Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура государственного бюджета

Поиск

Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государ­ства. Роль бюджета в развитии национальной эко­номики неоднозначна в разные периоды истории.

В фазе начального капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечатель­но, что в ведущих странах через государственный бюджет перерас­пределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регу­лятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении эко­номического роста и занятости работников.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения прави­тельства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим раз­личают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограни­чительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в уве­личении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и по­вышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализо­вать хозяйственную конъюнктуру.

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопро­вождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% — на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направ­ляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40—50% — в Германии, Франции, Швеции. Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основ­ных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на пред­меты потребления.

Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуаль­ный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от нало­гообложения, прирост дохода делится на части, из которых каж­дая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой ставки сос­тавляет от 10 до 25%, максимальной — от 28 до 70%.

Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в послед­ние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Макси­мальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процен­тах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно пре­вышают взносы трудящихся.

Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, кото­рые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупате­лями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборо­та (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг), уровень которого колеблется от 2 до 10%. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19% составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков).

К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бен­зин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины — государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), кото­рые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традици­онных налогов: а) с наследства и дарения; б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооруже­ний, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах. Возрастание роли государства в регулировании национальной эко­номики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций, развитии функций государственного бюджета. Одна из них — обеспечение устойчивого экономического роста.

В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению техничес­кой базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные иссле­дования и разработки. Значительные суммы расходуются на креди­ты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ хо­зяйственного развития. Существенно увеличились объемы инвести­ций в «человеческий капитал» (образование, повышение квалифи­кации и переквалификацию рабочей силы).

Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг.

Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасш­табное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значитель­ная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды.

Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и кос­венные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнос-1ужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика. За последние три десятилетия произошли существенные струк­турные сдвиги в расходной части центральных бюджетов высоко­развитых стран. Во-первых, замедлились темпы роста, и снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касаю­щихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на соци­альные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, фи­нансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы ра­ботающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность по­жилых людей. В связи с этим растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге го­сударству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то и другое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.008 с.)