Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение объема производства и цены в условиях монополии

Поиск

Фирма-монополист определяет объем производства, необходимый для получения максимальной прибыли, исходя из своих экономических издержек и спроса на рынке. Известно, что монополия имеет отраслевую кривую спроса в форме нисходящей линии. Такое содержание графика спроса монополии приводит, по крайней мере, к трем важным последствиям.

Во-первых, у монополии в отличие от совершенно конкурентной фирмы цена товара (Р) больше предельного дохода (МR): Р>МR. Данное неравенство легко объяснимо, поскольку график спроса монополии имеет нисходящее расположение и, следовательно, при увеличении объема производства в соответствии с законом спроса цена должна понижаться. Понижение цены каждой последующей единицы товара естественно распространяется на все товары, которые реализует монополия. Поэтому каждая дополнительная единица продукции приносит меньшее приращение валового дохода, т.е. уменьшение показателя предельного дохода. Следовательно, валовой доход растет, но темп его роста замедляется. Таким образом, понижение цены при увеличении объема производства является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

Во-вторых, монополист определяет цену своего товара в зависимости от объема производства, который, в свою очередь, определяется условиями рынка, например, законом спроса и поведением покупателей. Все это означает, что монополист не полностью свободен от рыночных сил в установлении цены и объема производства. Нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены — с большими объемами продаж. Линейной функции спроса соответствует и линейная функция предельного дохода (МR). Между этими двумя функциями и их графиками существует тесная связь. Во-первых, обе функции имеют одинаковую константу и, следовательно, их графики выходят из одной точки на оси ординат. Во-вторых, угол наклона графика предельного дохода в два раза больше угла наклона графика спроса относительно оси абсцисс.

В-третьих, в определении показателей деятельности монополии проявляется тесная и закономерная связь между валовым доходом, ценой товара и эластичностью спроса. Известно, что при эластичном спросе понижение цены товара (при прочих равных условиях) приводит к росту валового дохода. Поскольку монополия имеет возможность манипулировать ценой, то монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество выпускаемой продукции, при которой валовой доход уменьшается (предельный доход отрицательный). Иными словами, монополист, который стремиться максимизировать свою прибыль, всегда будет стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена-количество, расположенной в зоне эластичного2 — спроса. Данное условие отражает новая формула предельного дохода в связи с показателем эластичности спроса:

На основании данной формулы можно сделать следующие выводы, Во-первых, поскольку , то превышение цены над предельным доходом тем больше, чем менее эластичен спрос. Во-вторых, т.к. MR<Р, а средний доход (AR) совпадает с графиком спроса (вся продукция продается по одной цене), то график предельного дохода всегда располагается ниже графика спроса (рисунок 52).

Рисунок 52 — Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

Несмотря на исключительное положение на рынке своего товара, монополия функционирует в условиях рыночной экономики и, поэтому на нее также распространяются законы рынка. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что монополия закупает все необходимое для своего производства на достаточно свободном рынке, Поэтому ее издержки производства зависят от рыночных условий и рыночных цен. Следовательно, на монополию также распространяется универсальное правило определения оптимального объема производства. Это означает, что монополия будет увеличивать свой выпуск до тех пор, пока дополнительный доход от каждой дополнительной единицы продукции будет превышать дополнительные издержки и, наоборот, сократит объем производства, если будет складываться обратное, т.е. неблагоприятное соотношение данных показателей. Таким образом, фирма-монополист будет определять свой оптимальный объем производства при условии равенства предельного дохода предельным издержкам: МR=МС (рисунок 53).

Рисунок 53 — Максимизация прибыли монополиста

Для построения графика производятся необходимые расчеты предельных и средних издержек производства. Равенство предельного дохода и предельных издержек выражает точка пересечения графиков этих издержек, которая называется точка Курно. В соответствии с этой точкой определяется объем производства монополии (), при котором монополия имеет максимальную прибыль. Монопольная цена () определяется путем восстановления перпендикуляра от максимизирующей прибыль точки на оси абсцисс (объема выпуска) до графика спроса, на котором располагается сочетание цены и объема. Таким образом, при производстве объема и при цене монополия максимизирует прибыль в краткосрочном периоде. Величина прибыли на графике определяется как площадь прямоугольника .

В точке Курно MR=MC, следовательно:

отсюда следует, что:

.

В этом случае, если , то будет неопределенная величина. Если , то , что не имеет экономического смысла. Следовательно, монополия максимизирует свою прибыль при , что еще раз подтверждает сделанное ранее утверждение о том, что монополия определяет свой объем производства в зоне эластичного спроса. Степень превышения над МС характеризует монопольную власть фирмы.

Анализ деятельности монополии показывает, что для нее невозможно построить кривую предложения. В условиях совершенной конкуренции построение кривой предложения не представляло труда, поскольку для любой цены фирма выпускала и предлагала на продажу такой объем продукции, при котором МС = Р. Это приводило к тому, что кривая предложения совпадала с кривой предельных издержек. Но в условиях монополии фирма сопоставляет МС не с ценой, а с предельным доходом. Поскольку график предельного дохода определяется характером спроса на товар, то для одного и того же значения Q, в зависимости от спроса на товар, может устанавливаться разная цена товара, как и при одной и той же цене фирма-монополист может выпускать разные объемы товара. Следовательно, в условиях монополии фирма не может обеспечить однозначного соотношения цены и объема, т.е. для фирмы-монополиста невозможно построить кривую предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.012 с.)