Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и его функции в национальной экономике.

Поиск

Государство как компонент национальной экономики и субъект хозяйствования. Как и другие институты, государство представляет собой результат разделения труда, являя пример институционализации функции управления. Государство с современный период выполняет в экономике пять главных функций.

Оно оформляет и поддерживает целостность национальной экономики, устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот.

Государство поддерживает баланс интересов социальных групп, а также выступает представителем коллективного интереса как нации в целом,[12] так и членов общества, реализация интересов которых рынком в силу тех или иных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т.д.).

Выработка “правил игры” в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей и т.д.

Создание институтов, облегчающих кооперацию деятельности, а также осуществление надзора и контроля за соблюдением “правил игры” и взаимных обязательств, взятых на себя ее участниками.

Государство призвано также способствовать минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).

Производство “общественных товаров”, компенсация экстерналий, перераспределение доходов и богатства, корректировка распределения ресурсов в целях изменения структуры национального дохода, контроль занятости и инфляции, стимулирование экономического роста и подавление макроэкономических колебаний, часто называемые в качестве функций государства, таковыми не являются, представляя собой средства реализации названных выше пяти функции. Так, производство общественных товаров, компенсация экстерналий, корректировка распределения ресурсов, стимулирование экономического роста, подавление макроэкономических флуктуаций реализуют функцию государства как представителя интересов нации. Перераспределение доходов реализует функцию государства как представителя интересов малообеспеченных слоев населения; контроль уровней занятости и инфляции является проявлением второй функции в целом.

При реализации своих функций государство должно “запустить” механизмы самоорганизации[13] национальной экономики и осторожно корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступает тоталитаризм и, как следствие, падение эффективности экономики. При этом к механизмам самоорганизации относятся не только рыночный механизм (т.е. механизм товарного обмена), но и самоорганизационные процессы, протекающие в сферах производства, распределения и потребления.

Противопоставление государства и рынка, столь характерное для современных экономистов, не имеет под собой достаточных оснований. Во-первых, рынок и государство - понятия разнопорядковые: государство представляет собой один из субъектов хозяйствования, а рынок - одну из форм связи субъектов (поэтому суждение “больше государства - меньше рынка” лишено смысла: “больше субъекта - меньше связи”). Во-вторых, государство действует не только в сфере обмена, но является участником всего воспроизводственного процесса в целом.

Методологически важен также вопрос о том, является ли государство составным компонентом национальной экономики или внешней силой, частью ее среды. В той мере, в какой государство осуществляет защиту отечественных производителей от конкуренции извне, законодательное оформление экономической жизни общества,, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

И как компонент национальной экономики, и как часть среды государство, реализуя функцию защиты национальных интересов, выступает в качестве “гасителя” флуктуаций национальной экономики, зарождающихся на микроуровне, но, вследствие самоорганизационных процессов, проявляющихся и на макроуровне. Для этого государство использует практически все меры своего воздействия: и законодательство, и налоговую, и денежную политику. Негэнтропийный эффект государственного регулирования связан прежде всего со снижением издержек на получение информации, уменьшением трансакционных издержек, погашением очагов социальной напряженности, наличием четко регламентированных законодательством рыночных процессов и институтов.

Но государство является не только антиэнтропийной силой, но и генератором флуктуаций, повышающих энтропию в национальной экономике. Примером подобных флуктуаций могут служить высокие ставки налогов, ведущие к ослаблению экономической мотивации, инфляции, изменению структуры экономики, ведущие к замедлению процессов накопления капитала или его свертыванию. Государственное вмешательство в экономику может вызвать неэффективное распределение ресурсов, рост цен, искажение структуры спроса и предложения, снижение производительности труда и эффективности производства.

Негативные эффекты государственного воздействия могут проявляться и тогда, когда государство выступает внутренней силой, и тогда, когда оно является частью среды. Например, если законодательство (а законодательная деятельность государства относится к средовым воздействиям на экономику) поощряет формы организации бизнеса, основанные на ограниченной ответственности, это оказывает значительное влияние на инвестиционный процесс; а патентное право может стимулировать процесс монополизации. Т.е. государство, учитывая высокую степень его вмешательства в современную экономическую жизнь, представляет собой генератор флуктуаций, который играет весьма неоднозначную роль: государственное вмешательство может не только гасить флуктуации микроуровня, угрожающие, например, кризисом перепроизводства, но и производить флуктуации, нарушающие нормальный ход экономической жизни. В силу исключительности своего положения, государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой - негибкости, опасность реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы - повышение “порога чувствительности” экономики к флуктуациям, которое может вызвать разрушительный экономический кризис.

Особое место среди негативных эффектов деятельности государства принадлежит бюрократизации, которая представляет собой одну из крайних форм институционализации общественных связей и отношений. До определенного предела она, как и ее продукт - бюрократия (которая представляет собой группу, исполняющую административные функции, результаты деятельности которой не имеют денежной оценки[14]) - является необходимой. Общественное разделение труда объективно формирует особую группу, занимающуюся управлением, основанным не на рыночных, а административных связях, которое необходимо обществу для реализации многих его интересов. В частности, именно бюрократия поддерживает единство страны в экономическом и политическом планах.[15] Особенно это относится к странам с большой территорией или низкой плотностью населения. Именно поэтому они в большей степени подвержены опасности чрезмерной бюрократизации, авторитарности правления и склонности к тоталитаризму. Таким образом, бюрократичность является неизбежной чертой управления и связей нерыночного типа. Принципы, на которые опирается деятельность бюрократии, описанные немецким социологом М. Вебером, включают в себя иерархичность, разграничение уровней компетенции, рутинный, основанный на принятых нормах характер решений.

Обеспечивая экономике устойчивость, бюрократия может обернуться для общества сопротивлением инновациям и любым переменам вообще, консервирует установившиеся состав и связи в экономике. Опасность бюрократизации состоит в том, что в определенный момент может произойти подмена функции: вместо того чтобы служить обществу, бюрократия навязывает ему свои интересы и собственные цели выдает за цели общества. Наиболее устойчивыми интересами бюрократии являются стремление сохранить, если не увеличить, свою численность и влияние, а также склонность к максимизации собственных доходов. Именно подмена функции целью превращает бюрократию (как и любой институт в подобном случае) в паразитарную структуру. Поэтому и бороться нужно не с самой бюрократией, а с опасностью подмены функции.

 

 

7 ВОПРОС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.)