Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валовой, средний и предельный доход

Поиск

Доход предприятия как экономическая категория. Одной из центральных категорий рыночного хозяйства выступает доход предпринимательской фирмы.

Доход есть денежный эквивалент произведенной и реали­зованной продукции.

Можно иметь собственность, но не иметь дохода. Поэто­му доход выступает как первичная форма экономической реа­лизации собственности как капитала.

Будучи сложной экономической категорией, доход выра­жает отношения материальной и экономической ответственно­сти предпринимателя за рациональное использование факторов производства, отношения хозяйственного риска. Получение предприятием денежного дохода свидетельствует о том, что продукция получила общественное признание, а само предпри­ятие признано в роли хозяйствующего субъекта.

Предприятие в своем информационном отчете может сообщить, что изготовило 100, 200 или 250 единиц продукции, убрало заводскую террито­рию и сдало заготовителям ненужный металлолом, провело техническое пе­реоснащение 25 рабочих мест, наконец, заселило новый дом для молодых спе­циалистов и т. п. Безусловно, все это важные события. Но только доход отражает конечный результат хозяйствования, экономическую результатив­ность производства и выступает как концентрированное выражение эконо­мических интересов. Доход образует материальную основу для дальнейшего существования предприятия как хозяйствующего субъекта.

Для отношений дохода характерна сложная структура взаимосвязей по вертикали (предприятие — государство) и го­ризонтали (между самими хозяйствующими субъектами, соб­ственниками факторов производства и т. п.). Поэтому отно­шения дохода всегда отражаются в экономической теории и практике хозяйствования через развернутую систему катего­рий, которая включает валовой, чистый и предпринимательс­кий доход, прибыль и другие виды пофакторных доходов, а также налоги и сборы, штрафы, пени, неустойки и т. п.

Решая проблему дохода (максимизация денежной выруч­ки и т. д.), соответствующим службам предприятия приходит­ся глубоко анализировать широкий круг вопросов, связанных


с закупкой факторов производства, организацией производства и реализацией готовой продукции, с планированием во време­ни и пространстве материальных и денежных потоков.

Реализуя готовую продукцию и получая денежный доход, предприятие таким способом привлекает на свою сторону «доллар покупателя». Для этого приходится конкурировать с другими производителями, приспосабливаться к платежеспо­собному спросу и другим рыночным тенденциям.

За счет дохода предприятие пополняет фонды оплаты тру­да и амортизационных отчислений. При наличии денежного дохода предприятие имеет возможность вовремя выплачивать зарплату персоналу и оплачивать счета поставщиков, созда­вать экономические условия для продолжения кругооборота капитала, сохранять рабочие места.

Увеличение массы дохода — одно из очевидных доказа­тельств того, что растет загрузка производственных мощнос­тей, повышается конкурентная способность предприятия. На­оборот, отсутствие спроса на продукцию и затоваривание заводских складов, возникновение трудностей в подборе парт­неров и т. п. негативно отражаются на доходах предприятия.

О появлении дохода свидетельствует поступление денеж­ной выручки на банковский счет (безналичные средства) или в кассу предприятия, основная часть которой незамедлитель­но инкассируется, т. е. передается на хранение в банк. Не слу­чайно под доходом (поступлениями) чаще всего понимается денежный доход.

Однако особая форма дохода возникает в том случае, когда имеет место натуральный обмен готовой продукции предприятия, например, на исходное технологическое сырье, полуфабрикаты, комплектующие, энергоносители, про­довольствие и т. д. В итоге возникает ситуация, когда вслед за реализацией продукции на банковском счете, как сейчас принято говорить, «живые день­ги» не появляются.

Следует отметить, что в современной рыночной экономике натуральный обмен достаточно широко распространен. Но если в процессе анализа хозяйствен­ной деятельности предприятия выявляется доминирование таких бартерных отношений, то выводы должны быть другими. Доминирование натурального обмена всегда свидетельствует о негативных тенденциях в функционировании предприятия как хозяйствующего субъекта. Так, речь может идти:


а) о появлении особых и скрытых форм зависимости производителя от
поставщиков, о доминировании в бартерных отношениях из-за использова­
ния в расчетах особой системы цен неэквивалентных форм обмена;

б) о кризисе платежной системы и неэффективной работе банков по
поддержке системы расчетов;

в) о скрытом нарастании у предприятия финансовых проблем, включая
также и потерю оборотных средств.

При анализе отношений дохода принято выделять валовой, средний и предельный доход.

Валовой доход — выручка, полученная от реализации го­товой продукции, выполненных работ и оказанных услуг и зачисленная на банковский счет предприятия.

На практике в структуре валового дохода предприятия следует выделять выручку от реализации готовой продукции, а также другие виды дохода, связанные, например, с функци­онированием вспомогательного (непрофильного) производства, с реализацией ненужного имущества и т. п. (см. рис. 8.1).

 

Доход от реа­лизации про­дукции ос­новного про­изводства Доход от вспомога­тельного производ­ства Доход от прочих видов деятельности (операцион­ные доходы) Внереали­зационные доходы Реализация ненужного имущества
В А ЛОВ 0 И Д О X О Д

Рис. 8.1. Структура валового дохода современного предприятия

К сказанному добавим, что внереализационные доходы включают денеж­ные суммы, получение которых непосредственно не связано с основной про­изводственной деятельностью. К ним относятся полученные штрафы, пени и неустойки, поступившие долги (ранее списанные как безнадежные), финансо­вые результаты валютных операций предприятия (положительная курсовая разница) и т. д.

К операционным доходам следует отнести доходы от участия в акционер­ных обществах, проценты за размещенные в банке депозиты (временно сво­бодные денежные средства).

В дальнейшем под валовым доходом будем понимать толь­ко денежный доход (TR — Total revenue), полученный предпри­ятием от реализации продукции основного производства.


где TR — валовой доход (совокупные денежные поступления на банковский счет предприятия); ТР — валовой (общий) про­дукт; Р — цена реализации товара.

Если объем реализации равен объему производства, тог­да валовой доход (TR) действительно равен цене реализации, умноженной на объем выпуска продукции. Однако на практи­ке подавляющее большинство предприятий всегда располага­ет весьма значительными запасами готовой продукции, объем которых подвергается постоянным изменениям. Поэтому

где qj и Q2 — остатки готовой продукции на начало и конец анализируемого периода.

Такие остатки могут составлять 40-50, а порой и более 100% от месячно­го объема выпуска, что свидетельствует о кризисе сбыта.

Кроме заводских и фабричных складов, часть готовой про­дукции всегда находится в товаропроводящей сети, учитыва­ется в виде дебиторской задолженности (продукция, отгружен­ная заказчику, срок оплаты которой еще не наступил). Тогда

где Q3 и Q4 — дебиторская задолженность на начало и конец анализируемого периода.

Следовательно, кроме таких основных факторов как объем валового продукта и цена реализации валовой доход предприятия напрямую зависит от платежеспособности поку­пателей и от состояния самой платежной системы (наличие или отсутствие должников, т. е. дебиторов; скорость расчетов; политика банков по кредитованию расчетов, дефицит или из­быток денежных средств).

Средний доход (AR) — есть сумма денежной выручки, при­ходящейся на единицу продукции:

где ТР — объем произведенной и реализованной продукции; Р — цена реализации.


Обратим внимание на то, что после произведенных пре­образований средний доход (AR) в конечном итоге оказался равным цене реализации.

Поэтому расчет AR имеет смысл производить лишь при из­меняющихся ценах за определенный период или в тех случаях, когда предприятие выпускает широкий ассортимент продукции.

В таких условиях средний доход будет зависеть не только от уровня цен (цены), но и от структуры ассортимента выпускаемой продукции, равняется средневзвешенной цене реализации

Предельный доход (MR) представляет собой приращение объема реализации, или валового дохода, который возникает в результате увеличения выпуска и реализации продукции на одну дополнительную единицу.

Развитие рынка и изменение условий реализации. Образо­вание дохода (объем, темпы прироста и др.) непосредственно зависит от состояния рынка, от той рыночной позиции, кото­рую занимает предприятие.

Здесь возможны три основных варианта экономических условий реализации

Первый вариант связан с формирующимся рынком. Поку­патель и продавец стремятся определить точку рыночного равновесия, но равновесная цена и равновесный объем произ­водства еще не обозначены. Покупатели формируют свои предпочтения с учетом платежеспособного спроса и одновре­менно изучают поведение предпринимательской фирмы. Одно­временно сама фирма изучает емкость рынка, т. е. объем пла­тежеспособного спроса, эластичность спроса по цене, и определяет свое место на рынке продукта.

Второй вариант связан с уже сформированным рынком. В таких условиях приходится учитывать, что равновесная цена четко обозначена. Предприятие-производитель не имеет возможности ее изменить. Поэтому рассматривает равновес­ную цену как независимое объективное обстоятельство.


Третий вариант возникает тогда, когда предприятие рас­полагает дополнительными экономическими преимуществами, влияющими на конечные результаты хозяйствования, и доми­нирует на рынке. Это позволяет монополисту присваивать сверхдоход (см. главу 9).

Доход в условиях формирующегося рынка. Предположим, что фирма только приступила к формированию рынка сбыта. Напомним читателю, что в соответствии с законом спроса чем ниже цена, тем больше объем спроса (Qd). Данная «классичес­кая» ситуация отражена в таблице 8.1.

Таблица 8.1. Изменение валового, среднего и предельного дохода предприятия в условиях формирующегося рынка

 

 

Цена (Р) Объем спроса (Qa) Реализация (ТР) ДОХОД
валовой (TR) средний (AR) предельный (MR)
 
           
           
           
          -1
      5   -3

Представленные в таблице 8.1 расчеты показывают, что от цены зависит не только физический объем продаж (ТР), но и объем валового дохода (TR). Снижение цены реализации допол­няется снижением среднего и предельного дохода. Это подтвер­ждают и соответствующие графические построения (см. рис. 8.2).

Представленные данные (см. таблицу 8.1) и соответству­ющие графические построения (см. рис. 8.2) позволяют сде­лать ряд важных выводов:

а) в динамике изменений валового дохода (TR) четко вы­
деляются две части: зона роста (до точки А) и зона снижения,
несмотря на дальнейшее увеличение объема реализации;

б) валовой доход (TR) увеличивается до тех пор, пока
предельный доход (MR) имеет положительное значение;


Рис. 8.2. Графики общего, среднего и предельного дохода предприятия в условиях формирующегося спроса

в) предельный доход (MR) и средний доход (AR) постоян­
но снижаются в условиях формирующегося спроса и постепен­
ного насыщения рынка;

г) средний доход (AR) всегда равен цене реализации.

В условиях формирующегося рынка особый интерес представляет дина­мика предельного дохода (MR), где с определенного момента даже появляются отрицательные значения.

Отметим, что MR имеет положительное значение при снижающейся рыночной цене (цена спроса) до тех пор, пока потеря дохода по цене компен­сируется ростом дохода за счет увеличения физического объема реализации. Снижение цены всегда означает потерю части дохода. Рост физического объе­ма продаж всегда вызывает увеличение денежной выручки.

Таким образом, в условиях формирующегося рынка доход предприятия как хозяйствующего субъекта непосредственно зависит от уровня цены. В соответствии с законом спроса из­менение цены оказывает непосредственное воздействие на валовой, средний и предельный доход.

Доход фирмы в условиях сформированного рынка. В усло­виях сформированного рынка равновесная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения. Еще раз подчеркнем, что в таких экономических условиях любая предпринимательская фирма (по условиям свободной конкуренции) не в состоянии


решающим образом повлиять на уровень цены, например, за счет изменения объема продаж или других действий.

Цена выступает как постоянная величина и воспринима­ется как независимое внешнее обстоятельство (см. таблицу 8.2). Чтобы продолжить анализ, построим соответствующие графи­ки (см. рис. 8.3).

Таблица 8.2. Изменение объема дохода предприятия в условиях сформированного рынка

 

  Объем     ДОХОД] (
Цена (Р) спроса (Qd) Реализация (ТР) валовой (TR) средний (AR) предельный (MR)
           
           
           
           
           
           

Обратим внимание на то, что в условиях сформированно­го рынка, когда цена есть величина постоянная:

а) валовой доход (TR) зависит только от объема производ­ства или физического объема реализации готовой продукции;


б) предельный доход (MR) равен среднему доходу(АК);
вместе они отражают уровень равновесной рыночной цены;

в) реализация каждого последующего изделия для предпри­
ятия-поставщика столь же «доходна», как и предыдущего;

г) MR и AR образуют кривую спроса для отдельной фир­
мы на конкурентном рынке, которая задается в виде горизон­
тальной линии (см. рис. 8.3). Это создает видимость наличия
бесконечно эластичного спроса.

Основы теории прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.008 с.)