Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. 4. 1. Общая характеристика олигополии.

Поиск

Понятие и характерные черты олигополии.

2. Причины, способствующие образованию и сохранению олигополистической структуры отрасли.

Роль неценовой конкуренции.

4. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

Понятие и характерные черты олигополии.

Олигополия – тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют его основную часть.

Характерными чертами олигополии являются:

1. Небольшое число фирм в отрасли.

2.Продукт, выпускаемый олигополистом, может быть как стандартизированным (сталь, цемент и т.д.), так и дифференцированным (автомобили, бытовая техника и т.д.).

3. Всеобщая взаимозависимость. В олигополистической отрасли число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании ценовой политики обязана учитывать ответную реакцию со стороны конкурентов.

4. Основной метод конкурентной борьбы - неценовая конкуренция.

5. Кривая спроса фирмы имеет нисходящий характер.

6. Существование олигополии связано с наличием труднопреодолимых барьеров для вступления в отрасль.

 

2. Причины, способствующие образованию и сохранению олигополистической структуры отрасли.

Можно выделить следующие причины, способствующие образованию и сохранению олигополистической структуры отрасли:

1. Эффект масштаба.

В некоторых отраслях эффективное производство возможно только при небольшом числе крупных производителей. Множество мелких фирм не смогут реализовать существующий эффект масштаба и будут поглощены более удачливыми конкурентами, у которых более низкие издержки производства.

2. Побуждение к слиянию.

Существуют две причины, толкающие фирмы к слиянию:

- во-первых, объединение нескольких фирм существенно увеличивает их рыночную долю и увеличивает у новой фирмы эффект масштаба;

- во-вторых, более крупная фирма имеет возможность в большей степени контролировать рынок и цену своего продукта.

 

Роль неценовой конкуренции.

Существуют два фактора влияющих на преобладание неценовой конкуренции в олигополистической отрасли:

1. Ценовая конкуренция в любом случае ведет к ценовой войне. Благодаря неценовой конкуренции фирма получает более долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. методы неценовой конкуренции достаточно трудно копировать.

2. Олигополисты обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.

4. Особенности ценообразования в условиях олигополии.

В настоящее время не существует общепринятой характеристики определения цены и объема производства в условиях олигополии так как:

1. Олигополия включает многообразие рыночных ситуаций, а значит невозможно выработать единую модель поведения олигополии в области ценообразования и определения объема производства, максимизирующего прибыль:

а) олигополия может быть как «жесткой» (две-три фирмы господствуют на всем рынке), так и «расплывчатой» (60-70% рынка контролирует шесть или семь фирм, а остальные 30-40% делят десяток более мелких фирм),

б) продукт выпускаемый олигополистом может быть как стандартизированным, так и дифференцированным,

в) олигополии могут действовать как независимо, так и в условиях тайного сговора.

г) барьеры для вступления в отрасль могут быть различными по прочности.

2. Всеобщая взаимозависимость и неспособность фирмы - олигополиста вычислить ответные действия фирм-конкурентов делают невозможной оценку спроса и предельного дохода, а значит расчет цены и объема производства.

Несмотря на эти трудности, можно отметить две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования:

- цены в условиях олигополии меняются очень редко.

- если цены изменяются, то изменяются они одновременно у всех фирм – олигополистов.

 

Существуют четыре модели олигополистического ценообразования:

Тема 6.4.2. Модели олигополистического ценообразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.009 с.)