Конкуренция, ее сущность, виды и роль в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция, ее сущность, виды и роль в экономике.



В условиях рыночною хозяйства экономическая реализация собственности — это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существен­ных средств разрешения этих противоречий является конку­ренция.

Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Виды конкуренции. Являясь непременным условием сущест­вования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид кон­куренции направлен на то, чтобы склонить покупателя к приобретению про­дукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать то­вары, но более низким ценам. А чтобы снижение цен не на­носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии про­изводства, его организации, квалификации работников. Сле­довательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и тех­ники, совершенствование всех условий производства. Важным и действенным средством внутриотрас­левой конкуренции является качество продукции и другие ас­пекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет каче­ства продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт про­дукции, даже если она продается дороже.

Межотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предпри­ниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельно­сти. Самый главный критерий такой оценки — это норма при­были, позволяющая сопоставлять результаты с затратами Нор­ма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой. У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отрас­лях. И для этого есть средство — перепрофилировать свои пред­приятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит перелив капитала, и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает выпуск того, что в первую очередь требует увеличения объема производства.

В зависимости от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы различают конкуренцию совершенную и несовершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

— существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безраз­лично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продук­цию;

— доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночною равновесия;

— вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к ин­формации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, на­зывается несовершенной Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого

большое количество мелких фирм предлагает разнородную про­дукцию Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других ха­рактеристиках товаров, производимых разными фирмами, ко­торые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и вза­имозаменяемыми.

Роль конкуренции - конкуренция является рыночным регулятором, который закономерно воздействует на три явления: влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; устраняет нестабильное соотношение спроса и предложения; приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

 

Сущность и формы монополии.

Монополия – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количе­ством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйствен­ных органов (например, государственная монополия внешней тор­говли и т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (желез­нодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масшта­бов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальныемонополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы мо­нополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетель­ство, выданное правительством страны гражданину на право иск­лючительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­ственники получают исключительное право продавать или раз­множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то пе­риода;

в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услу­гу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистри­рованные торговые знаки).

Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получе­ния монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

§ создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

§ ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

§ создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

§ применяют более крупный капитал (дающий больший эффект От роста масштаба производства);

§ «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн. Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участ­ники сохраняют свою собственность на средства и продукты произ­водства, а созданные изделия сами продают на рынке, договари­ваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат — объе­динение ряда предприятий, изготавливающих однородную продук­цию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбы­вается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и го­товую продукцию. Концерн — союз формально независимых пред­приятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма органи­зует финансовый (денежный) контроль над всеми участниками. Кон­сорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммер­ческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.007 с.)