Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое поведение чистой монополииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Абсолютная (чистая) монополия. Абсолютная, или чистая, монополия есть такая ситуация на рынке отрасли, когда в качестве поставщика определенного вида продукции выступает лишь одна крупная фирма или единственная ассоциация (объединение) фирм. Т. е. на рынке продукта есть только один продавец, который олицетворяет собой всю отрасль национального производства. В условиях абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм заблокировано. Все, что способствует формиро- ванию высокого входного барьера в отрасль, усиливает монопольную власть над рынком. Фундаментом для чистой монополии выступает нам уже известное доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Но в данном случае речь идет об абсолютной экономической власти. Поэтому в доминирующем положении также обнаруживаются особые «монаршие» черты. Такое абсолютное доминирование складывается, например, под воздействием: а) частной собственности на специфический и ограничен б) устойчивых и длительное время существующих пред в) неисчерпаемого положительного эффекта масштаба г) абсолютной поддержки со стороны государства (зак д) патентной, или лицензионной, политики, что позволяет Чистая монополия есть полная противоположность свободной конкуренции. Чистый монополист, реализуя абсолютную экономическую власть над рынком, стремится: во-первых, сохранить свою выгодную экономическую позицию; во-вторых, присвоить максимум прибыли, включая обычную среднюю, избыточную (экономическую) и сверхприбыль (монопольную). Следует признать, что в силу ряда обстоятельств интенсивность решения данных стратегических задач может значительно меняться. Так, монополист может позволить себе не препятствовать появлению новой маломощной фирмы, которая приняла неосторожное решение внедриться на монополизированный рынок. Далеко не всегда максимизация прибыли выступает задачей номер один. При определенных условиях монополия может пойти на снижение степени доходности или даже временно допустить некоторые убытки. Но монополист всегда стремится контролировать динамику рыночной цены. Не случайно исходным движущим мотивом любого соглашения картельного типа выступает «решение по цене и по квотам» поставки продукции на рынок. Поэтому в условиях чистой монополии отсутствует прямая связь между повышением спроса и объемом предложения. Нарастание спроса может быть легко уравновешено ростом цены при неизменном объеме предложения. Абсолютная монополия и убытки. В краткосрочном периоде монополия может осознанно пойти на снижение цены ниже средних общих издержек производства (АТС). Естественно, это вызовет чистые финансовые потери или убытки. Но резкое ухудшение рыночной ситуации заставит многих конкурентов покинуть данную отрасль. Такой прием по снижению финансовой привлекательности отраслевого производства может быть использован монополией, когда стало известно, что некоторые фирмы принялись разрабатывать бизнес-планы по налаживанию выпуска аналогичной продукции. Одномоментное снижение прибыльности значительно охладит их интерес к проникновению в монополизированную отрасль. Демпинговое снижение рыночной цены может инициироваться службой стратегического планирования. Однако такое снижение всегда имеет временный характер. После вытеснения конкурентов монополия повышает цену и компенсирует ранее образовавшиеся убытки. С проблемой минимизации возникших убытков монополия может столкнуться еще в одном случае — при низком объеме спроса. Такой неэффективный спрос выступает как ограничитель физического объема предложения, приводит к тому, что складываются высокие средние общие издержки производства и снижается прибыльность производства. Повышение цены предложения не позволит монополии минимизировать убытки. Дело в том, что при наличии элас- тинного спроса по цене рост монопольной цены может еще больше обострить ситуацию (см. рис. 9.10). Рис. 9.10. Эскалация убытков монополии в условиях снижения физического объема спроса Таким образом, в реальной действительности монополист вынужден столкнуться с ограничителем его рыночной власти. Оказывается, монополия может установить сверхвысокую цену, например, на мясо. Но после подорожания данного продукта нельзя заставить домашнее хозяйство потреблять его в прежнем объеме. Поэтому есть смысл обратить особое внимание на проявление такого «антимонопольного» воздействия со стороны высокоэластичного спроса по цене. Предположим, под воздействием неценовых факторов кривая спроса (см. рис. 9.11) сместилась влево и вниз (Dj — D2). В итоге на всем своем протяжении кривая средних общих издержек производства (АТС) оказалась выше кривой спроса D-,. Известно, что точка минимума убытков всегда находится на пересечении кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). В нашем примере это точка К, которой соответствует объем выпуска, равный Q,. С учетом состояния спроса такой объем продукции может быть реализован по цене Рт за единицу продукции. Теперь обратим внимание на вертикальный разрыв MN, который представляет собой разницу между рыночной ценой Рис. 9.11. Формирование убытков монополии в условиях сдвига спроса спроса и средними общими издержками производства. Это и есть тот убыток, который приходится на единицу продукции. Совокупный убыток от данного выпуска составит (Рт - ATCn) x Q, или площади прямоугольника МРт АТСП N. Чтобы избежать убытков, монополия может принять решение и свернуть производство. Как говорится, нет продукции — нет и проблем. Но тогда о себе в полный голос заговорят постоянные издержки производства. На рис. 9.11 обратим внимание на кривую средних переменных издержек производства (AVC). Четко видно, что цена Рт при объеме выпуска Q, полностью покрывает средние переменные издержки производства (AVC), а также часть средних постоянных издержек (см. отрезок ML). Остановка производства увеличит убытки на величину ML, объем которых будет равен всей массе постоянных издержек (NL). Для абсолютной монополии наиболее привлекательный вариант развития связан с активизацией маркетинговой политики, направленной на увеличение объема рыночного спроса. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде. Для обыкновенной предпринимательской фирмы стратегия экономического поведения определяется через сравнение рыночной цены равновесия, имеющей статус неизменного внешнего фактора, и индивидуальных издержек производства. При этом главное — это мобилизовать все имеющиеся возможности и снизить индивидуальные затраты, приходящиеся на единицу продукции. Для монополии цена на продукт не имеет значения внешнего независимого фактора. Наличие у монополии возможности влиять на рыночную цену создает видимость формирующегося рынка. Многое зависит от степени эластичности спроса по цене. Поэтому монополия должна особое внимание уделять процессу формирования рыночного спроса. Принято считать, что в кратковременный период времени эластичность спроса по цене менее значительна. Поэтому в такой период курс на установление высокой цены остается достаточно привлекательным. Особенно если речь идет о продукте, которой не имеет заменителей (субститутов). При неэластичном спросе высокая цена выступает самым простым средством для получения сверхприбыли. На рис. 9.12 линия спроса D задана как строго вертикальная, что отражает абсолютную неэластичность спроса по цене. Предположим, вместо цены Р1? которая обеспечивала получе- ние прибыли, монополия устанавливает более высокую цену Р2. Площадь прямоугольника Р2 KQ,O отражает объем валового дохода монополиста (TR). Вертикальный отрезок KL над кривой АТС, при объеме выпуска Q, подтверждает факт получения прибыли. Каковы же последствия такой монополистической деятельности? Высокая цена не может понравиться покупателям, но они, по сути дела, лишены выбора. Высокая цена предложения Р2 привлекает в данную отрасль другие фирмы. Это усиливает межотраслевой перелив капитала. В отрасли появляются новые производители. На рис. 9.12 появление нового производителя (или группы) условно обозначено кривой средних общих издержек производства АТС2. Она размещена левее кривой АТС,. Скорее всего, производственные мощности у данного производителя не такие крупные. Поэтому и положительный эффект масштаба производства исчерпывается значительно быстрее. Однако новый производитель все же имеет возможность поставлять продукцию на рынок, получая заметную прибыль. В итоге возрастает конкурентное давление. Таким образом, применительно к краткосрочному периоду обнаруживается еще одно ограничение монополистической деятельности — межотраслевой перелив капитала. Для укрепления пошатнувшихся позиций монополия может сделать ставку на обновление ассортимента выпускаемой продукции. Это хорошее решение. Оно позволит повторить прежний прием эксплуатации потребительского спроса через установление высокой цены, на сей раз — на новинки. В реальной действительности монополисту приходится учитывать, что в условиях насыщенного рынка спрос по цене чаще всего эластичен. Не избежать давления со стороны многочисленных товаров-заменителей. Поэтому покупатели могут просто отвернуться от дорогого товара, изменить свои потребительские предпочтения. Опять же высокая цена будет привлекать в отрасль новых производителей, провоцировать наращивание импорта. В итоге возникает альтернатива: или продавать дороже, но меньше, испытывая давление со стороны конкурентов, или продавать дешевле, но больше, ориентируясь на выгоды от положительного эффекта масштаба производства. Практическое решение проблемы. Итак, монополия стоит перед поиском оптимальной комбинации «цена — объем выпуска», которая обеспечила бы максимум прибыли. Решая данную задачу, чистый монополист превращается на практике в своеобразного «искателя цены». При решении данной проблемы можно руководствоваться двумя нам уже известными методами: 1) сравнивать общие издержки производства (ТС) и общий 2) сравнивать предельный доход (MR) и предельные издер Ранее данные методы максимизации прибыли получили полную характеристику (см. главу 8), что освобождает нас от подробного изложения. Ограничимся лишь небольшим комментарием. При первом методе совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми общего дохода (TR,) и общих издержек (ТС), т. е. отрезку ВА (см. рис. 9.13 а). Первоначально вслед за нарастанием объема выпуска общие издержки (ТС) быстро увеличиваются, затем под воздействием положительного эффекта масштаба производства их рост замедляется. После прохождения точки В они вновь быстро возрастают. Если исходить из того, что монополист не изменяет цену, то линия валового дохода занимает положение TRr Вслед за наращиванием объема выпуска (Q) такими же темпами увеличивается и валовой доход. Следовательно, вертикальнь: отрезок АВ (см. рис. 9.13 а) фиксирует максимальный ypoeei прибыли при оптимальном объеме выпуска Q,. В данном варианте монополист ищет не цену, а оптимал ный объем производства с учетом имеющейся технической базы. Осталось только «уговорить» покупателей приобрести именно такой объем товаров, используя рекламу и другие способы воздействия. При повышении цены и неэластичном спросе по цене, что для кратковременного периода наиболее характерно, линия валового дохода TR, сдвинется вверх и влево, займет положение TR,. Автоматически увеличивается вертикальный разрыв АВ, прибыль возрастает. В условиях эластичного спроса повышение цены приведет к снижению объема спроса. Предположим, до уровня Q2. На рис. 9.1 За видно, что данный объем производства пришелся на весьма неоптимальную часть кривой общих издержек производства (ТС). Прибыль исчезает, даже возникают убытки в объеме DM. При втором методе сравниваем MR и МС. До тех пор, пока MR > МС, увеличение выпуска продукции сопровождается увеличением массы прибыли (см. рис. 9.13 б). Предположим, что монополист имеет дело с эластичным спросом по цене. Кривая спроса D и предельного дохода MR на рис. 9.136 заняли свое стандартное положение. Точка К обозначает место пересечения кривой предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR). Это — важная точка, обозначает максимум объема прибыли. Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска Q,. Двигаясь по вертикали qj вверх, находим уровень средних общих издержек (АТС), который соответствует данному выпуску (точка М). Максимальная прибыль, приходящая- ся на единицу выпуска при объеме Qp равна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек (АТС). Умножение MN на объем Q, позволяет определить площадь прямоугольника (NMTPj), равнозначную максимальному объему валовой прибыли. Обратим внимание на то, что после прохождения точки К теперь МС > MR. Следовательно, каждая дополнительная единица выпуска продукции приносит не прибыль, а лишь убыток, что незамедлительно уменьшает общий объем прибыли. Если монополия примет решение и дальше наращивать объем выпуска (Q), то прибыль будет образовываться до тех пор, пока кривая общих средних издержек производства АТС не пересечется с кривой спроса D (см. точку W). Тем не менее открытая монополия зачастую придерживается именно такой стратегии. Вместо цены Рр обеспечивающей максимальный объем краткосрочной прибыли, монополист может установить цену, приносящую ему весьма умеренную прибыль. Это увеличит объем выпуска и продаж, до предела насытит рынок и тем самым затруднит конкурентам вход в отрасль. Долгосрочный период. Проблемы убытков или их минимизации для чистой монополии в долгосрочном периоде не существует. Такие вопросы не выдвигаются, а поэтому и не обсуждаются. Для монополиста в долгосрочной перспективе единственная стратегическая цель — это максимизация прибыли. Чистый монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде: а) необходимо признавать наличие эластичности спроса б) рынок продукта в меньшей степени защищен от конку Поэтому в догосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек производства и увеличение объема производства (реализации). Проблема уровня цены отодвигается на второе место. Приходится считаться с тем, что в долгосрочном периоде цена, способствующая получению максимума объема прибыли, будет ниже, чем в краткосрочном периоде. Модель картеля. Картелизация отрасли и образование абсолютной монополии, строго координирующей процессы реализации продукции, явление достаточно редкое. Однако такой общенациональный картель может возникнуть весьма быстро, как говорится, «в течение ночи». Поэтому исследование рыночного поведения картеля как абсолютной монополии представляет особый практический интерес. Создание картеля ведет к установлению контроля за объемом предложения и повышению рыночной цены. В дальнейшем участники картеля придерживаются общих рекомендаций и строго координируют свою деятельность. При всей своей выгоде картель как монополистическое соглашение не является устойчивым образованием. Быстрое развитие отрасли, появление новых фирм и внедрение новшеств подрывают позиции картеля. К тому же внутри картеля заложен механизм спонтанного разрушения достигнутого соглашения. Получив картельную квоту на выпуск продукции, участнику такого соглашения приходится, как правило, сокращать объем производства и соглашаться с недополучением части прибыли. Это уже изначально порождает внутренние противоречия. В условиях свободной конкуренции рыночное равновесие как результат взаимодействия спроса (D) и отраслевого предложения (МС) было бы достигнуто в точке Е при цене Ре. Максимизация прибыли в точке К (см. рис. 9.1 ^подсказывает, что есть смысл заключить картельное соглашение, огранив объем предложения на уровне Qk и установив соответствующую монопольную цену Pk. Это позволит присваивать дополнительно монопольную прибыль в объеме заштрихован- Рис. 9.14. Модель картеля и возникновение тенденции разрушения ного прямоугольника (разница между ценой равновесия и монопольной ценой). Но тогда каждому участнику картеля придется на фоне сокращенного объема отраслевого предложения строго выполнять доведенную индивидуальную квоту. При этом для отдельной фирмы максимизация прибыли будет обеспечиваться при Pk = МС. Не случайно фирма будет стремиться получить в картеле большую квоту, любым путем увеличить объем выпуска до уровня Qf (см. рис. 9.14). Если это произойдет, то не избежать снижения рыночной цены при формальном наличии картельного соглашения. Картель попытается предотвратить такой ход событий, вводя внутренний контроль и соответствующие санкции, что обусловит появление дополнительных расходов на его содержание. Ценовая дискриминация. Анализ динамики рынка показывает, что объем рыночного спроса всегда складывается (но механически не суммируется) на основе индивидуальных спро-сов. В точке рыночного равновесия возникает цена равновесия. Реализация товара по единой цене приводит к образованию излишка покупателя. Монополист не может не замечать образования такого экономического выигрыша или «ренты покупателя», а поэто- му стремится присвоить излишек покупателя. Для этого прибегает к политике ценовой дискриминации или диверсификации цен. Смысл ее состоит в том, что покупатели искусственно разделяются на группы по определенному признаку. После этого каждой группе домашних хозяйств один и тот же товар предлагается по особой цене. В качестве основных принципов политики ценовой дискриминации выступают: а) учет количества потребляемого товара или объема ра Пример. Многие домашние хозяйства сегодня предпочитают раз в неделю делать крупные закупки продовольствия и сопутствующих товаров. Это позволяет экономить время на посещение торговых центров. Чтобы привлечь данную категорию покупателей, супермаркет предлагает им более низкие цены при условии закупки товара мелкими партиями. Отводятся специальные места для временной парковки, где оплаченный товар сразу же грузится в багажники автомашин; б) разделение товаров на отдельные категории с учетом Пример. На один сорт напитка (как правило, детский) может устанавливаться искусственно более низкая цена, а на другой (для взрослых) более высокая цена. Дети всегда проявляют интерес к сладкому напитку, что заставляет и взрослых составить им компанию. В совокупности для продавца образуется вполне приемлемая прибыль; в) введение талонов и скидок, предоставляемых определен г) учет времени продажи товара. Пример. Во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) в часы пик цена на проезд в общественном транспорте устанавливается примерно на 30% выше обычного тарифа. В этот период времени обслуживается основная масса пассажиров. Считается, что мощности транспорта всегда ограничены, поэтому через тариф на проезд создается заинтересованность для некоторых пассажиров пользоваться общественным транспортом в менее загруженные часы его работы; д) учет возрастной группы покупателя, территориальной Чтобы в полном объеме реализовать стратегию «дискриминации цен», необходимо соблюдать ряд важных условий: 1) исключить возможность приобретения товара по низкой 2) выделять группы покупателей с учетом сложившейся Там, где спрос неэластичен, такой группе покупателей (например, состоятельные туристы) есть резон предлагать товар по максимально высокой цене (например, кафе на вершине горы, на автомагистрали и т. п.). Там, где спрос эластичен (городской магазин), есть резон использовать минимальные цены. Таким образом, при использовании стратегии «дискриминации цен» необходимо тщательно изучать состояние рынка продукта и проводить выверенную политику его сегментации. Последствия господства чистой монополии. Системный анализ позволяет выделить как отрицательные, так и положительные стороны функционирования чистой монополии: 1. По линии объема производства, цен и распределения Монополист склонен устанавливать высокую рыночную цену и занижать объемы производства. Это означает, что могут возникнуть недоиспользование производственных мощностей, дефицит продукции. 2. По линии издержек производства. В долгосрочной перспективе монополист чаще всего имеет дело с положительным эффектом масштаба производства. Это означает, что крупное предприятие имеет возможность производить требуемый объем продукции при более низких средних издержках производства, нежели мелкие предприятия. На практике часто обнаруживается так называемая «Х-неэффективность» монополиста. Так, укрупнение производства может превратиться для чистой монополии в некую самоцель, а недоиспользование производственных мощностей выступить как следствие ограниченной емкости внутреннего национального рынка. Отсутствие прямых конкурентов позволяет чистой монополии безболезненно относить непроизводительные расходы на издержки производства, т. е. включать в цену и компенсировать их за счет покупателя. У чистой монополии возникают особые проблемы в налаживании управления крупным предприятием. Существует соблазн в первую очередь обеспечить работой родственников, отставных чиновников, «нужных людей» и т. п. Реклама, контакты с прессой, лоббирование интересов, поддержание высокого «монополистического барьера» вступления в отрасль также требуют немалых расходов. В современных условиях считается, что у чистой монополии не менее 40% валовых издержек — это так называемые непроизводительные «монополистические потери». 3. По линии научно-технического прогресса. Отсутствие у чистой монополии прямых конкурентов означает ослабление стимулов к НТП. Вместе с тем может сложиться и нечто обратное: когда двигателем научного прогресса выступает именно монополия. Стремление создать для себя запас прочности, регулярно получать дополнительную (избыточную) прибыль за счет повышения производительности труда и снижения издержек производства, появление нового рынка сбыта, удорожание факторов производства в состоянии создать устойчивый интерес к техническому прогрессу. 4. По линии дохода и прибыли. Прибыль абсолютной монополии состоит из средней и избыточной прибыли, а также сверхприбыли. Среднюю прибыль монополия присваивает как любая нормально функционирующая предпринимательская фирма в полном соответствии с экономическим законом средней нормы прибыли. Избыточную прибыль монополия присваивает лишь в том случае, если, обеспечивает снижение индивидуальных издержек ниже среднеотраслевых на основе рационализации производства. Такая разновидность прибыли не имеет постоянного характера. Третья часть — сверхприбыль — имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая форма реализации рыночного господства монополии в условиях несовершенной конкуренции. Сколько монополия присваивает сверхприбыли, столько же средней прибыли не дополучают другие хозяйствующие субъекты. Не случайно формирование сверхприбыли у чистой монополии затрагивает интересы достаточно широкого круга субъектов национальной экономики. Наличие таких негативных тенденций обязывает современное государство активно проводить политику по сдерживанию процессов монополизации национальной экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.015 с.) |