Структура экономики на стадии «монополистической конкуренции». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура экономики на стадии «монополистической конкуренции».



 

Изменения в характере собственности вызвали изменения в формах организации бизнеса. Хотя индивидуальные фирмы численно преобладали (по этому показателю они доминируют и сейчас), по доле в совокупном производстве уже в то время лидировали корпорации. Корпорации в рассматриваемый период были крупными, поскольку уровень абсолютной концентрации продолжал расти. В течение первой половины данной стадии производимая фирмами продукция отличалась стандартностью, производство имело поточно-конвейерный и массовый характер. Это привело к насыщению рынка высококачественными товарами и возникновению тенденции к дифференциации и индивидуализации спроса и, в свою очередь, ко все большей дифференциации продукции. Корпорации периода монополистической конкуренции отличаются от корпораций стадии чистой монополии также особенностями реализации собственниками своей власти. Распыление акций и ослабление позиций акционеров, происходившее на этой стадии, усилило роль менеджеров, повысило их независимость и во многом изменило целевую функцию корпораций, которая мигрировала от максимизации долгосрочных прибылей к максимизации краткосрочных прибылей и актуализации других целей (власть, рост доли рынка и т.д.).

Изменился и уровень концентрации капитала и производства. Концентрация акционерной собственности была в течение всего рассматриваемого периода достаточно высокой. Стратегическая власть в США сосредоточивалась в руках 200 - 300 семей. Наиболее высокий уровень концентрации производства наблюдался во время Второй мировой войны. В течение всего рассматриваемого периода уровень абсолютной концентрации производства, выражающийся в абсолютном росте объемов производства, активов и продаж, приходящихся на одну фирму, возрастал, причем особенно быстро в период Второй Мировой войны; этот процесс замедлился или прекратился только в конце периода. Уровень же относительной концентрации, одним из показателей которой служит рыночная доля, принадлежащая фирме, во всяком случае, в верхнем слое фирм, уменьшилась, главным доказательством чего является олигополистическая структура большинства отраслевых рынков, в т.ч. и в тех отраслях, где ранее доминировали монополии.

Изменение размерной структуры фирм выразилось в продолжении процесса вытеснения мелкого бизнеса. Этот процесс начался в период чистой монополии и закончился только в 70-х годах, когда экономика перешла на современную стадию развития. Вымывание мелкого бизнеса сопровождалось увеличением оптимального размера фирм.

Изменение отраслевой структуры экономики. Доля промышленности на стадии монополистической конкуренции продолжала расти, сельского хозяйства - падала, торговли - осталась практически неизменной, а доля транспорта стала уменьшаться, причем поворотной точкой этого процесса явился 1929 г., давший толчок бифуркационному периоду[141].

Переход на стадию монополистической конкуренции перевел в разряд базовых отраслей автомобилестроение, химическую, резинотехническую промышленность, способствовал стабилизации доли обрабатывающей промышленности и росту доли отраслей нематериального производства, включая сферу услуг.

Изменение рыночной структуры. Стадия свободной конкуренции характеризовалась моноструктурой рынка, стадия чистой монополии – двойственной структурой. Ав условиях монополистической конкуренции сложилась полиструктура, характеризующаяся разнообразием форм отраслевой организации и тесным взаимодействием между ними. На стадии монополистической конкуренции возможны следующие варианты структурной организации отраслевого рынка:

Полиполия – отраслевой рынок делит между собой множество мелких и/или средних фирм, ни одна из которых не владеет настолько большой долей, чтобы диктовать свою политику.

Олигополия – на отраслевом рынке господствует несколько более или менее равных по экономической силе и рыночной доле фирм.

Отраслевой рынок делят олигополии и мелкие производители (в данном случае возникают различные варианты их взаимодействия – от острой конкуренции до работы мелких фирм по субконтрактам, франчайзинга и т.д.).

Асимметрическая олигополия – среди олигополий имеется лидер, который диктует остальным техническую, продуктовую и ценовую политику, остальные проводят политику «следования за лидером».

Наиболее редким вариантом отраслевой организации является монополия.

Наиболее часто встречается и выполняет наиболее важную роль в экономике монополистической конкуренции олигополия и асимметрическая олигополия. Характер отраслевой организации зависит от уровня концентрации производства и капитала, наличия субститутов, дифференциации продукции и сегментирования производства, наличия и высоты барьеров входа, государственного регулирования. Чем выше уровень концентрации, чем меньше у товара субститутов, чем более дифференцирована продукция отрасли; чем более сегментирован рынок, чем больше входа, тем дальше отраслевой рынок от полиполии.

2 ВОПРОС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)