Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура общественного производства

Поиск

Структура общественного производства

Производительные силы общества одной своей стороной обращены к природе, а другой к обществу, отношениям между людьми. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и наиболее общим показателем общественного прогресса

Общ.форма раз.ПС:

Общ.-во

Произщводственные отношения

Социально-экономические отношения

Организационно-экономические отношения

Вещественная форма развития ПС

Производительные силы

Природа

Люди производят материальные блага не изолированно друг от друга, а сообща.

Совместно они используют средства производства и в силу этого они помимо его воли и желаний вступают между собой в определенные экономические отношения. В числе этих отношений ближайшими фактами пр-ва является организационно-экономические отношения. Эти отношения представляют собой внутрихозяйственный обмен деятельностью, специализацию, кооперирование, комбинирование пр-ва, управление производством. Но пр-во не всегда протекает в определенной общественной форме.

Производительные силы, выражая отношения общества к природе, не исчерпывают содержание способа пр-ва. Он всегда включает в себя и определенную общественную форму, которая образует совокупность экономических отношений между людьми. Эту общественную форму и образуют социально-экономические отношения, суть и основу которых составляют отношения собственности на средства пр-ва.

Отношения собственности характеризуют:

1. общественный способ соединения работника со средствами пр-ва;

2. соответствующие ему отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов пр-ва;

3. складывающие на их основе условия распоряжения и использования факторов пр-ва.

Собственность на средства пр-ва определяет не только характер экономических взаимосвязей между людьми в процессе пр-ва, но и формы распределения производственного продукта, но обмена и потребления. Совокупность этих взаимосвязей и форм образует систему производственных отношений данного общества. Т.к. производственные отношения связаны с присвоением людьми материально-вещественных факторов и результатов пр-ва, они характеризуются как имущественные отношения. Система производственных отношений образует экономический строй общества на данном этапе существования. Единство и взаимодействие производительных сил, находятся на определенном уровне развития, и данного типа производственных отношений составляют общественный способ пр-ва.

Политическая экономия изучает производственные отношения в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройкой. Она выясняет законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ в различных формациях, всем экономическим развитием общества.

Натуральное производство: сущность и черты

Натуральное производство — такой его род, прикотором люди создают продукты для удовлетворе­ния собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства является самой простой. Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отноше­ний.

1. Натуральное хозяйство — замкнутая система организацион­но-экономических отношений. Общество, в котором оно господ­ствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производ­ственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подго­товкой их к потреблению.

2. Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (Мотыга, лопаты, грабли и т.п.) и кустарный инструмент. Есте­ственно, что при таких условиях трудовая деятельность является ма­лопроизводительной, выпуск продукции не может сколько-нибудь значительно возрастать.

3. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле «производство — распределение — потребление», т.е. соз­данная продукция распределяется между всеми участниками произ­водства и, минуя обмен, идет в личное и производственное потреб­ление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.

В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось во многих странах, где преобладает доиндустриальная экономика. В слаборазвитых странах еще в середине XX в. в натуральном и полунатуральном производстве было занято 50—60% населения. В настоящее время в этих государствах происходит ломка отсталой структуры народного хозяйства.

В нашей стране натуральное производство в особенности разви­то в личном подсобном хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.

Натуральное хозяйство носит застойный характер, ибо ручной и неспециализированный труд отличается очень низкой выработ­кой продукции. Вследствие этого количество благ в расчете на од­ного жителя страны почти не увеличивается, а потребности людей долгое время остаются традиционными.

Натуральное хозяйство преобладало в течение самой длитель­ной доиндустриальной стадии производства. В условиях машинной индустрии его окончательно сменил ставший господствующим вто­рой род хозяйства – товарное производство.

 

Эк категории и эк законы

Производственно-хозяйственной деятельности присущи объективные экономические законы.

Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экон. законов обусловлен такими обстоятельствами:

1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция соц.-экон. развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экон. развития. Люди не бессильны перед этими экон. законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы произв.-хоз. деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познавая экон. законы и осуществляя свою пр.-хоз. деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Эконом. категории. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экон. науке являются экон. категории.

Экон. категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экон. явлений. Инструмент научного познания пр.-хоз-ных явлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительные экон. отношения.

Экон. категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Типы экономических систем

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей эко­номической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и об­щество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительнос­ти это означает стремление к максимизации результатов при дан­ных затратах.

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от теку­щего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответ­ствии с динамикой цен.

Экономической целью фирмы выступает максимизация при­были или минимизация издержек производства. Для этого исполь­зуются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются: экономический рост, повышение эффективности про­изводства, полная занятость и социально-экономическая стабиль­ность. Экономический рост расширяет производственные возможности, является общей предпосылкой повышения народного бла­госостояния.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.

Рыночная экономика характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободывозможности индивида реализовать свои интересы и способнос­ти путем активной деятельности в производстве, распределе­нии, обмене и потреблении экономических благ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возни­кают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная эко­номика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выра­жается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и ус­луг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходи­мым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс про­изводства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода пред­полагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной дви­жущей силой экономики. Для потребителей этим интересом явля­ется максимизация полезности, для производителей — максимиза­ция прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

В реальной действительности существуют обстоятельства, зна­чительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совер­шенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что эконо­мическая свобода существует как потенция, как возможность, пре­вращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и в конечном счете уровнем экономического раз­вития.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных кон­трактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения по­литической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид мо­жет отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно при ус­ловии, что его агитация не выливается в применение насильствен­ных действий по отношению к другим гражданам. Для пропаганды новых идей необходимо лишь позаботиться о том, чтобы их публи­кация имела коммерческий успех.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

Командная экономика опи сывается как система, в которой доминирует общественная (го­сударственная) собственность на средства производства, коллек­тивное принятие экономических решений, централизованное ру­ководство экономикой посредством государственного планирова­ния. Я думаю, что для российского читателя нет необходимости подробно останавливаться на характеристике командной системы. Подчеркнем лишь основные моменты.

Характерной чертой командной экономики является монопо­лизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, моно­полизм производства, торможение технического прогресса законо­мерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом раз­делении труда. Административно-командная система — это свое­образная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее ха­рактерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние пар­тийного и государственного аппарата.

Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикальная, завися­щая от центра, форма распределения продукта воплощается в но­менклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с рас­пределением.

Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть меха­низм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Поскольку одним из важнейших признаков классификации эко­номических систем являются форма собственности (частная, обще­ственная) и способ координации экономической деятельности (ры­ночный, плановый), В качестве класси­ческого примера частного капитализма приводят Англию XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики — фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР.

По степени участия государства в экономике с известной до­лей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим — командная. Большинство стран разместилось бы между этими по­люсами. Их обычно и относят к смешанной экономике.

 

Рабочая сила как товар

Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным условием пр-ва в любом обществе. Потребление РС есть труд, т. е целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. В результате объединения, кооперирования индивидуальных раб сил в едином пр-ном процесс возникает совокупная РС. применение РС становится возможным только в опред. общественной комбинации. РС выступает в качестве личного фактора пр-ва. Превращение РС в товар способствовали 2 исторических процесса - освобождения людей труда от рабской и крепостной зависимости и освобождение их от собственности на СП. Чтобы продавать свою способность к труду, человек должен располагать правом собственности на нее, быть лично свободным, должен быть лишен СП. Ему незачем было бы продавать свою РС, если бы он мог сам произвести и вынести на рынок продукт собственного труда. Исторический процесс принудительного отделения производителя от СП, сосредоточения их в руках немногих и превращения в капитал К. Маркс называл первоначальным накоплением капитала. экон-кой основой первонач. накопления явилась дифференциация – разорение одних и обогащение других - мелких товаропроизводителей города и деревни. Процесс дифференциации на его массовом уровне протекал весьма медленными темпами. И было применено насилие, которое ускорило создание предпосылок кап-го производства. Превращение РС в товар означало сом старых способов соединения работника со СП, характерных для прежних эксплуататорских обществ. Внешнеэк-е принуждение к труду уступило место договору формально равноправных товаровладельцев: предпринимателя – собственника СП и наемного работника - собственника РС противостоят на рынке друг другу как равные товаровладельцы. При этом один из них продает РС т.е способность к труду, а др ее покупает. Это формальное равенство маскирует самую изощренную систему эксплуатации человека человеком, поскольку она строится на сочетании эк интереса, как эксплуататора, так и эксплуатируемого.

16 Издержки производства и прибыль.

В общем виде прибыль опре­деляется как разность между сово­купной выручкой и со­вокупными издержками:

TR-TC=П, где TR-совокупная выручкаTC-совокупные издержки, П- прибыли.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внут­ренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бух­галтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва­ет внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому пред­принимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходит­ся на такой важнейший ресурс, каким является предприниматель­ская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль. Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль оп­ределяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутрен­них издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внут­ренние издержки в сумме образуют экономические, или альтерна­тивные, издержки. Это значит, что при определении объема реаль­ной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует про­шлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, на­оборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтер­нативы использования ресурсов, которыми он располагает. Совокупный доход- сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага TR=P*Q, где TR-совокупный доход,P-цена,Q-проданное количество благ. Средний доход - доход, приходя­щийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной кон­куренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги). Постоянные издержки производства - такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с функционированием производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.

Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости.

Сущность и формы монополии.

Монополия – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количе­ством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйствен­ных органов (например, государственная монополия внешней тор­говли и т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (желез­нодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масшта­бов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальныемонополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы мо­нополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетель­ство, выданное правительством страны гражданину на право иск­лючительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­ственники получают исключительное право продавать или раз­множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то пе­риода;

в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услу­гу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистри­рованные торговые знаки).

Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получе­ния монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

§ создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

§ ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

§ создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

§ применяют более крупный капитал (дающий больший эффект От роста масштаба производства);

§ «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн. Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участ­ники сохраняют свою собственность на средства и продукты произ­водства, а созданные изделия сами продают на рынке, договари­ваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат — объе­динение ряда предприятий, изготавливающих однородную продук­цию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбы­вается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и го­товую продукцию. Концерн — союз формально независимых пред­приятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма органи­зует финансовый (денежный) контроль над всеми участниками. Кон­сорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммер­ческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Рыночное равновесие

Рыночным процессом ценообразования управляет закон спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса так и предложения. На рисунке 1 представлены кривые спроса (Д) и предложения (S). Кривая спроса показывает, сколько товара потребители планир,-ют купить по каждой данной цене. Кривая предложения показывает сколько товара производители планируют предложить по каждой возможной цене. Только при одной единственной цене планы покупателей и продавцов совпадают. Это цена называется равновесной.

Рис.1 рыночное равновесие

Равновесная рыночная цена • это цена -при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Или цена спроса (Рд) равна цене предложения (Рs). т.е. Рs = Рд = Ре. Таким образом, точка Е (Qe, Pe) является точной равновесной рыночной цены.

Равновесие - ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают так, что при данной цене величина предложения (QS) равна величине спроса (QD), т.е. Qs=Qd=Qe. Более высокая цена приводит к возникновению товарного избытка избытка и оказывает давление на цену сверху. Более низкая цена порождает торговый дефицит и давит на цену снизу.

Величина избыточного спроса (дефицит)-ситуация, при которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товара, т.е. QD>Qs

Товарные запасы • товарные фонды, готовые для реализации использования. На рынке главным, основный признаком товарного.дефицита является изменение товарных запасов, которые продавцы держат, чтобы оперативно отреагировать на незначительное изменение спроса. Если же товарные запасы уменьшаются ниже допустимого уровня, то продавцы стремятся пополнить (увеличить производство или закупки).

Некоторые продавцы могут искусственно создавать товарный дефицит для получения дополнительной прибыли/ Избыточная величина предложения (избыток) – ситуация когда величина.предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него, т.е. Qs>QD

Рис.2 Установление рыночного равновесия.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от
излишков, сдерживая предложение.

Общепризнанный в настоящее время метод Л.Вальраса рассматривает кривые спроса и предложения как конечные точки горизонтальных прямых, которые соответствуют спросу и предложения при данной цене. А. Маршалл рассматривал их как конечные точки ряда вертикальных линий, каждая из которых соответствует цене, по которой данное количество товара производится и потребляется. А Маршалл рассматривал количеггво товара как независмую величину, а цену -как зависимую

Метод Л.Вальраса основывается на изменении динамики цены •
зависимости от достижения состояния равновесия, тогда как подход А Маршалла базируется на изменении динамит объемов товаров.
Таким образом, Л.Вальрас разработал «модель корректировки рыночных цен», в А. Маршалл - «модель корректировки объёма выпуска»

Однако и цены, и количество товаров оказывают влияние на изменение спроса. В процессе функционирования рынка уравновешиваются интересы как потребителей, так и производителей

 

Политэкономия А.Смита.

В 1773—1776 гг. А.Смит написал свое главное произведение «Ис­следование о природе и причинах богатства народов». В нем он обоб­щил столетнее развитие классической школы политической эконо­мии. Он обосновал представление о товарном производстве и обмене как о сфере человеческой деятельности, которая развивается по объ­ективным законам, а потому не нуждается в государственном регу­лировании.

При разработке учения о рыночной цене А.Смит глубоко раскрыл ее зависимость главным образом от производства, от условий пред­ложения товаров на рынке. Однако он не исследовал воздействие спроса покупателей на цену.

Труд А.Смита состоит из пяти частей: теория стоимости и рас­пределение доходов; капитал и его накопление; очерк экономической истории Западной Европы; критика меркантилизма и изложение взглядов на экономическую политику; финансы государства.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в кач-ве предмета изучения полит экономии Смит назвал проблему эконом развития общества и повышения его благосостояния. В самом начале «Богатства народов», А.Смит, отрицая денежную суть экономич-го роста и повышения благосостояния, настаивает на том, что «годичный труд каждого народа» превращается в богатство прежде всего в виде материальных ресурсов, которые создаются исключительно в сфере производства, роль которой в хоз-ной жизни он заведомо считал приоритетной.

Он полагал, что с развити-ем экономики цены на промыш-ные товары имеют тенден-цию снижаться, а на с/х продукты — подни-маться, поэтому, в странах, где с/х представл собою самое выгодное из всех приложений капитала, капи-талы отдельных лиц будут прилагаться самым выгодным для всего общества образом. Он убежден в том, что все, что благоприятствует или вредит интересам землевладельцев, неизбежно благоприятствует или вредит интересам общ-ва.

В понимании А.Смита рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общ-ного, В развитие этой идеи он вводит понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Смит говорит «невидимой руке» как бы между прочим, обращая внимание на то, что каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а не выгоды общества, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения» и что «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «эк чел-ком» и обществом, т.е. «видимой рукой» гос-ного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за гос-вом Смит считает целесообразным закрепить три важные обязанности, а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.

Непремен условием для того, чтобы эконом законы действовали, явл свободная конкуренция. Только она может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, т.к. монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и не удовлетворяя полностью действит-ный спрос, продают свои товары дороже естественной цены и поднимают свои доходы.

Он осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что законы ограни-чивают рынок труда, мобильность раб силы и масс-штабы конкурентной борьбы. Но что касается структуры самой торговли, то он ставит на 1-е место внутреннюю, на 2-е—внешнюю, на 3-транзитную торговлю.

Теория стоимости

Отметив наличие у каждого товара потребительной и меновой стоимости, первую А.Смит оставил без рассмотрения. Причина здесь в том, что в понятие «потребительная стоимость» А.Смит вкладывал смысл полезности не предельной, а полной, т.е. возможность отдельного предмета, блага удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара.

Теория денег

Проблематике денег А.Смит посвятил вторую главу своей второй книги. Именно здесь произнесена одна из его крылатых фраз: «Деньги — это великое колесо обращения». Он высказал положение о том, что падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов. Он рассматривает деньги, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.

Теория доходов

По Смиту, годичный продукт распределяется в виде доходов между тремя классами — рабочими, капиталистами, землевладельцами. Доход рабочих — зар плата — в рассмотрении А.Смита находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Еще одному виду доходов — ренте спец посвящена отдель-ная глав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.019 с.)