствии с интересами своих граждан, изменяя качество жизни в лучшую сторону[35]. Местное самоуправление осуществляется на том уровне властных отношений, на котором реализуются основные естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, отдыхе, охране здоровья, благоприятной окружающей природной среде, образовании. Хотя в этом случае реализуются естественные потребности отдельных людей или семей, все же условия их удовлетворения имеют не только частный, но и публичный характер. Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем. Природа муниципального уровня власти проявляется также в таком преимуществе как более реальная подотчетность населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые властью мероприятия и оказать содействие их проведению. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков: · комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп; · социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних; · дома инвалидов и престарелых; · детские дома; · центры психолого-педагогической помощи населению и т.д. Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.
Образование
Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: · гуманистический характер образования, · приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, · свободного развития личности; · общедоступность образования, · адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; · светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; · свобода и плюрализм в образовании. Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Министерства образования и науки России, региональном законодательстве. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в данной сфере относятся: а) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ; б) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому; в) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений; г) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; д) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кроме того, органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Система высшего образования регулируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с ним муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами данных субъектов. Реализуя полномочия в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, прежде всего, организуют деятельность муниципальных образовательных учреждений и осуществляют в соответствии с законодательством контроль за деятельностью всех организаций, которые участвуют в образовательном процессе либо создают для этого необходимые условия (ремонт школьных зданий, питание школьников и др.). Образовательные учреждения как юридические лица имеют широкие права в осуществлении образовательного процесса – как выбора содержания образования, так и хозяйственной самостоятельности. Оно ответственно за реализацию прав на образование тех граждан, которые в нем обучаются, и за качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Органы местного самоуправления должны заниматься созданием условий для получения соответствующего образования всеми гражданами муниципального образования, не вмешиваясь в непосредственную образовательную деятельность, несут ответственность за представление населению достоверных данных о соответствии этих условий требованиям законодательства. Органы управления образованием (как представители интересов органов местного самоуправления) обязаны оказывать непосредственную помощь образовательным учреждениям в решении вопросов ресурсного обеспечения, включая их в планы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Контрольные функции в сфере образования органами местного самоуправления осуществляются прежде всего над деятельностью муниципальных образовательных учреждений (бюджетных), учредителями и собственниками имущества которых выступает муниципальное образование. Кроме того, осуществляется контроль за реализацией прав граждан на образование, соблюдением установленных законодательством требований к деятельности образовательных учреждений. В случаях, установленных законодательством, такой контроль осуществляется в отношении образовательных учреждений всех форм собственности. На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях. Чаще всего к основным проблемам сферы образования на муниципальном уровне относят: 1. Дефицит денежных ресурсов, непроработанность схемы многоканального, в том числе внебюджетного, финансирования. 2. Отсутствие адекватной системы мониторинга состояния образования, единой системы информационного обеспечения, специализированной службы сбора и анализа информации. 3. Недостаточная разработанность кадровой политики в сфере образования. 5. Преобладание оперативного управления образованием над программно-целевым. 6. Слабое участие общественных организаций в реализации политики в данной сфере и др. Изменения в системе образования требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих поднять эффективность образования на должный уровень. Таким образом, уровень образования населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Работа с детьми и молодежью Наряду с образовательной деятельностью органы местного самоуправления организуют и осуществляют и другие мероприятия по работе с детьми и молодежью. Мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления муниципального района, должны иметь межпоселенческий характер. Основные полномочия в данной сфере регулируются программными документами и отраслевым законодательством, направленными на реализацию прежде всего Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон определяет основные меры по защите прав ребенка в сфере образования и воспитания, обеспечению его прав на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, защите прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей, защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная на 2007-2010 годы постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172, является продолжением одноименной программы. Ее осуществление в 2003-2006 годы позволило, в частности, снизить младенческую смертность на 21,8%, а материнскую – на 27%. Отличие новой Программы состоит в ее ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами. Предполагается использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности. Мероприятия Программы направлены на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422. Определенное значение имеют также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления с детьми и молодежью, входящими в группы риска. Это, в частности, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которым определяются основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Кроме того, отдельные направления работы с детьми и молодежью определяются подзаконными актами федеральных и региональных органов государственной власти, имеющими, как правило, рекомендательный характер. Типичным в этом плане можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах», которым рекомендуется органам местного самоуправления в пределах своей компетенции с участием профсоюзных и иных общественных объединений: · разрабатывать целевые программы организации отдыха и оздоровления детей, предусмотрев в них мероприятия по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей; · сохранять и развивать инфраструктуру детского отдыха и оздоровления, шире использовать базу санаторно-курортных, лечебно-профилактических организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, профсоюзов и иных организаций для отдыха и оздоровления детей; · уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по созданию в период школьных каникул для детей в возрасте от 14 до 17 лет (включительно) специализированных лагерей, проведению целевых смен, расширению возможностей для их временной занятости; · создавать условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения детского травматизма, безопасности дорожного движения в период школьных каникул, особое внимание уделяя организации полноценного питания детей, соблюдению требований противопожарной безопасности в организациях отдыха и оздоровления детей, санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей; · предусматривать для организованных групп детей льготное культурно-экскурсионное и транспортное обслуживание, а также использование спортивных учреждений; · обеспечивать установленные меры безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно с учетом дальности перевозок и времени суток, а также в период пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления; · осуществлять без взимания платы приемку организаций отдыха и оздоровления детей, проведение профилактических
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.019 с.) |