Тема 3.3. Государственная антимонопольная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.3. Государственная антимонопольная политика.



Вопросы:

1. Понятие конкуренции и монополии

2. Содержание антимонопольной политики и её основные направления.

3. Антимонопольное законодательство в РФ.

4. Понятие естественной монополии и особенности её регулирования.

Литература: 1) Закон №147 «О естественных монополиях» глава 1 статьи с 1-4. Статья 6. Закон №135 «О защите конкуренции» статьи с 1-9 (с 1-5, 4!).

Ответы:

1. К числу важнейших экономических функций государства относятся: разработка и проведение антимонопольной политики. Государственная антимонопольная политика основывается на следующем теоретическом постулате: «Общество всегда несёт экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией, следовательно общество получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая её деятельность там, где она уже существует».

Смысл разработки проведения антимонопольной политики имеете только в условиях существования рыночной экономики важнейшим атрибутом которой является конкуренция. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращения на соответствующем рынке.

Антиподом конкуренции является монополия. В узком смысле монополия это отрасль, состоящая из одной фирмы, когда продукт производится единственной фирмой. В более широком смысле монополия это такая рыночная ситуация, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть, что по сути сводятся к абсолютному контролю с их стороны за рыночной ценой, объёмами производства и производимых продаж товаров и услуг. Не обязательно монополию осуществляют крупные фирмы. Главное в монополии это удельный вес фирмы в производстве и сбыте конкретной продукции, т.е. важным становится не абсолютный размер фирмы, а относительные размеры проявляющиеся через реализацию продукции. В зависимости от степени монопольной власти, которые располагают хозяйствующие субъекты своей отрасли выделяет следующие рыночные структуры:

Ø Рынок совершенной конкуренции.

Ø Монополистическая конкуренция.

Ø Олигополия.

Ø Чистая монополия.

Первая и четвёртая виды структур в реальной жизни не существуют и не встречаются. На практике преобладают монополистическая конкуренция, как менее конкурентная рыночная структура и олигополия, как монополистическая структура в широком понимании этого слова.

Сравнительный опыт функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах неизбежно приводит к общественным экономически потерям, что проявляется:

I. В более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм монополистов, по сравнению на аналогичную продукцию на конкурентных рынках.

II. Проявляется в сознательном ограничении производства отдельных видов товаров для поддержания высоких цен. Это означает, что монополия обуславливает неэффективные распределение ресурсов между различными отраслями, а так же к их недоиспользованию в монополизированных отраслях.

III. В техническом застое производства, ухудшении качества продукции и условий их производства.

Для нейтрализации негативных моментов монополизма в экономике в каждой стране с рыночной экономике государство разрабатывает и проводит антимонопольную политику.

2. Антимонопольная политика – комплекс мер гос власти направленных на предупреждение, ограничении и пресечении монополистической деятельности. Обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время монопольным признаётся положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает 65 %. Совершенствование практики антимонопольного регулирования в последние годы проявляется определением монополиста и степени его экономической власти с учётом аффилированных лиц. К аффилированным лицам относят следующие категории лиц:

1) Лицо участвующие в имуществе другого, если доля такого участия превышает 20 %.

2) Физическое лицо подчиняющееся другому физ лицу по должностному положению.

3) Лица, состоящие в родственных отношениях.

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными, договорными, организационно-управленческими, родственными, смешанными.

На практике антимонопольная политика реализуется через государственное антимонопольное регулирование. Это комплекс экономических административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизацией рынка, выражающей нормальное функционирование рыночного механизма. Таким образом антимонопольная политика предполагает государственное антимонопольное регулирование по следующим основным направлениям:

1. Регулирование уровня концентрации и монополизации производства

2. Разработка стратегий и тактики предприятий в условиях монополистической конкуренции.

3. Осуществление внешнеэкономической деятельности недопускающей чрезмерной монополизации

4. Ценовое регулирование при приоритете рыночных механизмов ценообразования

5. Налоговое регулирование, которое предполагает ограничение монополистической деятельности с помощью налоговых механизмов.

3. Антимонопольная политика осуществляется при определённой нормативно правовой базе. Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов, в странах с рыночной экономикой направленных на поддержание конкурентной среды, противодействия монополизму и на пресечение недобросовестной конкуренции. В РФ нормативная база антимонопольного регулирования включает в себя следующие основные НА:

Ø ФЗ «О защите конкуренции». В этом нормативном акте содержится ряд предписаний и законодательных норм, которые ставят преграды к формированию монополизма, его совершенствованию и развитию.

Ø Закон о естественных монополиях. В нём обозначаются сфера распространения данного закона, устанавливаются органы регулирующие деятельность субъектов естественных монополий.

Кроме того в определённой мере препятствуют монополизму следующие нормативные акты: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Указ президента о свободе торговли.

4. Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силе технологических особенностей производства: в связи с существенным снижением издержек производства товара по мере увеличения объёма производства. При этом товары производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В этой связи спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юр лицо), занятое производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии.

К сферам деятельности субъектов естественной монополии в РФ относятся:

1 транспортировка нефти и газа, а так же нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;

2 железнодорожные перевозки;

3 услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

4 услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

5 услуги по передачи электроэнергии;

6 услуги по оперативно диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

7 услуги по использованию инфраструктуры внутренних и водных путей.

В соответствии с действующим законом «О естественных монополиях», органами регулирующими естественные монополийи применяются 2 основных метода регулирования субъектов естественной монополии:

ü ценовое регулирование, осуществляемое по средствам установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

ü Определение потребителей подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в продукте естественной монополии.

 

Закон № 147 «О естественных монополиях»

Статья 1. Направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения – отношения, возникающие на товарных рынках РФ, в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребителями, федеральными органами исполнительной власти.

Статья 3. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства (снижение издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёмов производства), а товары производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект ЕМ – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях ЕМ.

Потребитель – физ или юр лицо, приобретающее товар производимый субъектом ЕМ.

Руководитель субъекта ЕМ – лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта ЕМ.

 

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

Статья 4. Товар – объект гражданских прав (в том числе работы и услуги, включающих финансовые услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Финансовые услуги – банковская услуга, страховая услуга, услуги на РЦБ, услуги по договору лизинга, а так же услуга оказываемая на финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физ и юр лиц.

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественными и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно занимает или готов заменить один товар другим при потреблении.

Товарный рынок – сфера обращения товаров (в том числе иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которого исходя из экономических, технических или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар.

Хозяйствующий субъект – коммерческая или некоммерческая организация, осуществляется деятельность приносящую ей доход, ИП, иное физ лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход.

Финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - КО, микрофинансовые организации, коммерческий потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общества взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестиционный фонд, управленческая компания паевого инвестиционного фонда, управленческая компания негосударственного пенсионного фонда и т.д.

 

Виды монополий:

§ Легальная - монополии, которые образуются на основании принятых государством законов.

§ Административная монополия – компании, которые создаются по решению органов государственного управления и как правило подчиняются отраслевым министерствам. В такие монополии обычно группируются предприятия одной отрасли.

§ Случайные монополии, возникают в результате временного превосходства спроса над предложением. Могут возникнуть, когда на каком либо рынке временно оказывается один продавец какого либо товара.

§ Естественная монополия.

§ Искусственная (экономическая) монополии, возникают в результате эффективной деятельности, либо в результате поглощения более мелких фирм в условиях конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.022 с.)