Модификация прибыли и цены в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модификация прибыли и цены в современных условиях



Внутренние источники и средства реализации прибыли. На стадии кооперативной конкуренцииглавным источником прибыли стало снижение издержек. Только снижая издержки производства и обращения, фирмы в условиях, когда формирование монополий затруднено, а положение – шатко, могут добиться получения прибыли. Можно отметить также резкое увеличение многообразия способов снижения издержек производства, которые используют фирмы, к которым можно отнести следующие:

Экономия сырья, материалов, электроэнергии и т.д.

Повышение качества и надежности продукции фирмы.

Оптимизация состава работников, применение новых способов организации труда: гибкие производственные графики, “обогащение” труда и т.д.

Избавление от производств, не соответствующих основной линии деятельности фирмы.

Децентрализация управления, передача больших полномочий подразделениям.

Технические и технологические инновации, направленные на продукт, процесс его изготовления и сбыта, а также управление - основной способ экономии издержек.

Экономия на масштабе сферы деятельности, которая заключается в вовлечении в новое производство неиспользуемых производственных и финансовых ресурсов, экономия от использования которых становится стимулом к проникновению фирмы в отрасли и подотрасли, ресурсы которых не отличаются от неиспользованных фирмой ресурсов.[187]

Экономия на трансакционных расходах.

Использование системы “just-in-time”.

Внешние источники и средства извлечения прибыли в той своей части, которая была важна для фирм в условиях предыдущих стадий, во многом потеряли свое значение, но, с другой стороны, после кризиса 1974 - 1975 гг. появились новые внешние факторы, которые оказывают существенное воздействие на прибыль. К первой группе относится возможность присвоения квазиренты и эксплуатация слаборазвитых стран.

Несмотря на декларируемые многими правительствами ЭРС принципы “свободного” рынка и минимального вмешательства государств, его влияние на прибыль не уменьшилось. Средствами реализации дополнительной прибыли при помощи государства служат: снижение налоговых ставок, установление ускоренных норм амортизации, государственные дотации бизнесу, государственные расходы на НИОКР, льготные цены и тарифы.[188]

К новым внешним источникам прибыли можно отнести слияния и поглощения с целью последующей перепродажи активов, а также дзайтек - быстрый переход от одних инвестиций к другим, спекуляции в области, далекой от основной деятельности фирмы, использующей свою конкурентоспособность для наживы (получение кредита под небольшой процент и отдача полученных денег в долг под более высокие проценты).

Одним из главных внешних средств реализации прибыли остается цена. Главная особенность ценовой политики фирм в современный период - отсутствие тенденции к завышению цен. Напротив, наблюдается снижение цен на многие товары, особенно на наукоемкую продукцию, причем не только вследствие снижения спроса, но и по причине изменения стратегии ценообразования.[189] Цена на стадии кооперативной конкуренции гораздо меньше цены, которая обеспечивала бы исключительно максимальную прибыль.[190]

Немаловажные изменения произошли и в стратегиях, и в методах ценообразования. Если в условиях предыдущих периодов большинством фирм использовался метод “издержки плюс” и стратегия “глупого следования за конкурентом” (заключавшиеся первый - в установлении цены на основе полных издержек плюс фиксированная надбавка, а вторая - в точном копировании ценовой политики конкурента), то сейчас наблюдается широкое разнообразие методов и стратегий. К наиболее часто используемым относятся следующие методы и стратегии ценообразования:[191]

метод безубыточности, позволяющий сравнить массу прибыли, получаемой при различных ценах, и продавать товар по той цене, которая обеспечила бы получение заданной нормы прибыли;

ценообразование в соответствии с кривой освоения: высокие цены на новые товары понижаются по мере освоения производства товара и удовлетворения спроса;

ценообразование по принципу “метание стрелок” осуществляется посредством опроса потенциальных покупателей или с помощью менеджеров (в последнем случае устанавливается цена, предложенная тем, кто сумел убедить других менеджеров в том, что его цена наиболее близка к оптимальной);

определение цен с ориентацией на спрос: цена растет, когда величина спроса большая и падает, когда величина спроса уменьшается;

политика “снятия сливок”: на новый качественный товар в начальный период устанавливается очень высокая цена, позволяющая “снять сливки”, а, когда слой “сливок” исчерпан, цена становится доступной для большинства покупателей”;

“завоевание рынка”: при появлении нового товара его продают по сравнительно низким ценам, что стимулирует рост величины спроса.

Интересной стратегией стали пользоваться японские фирмы: при установлении цены, проводя анализ конкуренции, определяется необходимый уровень издержек и способы приведения их к этому уровню. При этом рост издержек производства, какими бы причинами он ни был вызван, лишь в исключительных случаях может отразиться на цене товара.[192] Особенности формирования прибыли, касающиеся ее источников и средств реализации в условиях разных видов отраслевой организации в целом остались такими же, как и в период монополистической конкуренции, за исключением того, что осуществление монопольной власти стало еще менее вероятным.

Что касается монопольной прибыли, то к ней в полной мере относится все вышесказанное. При этом сейчас нет никаких оснований считать, что монопольная прибыль более высока, чем немонопольная. Она может быть таковой при условии монопольно низких издержек или при неэластичном спросе на товар за счет высокой цены. Монопольная прибыль выражает, прежде всего, отношения монопольной собственности на факторы производства, включая научно - технические достижения, технику и технологию, рабочую силу определенной квалификации, формы организации производства и управления, а также на товар. Если у “классической” монополии главным источником и средством реализации монопольной прибыли было вздувание цен, то сейчас это невозможно, за исключением случая, когда фирма производит не имеющий субститутов товар, спрос на который неэластичен по цене (но такая монополия неустойчива). На нынешней стадии развития существует два способа добиться монопольного положения, сохранить его и получить монопольную прибыль - производство уникальной по своим потребительским свойствам продукции и снижение издержек производства, причем они могут дополнять друг друга.

На начальный период современной стадии развития - 80-е годы ХХ века пришлась очередная мощная волна слияний и поглощений. Эта волна слияний намного превосходила волну 60-х годов и имела следующие особенности: резкое увеличение слияний и поглощений крупных и крупнейших корпораций и высокая стоимость сделок и оживление перелива капитала между мелким и крупным бизнесом (во многом связаное с развитием венчурного предпринимательства). Основными формами перелива капитала на стадии кооперативной конкуренции являются: диверсификация (движение капитала в отрасли, связанные с базовой отраслью общими сырьем, основным капиталом, технологией производства, его организацией и маркетингом) и вертикальная интеграция. Доля же горизонтальных и конгломеративных слияний и поглощений постоянно падает. В большинстве случаев фирмы осуществляют слияния и поглощения с таким расчетом, чтобы их доля в производстве каждой отрасли не достигала больших размеров. В основном, фирмы предпочитают слияния и поглощения, которые могли бы послужить “буфером” при возникновении изменений конъюнктуры в одной из отраслей. Нередко проникновение в новую отрасль поручается дочерней или партнерской фирме. Такая система увеличивает эффективность диверсификации, уменьшая первоначальный риск. Слияния и поглощения, самые сильные волны которых наблюдаются незадолго до и вскоре после прохождения экономикой точки бифуркации, служат одним из главных средств структурной и функциональной перестройки экономики. Они являются порождением структурного кризиса и, одновременно, одним из средств его преодоления, перехода на новую стадию и траекторию экономического развития. Это возможно благодаря тому, что капитал переливается в наиболее перспективные отрасли (хотя и не сразу находит их, о чем свидетельствуют многочисленные перепродажи активов), нащупывая таким образом, черты новой траектории развития. Так в стремлении достичь собственных целей, фирмы способствуют переходу на новую стадию развития.

Каждый новая стадия развития приводит к изменению роли государства в экономике. В середине - конце 70-х годов действительно произошли серьезные изменения в формах, масштабах, направленности и методах воздействия государства на экономику ЭРС. До середины 70-х годов в большинстве развитых стран применялись кейнсианские рецепты регулирования, основанные на стимулировании спроса, а после кризиса 1974 - 1975 гг. они сменились мерами “экономики предложения”, основанными на стимулировании производства. В соответствии с последними были проведены меры по “дерегулированию” экономики, которые заключались в уменьшении административного и нормативного регулирования, приватизации многих государственных предприятий, свертывании части социальных программ, борьбе с дефицитом государственного бюджета и инфляцией. Необходимость дерегулирования была обусловлена не только ростом бюджетного дефицита, но и тем, что многие издержки роста государственного вмешательства в экономику в период монополистической конкуренции ложились тяжелым грузом на бизнес. В целом, кризис государственного регулирования экономики явился отражением системного экономического кризиса 70-х годов и исчерпания потенциала предыдущей траектории развития. Новая траектория требовала смены модели государственного регулирования.

Доля государственных расходов в ВНП в ХХ веке непрерывно возрастала. А. Мэддисон приводит следующие данные: доля государственных расходов в ВНП в среднем по группе из 8 ЭРС (Англия, Франция, Германия, Япония, Нидерланды, США) составляла 11,7 % в 1913 г., 17,8 % в 1929 г., 27,7 в 1938 г., 26,7 % в 1950 г., 37,7 % в 1973 г., 46,0 % в 1987 г.[193] В 1993 г. по 8 ЭРС (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Англия, Канада и Швеция) - 50,6 %.[194] В это же время появились новые формы влияния государства на экономику, например, с помощью контрактов. Государство, несомненно, является не только одним из объектов и субъектов экономических переходов и катастроф, но и катализатором процесса перехода с одной траектории развития на другую. Особенно заметной и значительной стала его адаптирующая функция со времени 1929 - 1933 гг., которая достигла апогея в бифуркационном и постбифуркационном периоде конца 70-х - начала 80-х годов, доказательством чего служит проведенное в этот период таргетирование (букв. - “целевая политика”), заключающаяся в целенаправленном воздействии государства на различные отрасли посредством налоговых стимулов, льготного финансирования, государственных заказов и закупки товаров, искусственного ограничения иностранной конкуренции и т.д.[195]

Стадия кооперативной конкуренции принесла с собой резкое усиление процессов интернационализации хозяйственной жизни, которые особенно усилились в конце 70-х годов. Более всего этому процессу способствовало возникновение и усиление позиций транснациональных корпораций (ТНК). Это усиление также приходится на конец 70-х годов, что указывает на связь этого процесса с формированием новой траектории экономического развития. Кроме того, в 80-е годы происходили бурные изменение направлений капиталовложений ТНК, принимающих капитал стран, возникла тенденция к вывозу за границу производств стагнирующих структурно - больных отраслей.

Немаловажной особенностью современной стадии развития является повышение чувствительности экономики развитых стран к внешним флуктуациям, проявляющемся, в частности, в четкой синхронизации их циклического движения, причиной которого стало увеличение степени открытости их экономик. В свою очередь, в основе последней лежат не только процессы интернационализации, но и процессы, связанные с развитием новых информационных технологий, “укорачивающих” связи в мировой экономической системе и увеличивающих их “плотность”.

 

 

Краткая характеристика стадии кооперативной конкуренции

1. Объект собственности достиг апогея процесс замены собственности на материальные блага собственностью на титулы
2. Субъекты собственности доминируют институциональные субъекты собственности
3. Лидирующая форма собственности одной-единственной лидирующей формы собственности нет, имеет место разнообразие форм собственности, впервые получила широкое развитие кооперативная форма собственности
4. Лидирующая форма организации бизнеса ею осталась корпорация
5. Особенности поведения фирм широкое развитие межфирменной кооперации, предпринимательских сетей
6. Тип управления фирмой дивизиональный
7. Продукт индивидуализированный
8. Концентрация производства снижается
9. Размерная структура экономики растет доля мелких фирм, снижается доля крупных фирм, уменьшается оптимальный и средний размер фирм, симбиоз мелкого и крупного бизнеса стал распространенным явлением
10. Отраслевая структура экономики значительное уменьшение доли сельского, лесного хозяйства, рыболовства и обрабатывающей промышленности, значительно возросла доля сферы услуг, финансов и страхования. Преимущественными сферами приложения капитала стали энерго-, материало-, трудосберегающие производства и отрасли, а структурно больными - отрасли, составлявшие основу индустрии предыдущей стадии.
11. Рыночная структура экономики имеет место полиструктура рынка, но по сравнению с предыдущей стадией еще меньше стала доля монополии и больше - доля олигополии и полиполии
12. Инновационная активность высокая
13. Степень монополизации экономики низкая
14. Внутренние источники прибыли (включая монопольную) главный источник - снижение издержек производства и обращения
15. Внешние источники прибыли (включая монопольную) их роль резко снизилась; кооперация с мелким бизнесом, государственные льготы и дотации, слияния и поглощения, дзайтек, цена
16. Монопольная прибыль имеет своим главным источником снижение издержек производства на основе монопольного владения техникой, технологиями, другими ресурсами
17. Особенности поведения монополии активная инновационная политика, монопольное положение достигается не сговором и установлением барьеров входа, а посредством производства уникальной продукции и снижение издержек производства
18. Перелив капитала его границы связаны с большой суммой первоначально необходимого капитала, осуществляется посредством слияний и поглощений
19. Роль государства в экономической жизни стали использоваться, в основном, неоклассические и монетаристские сценарии регулирования; в целом, несмотря на декларирование уменьшения вмешательства государства в экономику, происходило обратное, в частности, появились новые формы его влияния на экономику (контракты, например)
20. Денежная система изменилась очень сильно: произошла отмена фиксации масштаба цен, введена система плавающих валютных курсов, широко распространились кредитные карточки, появились “электронные деньги”.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.011 с.)