Тема 1. Издержки производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Издержки производства.



Тема 1. Издержки производства.

Тема 1. 1. Экономические издержки производства.

Понятие «издержки производства»

Внешние и внутренние издержки.

Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Краткосрочный и долговременный период.

Понятие «издержки производства»

Понимание экономистами издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поэтому выбор определенных ресурсов для производства какого-то товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара.

Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг.

Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

 

Внешние и внутренние издержки.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования их в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними.

Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев этой фирмы. Однако, кроме того, фирма может использовать определенные ресурсы принадлежащие ей самой.

Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние издержки. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из всех возможных способов его применения.

 

Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Экономисты и бухгалтеры по разному понимают значение термина «прибыль».

Бухгалтерская прибыль представляет собой выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

Экономическая прибыль - общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних).

 

Краткосрочный и долговременный период.

Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. Количество многих используемых ресурсов (труда, сырья, топлива, энергии и т. д.) может быть изменено легко и быстро. Другие ресурсы требуют большего времени для освоения. В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменение производственных мощностей может занять несколько лет.

Поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный период.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.

С точки зрения фирмы долговременный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

С точки зрения отрасли, долговременный период так же включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль.

 

Тема 1. 2. Издержки производства в краткосрочном периоде

Постоянные, переменные и общие издержки.

Средние издержки.

Предельные издержки.

Средние издержки.

Средними издержками называют издержки производства на единицу продукции. Различают средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки.

Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на соответствующее количество произведенной продукции - Average Fixed Cost (А.F.С.)=Т.F.С./Q, где Q - количество произведенной продукции.

Поскольку сумма постоянных издержек не зависима от объема производства, А.F.С. падают по мере увеличения количества произведенной продукции и наоборот.

Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции - Average Variable Cost (А.V.С.)=Т.V.С. / Q.

При увеличении производства средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти. Поскольку сумма переменных издержек подчиняется закону убывающей производительности, постольку это должно отразится и на показателях средних переменных издержек, рассчитываемых на базе этих сумм.

Средние общие издержки рассчитываются путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции или путем сложения А.F.С. и А.V.С. для каждого из возможных объемов производства – Average Total Cost (А.Т.С.)=Т.С./Q. =А.F.С.+А.V.С.

 

Предельные издержки.

Предельными издержками называются дополнительные, или добавочные, издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции - Marginal Cost (М.С.) =изменение Т.С. / изменение Q.

Концепция предельных издержек позволяет определить те издержки, величину которых фирма может контролировать наиболее непосредственно. Предельные издержки показывают издержки, которые фирме придется понести в случае производства последней единицы продукции, и одновременно - издержки, которые могут быть сэкономлены в случае сокращения производства на эту последнюю единицу. Предельные издержки отражают изменение в издержках, которое повлечет за собой увеличение или уменьшение объема производства на одну единицу.

 

Понятие «спрос».

Закон спроса.

График спроса.

Понятие «спрос».

Спросом называется платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Т.е., спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежеспособных средств у населения.

В экономической теории различают понятия «потребность» и «спрос». Как правило, спрос меньше потребности, поскольку цена ограничивает число покупателей. В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, т.к. отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т.д.).

 

Закон спроса.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях, повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Эта обратная зависимость между ценой и величиной спроса носит название закона спроса.

Существует несколько уровней аргументации закона спроса.

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного товара больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже этот барьер, тем большее его количество они приобретут.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукции. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности (принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения) потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешёвыми.

 

График спроса.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика. Каждая точка на графике представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене.

 

P (цена) 1 2 3 4 5

Q (спрос) 5 4 3 2 1

 

Закон предложения.

Закон предложения.

Рыночная цена.

Цены «пола» и «потолка».

 

Рыночная цена.

После изучения спроса и предложения необходимо свести вместе эти понятия, чтобы выяснить, как взаимодействие решений покупателей о покупке товара и решений производителей о его продаже определяет цену товара и количество, которое реально покупается и продается на рынке.

табл. Рыночный спрос и предложение на товар.

Цена за единицу (ден. ед.) Величина спроса (D) (шт.) Величина предложения (S) (шт.) избыток (+); нехватка (-)
      +4
      +2
       
      -2
      -4

 

 

Анализируя таблицу и график, необходимо ответить на вопрос: какая из пяти возможных цен действительно признаётся в качестве рыночной цены.

Цена 5ден. ед. не является рыночной ценой, потому что возникает избыток товара в 4 ед. (избыточное предложение). Избыток продукта заставляет производителя снижать цену, чтобы реализовать продукцию. Цена 4ден.ед. также оставляет избыток предложения в 2 ед. и вновь вынуждает производителя снижать цену. Следовательно, цены 5 и 4 ден. ед. будут неустойчивы, поскольку чересчур высоки.

Проанализируем цену продукта в 1 ден. ед. При этой цене величина спроса превышает величину предложения на 4 ед. При этой цене возникает нехватка в 4 ед. (избыточный спрос). Эта цена не может удержаться из-за конкуренции между покупателями и цена на товар повысится, потому что многие покупатели выразят готовность платить цену выше 1 ден. ед. Однако и цена в 2 ден. ед. лишь сокращает, но не ликвидирует нехватку продукта. Следовательно, рыночная цена поднимется ещё выше.

Только при цене 3 ден.ед. количество продукта, которое производитель желает произвести и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни избытка, ни нехватки продукта по этой цене. При этой цене не существует никаких оснований к тому, чтобы цена на продукт откланялась от этой цены. Эта цена называется ценой рыночного клиринга или равновесной ценой.

Цены «пола» и «потолка».

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах пола и потолка.

Цена пола не позволяет цене снизиться за пределы какого-то уровня, Это искусственно завышенная цена.

Цена потолка ограничивает рост цены. Это искусственно заниженная цена.

 

Тема 6.2. Чистая монополия.

Виды монополий.

Ценовая дискриминация.

Виды монополий.

Различают три вида монополии:

1. Закрытая монополия. Защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений.

2. Открытая монополия-фирма, на некоторое время ставшая единственным поставщиком продукта на рынок, но не имеющая специальной защиты от конкуренции. В состоянии открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией и не имеющие конкурентов.

3. Естественная монополия. В некоторых отраслях экономия обусловленная ростом масштабов производства особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима или просто неприемлема. Таким фирмам государство предоставляет исключительные привилегии, но устанавливает верхний потолок цены продукта и уничтожает стимул к ограничению выпуска продукта, чтобы извлечь выгоду из более высокой цены.

 

Ценовая дискриминация.

В условиях чистой монополии может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно продавать один и тот же продукт по разным ценам для разных групп потребителей, при чем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках. Если монополист поступает таким образом, то он занимается ценовой дискриминацией.

Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех монополистов.

Ценовая дискриминация осуществима только при следующих условиях:

- невозможность перепродажи товара или услуги покупателем.

- способность монополиста разделять потребителей на группы, имеющие различную эластичность спроса на данный продукт.

Понижением цены можно привлечь новых покупателей с эластичным спросом.

Фирма - монополист занимающаяся ценовой дискриминацией, имеет следующие преимущества перед фирмой, не занимающейся ценовой дискриминацией:

- производит больший объем продукции

- получает большую прибыль

 

Неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция – применяемые фирмой способы (кроме снижения цены на свой продукт) с помощью которых она пытается получить экономическую прибыль в долговременном периоде.

К этим способам относятся дифференциация продукта и реклама.

Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степени качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительского вкусов удовлетворяются производителями более полно.

С помощью дифференциации продукта продавцу удается уменьшить ценовую эластичность спроса на свой товар. Это значит, что цена может быть повышена, и тем не менее объем продаж не упадет, потому что конкуренты не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли к данной разновидности товара и предпочитают его другим.

Реклама - система мероприятий, направленных на доведение в сжатой и художественной форме информации о товаре, услуге или фирме до потребителя. Если дифференциация продукта старается приспособить продукт к потребительскому спросу, то реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту. Цель рекламы – увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей к дифференцированному продукту. Реклама может увеличить спрос на товар, даже при более высокой цене.

 

Тема 6.4. Олигополия.

Роль неценовой конкуренции.

4. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

Роль неценовой конкуренции.

Существуют два фактора влияющих на преобладание неценовой конкуренции в олигополистической отрасли:

1. Ценовая конкуренция в любом случае ведет к ценовой войне. Благодаря неценовой конкуренции фирма получает более долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. методы неценовой конкуренции достаточно трудно копировать.

2. Олигополисты обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.

4. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

В настоящее время не существует общепринятой характеристики определения цены и объема производства в условиях олигополии так как:

1. Олигополия включает многообразие рыночных ситуаций, а значит невозможно выработать единую модель поведения олигополии в области ценообразования и определения объема производства, максимизирующего прибыль:

а) олигополия может быть как «жесткой» (две-три фирмы господствуют на всем рынке), так и «расплывчатой» (60-70% рынка контролирует шесть или семь фирм, а остальные 30-40% делят десяток более мелких фирм),

б) продукт выпускаемый олигополистом может быть как стандартизированным, так и дифференцированным,

в) олигополии могут действовать как независимо, так и в условиях тайного сговора.

г) барьеры для вступления в отрасль могут быть различными по прочности.

2. Всеобщая взаимозависимость и неспособность фирмы - олигополиста вычислить ответные действия фирм-конкурентов делают невозможной оценку спроса и предельного дохода, а значит расчет цены и объема производства.

Несмотря на эти трудности, можно отметить две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования:

- цены в условиях олигополии меняются очень редко.

- если цены изменяются, то изменяются они одновременно у всех фирм – олигополистов.

 

Существуют четыре модели олигополистического ценообразования:

Тема 6.4.2. Модели олигополистического ценообразования.

Лидерство в ценах.

4. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

 

Лидерство в ценах.

Олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в тайный сговор. Наиболее крупная или наиболее эффективная фирма инициирует изменение цен и остальные фирмы следуют этому изменению.

Ценовой лидер придерживается следующей тактики:

- изменяющая цену фирма всегда идет на определенный риск, потому что конкуренты изменение цены могут и не поддержать. Цена может меняться только в случае значительного изменения спроса и издержек в отрасли.

- о корректировке цен ценовой лидер сообщает заранее через средства массовой информации. Позитивная реакция со стороны конкурентов будет служить сигналом к изменению цен.

- ценовой лидер обычно назначает цену, ниже максимизирующей прибыль в краткосрочном периоде, чтобы помешать новым фирмам проникнуть в отрасль.

4. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Если олигополист производит много различных продуктов, он сталкивается с проблемой распределения средних накладных издержек между ними. В этом случае фирма использует методику для определения издержек на единицу продукции и к ним прибавляется определенная накидка для того, чтобы определить цену. Обычно выбирается базовый уровень производства (в районе 70% от полной загрузки мощностей, подсчитываются средние издержки этого уровня и добавляется какой-то процент (скажем 15% прибыли после уплаты платежей и налогов). На основе этого устанавливается стандартная цена.

Эта модель ценообразования не является несовместимой с прямым тайным сговором или лидерством в ценах.

 

Предмет макроэкономики

2. Основные проблемы, изучаемые на макроуров­не.

Валовый внутренний продукт

Национальный доход.

Личный доход.

Валовый внутренний продукт

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет общую сумму рыночной стоимости конеч­ных продуктов и услуг, произведенных всеми экономическими субъектами (отечественными и иностранными) на территории данной страны в течение определённого периода.

Вся продукция, производимая экономикой, делится на ко­нечную и промежуточную. Конечная продукция — это продук­ция, которая идет в конечное потребление любому макроэкономическому агенту и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.

Промежуточная продукция направля­ется в дальнейший процесс производства или перепродажу. К промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависи­мости от способа использования один и тот же товар может быть и промежу­точным продуктом, и конечным. Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет из­бежать повторного (двойного) счета.

По этой же причине все перепродажи также не включаются в ВВП, по­скольку их стоимость уже была однажды учтена в момент их первой покуп­ки конечным потребителем.

Так как стоимость конечной продукции не может быть подсчитана не­посредственно, поскольку по виду невозможно определить, является ли данный товар конечной или промежуточной продукцией, то ее рассчитыва­ют по добавленной стоимости. Этот метод основан на том, что совокупная стоимость конечной продукции равна совокупной добавленной стоимости.

Стоимость, добавленная каждым производителем (фирмой), равна раз­нице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (проме­жуточной продукции), купленной им у других производителей (фирм), и представляет собой чистый вклад каждого производителя (фирмы) в сово­купный объем выпуска.

Все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, аморти­зацию, аренду капитала, аренду помещения и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

ВВП — это стоимост­ный показатель, он зависит от уровня цен. Поэтому в экономи­ческой теории и на практике выделяют номинальный и реаль­ный ВВП.

Номинальный ВВП это продукт, стоимость которого выра­жена в текущих, фактических ценах. Номинальный ВВП может увеличиться как за счет роста фи­зического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен.

Реальный ВВП — это продукт, стоимость которого выражена в неизменных ценах. На реальный ВВП уровень цен не влияет. Поэтому реаль­ный ВВП выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.

Валовый внутренний продукт может быть определён одним из трех методов, путём суммирования:

- добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (В.В.П. по отраслям),

- всех расходов на покупку общего объёма произведённой в данном году продукции (В.В.П. по расходам),

- всех доходов, полученных в стране от производства продукции (В.В.П. по доходам).

 

Национальный доход.

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в чистый национальный продукт, являются косвенные налоги. Чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из чистого национального продукта сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название национальный доход.

Национальный доход(Н.Д.) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство данного года к благосостоянию общества.

На практике различают произведённый и использованный национальный доход:

- произведённый национальный доход – весь объём вновь созданной стоимости товаров и услуг;

- использованный национальный доход - произведённый национальный доход за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т.д.)

 

Личный доход.

Личный доход -показывает сколько денег посту­пает на цели личного потребления населения и как он отражает перераспределение национального дохода. Различают: а) личный полученный доход,

б) личныйрасполагаемый доход.

а) Личный полученный доход - его объ­ем равен национальному доходу минус выплаты на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, нераспределенные прибыли корпорации и плюс трансфертные платежи.

б) Личный располагаемый доход – это личный полученный доход за минусом выплаченных государству налогов. Этот доход направляется на личное потребле­ние и сбережение.

 

Понятие «совокупный спрос».

График совокупного спроса.

Совокупное предложение.

Понятие «совокупный спрос».

Совокупный спрос представляет собой сумму всех рас­ходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике государства.

Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике.

Совокупный спрос подсчитывается по формуле:

AD = C + I + G + X, где

C - спрос на потребительские товары и услуги; I - спрос на инвестиционные товары; G - спрос на товары и услуги со стороны государства; X - спрос на чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).

 

График совокупного спроса.

 
 


P

 

 

AD

 

0 Y

 

Кривая совокупного спроса AD (от англ, aggregate de­mand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

На оси абсцисс указываются зна­чения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y, на оси ординат - уровень цен (Р).

Движение вдоль кривой ADотражает изменение совокуп­ного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Отрицательный наклон кривой AD объясняется тем что, чем выше уровень цен Р, тем меньше реаль­ные запасы денежных средств а, следовательно, меньше количество то­варов и услуг, на которые предъявлен спрос.

 

Совокупное предложение.

Совокупное предложение — это общее количество конеч­ных товаров и услуг, произведенных в экономике государства (в стоимост­ном выражении). Часто используется как сино­ним валового внутреннего продукта.

Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике, т.е. устанавливает зави­симость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства при прочих равных условиях.

Она имеет три участка:

 

1. Первый участок кривой (горизонтальный) свидетельствует о том, что экономи­ка находится в состоянии кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т.е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, ко­торые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие не­используемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен.

2. Второй участок (восходящий) характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает из­менение цен. На этом участке в производство вовлекаются до­полнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фир­мам придется использовать старое и менее эффективное обо­рудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличивают­ся и производители должны назначать более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.

3. Третий участок кривой (вертикальный) отражает такое состояние эконо­мики, при котором ее производственные возможности прак­тически полностью использованы. Это выражается в пол­ной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейше­го роста производства. Так как экономика работает на пол­ную мощность, то любое повышение цен не приведет к уве­личению реального объема производства.

Виды безработицы.

Измерение безработицы.

Последствия безработицы.

Виды безработицы.

Выделяют следующие виды безработицы:

1. Фрикционная безработица -охватывает ра­ботников, которые ищут или ждут получения работы в ближайшем будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место. Та­кая безработица непродолжительна, она длится от одного до трех месяцев. Существенной чертой фрикционной безработицы яв­ляется то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квали­фикацией, профессиональной подготовкой и навыками.

2. Структурная безработица - под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу

Важной чертой структурной безработицы является то, что ква­лификация и профессиональная подготовка безработных не полно­стью соответствуют существующему спросу со стороны производства. Такая безработица длится примерно от трех месяцев до одного года.

3. Циклическая безработица - вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Если в результате кризиса производство сократится, то произойдет адекватное сокращение занятости. Вели­чина циклической безработицы будет периодически изменяться, от­ражая динамику экономического цикла.

Безработица, вызванная спадом производства, может сущест­вует в следующих формах.

- открытая форма - означает увольнение работника, полную по­терю работы и соответственно дохода,

- скрытая форма -означает со­кращение рабочего дня или недели, направление персонала в при­нудительные отпуска и соответственно уменьшение заработной пла­ты.

В тех отраслях, где ощущается спад, предприниматели заинтересованы в сохране­нии квалифицированного персонала, так как на его подготовку и обучение затрачены солидные средства. При оживлении экономиче­ской конъюнктуры уволенный работник может не вернуться на прежнее место, и фирме придется обучать новый персонал.

4. Сезонная безработица - возникает в результате изменения спро­са на рабочую силу в зависимости от времени года. Она обуслов­лена особенностями производства в сельском хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

5. Застойная безработица - обусловлена избытком рабочей силы, т.е. перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподготов­ленную часть трудовых ресурсов (разорившиеся крестьяне, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и т.д.). Такая безработица может длиться годами.

 

Измерение безработицы.

Большое количество неработающих людей в обществе приводит к экономическим потерям и социаль­ным потрясениям. Чтобы государство могло проводить эффектив­ную экономическую политику, необходимо оценить размеры безра­ботицы, определить ее уровень.

Среднемесячный уровень безработицы в течение года рассчитывается как отношение среднемесячной численности безработных к общей численности рабочей силы выраженное в процентах.

«Полная занятость» определяется как занятость, со­ставляющая менее 100% рабочей силы.Уровень безрабо­тицы при полной занятости равен сумме уровней фрикцион­ной и структурной безработицы. Уровень без­работицы при полной занятости называется естествен­ным уровнем безработицы и составляет 5-6 % от рабо­чей силы.

Естественный уровень безработицы возникает при сбалан­сированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.

 

Последствия безработицы.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработи­цы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

1. Неэкономические последствия безработицы это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени:

а) порождает чувство соб­ственной неполноценности,

б) приводит людей к психологическим стрессам,

в) приводит людей к сердечно-сосудистым заболеваниям,

г) приводит к развалу семьи,

д) может толкнуть че­ловека на преступление.

На уровне общества они выступают в форме:

а) роста социальной напряженности,

б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране,

в) роста уровня преступности;

г) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

2. Экономические последствия безработицы проявляются в следующем.

На индивидуальном уровне они заключаются:

а) в потере дохода или части дохода в настоящем,

б) в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации,

в) в уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне обществав целом они состоят:

а) в снижении налоговых поступлений (работающий получает заработную плату, которая облагается налогом),

б) в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактическо­го ВВП от потенциального ВВП. Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безра­ботицы и отставанием объема ВВП. Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП со­ставляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычис­лить абсолютные потери продукции, связанные с любым уров­нем безработицы.

Фазы экономического цикла.

Фазы экономического цикла.

Экономический цикл состоит из следующих фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем.

 

 

а) кризи­с (1-2) - нарушение равновесия в экономике, вызывающее снижение и приостановку производства. Он проявляется в следующем:

- спрос начинает посте­пенно отставать от предложения,

- рынок в какой-то момент оказывается переполненным товарами, однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая на рынок все новые и новые массы товаров,

- трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы,

- снижение покупательной способности насе­ления еще более осложняет сбыт,

- происходит падение уровней зара­ботной платы, прибыли, цен,

- возникают кризис не­платежей и дефицит наличных денег,

- начинается период массового банкротства предприятий, а также финансовых и кредитных учреждений.

Выделяют следующие типы кризисов:

Циклический (общий) кризис - охватывает все сферы и отрасли экономики. Вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, приводит в соответствие структу­ру производства. Этот тип кризиса, нарушая существующее равно­весие, приводит к созданию нового равновесия при более эффек­тивном производстве. В результате следующий цикл начинается на качественно новой основе.

Промежуточныйкризис, - в отличие от циклического, не явля­ется продолжительным и глубоким, охватывает не все сферы экономики и носит локальный характер. Он является времен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.198 с.)