Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика экономической науки и ее составные части.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика экономической науки и ее составные части. Экономика как наука многогранна. Она состоит из теоретической части и прикладных экономических наук, которые рассматривают хозяйственную деятельность отраслей регионов народного хозяйства. -основы предпринимательства; -основы маркетинга; -экономика недвижимости; -банковское дело; -фермерское хозяйство; -экономика науки, культуры и тд. Сама экономика как наука состоит из нескольких частей: 1. Введение в экономику. Рассматривает экономические законы и их виды; понятие общественного производства и его виды; фазы развития общественного производства; понятие ресурсов и их виды; предмет, метод экономики; этапы развития экономической науки; понятие потребностей и их виды; простые элементы хозяйственной деятельности общественного производства; производственные возможности общества; понятие стоимости, альтернативной стоимости и проблемы выбора и тд. 2. Микроэкономика. Рассматривает хозяйственную деятельность на уровне отдельных предприятий, фирм. М. – это такая форма организации хозяйственной деятельности на уровне предприятий, фирм, где происходит рациональное и эффективное соединение факторов производства с целью производства какого-то товара или услуги, их реализации в конкурентной борьбе и получение прибыли. Рассмативает: -понятие рынка и рыночных структур; -формы развития рынка; -действие закона спроса и предложения в рыночных условиях; -понятие цены, стоимости; -понятие конкуренции и ее виды; -положительные и отрицательные стороны рынка; -ценовые и неценовые факторы спроса и предложения; -понятие монополии и ее формы; -монопольная конкурентная борьба и ее методы ведения; -понятие собственности и формы ее реализации; -понятие предпринимательства и бизнеса; -издержи производства и их виды; -факторы, образующие прибыль; -кругооборот и оборот капитала; -формы движения капитала; -понятие зарплаты и ее виды; -понятие богатства и бедности; -проблемы социальной справедливости и тд. 3. Мезоэкономика – самостоятельная часть экономической науки, которая изучает хозяйственную деятельность общественного производства на уровне отдельных регионов. Как рационально и эффективно каждый регион использует имеющиеся ресурсы с целью производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей регионов. С 2002 года в нашей стране ведется управленческая перестройка, которая должна выразиться в меньшем количестве регионов. 2000 г – насчитывалось 89 регионов. Начались процессы укрупнения регионов; должно остаться 29 регионов. Мезоэкономика рассматривает: -формы организации хозяйственной деятельности на местном уровне; -виды ресурсов в регионе и их обладание, разработка, переработка. -производство товаров народного потребления для удовлетворения потребностей данного региона. 4. Макроэкономика. Самостоятельная часть экономической науки, которая рассматривает хозяйственную деятельность на уровне государства, как каждое государство рационально и эффективно использует имеющиеся ресурсы в стране с целью производства валового национального продукта для удовлетворения потребностей всех членов общества. Макроэкономика рассматривает следующие проблемы: -понятие простого и расширенного воспроизводства экономики; общие макроэкономические показатели; понятие валового внутреннего и валового национального продукта. -понятие национального счетоводства и его формы; проблемы накопления, сбережения, потребления, и инвестиции в экономику, экономический рост и его типы; виды экономических кризисов; понятие кредитно-денежной системы; понятие денег и их функций; денежная масса и денежные агрегаты; понятие банка и его виды; функции банков в рыночной системе; понятие кредита и его формы; рынок ценных бумаг и его развитие на современном этапе; понятие инфляции и ее виды; антиинфляционная политика государства и методы борьбы; экономическая роль государства в экономике; налоги и налоговая система; виды налогов и их функции; понятие безработицы и ее виды; совокупные доходы общества и тд. 5. Мегаэкономика (мировая экономика) – это самостоятельная часть экономической науки, которая изучает хозяйственную деятельность общественного производства всех государств мира, взятых вместе, как рационально и эффективно каждое государство использует имеющиеся ресурсы у себя в стране с целью производства совокупного общественного продукта для удовлетворения потребностей всех людей на Земле. Рассматривает: -понятие мировой торговли и ее виды; -вывоз капитала из старны в страну и формы вывоза; миграция и эмиграция рабочей силы -научно-технический прогресс и его использование в каждой стране; -понятие валюты и ее виды, курсы валют; - проблемы экологии и социальной безопасности на Земле. Таким образом, все части экономической науки, взятые вместе в совокупности, составляют предмет экономической теории.
2. Микроэкономика – это самостоятельная часть экономической науки, которая изучает хоз. деят. На уровне домохозяйств, предприятий, фирм, как рационально и эффективно происходит соединение факторов производства с целью производства товаров или услуги их реализации и получения максимальной прибыли. Микроэкономика - раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных субъектов экономических отношений, т.е. потребителей и фирм. Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д.. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: Как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.
Смешанная система Отличительные черты: · приоритетность рыночной организации экономики; · многосекторность экономики; · государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке; · ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; · социальная защита населения. Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США. Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы. Основные экономические законы: · Закон спроса и предложения · Закон общего макроэкономического равновесия · Закон частного экономического равновесия · Закон производительной силы труда · Закон конкуренции · Закон стоимости · Законы денежного обращения · Законы экономического роста · Закон возрастающих вмененных издержек · Закон убывающей отдачи · Закон эффективности производства · Закон пропорциональности · Закон накопления · Закон возвышения экономических потребностей · Закон тенденции падения нормы прибыли Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики. Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция.
Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как способ распределения этих товаров. В соответствии с рыночным пониманием эффективного распределения цель такого рынка - распределить промышленные и сельскохозяйственные товары в соответствии с финансовыми возможностями потребителей. В рамках сжатого рынка определяются цены на отдельные товары в соответствии со спросом и предложением на них. Цены на промышленные и сельскохозяйственные товары складываются на уровнях: региональном, национальном и международном. Эти цены включают и стоимость перевозок и хранения. Рынок услуг Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг населению. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, т.е. виды деятельности по оказанию услуг в производстве. В чисто рыночной экономике никаких субсидий со стороны государства быть не должно, но на практике без них не обойтись - как по используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Рынок жилой площади В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами. Право строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества. Не следует думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие слои населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все предпочтение богатым.В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу. Рынок средств производства Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. Рынок инвестиций В рыночной экономике происходит изменение как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации. Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения. Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие. Он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно- технические объекты. Рынок денег, валюты, ценных бумаг Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену "сегодняшних" денег на "завтрашние" деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого доллара или возникают республиканские валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую. Рынок рабочей силы (труда) Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью. Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем. Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. Рынок чистой конкуренции Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами: · имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема; · товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар; · все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы; · отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее; · все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей; · ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене). Рынок чистой монополии Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами; · наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы); · товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него; · отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции; · наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом; · покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество; · фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей. Олигополистический рынок Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами: · на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы; · продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение); · фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами). Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистичсском рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы. Сегменты рынка. Часть рынка; группа потребителей продукта; предприятия, имеющие общие признаки. Сегментация рынка – разделение потребностей данного товара на отдельные потребителей данного товара. Отделение группы предъявляющей к товару неодинаковые требования. Выделяют сегменты: 1 по географическому признаку – по регионам6 север, Урал, Сибирь, дальний восток. а) по административному делению: республика, край, область, район, город. б) по плотности населения: город, пригород, сельская местность. в)по климатическим условиям: континентальный, субъконтинентальный, морской. 2 Демографический – группировка населения: а0 по возрасту, б) по уровню доходов, в) по профессиональной принадлежности и т.д. 3) Психографический – группировка людей по соц. составу. а) По стилю жизни (молодежный, скины.). б) По личным качествам (импульсивный, авторитетный, и т.д.). Структура рынка. 1 по экономическому назначению: а рынок товаров и услуг, б рынок средств производства, в рынок труда, г рынок научно-технической информации, д рынок ценных бумаг. 2 по товарным группам: а рынок товаров производственного назначения, б рынок товаров народного потребления, в рынок продовольственных товаров, д рынок факторов производства. 3 по производственному признаку: а внутри региональные, б межрегиональные, в республиканские, г межреспубликанские, д международные. 4 по степени ограниченной конкуренции: а монопольные, б олигопольные, в свободные, г смешанные. 5 по характеру продаж: а оптовой торговли,
Модели рыночной экономики. 1) Либеральная американская модель капитализма. а) высокая доля частного предпринимательства (80%) б)всемерная поддержка предпринимательства в) резкая дифференциация общества на слои г) удовлетворенность основной массы населения социальной жизнью. 2) Японская модель а) государственное вмешательство в экономику б) использование элементов планирования в экономике в) социальная направленность модели г) незначительный разрыв в з/п между управляющим компанией и работником (17 раз) 3) Немецкая модель а) государственная поддержка предпринимательства и государственное вмешательство в экономику б)социальная направленность модели в) разрыв в з/п между управляющим компанией и работником в 23 раза. 4) Французская модель а) широкое использование планирования с 1947 и до сейчас б) государственное вмешательство в накопление капитала в) социальная направленность модели г) поддержка предпринимательства 5)Шведская модель а)социальная направленность модели (развитие сети общест школ, дет садов, больниц) б) государственное вмешательство в процесс ценообразования в)поддержка предпринимательства г) использование элементов планирования 6)Корейская модель а) планирование с 1961 б) государство поощряет вывоз товаров и запрещает ввоз в) социальная направленность модели г) контролирует денежно-кредитную систему 7)Китайская модель а) переход от плановой социалистической к плановой рыночной товарной экономике. б) социальная направленность модели в) поддержка предпринимательства г) развитие в с/х семейных подрядов д)развитие рынков, новой техники, технологии, ценных бумаг и тд. Данные модели являются ведущими.
КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ. Конкуренция – один из эконом. законов отражающий эконом. основ. значимость м/у товаропроизводит. за сферу отлич. капитала и потребителя. Исследователем конкуренции яв-ся англ. Учёный А. Смит. Он подчёркивал. что развитию рынка и рыночных структур никто не должен мешать, рынок сам установит какой объём продукции производить и сколько реализовать произв. товаров (невидимая рука рынка) Развитие системы капитализма сформировало след. Виды конкурент. Борьбы м/у товаропроизводителями: 1. Современная конкуренция Данный вид осуществляется при след. Условиях: А) на рынке должно присутствовать много мелкихтоваропризводителей Б)на рынке должно быть много однородного продукта В) м/утоваропроизводителями не должно быть заранее сговора по поводу роста цен. Г) вход и выход на рынок свободен Данный вид конкуренции в реальной жизни присутствует редко 2. Несовершенная конкуренция- данный вид конкурентной борьбы находится на грани современной конкуренции и монополии; осуществляется м/у монополиями простого типа. (концерны). При данном виде конкурентной борьбы присут. Много товаропроизводительности; ведущую роль играет кол-во продукции исходные барьеры относит. Свободны. Данный вид борьбы осуществляется при помощи ценовых и не ценовых факторов. 3. Внутриотраслевая – ведётся внутри отрасли, м/у теми предприятиями, кот. работают в ней. Ставкеа делается на кол-во производимой продукции и завоевании на этом потребителей; Выталкивание слабых, мелких товаропроизводителей. 4. межотраслевая – основывается на затратах производства и качестве продукции. Чем ниже затраты и высокое качество продаж, тем больше способствует привлечения капиталла в данную отрасль. 5. монопольная конкуренция – борьба идет между трестами, концернами, конгломератами. Они устанавливают монопольно низкие или монопольно высокие цены и ведут ценовую борьбу за потребителя. Монополия имеет возможность использовать разнообразиивтоваров при реализации диверсификации. При монопольной борьбе идет с оперничество в следующих областях: А) научно-техн Б) промышл-производств В) тогово-соц 6. монополия «одни закупают товары и контролируют всю торг сеть» 7. олигополия. (неск-ко монополистов объед-ся как из сферы произ-ва так и из сферы продаж) контролируют др виды монополии 8. недобросовестная конкуренция – используются нечестные приемы в организации и ведении хоздеят-ти А) дается искаженная информация о товарах конкурента Б) незаконноеиспольз-е чужого товарн знака В) недобросов реклама товара Г) использ-е некорректных сравнений Д) физ устранение предприятий или собственника(убийства, поджоги) Е)кража секретов произ-ва Данный вид носит нецивиллизовхар-р и гос-во должно пресекать такой вид деят-ти. Впервые об антимонопольной борьбе вопрос был поставлен в США в 1890г. Закон Клинтона, ограничивающий монопольную деят-ть в сфере произ-ва. В 1914г закон Шермана в сфере торговли. 1937г – законы, огранич.деят-ть монополии в сфере произ-ва и торговли, законы пересматриваются и приспосабливаются к изменяющимся условиям экономики. В 1942 г в России впервые были приняты антимонопольные законы, действия происходят сложно и противоречиво, это связано с идущим процессом формир-я частной собственности на землю и ср-вапроиз-ва. Носит в значительной мере коррупционныйхар-р. В 2009 г принят закон о борьбе с коррупцией, таким образом, антимонопольная политика проводится гос-м с целью поддержания конкуренции среды развития рынка и рыночных отношений.
ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ И ИХ ВИДЫ. Любая хоз.дея-ть в обществ.праве предполагает первоначал затраты. Источники первоначал капитала м/б различны:1собств заработанные деньги;2вложения родителей,родственников;3инвестирование част лиц/гос-ва;4складочный капитал;5иностр инвестиции;6кредиты в банке. 1. Начальная сумма денеж ср-в распадается на основной и оборотный капитал. Это можно отразить в ф-ле(ф-ла общих издержек): ТС=FC+VC+m,где ТС-обществ.издержки,FC-постоянный капитал(основной),m-ср-ва про-ва в виде машин, станков, оборудования и т.п. Особ-ть осн.капитала -свою стоимость на вновь создаваемый продукт он переносит по частям в теч.длит.вр.(5-7лет).Для восстановления осн.капитала создаётся амортизационный фонд. Аморт-часть прибыли,кот идёт на восстановление осн.ср-в про-ва. Делится на физич-ую и моральную.Физическая-когда осн.ср-ва про-ва приходят в полную негодность,разрушаются или их списывают. В реальной практике часто амортизационный фонд исп-ся на др цели,кот более важны и необходимы в данный период. Моральная амортизация связана с высоким использованием новой техники и технологий в продукции про-ва. В 90е 20в морал.аморти-я осущ-сь ч/з 3года 1десятилетия,21в-1,5. В наст.вр год-полгода:
Q-кол-во товара,услуг; С-издержки; FC-пост.капитал. Переменный (оборотный) капитал: сырьё, электроэнергия, вода, смазочные в-ва, рабсила и т.д. Особ-ть переменного капитала-свою стоимость на вновь создаваемый продукт он переносит полностью и исчезает переходя в др.форму. Выращивание зерна:зерно переходит в колос;Колос обрабат-ся в зерно;Зерно переходит в муку;Мука переходит в продукты питания. В процессе про-ва хоздея-ти происходит набор постоян и переменных факторов про-ва. Их соотно-ие м/б разным,непропорциа-м. Мобильность ф-ров про-ва м/б связана с редкостью к/л фактора, что приносит монопол.прибыль тем владельцам,кот обладали им.Переменный капитал отражается графически:
VC-переменный капитал, Q-кол-во товара,услуг; С-издержки, М1-вновь созданный продукт в виде товаров или услуг Средние общие издержки +график 1-прибыль;2-фирма имеет эконом.равновесие;3-предприятие не рентабильно,его затраты >,чем результат. Ср.общие издержки на пост.капитал:AFC=FC/Q. Ср.общие издержки на переменный капитал:TVC=VC/Q. Ср.издержки пост и перемен капитала рассм-ся ч/з призму временных понятий-краткосроч и долгосроч периодов эк-ки. Краткосроч период обычно связан с совершенной конкуренцией,осущ-ся в теч3-6мес; долгосроч периоды с несоверш.конкуренцией, от года и >, в отраслях машиностроения,металлургии и т.п. 3.Предельные издержки -допл.затраты капитала на допл.ед-цу продукции.Обозн-ся МС.Рассм-ся на перемен.капитале: МС=ΔVC/ΔQ,где Δ-прирастание. Точка пересечения пост,перемен издержек,ср общих издержек, предельных говорит об эконом равновесии фирмы на данный период. В рез-те исп—ия предел издержек в процессе про-ва нач-ет действовать закон падения отдачи про-ва. При колич-ном росте переменного капитала не набл-ся постоянного роста продукции. Какое-то время в про-ве широким применением новой техники и технологий про-во растёт, затем отдача про-ва падает. Предприниматель должен другие действия в развитии своего пр-ва. Чаще всего исп-ся эффект масштаба пр-ва: + график Эффект масштаба про-ва имеет + и – стороны. Способствует применению дорогостоящей и высоко оборудованной технике. Создаёт усл-я для широкой диверсификации продукции. Снижается эффективность взаимод-я м/у подразделениями пр-ва. Затрудняется контроль выполнения принятых решений. Возникают локализованные интересы отдел.рабочих. Растут издержки на обработку инфо(продукции). 4.Издержки себестоимости выраж-ся в цене продукта,т.е.те реальные затраты,кот несёт предприятие по их пр-ву:FC+VC СТРЕЛОЧКА К предприятие. 5.Альтернативные издержки (издержки выбора). -10тыс-12тыс(доход 2тыс)-пр-во булочки;-10тыс-14тыс (доход 4тыс);-10тыс годовых-16тыс (доход 6тыс)-в банк под %. Альтернативные издержки создают усл-я выбора сферы с min риском и оптимальной прибылью. 6.Трансакционные издержки -непредвиденные издержки,связанные с опр-ыми обстоятельствами. Трансакционные затраты возник в рез-те хоз.дея-ти в неординарных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах.Т.О.:издержки пр-ва явл-ся осн показателем эффект-ти хоз.дея-ти в отрасли и стране. Монополия и её виды. Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Виды монополий: Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»). Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке: Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике. Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
Рост продуктов и услуг А) простота обеспечения экономического роста Б) быстрота освоения природных ресурсов В) создание условий для относительно высокой занятости населения. «-« А) порождает технический застой Б) возможность появления стагнации производства В) усиление затратного характера развития производства 2. Интенсивный – увеличение производственного потенциала осуществляется за счёт совершенствования техники и технологий: А) повышение наукоёмкости производства Б) широкое распространение научно-технической инновации В) преодоление преграды эконом. Роста, порождается ограниченностью ресурсов. А) отражает реальное действие экономики Б) расширяет производство, сопровождается улучшение качества производимой продукции. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: «Прямые» А) количество и качество труд ресурсов Б) объём и количество основного капитала В) технологии производства Д) международная обстановка «Косвенные» А) снижение налогов на прибыль Б) расширение возможности получения кредита В) снижение цен на производственные ресурсы ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦИКЛЫ ЭК-КИ. Пром-ые циклы эк-ки: Развитие эк-ки проиит циклически, и её развитие отражается прежде всего в пром-ти. Это связано со структурными изменениями пром-ти и технологич.
ВНП
Q ВНП Фазы пром-ого цикла :1. Кризис- в этот период сокращается само про-во,банки умен-ют кол-во выдачи кредитов или совсем отказывают, увольняется опр.часть наёмных рабочих,про-во произ-ит min к-во продукции. Данный цикл в развитых странах может идти на протя-ии 4лет. 2. Депрессия. Распродажа запасов сырья, части оборудования, имеющиеся товары, рабочих отправляют на переподготовку или увольняют. 3. Фаза оживления(подъём эк-ки). Изуч-ся рынок, идёт модернизация про-ва на основе закупок,наним.рабочих(переподготовка,с высш.образованием),организуется про-во товара новых или усовершенств.старых небольшими партиями. Промыш.про-во достигает того периода, с кот произошло падение. 4. Эконом.рост. Бурное развитие промыш.про-ва.Предприятия получают прибыль,рабочие выс з/п,на рынке много товаров и услуг, у потребителя есть выбор.Т.О.:циклическое развитие пром-ти ведёт к порождению глубого соц-экон.кризиса общества. Безработица и её формы. Безработица – такое соц.-экон. явление, когда работник ищет работу на протяжении длит. времени (год) по средней з/п и не может её найти. Безработица связана с рынком труда. Рынок труда рассматривается как один из факторов производства. На протяжении длительного времени ученые экономисты изучали и продолжают изучать рынок труда. Отсюда появилось несколько теорий, которые объясняют характер рынка труда и причины появления безработицы. 1. Неоклассическая теория (Визер, Маршал). Рассматривали рынок труда как один из ресурсов. На рынке труда предприятиями и фирмами предъявляется спрос на рабочую силу. Регулятором рынка труда служит цена труда в виде з/п. С пом. з/п регулируется спрос и предложение. На рынке труда поддерживается состояние равновесия. Государство может поддерживать равновесие на основе мин з/п. Теория подчеркивает, что между рабочими идет конкуренция за рабочее место (носит несовершенный характер). 2. Кейнсианская теория и монетаристы. Рассматривает рынок труда как явление постоянное и стабильное. Исходит из того, что цена рабочей силы жестко фиксируется, практически не изменяется. Регулятор рынка труда – государство. Снижая налоги на бизнес, гос-во стимулирует рост спроса на раб. силу, что ведет к росту производства и занятости. 3. Монетаристская теория (Фридман). Исходит из жесткости структуры цен на рабочую силу. Считается, что в экономике должен быть естеств. уровень безработицы. Предлагается регулировать безработицу с пом. кредитно-денежной политики, используя учетную ставку центрабанка, обязательные резервы коммерческих банков, кот. могут инвестировать производство, что приведет к занятости населения. 4. Институционализм. В совр. условиях нужно учитывать отраслевой характер раочей силы. Проблема безработицы может решаться
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.013 с.) |