Специфика поведения фирм на стадии чистой монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика поведения фирм на стадии чистой монополии



 

Установление монопольного положения происходило одним из трех путей: посредством сговора, слияния или поглощения, а также образования новой индивидуальной или ассоциированной фирмы. Это резко отличает монополии этого периода от островков монополии в эпоху «свободной конкуренции» (которые носили либо естественный характер, либо являлись следствием привилегий, дарованных государством какому-либо лицу, либо были огосударствленными производствами) и монополий стадии «монополистической конкуренции» (которые основывались на активной научно-технической политике) и т.д. Так, с 1895 по 1904 г. слияниями и поглощениями было охвачено 86% фирм, причем 14% из них были поглощены.[131] Первоначально процесс концентрации и монополизации шел посредством сговора, а впоследствии - в конце Х1Х века (в период “трестовской лихорадки”) - стали доминировать слияния и поглощения. Причем среди четырех крупнейших волн слияний и поглощений (в конце Х1Х - начале ХХ века, в конце 1920-х годов, в конце 1960-х и 1980-х годах) самыми сильными были первые две волны.[132] В результате слияний произошло трестирование ранее не объединенных фирм, что привело к усилению тенденции концентрации и монополизации производства.

Иногда делается вывод о том, что монополии на рассматриваемой стадии носили естественный характер (т.е. были обусловлены естественными условиями и техническими особенностями отрасли, в частности, неделимостью основных фондов), а в качестве примера приводится “Standard Oil”. Однако н е любая монополия в добывающих отраслях имеет естественный характер, иначе сговор был бы ненужным. Многие монополии того времени были основаны на сговоре между фирмами отрасли и смежниками, а также фирмами, занимающимися транспортировкой, переработкой и торговлей. Так, монопольное положение уже упомянутой “Standard Oil” было основано не на монополизации нефтеносных земель, а на господстве в сфере транспорта.

Основные черты поведения монополий на стадии «чистой монополии». Монополия искусственно ограничивает объем производства, создавая дефицит, за счет чего повышаются цены на товары. Т.е., монополия регулирует оба параметра - и объем производства, и цену, стремясь максимизировать прибыль, а способом достижения этой цели служила максимизация рыночной доли. Ограничение объема производства и повышение цен делают излишними нововведения, возможности же торможения инновационного процесса создавались патентным законодательством и манипулированием патентами со стороны монополий: владельцы действующего патента скупали патенты на новые изобретения, продлевая, таким образом, свое монопольное положение на длительное время; владельцы патентов распространяли монополию с патентов на средства производства и изделия, изготавливаемые с их помощью и т.д..[133] Статус кво мог быть нарушен внутренней межотраслевой конкуренцией (от внешней монополист был огражден протекционистской политикой государства), что побуждало монополии создавать на пути потенциального конкурента высокие барьеры входа в отрасль посредством установления демпинговых цен, монополизации торговой сети, источников сырья, скупки патентов, сговора с банками и потребителями. Искусственные барьеры дополнялись и большим объемом первоначально необходимого капитала. В результате этого у монополии на этой стадии сложились специфические источники и способы присвоения монопольной прибыли. Поскольку критерием монополии является не столько рыночная доля, сколько особенности ее поведения (рестрикции в отношении производства и инноваций и завышение цен), то монопольная прибыль – это прибыль, полученная индивидуальным или ассоциированным производителем (при монопсонии - потребителем) в результате ограничительной практики или другого поведения, имеющего источник в монополистической природе экономического субъекта.

Рассмотрим источники монопольной прибыли в период «чистой монополии». Источник монопольной прибыли нужно искать в отношениях собственности на факторы производства и произведенный продукт, а также в отношениях производства. Монопольная прибыль производилась как внутри монополии, так и за ее пределами и реализовывалась через механизм монопольных цен.

Внутренние источники и средства реализации монопольной прибыли в условиях «чистой монополии».

1. Экономия на масштабах производства. Если эффект масштаба являлся одним факторов, способствовавших возникновению монополии, то экономия на масштабе - одним из источников монопольной прибыли. На стадии «чистой монополии» планка нижнего порога концентрации, приводящего к появлению значимого эффекта масштаба, бала расположена низко, а верхнего - относительно высоко, т.к. стартовый уровень концентрации производства и капитала был невысок, а с переходом на эту стадию он резко вырос, но еще не дошел до точки, в которой сильно концентрированное предприятие теряет управляемость, становится громоздкой, хаотической структурой.

2. Эксплуатация «услуг труда» также является одним из важнейших внутренних источников монопольной прибыли. Хотя заработная плата на этой стадии росла, была высока и норма эксплуатации, рабочая недели была очень большой, а заработная плата на крупных фирмах многих отраслей была ниже, чем на мелких. Отсутствие социальных гарантий, высокий производственный травматизм, распространение детского труда,[134] неразвитость профсоюзного движения дают дополнительные аргументы в пользу того, что данный источник монопольной прибыли имел в то время большое значение.

3. Инновации на стадии «чистой монополии» не были важным источником монопольной прибыли, поскольку у монополий имелись возможности извлекать монопольную прибыль другим путем. Интерес к инновациям пробуждался лишь при наличии угрозы конкуренции, которая возникала при ослаблении позиций монополии на рынке, открытии регионального рынка для ввоза товаров из других регионов или внутреннего рынка – для импорта, возникновении товаров - субститутов и, особенно, при попытке проникновения в отрасль сторонней фирмы. Поведение монополиста в этом случае менялось следующим образом.

А. Если монополии угрожала конкуренция со стороны фирмы, предпринимающей попытку проникнуть в отрасль, она пыталась лишить потенциального конкурента источника сырья и научно-технических достижений. Если этого было недостаточно, монополия быстро увеличивала затраты на НИОКР, внедряла новую технику, оптимизировала складские запасы, росли расходы на рекламу, повышалась квалификация ее работников. Монополии же, действовавшей на более поздних стадиях, присуще принципиально иное поведение - даже потенциальная конкуренция уже могла решить проблему технологических изменений.[135]

Б. Если конкуренция исходила от производителей товаров - субститутов, то единственным путем было снижение либо издержек производства, либо цены при неизменных издержках в краткосрочном плане. В долгосрочном плане монополия начинала инновации. Таким образом, инновации в условиях «чистой монополии» не являлись более или менее значимым источником монопольной прибыли.

Внешние источники и средства реализации монопольной прибыли.

1. Квазирента - доход, полученный в результате превышения спроса над предложением в краткосрочном периоде. Квазирента существует до тех пор, пока межотраслевой перелив капитала не приведет к ее вымыванию. Квазирента. практически полностью зависит от цены, т.е. имеет рентный характер.[136] Возможность извлечения квазиренты может возникнуть у любой фирмы в краткосрочном периоде, когда изменение постоянных издержек невозможно, но она быстро исчезает, а монополия на стадии «чистой монополии» делает квазиренту устойчивой и может присваивать ее длительно вследствие отсутствия конкурентов из-за наличия высоких барьеров входа в отрасль. Присвоение квазиренты монополией на рассматриваемой стадии происходило путем ограничения объемов производства и повышения цен на выпускаемые товары. В условиях «чистой монополии» квазирента являлась одним из основных источников монопольной прибыли.

2. Неэквивалентный обмен с колониями и зависимыми странами. Присвоение монопольной прибыли из этого источника происходило посредством:[137] очень высоких экспортных цен; низкого качества экспортируемой продукции; поставки более дорогой готовой продукции вместо сырья и материалов, которые могли быть обработаны импортером; импорта колониальных изделий по крайне низкой цене; крайне низкой заработной платы работников зарубежных фирм, принадлежавших метрополии.

Все источники монопольной прибыли реализуются вценепродаваемого монополистом товара. Монопольная цена в условиях чистой монополии обладает следующими особенностями:

это управляемая или “указная” цена;

установление цены происходило методом “издержки - плюс”, т.е. путем установления определенной надбавки к полным издержкам;

граница между прибылью и издержками была нечеткой, поскольку часть прибыли монополия могла отнести к издержкам[138].

Возможность ограничивать объем производства и диктовать цены, наличие высоких барьеров входа в условиях «чистой монополии» приводили также к значительным изменениям механизмов межотраслевой конкуренции и выравнивания средней нормы прибыли по сравнению со стадией «свободной конкуренции», в условиях которой выглядел следующим образом. Отрасли, имевшие различную норму прибавочной стоимости и неодинаковое органическое строение капитала, имели и различную норму прибыли. Но резкое различие норм прибыли не могло удерживаться в течение долгого времени, и начинался перелив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли (т.е. из отраслей с высоким органическим составом капитала в отрасли с низким строением). Перелив приводил к изменению спроса и предложения и, соответственно, цен в капиталоотдающей и капиталопринимающей отраслях. Норма прибыли отрасли, из которой “ушел” капитал, повышалась, а в отрасли, в которую он влился - понижалась. Таким образом происходило выравнивание норм прибыли, образование нормы средней прибыли и цены производства. Возникновение монополий с неизбежностью привело к глубоким изменениям в механизме межотраслевой конкуренции, переливе капитала:

наличие барьеров входа и выхода из отрасли делало невозможной свободу перелива капитала, которая необходима для выравнивания нормы прибыли;

наличие большого временного лага между намерением и осуществлением перелива капитала затрудняло уравнительную тенденцию;

процесс перелива капитала развивался на новом уровне концентрации производства - на уровне фирм и объединений фирм, тогда как раньше - на уровне отдельных предприятий;

огромные размеры первоначально необходимого капитала и монополизация делали затруднительным межотраслевой перелив капитала, особенно путем переброски капитала из одной отрасли в другую, как это было в условиях «свободной конкуренции». Вследствие этого происходили внутриотраслевые слияния и поглощения, а межотраслевой перелив капитала ограничивался слияниями и поглощениями в рамках вертикальной интеграции;

монополизация, наличие высоких барьеров входа и выхода из отрасли привело к возникновению “двойственной структуры”: абсолютных монополий с высокой нормой прибыли и немонополизированных производителей с низкой нормой прибыли.

Невыполнение практически всех условий, необходимых для выравнивания отраслевых норм прибыли в среднюю[139] дает основание утверждать, что на стадии «чистой монополии» механизму выравнивания норм прибыли ставились серьезные препятствия, а также сделать вывод о том, что средняя норма прибыли в условиях несовершенной конкуренции не может быть реальной нормой прибыли. Скорее, среднюю норму прибыли следует понимать как статистическую величину, вокруг которой происходят колебания отраслевых норм прибыли, как полезную абстрактную реальность, как этап анализа, соединяющий категорию стоимости и цены.

Государство в период чистой монополии не исполняло той огромной роли, которую оно стало исполнять на последующих стадиях развития, хотя к концу этого периода она возросла. Функции государства на стадии «чистой монополии» ограничивались обеспечением благоприятных условий для развития части отраслей, регулированием отношений между бизнесом и работниками и, главное, протекционистской политикой, которая была настолько характерной для этой стадии, что В. Зомбарт назвал время с середины 1880-х годов эпохой неомеркантилизма.

В основе практически всех изменений в функционировании всех уровней экономики на стадии чистой монополии лежит именно ее монополизация. Чистая монополия не является ни случайным патологическим явлением в хозяйственной жизни общества, ни болезнью роста, но закономерной стадией развития.

Стадия чистой монополии в целом закончилась в период кризиса 1929 - 1933 гг. и была сменена стадией монополистической конкуренции. Этот кризис был вызван особенностями стадии чистой монополии. Называемые среди причин кризиса 1929 - 1933 гг. инфляция, перепроизводство производственных мощностей и т.д.являются порождением главного, системообразующего признака уходящей траектории и стадии – чистой монополии. Монополия в течение определенного времени может с успехом подавлять внутренние флуктуации, а протекционистская политика государства - внешние, но наступает время, когда происходит взрыв подавленных флуктуаций, приводящий к сильнейшему кризису. Конкретный механизм, который привел к кризису, выглядит следующим образом. Высокая степень эксплуатации, недоплата значительной части заработной платы привела к тому, что платежеспособный спрос снизился. Это привело к тому, что даже при ограничении объема производства оно оказывалось излишним. Цены не отражали реального положения дел и не снижались при перепроизводстве. Производство монополии при низком конечном спросе ориентировалось на первое подразделение. Все это создало громадный разрыв между производством и конечным спросом. Причины того, что кризис оказался столь затяжным и глубоким, тоже связаны с монополией. Вместо снижения цен монополизированные производители снижали объемы производства, в результате чего традиционный механизм выхода из кризиса был во многом заблокирован.

 

Краткая характеристика стадии чистой монополии

1. Абсолютная и относительная концентрация производства растет быстрыми темпами
2. Отраслевая структура экономики доминирующее развитие промышленности, в первую очередь, добывающих отраслей
3. Размерная структура экономики вытеснение малого бизнеса, увеличение доли и влияния крупного
4. Рыночная структура имела двойственный характер, сочетая монополии - на одном полюсе, и мелкие и мельчайшие фирмы - на другом
5. Доминирующая форма собственности акционерная
6. Основные субъекты собственности ассоциированные собственники, представленные группами индивидуальных акционеров или семейств
7. Объект собственности в качестве него все чаще стали выступать неосязаемые активы
8. Ведущая форма организации бизнеса корпорация
9. Тип управления фирмой линейный
10. Продукт стандартный
11. Инновационная активность низкая
12. Степень монополизации высокая
13. Установление монопольного положения посредством сговора, слияния, поглощения или путем образования новой индивидуальной или ассоциированной фирмы
14. Особенности поведения монополии - ограничение объемов производства, - повышение цен, - торможение инноваций,
15. Конкуренция имеются искусственные барьеры входа в отрасль
16. Внутренние источники и способы присвоения монопольной прибыли реализация эффекта масштаба, эксплуатация монопольно используемых факторов производства, частично - инновации, снижение издержек производства за счет покупки патентов,
17. Внешние источники и средства реализации монопольной прибыли искусственно созданный дефицит, монопольные цены, неэквивалентный обмен с колониями
18. Монопольная цена является “указной”, устанавливается по методу “издержки плюс”,
19. Перелив капитала осуществлялся посредством перевода денежных средств в другую отрасль, имеются существенные барьеры входа в отрасль
20. Роль государства в экономической жизни обеспечение благоприятных условий для развития части отраслей, регулирование отношений между бизнесом и работниками, протекционистская политика
21. Денежная система Золотой стандарт, постепенно подрывавшийся отрывом ценообразования от золотой основы

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.027 с.)