Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среда национальной экономики.

Поиск

 

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии.

Среда национальной экономики, как и любой сложной иерархической системы, неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

внешняя экономическая среда - национальные экономики других стран;

внешняя общественная среда - государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран;

внешняя природная среда - состояние природной среды других стран;

государство данной страны в той мере, в какой оно является не собственником или «бизнесменом», а прибегает к административному регулированию, законодательному оформлению экономической жизни, воплощает принципы социальной справедливости и т.д., т.е. выступает как сила, действующая над экономическими субъектами, а не является одним из них;

внутренняя социальная среда;

внутренняя природная среда страны.

В процессе функционирования и развития экономики, который осуществляется посредством деятельности, происходит интернализация и изменение ее среды, выходы системы превращаются в ее среду. Интернализация происходит путем присвоения системой ресурсов на входах, а экстернализация - путем присвоения средой конечных продуктов системы на ее выходах. Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер (см. таблицу 2).


Таблица 2. Связи национальной экономики со средой.

 

Носитель связи Входы национальной экономики Выходы национальной экономики Тип среды
Товар, Капитал, Рабочая сила Информация Импорт Экспорт Внешняя экономическая среда
Человек Потребности, интересы, ценности, социальные нормы, качество и уровень жизни Внешняя и внутренняя общественная среда
Вещество, энергия Природные ресурсы и условия Отходы производства, загрязнение, окружающей среды и изменение ее состава Внешняя и внутренняя природная среда
Информация, Товары, Человек Социальные нормы, законода тельство Налоги, товары, услуги, кадры, регулирующие сигналы, дотации, кре диты, пенсии, стипендии, пособия Государство

 

Среда национальной экономики жестко задана,[22] что подчеркивает большую зависимость поведения ее от среды. Последняя выполняет по отношению к экономике немаловажные функции. Во-первых, все типы среды могут генерировать энтропийные флуктуации. Например, внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде непоступивших налогов, производители - в виде не полученной прибыли, работники - зарплаты. Внешнее враждебное окружение может побудить резко увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Бедность природными ресурсами может стать серьезной проблемой, а природные катастрофы вызвать отток ресурсов на преодоление их последствий. Государственная политика, если она проводится не в резонансе с национальной экономикой, может негативно повлиять на национальную экономику. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса могут сделать проблематичным экономическое развитие. Во-вторых, среда может стать фактором порядка, поскольку из системы в среду производится отток энтропии и поскольку усиление флуктуаций (даже энтропийных) приводит систему к порогу самоорганизации. В последнем качестве среду общества подробно исследовал известный историк А. Тойнби, который писал: “Вызов (среды - Е.Е.) побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения структуры состояние”[23] (с последним утверждением согласиться трудно, т.к. флуктуации могут не только повысить, но и понизить уровень самоорганизации). Флуктуации, порождаемые внешней средой общества, А. Тойнби называл стимулами развития и разделил их на несколько типов:[24]

стимул суровых стран[25] (автор переоценивал положительное воздействие данного стимула - ведь он может не только действительно стимулировать развитие, но и совершенно остановить его, “законсервировав” уровень на столетия, примером чему могут служить эскимосы);

освоение новых земель;

стимул ударов: чем сильнее вызов (флуктуация) со стороны среды, тем сильнее стимул (к этому и последующим стимулам в полной мере относится сказанное насчет первого);

непрерывное внешнее давление;

социальное ущемление: чем сильнее ущемляется какая-либо социальная группа или страна, тем сильнее будет ответ на ее вызов.

Конечно, все стимулы действуют неоднозначно, и А. Тойнби, понимая это, сформулировал закон “снижающих возвратов”, заключающийся в том, что превышение силой вызова определенного предела влечет за собой не повышение, а снижение успешности ответа, что полностью согласуется с выводами концепций самоорганизации. В целом, все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие, проследить которое от начала до конца очень сложно. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и, тем самым, в определенной мере издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

Но главным средством влияния среды на национальную экономику является ее функция. Функция задается любой системе, в т.ч. национальной экономике, ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде. По отношению к некоторым типам сред (например, природной среде или внешней общественной среде) определить функцию национальной экономики довольно трудно или возможно “не вообще”, а по отношению к конкретной национальной экономике, но главные функции выделить вполне возможно. В качестве них могут выступать:

выполнение своей роли в системе международного разделения труда;

удовлетворение материальных и иных потребностей индивидов;

создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, способов удовлетворения его потребностей, проявления его “сущностных сил”;

адаптация общества к изменениям природной и внешней социальной среды.

При определении цели национальной экономики будем исходить из системного понимания цели как “желаемых” состояний ее выходов. Этот подход позволяет отвергнуть попытки рассматривать удовлетворение потребностей, воспроизводство или выживание в качестве целей. Цель не может быть задана неживой системой, какой является и национальная экономика, самой себе, но, с другой стороны, не может быть задана и чем-либо вне ее. Носителями цели национальной экономики, ее потребностей и интересов (которые и находят выражение в цели) являются индивиды, которые, являясь элементом национальной экономики, и ставят перед ней цель. Это - идеал экономической демократии, осуществляемый достаточно редко. Население может влиять на цели общества, в основном, опосредованно - через государственные структуры, - и дискретно - в моменты выборов, референдумов, революций снизу. Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географического, политического, военного положения, уровня и стадии развития экономики и множества других факторов, цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель - не допустить дальнейшего спада производства, перед другой - повысить темпы роста, перед третьей - стабилизировать их, перед четвертой - перестроить структуру экономики и т.д. Поэтому искать одну - единственную, “универсальную” цель для всех национальных экономик - значит сознательно закрывать глаза на существующие различия в экономическом положении стран мира.

 

 

10 ВОПРОС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.166 (0.011 с.)