Структура экономики на стадии «чистой монополии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура экономики на стадии «чистой монополии»



 

Для стадии «чистой монополии» было характерно резкое ускорение концентрации и централизации производства.Существует два вида концентрации: абсолютная и относительная. Первая выражается в абсолютном увеличении объемов производства, производственных мощностей, активов; вторая - в увеличении рыночной доли, которой обладает фирма. Абсолютная концентрация является порождением технического прогресса и роста первоначально необходимого капитала и, отчасти, осознанием выгод крупного производства, т.е. большей частью задается средой фирмы, диктуется объективной необходимостью, тогда как относительная концентрация диктуется целью - максимизацией прибыли или объема продаж, т.е. задается субъективно и изнутри и может вылиться в процесс монополизации производства. Концентрация производства является основой монополии.

В рассматриваемом периоде произошел переход от преимущественного развития сельского хозяйства к преимущественному развитию промышленности. Наибольшей интенсивностью структурные сдвиги обладали в конце 1860-х - начале 1880-х гг., в конце 1880-х - начале 1890-х гг. и в конце 1920-х годов. Всплеск интенсивности структурных сдвигов во втором и третьем периоде подтверждает предположение о том, что бифуркационные периоды приходятся на периоды перехода от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому

Концентрация производства и капитала привела к изменению доминирующей формы собственности и доминирующей формы организации бизнеса. В конце Х1Х века мелкая индивидуальная частная собственность сменилась в большинстве отраслей группы групповыми формами собственности, лидирующей стала акционерная собственность, а ведущей формой организации бизнеса - корпорация. Владельцами контрольных пакетов акций большинства корпораций того времени были семьи, которые полностью их контролировали. Т.о. капитал - собственность и капитал - функция не были сильно отделены друг от друга, так как корпорацией обычно руководил самый крупный акционер.

Стадия чистой монополии характеризовалась высокой степенью монополизации экономики. Монополия - фирма (объединение фирм), имеющая высокую долю на рынке товара, не имеющего близких субститутов, позволяющую ей ограничивать производство и влиять на цену; также монополия является рыночной ситуацией, при которой одна фирма или объединение фирм сосредоточивают в своих руках подавляющую часть предложения какого - либо товара, товарной группы или услуги. К условиям перехода экономики на стадию «чистой монополии» можно отнести высокую степень концентрации производства и протекционистскую политику. Условиями монополизации отрасли являются: ограничение оптимального размера фирмы не технологическими условиями, а размерами самого рынка продукции;[121] высокий уровень отраслевой концентрации производства; наличие высоких тарифных барьеров на продукцию отрасли или импортных квот. Таким образом, монополия является продуктом не только естественного развития экономики, но и искусственно созданных условий. К условиям установления монополии относятся: гигантские размеры предприятий и фирм; сговор; приобретение права собственности на недра или права на использование их ресурсов, причем первые два условия имеют решающее значение. К способам сохранения монополии в пределах стадии «чистой монополии» можно отнести патенты, лицензии, барьеры входа в отрасль, создаваемые монополией и т.д. И, наконец, катализатором как перехода на другую стадию (причем не только рассматриваемую), так и монополизации отраслей являются циклические кризисы. Это позволяет также сделать вывод о том, что концентрация производства и монополия - не синонимы. Концентрация производства выступает необходимым, но не достаточным условием монополии. Критерием монополизации являются рестрикции в отношении производства продукции и введения новых методов производства[122], поскольку монополия в большей мере отражает особенности функционирования экономических субъектов, чем структуру рынка: сколько бы ни действовало фирм на рынке, и, следовательно, какой бы далекой от монополии ни казалась рыночная ситуация, эти фирмы могут действовать в результате сговора как одна, что и имело место в условиях «чистой монополии».

Первой формой, первой попыткой монополизации рынка обычно считается пул или картель, но Р. Лифману удалось доказать, что в качестве нее выступал ринг - соглашение нескольких лиц с целью совместного проведения корнера (скупки по возможности всех имеющихся на рынке товаров с целью последующей монополизации их продажи), который встречался еще в средние века.[123] Впоследствии - с 1860-х годов - стали возникать пулы - временные соглашения между независимыми фирмами о единых ценах, тарифах, квотах производства. При выполнении этих условий им выплачивались премии, а при нарушении - налагались штрафы.[124] Большинство пулов были неустойчивы, т.к. разногласия среди участников или выход одного из них разрушали его. Так на стадии «свободной конкуренции» шел “естественный отбор” форм, пока не были найдены формы, адекватные стадии «чистой монополии». Этими формами оказались картели и тресты. Картелирование наиболее полно выразилось в формировании торгово-промышленных ассоциаций, часто представлявших собой тайные соглашения. Картели не были такими примитивными формами монополизации, какими их нередко представляют. Члены картеля не просто договаривались об объемах производства и ценах[125]. Наибольшее развитие картелирование получило в Англии и Германии. В США наиболее распространенной формой монополии были тресты. В 1898 - 1902 гг. по США прокатилась волна монополизации, названная “трестовской лихорадкой”. Она нашла свое выражение не только в скачкообразном росте количества и доли монополий в экономике, но и в изменении формы их организации. Последнее выразилось в замене трестов холдинговыми компаниями, хотя еще долгое время эту форму продолжали называть трестом. Образование холдингов вызвало волну монополизации и слияний и сделало еще более затруднительным обнаружение монопольного характера рынка, т.к. холдинг осуществлял контроль над формально независимыми фирмами. К концу Х1Х столетия монополистические объединения возникли примерно в 100 важнейших отраслях промышленности, став основой экономики в период «чистой монополии». Особенностью монополистических объединений того времени (а монополии были тогда, в основном, объединениями нескольких производителей) было то, что они носили, в основном, одноотраслевой характер, либо были вертикально интегрированными (так, нефтеперерабатывающие предприятия треста “Standard Oil Co.” были интегрированными с железнодорожными компаниями). Доля консолидированного производителя, равная 70%, стала обычной деловой практикой, а почти все сильные тресты имели гораздо большую долю.[126] У некоторых объединений имелись конкуренты, но большинство из них имели обычно микроскопическую долю рынка, даже в совокупности.[127] Но даже высокая доля производства, сосредоточенная у аутсайдеров, не всегда свидетельствовала о невозможности осуществления монополии, т.к. они были разрозненными и обычно действовали на региональном рынке. Возможность появления новых конкурентов могла угрожать, в основном, добывающим отраслям при обнаружении новых месторождений, но этот процесс значительно тормозился искусственными барьерами входа в отрасль и большими размерами первоначально необходимого капитала. Опасность иностранной конкуренции устранялась высокой степенью закрытости рынка от импорта.

Уровень монополизации экономики на стадии «чистой монополии» оценивался по–разному - от 67-80 до 14,1% промышленного производства в США и на уровне 50% в Германии, 40% в Польше.[128] На наш взгляд, оценка уровня монополизации И.М. Супоницкой сильно занижена, т.к. следует учитывать, что благодаря развитию холдинговых компаний и тайных соглашений реальный уровень монополизации должен быть выше уровня, отражаемого официальной статистикой. Однако при всем разнообразии точек зрения по этому поводу, то, что монополии во времена движения по данной траектории заняли ключевые позиции в основных отраслях промышленности, сомнению никем не подвергается. Малый бизнес, наоборот, вытеснялся,[129] особенно из отраслей, составляющих основу индустрии. Но в части отраслей, в которых выгоды от масштаба были невелики или их не было, мелкие фирмы продолжали доминировать. На этой стадии мелкий бизнес сохранял свои позиции в производстве товаров, на которые постоянно изменяется мода; в производстве разнотипных товаров; там, где должен проявляться вкус работников,[130] а также на региональных рынках. Иногда мелкий бизнес не уходил из монополизированных отраслей, имея в них низкую долю производства и нередко зависел от монополий.

 


 

2 ВОПРОС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.004 с.)