Изменение величины спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение величины спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.



Спрос тесно связан с потребностями лю­дей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действи­тельно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать пла­тежеспособной потребностью. Спрос данного потребителя характеризуется тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется макси­мальными возможностями покупателя или его максимальной го­товностью заплатить за данный товар.

Объем спроса определяется максимальным количеством данного блага, которое мо­жет приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях. Неценовые факторы, воздействующие на выбор покупателя:

— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара

— вкусы и предпочтения потребителя

— объективные, естественные (внешние) условия потребления

— ожидания потребителей

Рассмотрим влияние некоторых из этих факторов на изменение спроса:

1) Уровень доходов в обществе При увеличении уровня доходов потребителей спрос увеличивается, и наоборот, т.е существует прямая зависимость. Однако существуют товары реакция изменения спроса на которые не одинаковая

«Нормальный» товар - товар, спрос на который расчет при росте потребительских доходов.

«Низший» товар - товар, спрос на который падает при росте по­требительских доходов.

Товар Гиффииа - низший товар, который занимает с доходе по­требителя значительное место. Спрос на товар Гиффина возрастает при уменьшении дохода потребителя

Изменение уровня доходов в обществе может происходить вслед­ствие увеличения или уменьшения налогов, субсидий и трансфертов.

2)Увеличение объёма рынка данного товара влияет на изменение
спроса. Чем больше товара представлено на рынке, тем меньше спрос на него, и наоборот. Если же на рынке появляются взаимозаме­няемые или взаимодополняемые товары, то ситуация неоднозначна.

Взаимозаменяемые товары (субституты) - такие пары товаров. для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на дру­гой товар, и наоборот.

Взаимодополняемые - товары (комплементы) • такие пары това­ров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар, и наоборот.

Объем рынка, а значит и спроса, может изменяться вследствие
увеличения или уменьшения числа потребителей. Чем больше число
потребителей, тем больше объем рыночного спроса, и наоборот.

Субъективное отношение покупателей к товарам или изменение ожиданий и вкуса также влияют на изменение объема спроса.

цене до ожидаемого изменения, и наоборот.

Если товар становится модным, то, естественно, спрос на неги возрастет, и наоборот.

5)Экономическая политика государства может приводить как к снижению спроса так и к его увеличению.

Действие неценовых факторов сдвигает кривую спроса «влево»

или «вправо» (рисунок 2.2.). при этом могут возникнуть две ситуации

а) изменение спроса происходит при неизменной цене (Р сол$1).
б) изменение спроса происходит при. неизменном объеме продаж
(ОД конст.)

 

 

48. Основные концепции и положения австрийской школы предельной полезности
Основателями учения о поведении людей на рынке потребитель­ских благ являются профессора Венского университета Карл Менгер (1840—1921), Ойген Бём-Баверк (1851—1914) и Фридрих фон Визер (1851—1926). Они выдвинули субъективно-психологическую концеп­цию стоимости и цены товара.

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъектив­но — лично сам — определяет ценность благ, исходя из степени же­лательности для него потребляемых вещей. Причем субъективная цен­ность всякого блага, а стало быть, и рыночная цена, считали они, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. Она определяется также количеством предметов по­требления. Люди не считают ценными для себя вещи, имеющиеся в безграничном количестве (например, воздух, вода) и приписывают цен­ность только редким благам. В процессе потребления происходит за­кономерное убывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида благ степень удовлетворения от их потребления умень­шается и достигает предельной величины («точки насыщения»).

Наиболее доступно и ясно теорию предельной полезности изложил О.Бём-Баверк в книге «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886). Здесь автор дал собственное толкование ряда положений субъективно-психологической теории ценности, которые нуждались в совершенствовании.

Так, основатель австрийской школы К.Менгер рассматривал ме­новую ценность как чисто субъективную ценность полезного блага, которое потребитель может получить взамен имеющейся у него вещи. Из-за того что люди неодинаково определяют ценность обме­ниваемых благ, КМенгер отрицал эквивалентность (равноценность) товарного обмена, а это препятствовало пониманию многих рыноч­ных явлений. В отличие от такой позиции О.Бём-Баверк попытался

соединить субъективное понимание ценности с трактовкой меновой ценности как объективного явления, присущего самим материальным

благам.

О.Бём-Баверк отошел от характерного для австрийской школы противопоставления закона издержек и закона субъективной ценнос­ти. Он попытался также связать между собой закон спроса и пред­ложения и закон издержек производства.

В дальнейшем критический разбор концепции предельной полезнос­ти выявил, что она представляет собой асимметричное учение. В концепции отражены только субъективные действия и оценки потре­бителей благ. И не учитывается другая сторона товарных сделок — влияние производства и предложения товаров на рыночную цену. Как противники, так и сторонники неоклассического направления эконо­мической теории установили, что концепция предельной полезности не вполне соответствует практике и содержит внутренние проти­воречия. Вот некоторые из несоответствий реальным процессам.

Во-первых, закон убывающей полезности не является универ­сальным и распространяется только на самый ограниченный круг предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище), ко­торые имеют для отдельного человека и для каждого момента гра­ницу насыщения. Однако данный закон неприменим к подавляющей массе товаров — многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

Во-вторых, субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения. Применяемые же в концепции предельной полезности числовые обозначения лишены реального содер­жания, носят произвольный характер. Отсюда возникало немало бес­плодных попыток подсчитать полезность и ее предельную величину.

Наконец, австрийская школа не нашла убедительного решения ос­новного вопроса: как перейти от субъективных оценок полезности товаров к реальной рыночной цене. Так, О.Бём-Баверк в книге «Осно­вы теории ценностей хозяйственных благ» попытался выводить из предельной полезности «объективную меновую ценность», и из нее — рыночную цену.

Ф.Визер «теория общественного хоз.-ва». Ввел в эконом. Науку термин предельная полезность и понятие альтернативных издержек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.019 с.)