Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Валовой, средний и предельный доходСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Доход предприятия как экономическая категория. Одной из центральных категорий рыночного хозяйства выступает доход предпринимательской фирмы. Доход есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции. Можно иметь собственность, но не иметь дохода. Поэтому доход выступает как первичная форма экономической реализации собственности как капитала. Будучи сложной экономической категорией, доход выражает отношения материальной и экономической ответственности предпринимателя за рациональное использование факторов производства, отношения хозяйственного риска. Получение предприятием денежного дохода свидетельствует о том, что продукция получила общественное признание, а само предприятие признано в роли хозяйствующего субъекта. Предприятие в своем информационном отчете может сообщить, что изготовило 100, 200 или 250 единиц продукции, убрало заводскую территорию и сдало заготовителям ненужный металлолом, провело техническое переоснащение 25 рабочих мест, наконец, заселило новый дом для молодых специалистов и т. п. Безусловно, все это важные события. Но только доход отражает конечный результат хозяйствования, экономическую результативность производства и выступает как концентрированное выражение экономических интересов. Доход образует материальную основу для дальнейшего существования предприятия как хозяйствующего субъекта. Для отношений дохода характерна сложная структура взаимосвязей по вертикали (предприятие — государство) и горизонтали (между самими хозяйствующими субъектами, собственниками факторов производства и т. п.). Поэтому отношения дохода всегда отражаются в экономической теории и практике хозяйствования через развернутую систему категорий, которая включает валовой, чистый и предпринимательский доход, прибыль и другие виды пофакторных доходов, а также налоги и сборы, штрафы, пени, неустойки и т. п. Решая проблему дохода (максимизация денежной выручки и т. д.), соответствующим службам предприятия приходится глубоко анализировать широкий круг вопросов, связанных с закупкой факторов производства, организацией производства и реализацией готовой продукции, с планированием во времени и пространстве материальных и денежных потоков. Реализуя готовую продукцию и получая денежный доход, предприятие таким способом привлекает на свою сторону «доллар покупателя». Для этого приходится конкурировать с другими производителями, приспосабливаться к платежеспособному спросу и другим рыночным тенденциям. За счет дохода предприятие пополняет фонды оплаты труда и амортизационных отчислений. При наличии денежного дохода предприятие имеет возможность вовремя выплачивать зарплату персоналу и оплачивать счета поставщиков, создавать экономические условия для продолжения кругооборота капитала, сохранять рабочие места. Увеличение массы дохода — одно из очевидных доказательств того, что растет загрузка производственных мощностей, повышается конкурентная способность предприятия. Наоборот, отсутствие спроса на продукцию и затоваривание заводских складов, возникновение трудностей в подборе партнеров и т. п. негативно отражаются на доходах предприятия. О появлении дохода свидетельствует поступление денежной выручки на банковский счет (безналичные средства) или в кассу предприятия, основная часть которой незамедлительно инкассируется, т. е. передается на хранение в банк. Не случайно под доходом (поступлениями) чаще всего понимается денежный доход. Однако особая форма дохода возникает в том случае, когда имеет место натуральный обмен готовой продукции предприятия, например, на исходное технологическое сырье, полуфабрикаты, комплектующие, энергоносители, продовольствие и т. д. В итоге возникает ситуация, когда вслед за реализацией продукции на банковском счете, как сейчас принято говорить, «живые деньги» не появляются. Следует отметить, что в современной рыночной экономике натуральный обмен достаточно широко распространен. Но если в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия выявляется доминирование таких бартерных отношений, то выводы должны быть другими. Доминирование натурального обмена всегда свидетельствует о негативных тенденциях в функционировании предприятия как хозяйствующего субъекта. Так, речь может идти: а) о появлении особых и скрытых форм зависимости производителя от б) о кризисе платежной системы и неэффективной работе банков по в) о скрытом нарастании у предприятия финансовых проблем, включая При анализе отношений дохода принято выделять валовой, средний и предельный доход. Валовой доход — выручка, полученная от реализации готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг и зачисленная на банковский счет предприятия. На практике в структуре валового дохода предприятия следует выделять выручку от реализации готовой продукции, а также другие виды дохода, связанные, например, с функционированием вспомогательного (непрофильного) производства, с реализацией ненужного имущества и т. п. (см. рис. 8.1).
Рис. 8.1. Структура валового дохода современного предприятия К сказанному добавим, что внереализационные доходы включают денежные суммы, получение которых непосредственно не связано с основной производственной деятельностью. К ним относятся полученные штрафы, пени и неустойки, поступившие долги (ранее списанные как безнадежные), финансовые результаты валютных операций предприятия (положительная курсовая разница) и т. д. К операционным доходам следует отнести доходы от участия в акционерных обществах, проценты за размещенные в банке депозиты (временно свободные денежные средства). В дальнейшем под валовым доходом будем понимать только денежный доход (TR — Total revenue), полученный предприятием от реализации продукции основного производства. где TR — валовой доход (совокупные денежные поступления на банковский счет предприятия); ТР — валовой (общий) продукт; Р — цена реализации товара. Если объем реализации равен объему производства, тогда валовой доход (TR) действительно равен цене реализации, умноженной на объем выпуска продукции. Однако на практике подавляющее большинство предприятий всегда располагает весьма значительными запасами готовой продукции, объем которых подвергается постоянным изменениям. Поэтому где qj и Q2 — остатки готовой продукции на начало и конец анализируемого периода. Такие остатки могут составлять 40-50, а порой и более 100% от месячного объема выпуска, что свидетельствует о кризисе сбыта. Кроме заводских и фабричных складов, часть готовой продукции всегда находится в товаропроводящей сети, учитывается в виде дебиторской задолженности (продукция, отгруженная заказчику, срок оплаты которой еще не наступил). Тогда где Q3 и Q4 — дебиторская задолженность на начало и конец анализируемого периода. Следовательно, кроме таких основных факторов как объем валового продукта и цена реализации валовой доход предприятия напрямую зависит от платежеспособности покупателей и от состояния самой платежной системы (наличие или отсутствие должников, т. е. дебиторов; скорость расчетов; политика банков по кредитованию расчетов, дефицит или избыток денежных средств). Средний доход (AR) — есть сумма денежной выручки, приходящейся на единицу продукции: где ТР — объем произведенной и реализованной продукции; Р — цена реализации. Обратим внимание на то, что после произведенных преобразований средний доход (AR) в конечном итоге оказался равным цене реализации. Поэтому расчет AR имеет смысл производить лишь при изменяющихся ценах за определенный период или в тех случаях, когда предприятие выпускает широкий ассортимент продукции. В таких условиях средний доход будет зависеть не только от уровня цен (цены), но и от структуры ассортимента выпускаемой продукции, равняется средневзвешенной цене реализации Предельный доход (MR) представляет собой приращение объема реализации, или валового дохода, который возникает в результате увеличения выпуска и реализации продукции на одну дополнительную единицу. Развитие рынка и изменение условий реализации. Образование дохода (объем, темпы прироста и др.) непосредственно зависит от состояния рынка, от той рыночной позиции, которую занимает предприятие. Здесь возможны три основных варианта экономических условий реализации Первый вариант связан с формирующимся рынком. Покупатель и продавец стремятся определить точку рыночного равновесия, но равновесная цена и равновесный объем производства еще не обозначены. Покупатели формируют свои предпочтения с учетом платежеспособного спроса и одновременно изучают поведение предпринимательской фирмы. Одновременно сама фирма изучает емкость рынка, т. е. объем платежеспособного спроса, эластичность спроса по цене, и определяет свое место на рынке продукта. Второй вариант связан с уже сформированным рынком. В таких условиях приходится учитывать, что равновесная цена четко обозначена. Предприятие-производитель не имеет возможности ее изменить. Поэтому рассматривает равновесную цену как независимое объективное обстоятельство. Третий вариант возникает тогда, когда предприятие располагает дополнительными экономическими преимуществами, влияющими на конечные результаты хозяйствования, и доминирует на рынке. Это позволяет монополисту присваивать сверхдоход (см. главу 9). Доход в условиях формирующегося рынка. Предположим, что фирма только приступила к формированию рынка сбыта. Напомним читателю, что в соответствии с законом спроса чем ниже цена, тем больше объем спроса (Qd). Данная «классическая» ситуация отражена в таблице 8.1. Таблица 8.1. Изменение валового, среднего и предельного дохода предприятия в условиях формирующегося рынка
Представленные в таблице 8.1 расчеты показывают, что от цены зависит не только физический объем продаж (ТР), но и объем валового дохода (TR). Снижение цены реализации дополняется снижением среднего и предельного дохода. Это подтверждают и соответствующие графические построения (см. рис. 8.2). Представленные данные (см. таблицу 8.1) и соответствующие графические построения (см. рис. 8.2) позволяют сделать ряд важных выводов: а) в динамике изменений валового дохода (TR) четко вы б) валовой доход (TR) увеличивается до тех пор, пока Рис. 8.2. Графики общего, среднего и предельного дохода предприятия в условиях формирующегося спроса в) предельный доход (MR) и средний доход (AR) постоян г) средний доход (AR) всегда равен цене реализации. В условиях формирующегося рынка особый интерес представляет динамика предельного дохода (MR), где с определенного момента даже появляются отрицательные значения. Отметим, что MR имеет положительное значение при снижающейся рыночной цене (цена спроса) до тех пор, пока потеря дохода по цене компенсируется ростом дохода за счет увеличения физического объема реализации. Снижение цены всегда означает потерю части дохода. Рост физического объема продаж всегда вызывает увеличение денежной выручки. Таким образом, в условиях формирующегося рынка доход предприятия как хозяйствующего субъекта непосредственно зависит от уровня цены. В соответствии с законом спроса изменение цены оказывает непосредственное воздействие на валовой, средний и предельный доход. Доход фирмы в условиях сформированного рынка. В условиях сформированного рынка равновесная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения. Еще раз подчеркнем, что в таких экономических условиях любая предпринимательская фирма (по условиям свободной конкуренции) не в состоянии решающим образом повлиять на уровень цены, например, за счет изменения объема продаж или других действий. Цена выступает как постоянная величина и воспринимается как независимое внешнее обстоятельство (см. таблицу 8.2). Чтобы продолжить анализ, построим соответствующие графики (см. рис. 8.3). Таблица 8.2. Изменение объема дохода предприятия в условиях сформированного рынка
Обратим внимание на то, что в условиях сформированного рынка, когда цена есть величина постоянная: а) валовой доход (TR) зависит только от объема производства или физического объема реализации готовой продукции; б) предельный доход (MR) равен среднему доходу(АК); в) реализация каждого последующего изделия для предпри г) MR и AR образуют кривую спроса для отдельной фир Основы теории прибыли.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.008 с.) |