Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.1. Структурная политикаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Структурная политика, её значения в ГРЭ. 2. Виды государственной структурной политики. 3. Задачи и основные направления современной структурной политики РФ. 1. Структура экономики – её деление на составные части по определённым признакам. Соответственно государственная структурная политика – политика мер, органов гос власти направленных на изменение структуры экономики в интересах общества исторический и логической предпосылкой экономики является процесс общественного разделения труда и условия общественных потребностей и платёжеспособного спроса. С другой стороны гос структурная политика – действия правительства и денежных властей направленная на обеспечение максимальной степени адекватности, структуры потребностей (платёжеспособного спроса) структуре общественного производства в условиях ограниченности ресурсов. Другой предпосылкой является общественное разделение труда, которое причинно обуславливает деление экономики на отрасли, подотрасли и предприятия. Структура экономики сложилась в процессе длительного исторического процесса разделения кооперации труда, роста и усложнения потребностей. Важное значение в структурирование экономики сыграл НТП, который с одной стороны способствовал диверсификации потребностей, с другой совершенствованию техники и технологий. Т.о. следует считать, что общей предпосылкой структурирования экономики является усложнение предварительных сил общества и производственных отношений (отношения потребления). Особую сложность совершенствованию структурирования экономики предаёт разнообразие переплетающихся взаимозависимых процессов: - Воспроизводственные - Ресурсные - Инвестиционно-инновационные - Финансовые - Трудовые - Технологические делает экономику живым, динамичным органом, который требует систематического вмешательства государства. Таким образом роль государственной структурной политики в экономики ориентированная необходимость постоянного совершенствования отраслевой и воспроизводственной структуры и обеспечение её адекватности усложняющейся структуре потребностей. 2. Важнейшее место в единой экономической политики государства отводится отраслевой структуре, что означает постоянное совершенствование отраслевой структуры экономики в соответствии с изменением производственных и личных потребностей. В наиболее общем виде гос структурная политика находит своё проявление в деятельности государства направленной на оптимизацию структуры народного хозяйства. 1)Политэкономическая структура. Она представляет собой структуру народного хозяйства как целостную совокупность разнообразных производительных сил пропорционально распределённых по сферам территориям и формам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения факторов производства, так и размещения по регионам, экономическим зонам, территориальным комплексам. Помимо производительных сил политэкономическая структура включает в себя систему общественных отношений, которая является производными, вторичными по отношению к производительным силам. В структуре производительных сил выделяют первичные и вторичные производительные силы. К первичным относятся материально-вещественные составляющие – производственные фонды и рабочая сила, включая управленцев. К вторичным производительным силам относятся формы организации общественного производства, обусловленные развитием его обобществлением. Обобществление это слияние мелких, частных, отдельных производств в один общественный процесс, порождающие усиление их зависимости друг от друга. Кроме того к вторичным производительным силам относятся развитие интеллектуализации труда, т.е. вовлечением в производство, не только физических но и духовных сил человека. Эти производительные силы действуют через совершенствование первичных ресурсов, обеспечивая их эффективное взаимодействие. В политэкономической структуре выделяют естественные производительные силы, которые включают причинно обусловленные природой, климатическими условиями, естественные силы труда, условия прогресса труда. В составе производительных сил выделяют технико-экономические отношения, которые предопределяются состоянием техники и технологий, а в конечном итоге структуры производительных сил. Организационно-экономические отношения, они зависят от особенности организации производства, системы управления производством, институциональной атмосферой в экономике, включая законодательно-правовые нормы. Именно эти отношения лежат в основе любого хозяйственного механизма, активно воздействуя на все другие их формы. Социально-экономические отношения, они характеризуют не просто отношения между отдельными людьми, а отношение отдельных коллективов, социальных групп, по поводу воспроизводства всей совокупности условий жизнедеятельности человека и общества. 2)Организацонно-функциональная структура, она выстраивает экономику по уровням организации и управления, а так же по уровням интересов, по способности этих уровней к автономному функционированию. Именно этот вид создаёт предпосылки для экономической и структурной устойчивости. Критерий автономности функционирования даёт основания для построения каркаса или несущей конструкции экономики. Она выглядит иерархично структурированной от предприятия, как первичного звена экономики, к регионам, экономическим зонам и территориально производственным комплексам на макроуровне. 3)Воспроизводственная структура. На основании теории воспроизводства определяется состав и основные элементы структуры хозяйства. Современная общественная воспроизводственная структура экономики представлена в виде возобновляемого производственного цикла, в котором возникают основные структурные зависимости, а так же механизмы самоорганизации, самоуправления экономической воспроизводственной системы. В числе основных структурных соотношений воспроизводящейся экономики существует натуральные и стоимостные экономические пропорции. Среди них выделяются такие как: накопление и потребление; предпроизводство и производство; производство и рынка; общественного потребления и личного потребления; научной и инженерной подготовки; инвестиции и сбережения. 4)Технологическая структура. Она позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостность технологических образований определяющих технологическую базу производства однотипных товаров и услуг. 5)Ресурсная структура. Через неё выражается представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, которая обеспечивает наибольшее и максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. 3. Важнейшей составной частью структурной политики является механизм её выработки и реализации, а так же формы и методы деятельности государственных органов в области структурных преобразований в России. В условиях российской смешанной экономики эти формы и методы гос регулирования должны сочетаться с регулирующими возможностями самого рынка. Но при этом полностью ориентироваться на рыночную саморегуляцию, самоорганизацию при проведение структурной политики нельзя, поэтому становится очевидным приоритетная роль государственной политики оптимизации структуры экономики. Сложность в разработке и проведении структурной политике в нашей стране определяется федеративным устройством в России (разграничение полномочий и прав ведения между субъектами федерации и её центром). При проведении структурной политики становится необходимым учёт интересов и приоритетов развития каждого региона. Кроме того значительно осложняет совершенствование структуры экономики сложившаяся на период распада СССР процесс размещения производительных сил в стране. Современная структурная политика РФ, учитывая перечисленные особенности должна быть направлена на преодоление скопившихся деформаций, которое прежде всего проявляется в безусловном доминировании предприятий добывающего сектора страны. В этой связи определяющей целью государственной структурной политики становится преодоление сырьевой направленности российской экономики за счёт её ускоренной диверсификации. В теоретическом плане достижение этой цели становится возможным при учёте и необходимости оптимизации всех видов структур: политико-экономической; организационно-функциональной; воспроизводственной; технологической; ресурсной. Этим определяется чрезвычайная сложность и противоречивость государственной структурной политики в современной России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.007 с.) |