Функционирование экономики на стадии кооперативной конкуренции: микро- и макроуровень. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование экономики на стадии кооперативной конкуренции: микро- и макроуровень.



Изменение функционирования экономикипроявляется, прежде всего, в модификации конкуренции. На данной стадии конкуренция настолько усилилась, что приобрела глобальный характер. Этому есть несколько причин: появление большого количества субститутов многих товаров;[184] усиливающаяся открытость рынка; развитие транспорта и связи, создающих возможности для расширения сферы конкуренции и подрыва монопольных позиций на национальном и территориальном рынках; удешевление, миниатюризация и универсализация техники способствуют усилению межотраслевой конкуренции и возникновению новых, в т.ч. мелких, фирм в отрасли; выделение подразделений крупных фирм в качестве филиалов, дочерних или самостоятельных фирм.

Среди особенностей современной конкуренции особо стоит отметить следующие:

переплетение ценовых и неценовых методов конкуренции, в т.ч. превращение конкуренции потребительских свойств продукции в один из основных методов конкуренции;

в новых отраслях основным средством конкуренции являются НИОКР, а в зрелых - потребительские свойства и качество товара, а также реклама;

ценовая конкуренция, с появлением новых субститутов, приобрела межотраслевой характер;

внутриотраслевая конкуренция вышла за пределы национального рынка;

появились новые виды конкуренции: конкуренция структуры (фирмы в этом случае конкурируют всей структурой производства, а не на рынке отдельного товара); конкуренция за партнеров; выделение “центров прибыли”, отдельных хозяйственных единиц, спин-офф и т.п. привело к возникновению и усилению внутрифирменной конкуренции.

Другой особенностью функционирования экономики ЭРС в современных условиях является широкое распространение межфирменной кооперации, имеющей следующие формы:

- совместные исследовательские проекты, проводимые в рамках кооперации корпораций друг с другом и с университетами;

- покупка лицензий, субконтрактные отношения;

- участие в консорциумах и бизнес-ассоциациях;

- очень распространенной формой является создание совместных предприятий, обычно в сфере НИОКР;

- использование системы камбан, франчайзинга;

- обмен капиталами путем взаимного приобретения акций;

- создание, перекрестное инвестирование и совместное использование компьютерных сетей, банков данных.

Сфера межфирменной кооперации не ограничивается крупным бизнесом, но охватывает мелкие и мельчайшие фирмы. Многочисленны и хозяйственные блоки, состоящие исключительно из мелких фирм. Эти формы межфирменной кооперации объединяются понятием предпринимательской сети или хозяйственных блоков - совокупности крупных и мелких фирм, связанных с головной компанией отношениями юридической зависимости или системой договорных, финансовых, хозяйственных и субподрядных отношений. Каждая сеть может быть связана подобными отношениями с другими сетями, образуя “паутину”, которая, к примеру, в США охватывает около 3/4 экономики[185] и очень часто имеет межнациональный характер. Наиболее интенсивно межфирменная кооперация развивалась в постбифуркационном периоде конца 70-х – начала 80-х г. Это подтверждает вывод о том, что смена механизма функционирования экономики происходит, в основном, по окончании структурной перестройки экономики.

Широкое развитие предпринимательских сетей имеет далеко идущие последствия. В частности, предпринимательские сети видоизменили рыночную форму связи (что имеет место при переходе на новую траекторию развития): рынок во многом стал контрактным, производство ориентируется на известного покупателя, с которым заранее заключен контракт о сроках поставки, количестве, цене, типоразмерах, качестве и особых потребительских свойствах продукции. Такой рынок мало напоминает рынок эпохи свободной конкуренции... С другой стороны, “контрактный рынок” имеет сходство с рынком стадии “феодальной монополией”, а современная фирма - со средневековым ремесленным предприятием. Их роднит работа по заказу, высокий уровень специализации, тесные связи с поставщиками и потребителями, устойчивые отношения между работодателями и работниками.[186] История повторяется, на новом уровне делая очередной виток. Но контрактный характер рынка, устраняя неопределенность одного вида, порождает новые виды неопределенности, связанные с научно - техническим прогрессом, предпочтениями потребителей, выбор которых является тем более неопределенным, чем в большей степени удовлетворены их базовые потребности. Таким образом, экономика конкуренции, с одной стороны, превратилась в экономику сотрудничества и “коопитализм”, а с другой - вывела конкуренцию на новый уровень.

4 ВОПРОС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.006 с.)