Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптимум монопольной фирмы и ее виды, ценовая дискриминация и потери от монополииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Еще в предыдущей теме мы выяснили, что совокупная прибыль любой фирмы достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: МС=МR. Для фирмы в условиях совершенной конкуренции MR=P, а для монополиста MR 1 Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. 2 Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют право на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляются такие более высокие формы монополистических объединений, как трест, концерн.
3 Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. 4 Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В 60-х годах XX в. в США и некоторых странах капитала появились, начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. 5 Конгломерат (лат conglomeratus - накопленный) - монополистическое объединение, образованное в результате поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, которые не имели производственной и технической общности, с целью присвоят ити прибыли рентабельных компаний, избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов и ин. Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом относительно самостоятельного принятия важных управленческих решений заключается в том, что в первом сильнейшие предприниматели имеют право на участие в совместно ом финансовом контроле, который осуществляется главная фирма или банк, а в конгломерате право на участие в общем управлении имеет ограниченный круг участников (по сравнению с концерном
Ценова́я дискримина́ция (англ. Price Discrimination)— это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой.
Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос: улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом? Ответ на этот вопрос возможен лишь путем сопоставления излишка потребителей и производителей при свободной конкуренции и при монополизированном рынке. Обратимся к рис. 27.2. На рис. 27.2 изображены кривые среднего и предельного доходов и кривые предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем выпуска обозначены как Рм и QM. Рис. 27.2. Чистые убытки от монопольной власти На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Цена Рс и объем продукта Qc находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек. Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объема QC переместимся к монопольным цене Рм и объему продукта QM. В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объема выпуска (Qc - QM) по цене Рс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.
Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др. Итак, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.
Олигополия – это рыночная структура, обладающая следующими признаками: высокая концентрация производства (к олигополии относят отрасли, в которых четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции); продукция может быть как дифференцированной, так и стандартизированной; главная причина формирования олигополии – экономия от масштаба производства. Модели олигополистического поведения: 1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. 2. Картель или сговор фирм, цель которого установить объем производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Эта разновидность олигополии работает как чистый монополист. Картели могут создавать монополистическую структуру рынка в ряде ведущих отраслей на длительное время. 3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Пример: лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных, иначе те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии.
Ломанная кривая спроса олигополиста. Ход рассуждений олигополиста сводится к следующему: – если снизить цену, то мои конкуренты, ожидая сокращения своих продаж, сделают то же самое, поэтому от снижения цены мало кто выиграет, т.к. линия спроса DD1 неэластична (изменение цен не приводит к большому изменению объема спроса) – если я подниму цену, но конкуренты не сделают этого, то фирма лишится покупателей, эластичность спроса возрастет и кривая спроса станет более эластичной (небольшое изменение цен приводит к большим колебаниям объема спроса из-за возникновения разницы между ценой на продукцию фирмы и на продукцию конкурентов) — линия НЕ. Линия DЕ займет положение НЕ и в итоге линия спроса станет НЕD1. В итоге: Отрезок НЕ кривой спроса будет характеризовать ситуацию, когда конкуренты «игнорируют» повышение цен; а отрезок ЕD1 будет характеризовать ситуацию, когда конкуренты «cледуют примеру» и снижают цены. Излом линии спроса означает наличие разрыва в линии предельной выручки МR, которая тоже представлена ломаной линией и состоит из двух отрезков — HL и SК. Из-за резких различий в эластичности спроса выше и ниже точки текущей цены происходит разрыв
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.014 с.) |